Баляйкина Мария (1) - Н.О. Лосский.pptx
- Количество слайдов: 13
Лосский Николай Онуфриевич (1870 -1965) Выполнила : студентка ФПД группы ДДЛ-116 Баляйкина Мария
Николай Онуфриевич Лосский принадлежит к той плеяде русских религиозных философов, которые стремились создать оригинальные философские системы, завершающие собой вековую традицию русской религиознофилософской мысли. Как отмечал В. В. Зеньковский, "Лосский справедливо признается главой современных русских философов… Он едва ли не единственный русский философ, построивший систему философии в самом точном смысле слова".
Биография Н. О. Лосский родился в местечке Креславка Витебской губернии. В юности, как и многие его ровесники, он прошел период увлечения марксизмом и даже был изгнан из гимназии за пропаганду атеизма, почему пришлось уехать в Швейцарию для продолжения образования. В 1903 году он получил магистерскую степень по философии, в 1907 году защитил докторскую диссертацию на тему "Обоснование интуитивизма".
Биография После установления Советской власти Н. О. Лосский оказался среди тех русских философов, кто стал неугоден новым властителям России. В 1921 году он был изгнан из университета, а в 1922 году арестован и затем выслан из России. До 1961 года продолжал активную научнофилософскую деятельность. Последние годы жил в Париже, где и скончался 24 января 1965 года. Похоронен на кладбище Сент. Женевьев-де-Буа; на его могиле надпись: «Лосский Николай Онуфриевич, профессор, 6. 12. 187024. 01. 1965»
Основы этики «УСЛОВИЯ АБСОЛЮТНОГО ДОБРА. ОСНОВЫ ЭТИКИ» (1949, первая публикация) - сочинение Лосского, содержащее итоговую характеристику его философскоэтического учения, представленного в произв. «Свобода воли» (1927), «Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей» (1931), «Бог и мировое зло» (1941). Главную задачу этики Лосский видит в том, чтобы установить «единство цели поведения всех существ и единую систему ценностей» . Несмотря на существование множества кодексов морали у разных народов «абсолютная этика возможна и необходима» - таков лейтмотив работы «Условия абсолютного добра» .
Свобода воли - основное условие абсолютной этики, он различает свободу воли и свободу действия и выделяет два вида свободы: формальную и материальную. Формальная свобода - это свобода совершить или не совершить определенный поступок. Такой идеально-реальный субстанциальный деятель дан нам в виде нашего собственного Я. Именно через свое Я человек понимает, что Я есть субстанция не только познающая, но и живущая, творящая новое бытие. “Мы изнутри, пишет Лосский, - можем понять, что значит быть субстанцией. ”
Биологизм в этике, именно натуралистический эволюционизм, стремится объяснить различные виды поведения, исходя из законов жизни организма и сохраняя эвдемонистический характер. Лосский рассматривает учение Спенсера, пытающегося обосновать частичное освобождение от эгоизма и эгоцентризма и переход к альтруистическим поступкам через процесс эволюции. Свобода, знание, общественная жизнь и т. п. духовные блага, по Спенсеру, не более как средства, обеспечивающие самосохранение.
Биологизм в этике Лосский замечает по данному поводу, что одного знания о чужой душевной жизни недостаточно для альтруистического поведения; к знанию должна присоединиться еще и любовь. В заключении он указывает, что обоснование альтруистических поступков из эгоистических, гедонистических стремлений есть чистая бессмыслица. Он пишет: « Если духовные деятельности суть только средства для сохранения и развития телесной жизни, то обречение себя на смерть в борьбе за духовные ценности есть. . . какое-то странное извращение»
Этика добра и зла в учении Н. О. Лосского Относительно понятий добра и зла Лосский утверждает, что «понять, что такое зло, можно не иначе, как в соотношении с добром» , так как эти понятия являются противоположными другу. Именно на основе прямого усмотрения, согласно Лосскому, мы определяем, что такое добро, почему одно заслуживает одобрения, а другое порицания. Абсолютным Добром Лосский признает Бога как абсолютную полноту бытия, как саму истину, жизнь и нравственное добро.
Этика добра и зла в учении Н. О. Лосского Зло никогда не бывает абсолютным: в нем всегда есть какой-либо аспект добра, и в следствиях его также всегда рано или поздно появляется какое-либо добро» . Благое по своему виду устремление к любви оборачивается злом, когда употребляется на благо лишь себе. Следствием такого выбора, согласно Лосскому, является недостаток «единодушия между нами и окружающей природою» , ввиду чего «тело наше уязвимо самыми разнообразными способами ушибы, раны, солнечный удар, простуда, паразиты…» Финалом такого разногласия является смерть. Но что происходит, когда силы любви замыкаются исключительно на своей личности? Это Лосский и имел в виду, когда говорил, что никакое зло немыслимо без частицы добра.
Этика добра и зла в учении Н. О. Лосского Из всего сказанного можно сделать следующие выводы: -зло не является метафизической величиной; -зло является следствием свободного выбора субъективного деятеля, то есть, в первую очередь, человека; -основной причиной любого зла является зло нравственное; -корень нравственного зла лежит в эгоизме.
Заключение В целом, философская система Н. О. Лосского — это оригинальная религиозно-философская система, центром которой является идея личности, как "центральный онтологический элемент мира". П. П. Гайденко отмечает, что "с помощью учения о субстанциальных деятелях Лосский хочет укоренить личность в самом фундаменте бытия, дать онтологическое обоснование как ее бессмертия, так и ее свободы".
Спасибо за внимание !