Лу кас Кра нах Ста рший 4 октября 1472 — 16 октября 1553 гг. Л. Кранах. Автопортрет 1550 г. , Галерея Уффици, Флоренция
Лу кас Кра нах Ста рший — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.
Один из основателей «дунайской школы» ; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505— 1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации.
Биография Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты произношения — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.
Творчество Ранние произведения художника поражают новаторством замысла: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии.
«Распятие Христа» . 1503. Старая пинакотека, Мюнхен
В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи. В период работы художника в Виттенберге окончательно определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и формировавшей его среды.
«Отдых на пути в Египет» , 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем
Достижения ренессансного искусства, идеалы возрожденческого гуманизма претворены в “Алтаре святой Екатерины” “Алтарь святой Екатерины” (1506, Картинная галерея, Дрезден)
«Венера и Амур» . 1509, Эрмитаж
“Нимфа источника” (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма. “Проповедь Иоанна Крестителя”, ксилография , 1516
Одновременно в творчестве художника Лукаса Кранаха нарастали тенденции, предвосхищавшие европейский маньеризм 1530 -1550 -х годов: сухие протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнаженного женского тела, выполненные по заказам знати.
На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета.
“Доктор Иоганн Куспиниан”, 1502 -1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур; “Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель.
Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: “Распятие Христа” (Старая пинакотека, Мюнхен) “Покаяние святого Иеронима” (Музей истории искусства, Вена) “Мадонна с младенцем под яблоней” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др.
“Покаяние святого Иеронима” (Музей истории искусства, Вена) “Мадонна с младенцем под яблоней” (Эрмитаж, Санкт-Петербург)
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного. В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку.
Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года.