ЛУБОЧНОЕ ИСКУССТВО
Лубо к — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике гравюры на меди и дополнялся раской от руки. ЛУБОК - ДЕШЕВАЯ ПЕЧАТНАЯ ИЛИ РИСОВАННАЯ «КАРТИНКА ДЛЯ НАРОДА» , ПРОДАВАЕМАЯ НА БАЗАРАХ, ЯРМАРКАХ С НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЕН ПОЧТИ ДО СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА. ЭТО КАРТИНКИ, НАРИСОВАННЫЕ ЖЕСТОМ, ОЗВУЧЕННЫЕ ЭКСПРОМТОМ, ОБРАМЛЕННЫЕ ПРОЛИВНЫМ ХОХОТОМ ПУБЛИКИ,
СЮЖЕТЫ КАРТИН v Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения» , устные сказания, статьи из переводных газет v Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.
В ЛУБКЕ, КОТОРЫЙ НЕПРЕМЕННО СОПРОВОЖДАЛСЯ НАЗИДАТЕЛЬНЫМ ИЛИ ШУТЛИВЫМ ТЕКСТОМ, ПРОЯВЛЯЛАСЬ НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И СМЕКАЛКА, ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К РАЗЛИЧНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ СОБЫТИЯМ, НРАВЫ И БЫТ ТОГО ВРЕМЕНИ, ЛУКАВЫЙ ЮМОР И ПРОСТОСЕРДЕЧНЫЙ СМЕХ, А ИНОГДА И ГЛУБОКО ЗАПРЯТАННАЯ ОТ НЕДРЕМАННОГО ОКА ВЛАСТЕЙ ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА. ТЕМАТИКА НАРОДНЫХ КАРТИНОК ПОИСТИНЕ ЭНЦИКЛОПЕДИЧНА: ОНА ОХВАТЫВАЕТ ТЕМЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ И НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЕ, НАРОДНОГО ЭПОСА И СКАЗОК, ТЕМЫ КОСМОГРАФИИ И ГЕОГРАФИИ, ИСТОРИЧЕСКИЕ, МЕДИЦИНСКИЕ. ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИМЕЛИ САТИРИЧЕСКИЕ, ПОТЕШНЫЕ ЛИСТЫ.
ТИПЫ ЛУБКОВ v Духовно-религиозные - Изображения иконного типа. v Философские. v Юридические — изображения судебных процессов. v Исторические — изображение исторических событий, битв. v Сказочные — сказки волшебные, богатырские, житейские. v Праздники — изображения святых. v Конница — лубки с изображением всадников. v Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.
ПРОИЗВОДСТВО ЛУБКОВ v Гравёры назывались «резных дел мастерами» . В Москве в конце XVI века первым гравёром был Андроник Тимофеев Невежа. v Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. В XVI веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. v Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле. v Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.
ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ v Художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе). v По рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. v Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. v Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. v Простовики отвозили в специальные артели, которые занимались раской лубка. Занимались раской лубков женщины и дети. Позднее появились художники-граверы.
РУССКИЙ ЛУБОК В 1766 году профессор поэзии, академик Яков Штелин, проезжая через Спасские ворота Московского Кремля, заинтересовался развешанными для продажи пестрыми потешными листами, купил ради «куриозности» дюжины полторы картинок и увез их с собою в Петербург. Впоследствии приобретенные им лубки поступили в «древлехранилище» историка М. П. Погодина, а затем в фонды Петербургской публичной библиотеки.
ЛУБОК "МЕДВЕДЬ С КОЗОЮ ПРОХЛАЖДАЕТСЯ". РИСУНОК СОПРОВОЖДАЕТСЯ НАДПИСЬЮ: «МЕДВЕДЬ С КОЗОЮ ПРОХЛАЖДАЮТСЯ, НА МУЗЫКЕ СВОЕЙ ЗАБАВЛЯЮТСЯ. И МЕДВЕДЬ ШЛЯПУ ВЗДЕЛ ДА В ДУДКУ ИГРАЛ. А КОЗА СИВА В САРАФАНЕ СИНЕМ С РОЖКАМИ И С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ, И С ЛОЖКАМИ ВПРИСЯДКУ ПЛЯШЕТ»
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ОТКРЫТКА "МНОГО ВЫБИРАТЬ – ЖЕНАТЫМ НЕ БЫВАТЬ". РОССИЯ. 1900 -Е. НА ПЛОТНОЙ МНОГОСЛОЙНОЙ БУМАГЕ. ПО ТРАДИЦИИ ВЕШАЛАСЬ НА СТЕНУ В ПОМЕЩЕНИИ.