ФАБЕРЖЕ - ПРИДВОРНЫЙ ЮВЕЛИР.ppt
- Количество слайдов: 61
LOGO
История фирмы LOGO v Карл Фаберже родился 18(30) мая 1846 г. в Санкт. Петербурге. Его отец, Густав Фаберже, по происхождению из рода гугенотов, был скромным ювелиром, имевшим свое дело с 1841 г. В 1860 г. четырнадцатилетний Карл Фаберже вместе с родителями переезжает в Дрезден. Оттуда отец посылает его в путешествие по Европе, он останавливается на более длительное время во Франкфурте-на-Майне, во Флоренции и в Париже. Вернувшись в Петербург в 1866 г. , Фаберже - теперь уже полноправный мастер - работает вместе с Хискиасом Пендином, Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. Все они прежде работали у его отца. В 1868 г. к фирме присоединяется финский ювелир Эрик Колин, а в 1872 г. Карл Фаберже становится хозяином мастерской своего отца. Колин его первый главный мастер. ►Работы Фаберже в период между 1866 и 1885 гг. - для нас нечто вроде белого пятна. Франц Бирбаум (знаменитый ювелир дома) так описывает раннюю продукцию фирмы: “неуклюжие золотые браслеты, модные в то время, броши и медальоны с цепочками и застежками. . . они украшались камнями и эмалью. . . их образцы до сих пор можно увидеть на старых рисунках фирмы. ”
LOGO v Эти описания близки известной нам продукции Густава Фаберже. Недавно найденный альбом с набросками эскизов ювелирных изделий последних трех десятилетий XIX века позволяет частично заполнить прежние пробелы. Судя по этим эскизам, Фаберже предстает тесно связанным с основным направлением современного искусства Франции.
LOGO Эскизы его дизайнов цветочных букетов, украшенных алмазами, а иногда - и эмалью, вьющихся веточек плюща - все это напоминает работы известных французских ювелиров: братьев Массе, И. Кулона, О. Массена и др. Пышные на лентах броши-подвески с бриллиантами, перевязанные лентами ожерелья и браслеты - все это выполнено белой гуашью на черной бумаге, и ничто здесь не позволяет увидеть гений Фаберже. Временами проскальзывает некая легкость, однако, она еще прочно укоренена в общепринятой европейской традиции - плетеные браслеты с бриллиантами и рубинами, шатлены в стиле Людовика XV и ожерелья с подвесками. Некоторые более смелые эскизы подписаны Агафоном, братом Карла Фаберже: главным образом это тиары с бриллиантами и изумрудами и ряд довольно вычурных ожерелий. “Любимыми мотивами были веточки с цветами, колоски пшеницы, и искусно завязанные ленты. . . Это был лучший период работы с бриллиантами. Работы этого периода характеризуются богатым дизайном, видимом даже на расстоянии. В моде были крупные диадемы, небольшие журавлиные и плюмажные ожерелья в форме воротников, нагрудные украшения для корсажа, пряжки и широкие ленты. ”
LOGO v Практически, ничего из этого, традиционного, периода Фаберже не дошло до нашего времени. Учетные книги Кабинета Его Императорского Величества свидетельствуют о соперничестве Фаберже за императорские заказы с другими более известными ювелирами, такими как Юлиус Бути, Эдуард Болин, Фридрих Кехли и Леопольд Цефтинген. Поначалу, его доля в заказах Двора была незначительной, но с годами она росла, Фаберже все чаще упоминался в учетных книгах Двора. Ему удалось быстро завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже. Свободный доступ к экспонатам позволил внимательно изучить технические приемы старых ювелиров, стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи.
LOGO В числе самых ранних документально зафиксированных работ братьев Фаберже и Эрика Колина были сделанные ими в 1885 г. копии “керченского золота” - предметов из роскошного клада золотых украшений IV века, найденного при раскопках в районе Керчи. “Выполнение этой работы потребовало не только особой тщательностью и высокой точности воспроизведения, но и возвращения к давно забытым методам и приемам работы. Братья Фаберже блестяще справились со всеми трудностями и получили в результате заказ на целую серию копий керченских древностей. ”
LOGO Дизайн изделий Фаберже в период работы Колина незначительно отличается от того, что делалось в 70 е годы в других европейских центрах ювелирного искусства. Его приверженность антикварским вкусам ощутима в редких дошедших до нас вещах этого периода, включающих золотые кубки и предметы в стиле Возрождения.
Предметы быта в ювелирном исполнении Фаберже LOGO v Фаберже мечтал ввести в повседневный обиход изделия ювелиров и золотых дел мастеров, самые крупные мастерские Фаберже начали производство большого количества разнообразнейших бытовых изделий: рамок для фотографий, колокольчиков, ручек для тростей и зонтов, часов, письменных приборов, портсигаров. И это еще далеко не весь перечень декоративных и вполне функциональных предметов. Сделанные из золота и серебра, а иногда даже из дерева или поделочного камня, добываемого в России, эти предметы были украшены скромно, но с той элегантностью стиля, которая всегда ассоциировалась с изделиями Фаберже. v Портсигары v Из всех “полезных предметов” несомненно самыми популярными были портсигары. В то время курение было очень распространено среди всех слоев населения, начиная с императора. Николай II был заядлым курильщиком, и, как только ему исполнилось двадцать лет, он начал получать портсигары Фаберже в подарок на рождество и день рождения от отца, матери, а, позднее, и от жены.
LOGO Николай II сам подарил сотни портсигаров, украшенных императорским орлом или его монограммой, своим дядям - великим князьям, кузенам, родственникам за границей, дипломатам, русским чиновникам и различным людям, которые оказали услуги лично ему или послужили стране. Белый эмалевый портсигар с золотой монограммой, подаренный великому князю Николаевичу, кузену императора и командующему армией в 1914 -1915 годах, является характерным образцом таких подарков и примером “простой” изысканности стиля Фаберже. Другим примером удивительной утонченной элегантности изделий Фаберже служит золотой полированный портсигар, украшенный монограммой великого князя Николаевича под короной. Большинство портсигаров украшены цветными прозрачными эмалями. Глубина сияния цвета на гильошированной поверхности металла доставляет особое чувственное удовольствие как курильщикам, так и некурящим.
LOGO v Два серебряных портсигара в стиле модерн, украшенные русскими мотивами, представляют особый интерес. На обоих изображена сцена из русской жизни, написанная матовой эмалью в технике, изобретенной Федором Рюкертом около 1908 года. Один из них - редкий пример работы независимого московского мастера Ф. Рюкерта, чьи вещи из эмали в неорусском стиле часто продавались фирмой Фаберже. Прорезная композиция, изображающая нападение медведя на боярина в лесу, выполненная чеканкой в стиле “самородка”, позволяет видеть фон с русским зимним пейзажем, написанный эмалью. Другой портсигар является редким примером изделия в неорусском стиле. Он выполнен в Санкт. Петербурге мастером В. Реймером и украшен рельефом на русские мотивы и эмалевой миниатюрой, иллюстрирующей сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.
LOGO Портсигары, выполненные фирмой Фаберже, представляют большой диапазон стилей от неоклассического и рококо до стиля модерн. Интересно также разнообразие используемых материалов, от золота и серебра с эмалью до дерева и меди. С технической точки зрения портсигары выполнены превосходно - с бесшумными невидимыми пружинами и легко открывающимися замками. Благодаря разнообразным декоративным и техническим приемам, таким как использование цветного золота, богатой колористической гаммы прозрачных эмалей, драгоценных камней и декора эти портсигары являются примером великолепного мастерства ювелиров дома Фаберже.
Статуэтки v До наших дней дошло примерно 70 каменных статуэток из мастерских Фаберже. Их техника восходит к флорентийским commessi XVII века. Они составлены из цветных полудрагоценных камней, самоцветам из Сибири, с Урала и Алтая. LOGO
Статуэтки LOGO v Статуэтки делятся на четыре категории. Небольшое число их, вероятно, самые ранние, являются портретными изображениями подлинно существовавших людей - таких, как дворник самого Фаберже, певица Варя Панина, или камер-казак вдовствующей императрицы. Самая большая их часть имела в качестве своих прототипов так называемые “фигурки для привратницкой, ” популярные в прежние времена статуэтки из бисквитного фарфора, которые часто можно было увидеть в домах простых горожан. Таковы фигурки, изображающие национальные типы, из серии, принадлежащей сэру Уильяму Сиду. Среди них несколько музыкантов, полицейский, солдат, два крестьянина и казак. Небольшая группа статуэток представляет собой специальные заказы, такие как Джон Булль, Дядя Сэм, Челсийский пенсионер-ветеран, королева Виктория или Тяни-и-Толкая. И, наконец, позднейшая серия реалистичных карикатур на уличных разносчиков и торговцев, сделанная для Эммануэля Нобеля, который, как говорили, заказал Фаберже более 30 таких фигурок. С небольшими исключениями, все оригинальные статуэтки уникальны; повторения, если они бывали, вырезались из камней иного цвета.
Пасхальные яйца LOGO v Первое пасхальное яйцо было заказано Фаберже царем Александром III в 1885 г. Благодаря его мгновенному успеху, Фаберже получил постоянный заказ императорского двора и стал выполнять пасхальные яйца одно за другим, десять - для царя Александра III, которые тот каждый год, вплоть, до смерти в 1894 г. , дарил своей жене Марии Федоровне; и еще 44 - в период между 1895 и 1916 гг. - для царя Николая II в качестве подарков для его матери, тогда уже вдовствующей императрицы, и для жены, Александры Федоровне. В общей сложности, по императорскому заказу им было создано 54 пасхальных яйца. Можно также предположить, что несколько яиц были подарены в свое время и другим членам императорской семьи. Сегодня с достоверностью известно, что до нашего времени сохранились 45 пасхальных яиц, сделанных по царскому заказу; сохранилась фотография еще одного; еще 5 известны по описаниям. Сохранилось также одно из двух незавершенных пасхальных яиц, работы над которыми велись в 1917 году.
LOGO v Серия пасхальных яиц Фаберже, выполнявшаяся для двух российских императоров - самый грандиозный проект, который когда-либо доставался на долю кому-нибудь из ювелиров. Условий было всего три: яйцеобразная форма, “сюрприз” и отсутствие повторений. “Сюрприз” чаще всего был связан с тем или иным событием в жизни царской семьи - рождением, годовщиной, совершеннолетием, коронацией. Некоторые из этих пасхальных подарков украшены царскими монограммами и (или) датами, на многих имеются миниатюрные портреты детей императора или изображения царских резиденций, два содержат модели кораблей, на которых плавал последний русский император. Фаберже отнесся к этому проекту с максимальной серьезностью, часто планируя работу на годы вперед. И, в самом деле, некоторые из этих пасхальных яиц требовали более года работы. “Сюрприз, скрытый в подарке царя, сохранялся в большом секрете, даже от самого императора”, - пишет Ф. Бирбаум. Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Густавовичем, либо Евгением Карловичем и неизменно встречалось с восторгом.
LOGO Изделия, скрепленные застежками и петлями, при необходимости, можно разобрать для ухода за ними или ремонта. Независимо от того, была ли разборка предусмотрена изначально или нет, эта особенность позволяла содержать все его механические компоненты в исправности. Это, в свою очередь, снимало многие ограничения в выборе материалов. Фаберже нравились сочетания драгоценных материалов с теми, что имеют малую стоимость в денежном выражении. Чаще всего “скорлупа” яйца эмалировалась в известной технике Фаберже. Если яйцо состояло из двух раскрывающихся половинок, дизайн разрабатывался так, чтобы декор тщательно маскировал сомкнутые края обеих половинок.
LOGO v Декоративные накладки, крепящиеся к поверхности пасхальных яиц, не только определяли особенности художественного стиля, но и способствовали созданию сюжетов, которые предвосхищали или подчеркивали значение находящихся внутри сюрпризов. Некоторые важные декоративные детали служили еще и в качестве оснований, цоколей и опорных стоек. выбор материала для изготовления декоративных отделок зависел от их предназначения. v При изготовлении пасхальных яиц как заменитель золота, обладающий и красотой, и прочностью, использовались золоченая бронза (ormolu). Также использовалось позолоченное серебро (vermeil), имеющее еще более блестящую поверхность по сравнению с бронзой. Серебро применялось также для изготовления рамок миниатюрных портретовсюрпризов. Для чисто декоративных целей Фаберже часто использовал цветное золото. Правильно подбирая соотношение чистого золота и других чистых металлов, он получал набор оттенков различной насыщенности.
LOGO Немало пасхальных яиц украшает сплошная декоративная отделка, обычно называемая cagework (сетка, решетка, каркас). Сами по себе или в сочетании с другими деталями декора, “сетки” изготовлялись из весьма разнообразных материалов. Большая часть деталей внешней отделки, начиная с каркасов и фестонов из золота разных оттенков и кончая листьями и стеблями цветов на пасхальном яйце “Ландыши”, крепится к его оболочке при помощи миниатюрных застежек. Застежки, припаянные к обратной стороне крепящихся деталей, вставлялись в отверстия в оболочках. Затем они сгибались вдоль внутренней поверхности оболочки, чтобы прочно закрепить украшения. Во время сверления отверстий в эмалированной оболочке яйцо погружали в воду, чтобы сверло не перегрелось и не повредило эмалевой покрытие.
LOGO v В числе “сюрпризов, ” спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже миниатюрные модели, сделанные из драгоценных материалов, ювелирные изделия, а также изображения людей, событий и мест, имевших значение для императорской семьи. Некоторые сюрпризы - по сути, отдельные произведения искусства, которые можно увидеть или, как в ряде случаев, привести в движение, только при извлечении из яйца. Другие секреты можно наблюдать сквозь прозрачную оболочку яйца. Открывающиеся части яйца крепятся на шарнирах. Верхняя часть может выполнять роль крышки. Боковые части могут быть створками, открывающимися вверх или вниз в зависимости от расположения шарниров. Деталь внешнего корпуса яйца, скрывающая сюрприз, обычно крепится на пружинных шарнирах, которые сконструированы таким образом, что при нажатии кнопки или собачки она плавно открывается. v Не было предмета, который испугал бы мастеров Фаберже своими размерами и показался бы невозможным для миниатюрного воспроизведения в качестве сюрприза для пасхального яйца. МАКЕТ ГАТЧИНСКОГО ДВОРЦА и прилегающих территорий, с деревьями, фонарными столбами, был изготовлен из гравированного и текстурированного золота четырех цветов. Макет памятника Петру Первому, выполненного Фальконе по заказу Екатерины Великой, также нашел воплощение в “сюрпризе”. v Простые механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, очевидно, были сконструированы специально для каждого случая. Простой передаточный механизм поднимает и опускает три миниатюрных портрета царя Николая II и его старших дочерей, Ольги и Татьяны в пасхальном яйце “Ландыши”. При полной работе механизма рамки миниатюр раскладываются в форме веера, так что виден каждый портрет. Императорская корона, венчающая портрет царя, при опускании портретов превращается во флерон над закрытым яйцом.
LOGO v В числе “сюрпризов, ” спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже - миниатюрные модели, сделанные из В некоторые яйца встроены часы. Часовые механизмы заводятся ключами, которые обычно вставляются в отверстие в задней части корпуса, но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющихся каждый час из верхней части яйца. v Пожалуй, самым знаменитым “сюрпризом” является коронационная карета из пасхального яйца “Коронационное” - миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма, сделанный из золота и эмали - точная копия кареты, использовавшейся при коронации Николая II и его жены 1896 г. “Занавески” выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа. v Самые хитроумные секреты приводятся в движение заводными механизмами. Основой для создания этих механизма послужили швейцарские автоматы XVIII века; однако макет поезда в пасхальном яйце “Великий Сибирский путь” является точной копией настоящего локомотива и вагонов транссибирского экспресса. Действующая модель поезда складывается секция за секцией в обитый бархатом футляр внутри яйца. Карта железнодорожного маршрута и венчающий всю композицию геральдический орел служат также и намеком на сюрприз, скрытый внутри яйца. Выполненное в лучших традициях Фаберже пасхальное яйцо “Великий Сибирский путь” и его “сюрприз” входят в число тех произведений искусства, что радуют глаз, пленяют воображение и греют душу.
Выставки Фаберже LOGO v Карл Фаберже принимал участие в различных выставках. Так, он имел большой успех на выставке изящных искусств и ювелирного искусства в Нюрнберге в 1885 году, где он показал копии древнегреческих золотых украшений, оригиналы которых хранятся в Петербурге в Эрмитаже. Эти украшения были изготовлены за несколько веков до н. э. Фаберже был награжден золотой медалью. В этом же году Александр III присвоил Фаберже звание поставщика Высочайшего двора. v На Северной выставке 1888 года в Копенгагене, экспонируя свои произведения вне конкурса, он получил почетный диплом. Затем он принял участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 году (большая золотая медаль) и получил право носить на вывеске Государственный герб, до этого в 1882 году, в Москве на Всероссийской выставке он получил золотую медаль. В 1897 году, на Большой Северной выставке в Стокгольме, Фаберже получил от короля Швеции и Норвегии титул придворного ювелира, а Евгений Карлович Фаберже как член жюри получил памятную медаль. v Самый большой успех Фаберже имел на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Выставка занимала площадь в 112 гектаров и простиралась до Елисейских полей, набережной Инвалидов, Марсова поля и берега Сены. Выставка открылась 14 апреля 1900 г. и закрылась 12 ноября. Все эти дни Париж был охвачен лихорадкой. 76 тысяч участников выставили здесь более 50 миллионов экспонатов.
LOGO ►Выставка ювелирных и золотых изделий демонстрировалась в Промышленном павильоне на набережной Инвалидов. Иностранным участникам было предоставлено прилегающее здание под названием Section Etrangere. Фаберже вместе с Фредериком Бушероном, Рене Лаликом и Анри Вевером был приглашен в качестве члена жюри по “Классу 95” (ювелирные изделия и бижутерия), возглавлявшегося Луи Акоком-сыном. Как член жюри он мог выставлять по этому классу свои собственные работы только вне конкурса. Изделия Фаберже были выставлены также в Классе 94 (изделия из золота и серебра), возглавлял который Жорж Буан.
LOGO v Фирма Фаберже начала подготовку к этому событию в полной мере уже в 1899 г. Николай и Александра Федоровна позволили Фаберже выставить в Париже ряд вещей из Кабинета Е. И. В. , включая несколько пасхальных яиц, изготовленных по императорскому заказу. v Ювелиры и золотых дел мастера, чьи работы были выставлены на Всемирной выставке, принадлежали к двум противостоящим другу направлениям: это были традиционалисты и модернисты. v Всемирная выставка стала своего рода коронацией модерна. Историзм Фаберже выглядел весьма неуместным на фоне общих тенденций Парижа 1900 г. На Фаберже обрушилась острая критика из лагеря сторонников стиля модерн, особенно из-под пера Рене Шантеклера. v Но несмотря на негативные отклики из лагеря сторонников нового стиля не остается сомнения в том, что Фаберже в своей первой крупной выставке на Западе, принесшей ему Золотую медаль Выставки и орден Почетного легиона, его сыну Евгению - звание и знак Офицера Академии, а главному мастеру Михаилу Перхину - Бронзовую медаль Выставки, оказал глубокое влияние на искусство своих более традиционно мыслящих конкурентов. Вплоть до Первой мировой войны многие известные фирмы Европы находились под сенью гигантской тени Фаберже. v Выставка принесла Фаберже большую известность, впоследствии ему были присвоены звания придворного ювелира Императора Российского (Николая II), Короля Шведского и Норвежского, Короля Великобританского (Георга V). Фаберже был придворным ювелиром и эмальером Короля Чулалонгкорна Сиамского. В числе его постоянных клиентов были болгарский царь, итальянские король и королева, испанский король, греческие король и королева, наследник Австро. Венгерского престола и многие другие.
LOGO v Фирма Фаберже начала подготовку к этому событию в полной мере уже в 1899 г. Николай и В 1902 году в залах дворца барона фон Дервиза на Английской набережной состоялась первая в Петербурге БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ФАБЕРЖЕ. Она проходила в пользу женских школ “состоящих под Августейшим покровительством Ее величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Императорского женского патриотического общества. ” Патроном выставки выступила сама Александра Федоровна, большая поклонница “нашего милого Фаберже”. Выставка проходила при живейшем участии многих членов императорской семьи и представителей высшей знати Санкт. Петербурга. v Для размещения драгоценных ювелирных произведений Императорский Эрмитаж предоставил красивые пирамидальные витрины на подстольях в виде золоченых грифонов. Эти витрины и сейчас можно увидеть в Золотой гостиной Эрмитажа. В них были выставлены пасхальные яйца, принадлежавшие императрицам, цветы, фигурки и другие изящные безделушки из великокняжеских коллекций, из собраний княгинь Юсуповой, Долгоруковой, Куракиной, графинь Воронцовой-Дашковой, Шереметевой, Орловой-Давыдовой. . .
Пасхальные яйца Фаберже v Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 г. v Изготовление каждого яйца занимало практически год. LOGO
Описание v Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней. v В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. v Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже. v Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX—XX вв. составляла 3000 -8000 руб. (Российская империя). LOGO
Яйца Фаберже коллекции Вексельберга 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ЯЙЦО «СКАНДИНАВСКОЕ» РАМКА-СЮРПРИЗ В ФОРМЕ СЕРДЦА. ЯЙЦО «БУТОН РОЗЫ» ЯЙЦО «ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ» ЯЙЦО «ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО» ЯЙЦО «КОРОНАЦИОННОЕ» ЯЙЦО «КУРОЧКА» (ПЕРВОЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО) 8. ЯЙЦО «КУРОЧКА» 9. ЯЙЦО «ЛАВРОВОЕ ДЕРЕВО» 10. ЯЙЦО «ЛАНДЫШИ» 11. ЯЙЦО «ОРДЕН СВЯТОГО ГЕОРГИЯ» 12. ЯЙЦО «ПЕТУШОК» 13. ЯЙЦО «ПЯТНАДЦАТАЯ ГОДОВЩИНА ЦАРСТВОВАНИЯ» 14. ЯЙЦО «РЕНЕССАНС» 15. ЯЙЦО «ШАНТЕКЛЕР» 16. ЯЙЦО-ЧАСЫ ГЕРЦОГИНИ МАЛЬБОРО LOGO
LOGO
ЯЙЦО «СКАНДИНАВСКОЕ» , ЦВЕТНОЕ ЗОЛОТО С ПРОЗРАЧНОЙ ЭМАЛЬЮ; МАСТЕР МИХАИЛ ПЕРХИН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1899 – 1903 LOGO v Яйцо, открывающееся по горизонтали, покрыто прозрачной землянично-красной эмалью по гильошированному фону; створки разделены поясом красного золота, декорированного резным лавровым мотивом зеленого золота. Внутри яйца, где срез белка изображен белой эмалью, на шарнире помещается матовой эмали «желток» , в котором на замшевой подкладке хранится золотая курочка, пестро окрашенная эмалями, преимущественно оттенками коричневого, с отбликами белого и серого цвета. Верхняя половина корпуса, которая крепится на шарнире, спрятанном в хвосте, поднимается за клюв. Клейма: русские инициалы мастераисполнителя, пробирное клеймо 56 (стандарт 14 -каратного золота), гравированный инвентарный номер 5356.
РАМКА-СЮРПРИЗ В ФОРМЕ СЕРДЦА. ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО - СЮРПРИЗ ИЗ ЗОЛОТА, С ЭМАЛЬЮ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ - ПОДАРОК ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II МАТЕРИ, ВДОВСТВУЮЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЕ МАРИИ ФЕДОРОВНЕ, НА ПАСХУ 1897 ГОДА. v LOGO Яйцо-сюрприз в форме окаймленного бриллиантами сердца, покрытого землянично-красной эмалью по гильошированному фону, с датой « 1897» , выложенной алмазами, cтоит на шестигранной ножке, покрытой белой эмалью с росписью в виде вьющейся по спирали виноградной лозы, на куполообразном уступчатом основании, украшенном лепестками из золота, алмазами, землянично-красной эмалью с позолотой и жемчугом. При нажатии на ножку сердце раскрывается, превращаясь в трилистник клевера, покрытый изумрудно-зеленой эмалью по гильошированному фону, с узором в виде расходящихся солнечных лучей. В каждом лепестке – миниатюрный портрет в алмазном обрамлении: в одном – император Николай II, во втором – его супруга императрица Александра Федоровна, в третьем – великая княжна Ольга Николаевна в младенчестве. Лепестки клевера закрываются нажатием на одну из жемчужин, укрепленных на основании. На основании курсивом выгравирована надпись по- русски «К. Фаберже» .
ЯЙЦО «БУТОН РОЗЫ» , ПОДАРОК ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II СУПРУГЕ, ИМПЕРАТРИЦЕ АЛЕКСАНДРЕ ФЕДОРОВНЕ НА ПАСХУ 1895 ГОДА; МАСТЕР МИХАИЛ ПЕРХИН, САНКТПЕТЕРБУРГ, ОКОЛО 1895 ГОДА v LOGO Яйцо, покрытое прозрачной темно-красной эмалью поверх гильошированной поверхности, делится на четыре сегмента вертикальными поясами с алмазами. Каждый сегмент верхней части, откидывающейся на шарнире, украшен лавровыми венками зеленого золота, связанными лентами красного золота с алмазами. На нижней половине яйца такое же чередование цветного золота применено к лавровым перехваченным лентами гирляндам, обвивающим вертикально устремленные стрелы Амура. Сверху на яйце укреплен крупный плоский алмаз, сквозь который виден миниатюрный портрет Николая II. Дата « 1895» помещена внизу основания под плоским алмазом. Внутри яйца хранится бутон розы с раскрывающимися лепестками желтой эмали в чашечке цветка зеленой эмали. Клейма: русские инициалы мастера, «Фаберже» русскими буквами, пробирное клеймо 56 (стандарт 14 -каратного золота).
ЯЙЦО «ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ» , ЗОЛОТО, ПЛАТИНА, ЭМАЛЬ, ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ; МАСТЕР МИХАИЛ ПЕРХИН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ОКОЛО 1899 ГОДА LOGO v Яйцо покрыто прозрачной землянично-красной эмалью по гильошированному фону с золотыми накладными завитками в стиле второго рококо. Створки открываются по вертикальному шву, отороченному поясом алмазов. Внутри помещена вынимающаяся корзинка с подснежниками, лепестки которых сделаны из халцедона, а пестики из демантоидов. Яйцо замыкается на вершине алмазной защелкой. Круглый двухступенный постамент выточен из бовенита, обтянут выложенным алмазами пояском и у основания цоколя оформлен золотым орнаментом рокайль. Клейма: инициалы мастера-исполнителя, «Фаберже» русскими буквами, пробирное клеймо 56 (стандарт 14 -каратного золота), а также процарапанный инвентарный номер 44374 или, возможно, 44474.
LOGO
ЯЙЦО «ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО» , ЗОЛОТО С ЭМАЛЬЮ, ГОРНЫМ ХРУСТАЛЕМ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ, МАСТЕР МИХАИЛ ПЕРХИН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ДО 1899 ГОДА LOGO v Христос представлен стоящим над гробницей с двумя коленопреклоненными фигурами ангелов по сторонам. Одеяния выполнены белой эмалью. Группа помещена на овальной площадке, окаймленной алмазами и поддерживаемой снизу рифленой ножкой, декорированной чередующейся белой и прозрачной земляничной эмалью. Вся композиция заключена в прозрачную яйцеобразную емкость из горного хрусталя, обведенную по вертикали алмазным бордюром. Яйцо поставлено на четырех-частную ножку, с многоцветным эмалевым орнаментом в стиле Возрождения, с четырьмя жемчужинами у основания и одной, большего размера, – на перехвате ножки. Клейма: инициалы мастераисполнителя, «Фаберже» русскими буквами, пробирное клеймо 56 (стандарт 14 -каратного золота).
ЯЙЦО «КОРОНАЦИОННОЕ» - ПОДАРОК ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II LOGO СУПРУГЕ, ИМПЕРАТРИЦЕ АЛЕКСАНДРЕ ФЕДОРОВНЕ, НА ПАСХУ 1897 ГОДА; МАСТЕР МИХАИЛ ПЕРХИН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ v Сквозь зеленовато-желтую эмаль лучистыми ромбами просвечивает золотая гильошированая поверхность яйца, охваченного накладной трельяжной решеткой из лавровых листьев зеленого золота. На вершине она замыкается венком алмазов. На перекрещениях решетки – двуглавые орлы черной эмали с алмазами на щитах и голубой эмалью на лентах. Сверху на яйце, под крупным алмазом – монограмма Императрицы Александры Федоровны, усыпанная алмазами и рубинами на белом эмалевом фоне. Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине черной по белой эмали датой « 1897» , видной сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких. Во внутреннем, покрытом бархатом прямоугольном отделении, покоится миниатюрное повторение кареты 1793 года Екатерины II, использованной в коронационной процессии Николая и Александры. Карета, воспроизведенная до мельчайших подробностей, покрыта земляничнокрасной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам – императорские орлы, в центре её – усыпанная алмазами императорская корона. Двери украшены гербом Российской Империи из золота и бриллиантов, окна из горного хрусталя гравированы изображением поднятых занавесок. Крохотная подножка опускается при открывании двери, внутри кареты сидение и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло -голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре – золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины. По кромке внутренней стороны верхней половины яйца находятся клейма: русские инициалы мастера-исполнителя, пробирное клеймо 56 (стандарт 14 каратного золота до 1899 г. ); под дном кареты также имеются инициалы мастера, 56 -ая проба и марка «Фаберже» по-русски, фамилия Вигстрем выгравирована на внутренней стороне яйца.
ЯЙЦО «КУРОЧКА» (ПЕРВОЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО), ПОДАРОК ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III СУПРУГЕ, ИМПЕРАТРИЦЕ МАРИИ ФЕДОРОВНЕ, НА ПАСХУ 1885 ГОДА LOGO v Яйцо покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью; створки держатся на трех штыковых замках. Внутри – «желток» матового золота, который, открываясь, содержит фигурку курочки из цветного золота в гнезде с замшевой подкладкой и гравированными по золоту краями, изображающими солому. Оперение выполнено из чередующегося цветного золота, голова – из желтого, а гребешок и сережки – из красного. Все поверхности тщательно выгравированы, глаза выполнены из рубинов-кабошонов. Корпус курочки открывается посредством скрытого в хвосте шарнира, на брюшке выгравированы желтого золота лапки. Без клейм.
ЯЙЦО «КУРОЧКА» КОЛЛЕКЦИИ СЕМЬИ КЕЛЬХ, ЗОЛОТО С ЭМАЛЬЮ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ; МАСТЕР МИХАИЛ ПЕРХИН LOGO v Яйцо покрыто прозрачной землянично-красной эмалью по гильошированному фону, створки открываются по продольной оси кнопкой замка, выполненной из плоского алмаза с видной под ним датой « 1898» . На одном конце укреплена более поздняя миниатюра царя Николая II под крупным плоским алмазом, окруженным мелкими. Внутри яйца срез белка изображен белой эмалью; в круглой полости помещается матовой эмали «желток» , в котором на замшевой подкладке сидит золотая курочка, покрытая прозрачными эмалями разных оттенков оранжевого, желтого, красного и коричневого, перья крыльев частично окрашены белой эмалью, глаза выполнены из алмазов. В хвосте имеется шарнир, внутри открывающейся курочки хранятся миниатюрный мольберт и рама. Ножки мольберта складываются, наверху он увенчан алмазом в форме сердца, из которого исходит рубин, изображающий язык пламени. Рама окантована алмазами, по верху бантом уложена алмазная лента. В раме, под стеклом из горного хрусталя с фацетом – более поздний миниатюрный портрет Цесаревича Алексея Николаевича, на раме клейма: инициалы мастера-исполнителя, «Фаберже» русскими буквами, пробирное клеймо 56 (стандарт 14 каратного золота), а также французский импортный знак. Вместе с яйцом сохранилась и первоначальная, сделанная по размеру шкатулка из падуба, на подкладке крышки – золотой штамп фирмы в овале: под двуглавым орлом по-русски: «К. Фаберже / Санкт. Петербург / Москва» .
LOGO
LOGO ЯЙЦО «ЛАВРОВОЕ ДЕРЕВО» - ПОДАРОК ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II МАТЕРИ, ВДОВСТВУЮЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЕ МАРИИ ФЕДОРОВНЕ v Яйцо исполнено в форме подстриженного дерева с плотной кроной нефритовых листьев с цветами и фруктами из драгоценных камней, с лепестками белой эмали: алмазов цвета шампанского, аметистов, бледных рубинов и цитринов. В листве спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, приведение в действие которого поднимает круглую крышку на верхушке дерева, после чего изнутри появляется певчая птица, которая машет крыльями, поворачивает голову и поет, открывая клюв. Резьба по золотому стволу имитирует кору. Дерево «растет» из золотой почвы, насыпанной в квадратную кадку из белого кварца, декорированную золотой трельяжной решеткой с головками цветов на скрещениях и накладной гирляндой лавра прозрачной зеленой эмали с ягодами из рубинов-кабошонов, из которых центральный окружен алмазами. Каждая ножка кадки также украшена рубинами с алмазами, помещенными в золотые розетки, по углам кадка завершена жемчужинами. Двухступенный постамент и стоящие по углам ребристые тумбы выполнены из нефрита; тумбы с золотыми цоколями, накладной орнаментацией и навершиями, увенчанными жемчужинами в чашечке из листьев прозрачной зеленой эмали. Та же эмаль применена к листве на цепях между тумбами, звенья которой акцентированы жемчужинами. На нижней окантовке кадки надпись по-русски и дата: «Фаберже, 1911» .
ЯЙЦО «ЛАНДЫШИ» - ПОДАРОК ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II СУПРУГЕ, ИМПЕРАТРИЦЕ АЛЕКСАНДРЕ ФЕДОРОВНЕ, НА ПАСХУ 1898 ГОДА. LOGO v Гильошированная поверхность яйца просвечивает сквозь розовую эмаль; венчающая его императорская корона – в алмазах и рубинах. Из изогнутых золотых ножек основания прорастают побеги ландышей, охватывающие яйцо с четырех сторон листьями прозрачной зеленой эмали. На золотых стеблях – цветы из жемчуга, акцентированного мелкими алмазами. Жемчужная кнопка сбоку приводит в действие механизм: корона поднимается и вслед за ней из яйца появляются, веерообразно раскрываясь, три миниатюрных портрета, оправленных алмазами – Николая II и детей Николая и Александры, великих княжон Ольги и Татьяны. Каждый портрет подписан миниатюристом Иоханнесом Цейнграфом. На рифленом золотом обороте миниатюр выгравирована дата 5. IV. 1898, там же помещены клейма: русские инициалы мастера- исполнителя, «Фаберже» русскими буквами и пробирное клеймо 56 (стандарт 14 каратного золота).
ЯЙЦО «ОРДЕН СВЯТОГО ГЕОРГИЯ» - ПОДАРОК ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯLOGO II МАТЕРИ, ВДОВСТВУЮЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЕ МАРИИ ФЕДОРОВНЕ, НА ПАСХУ 1916 ГОДА. v Яйцо с гравированной эмалевой трельяжной решеткой из листьев, с маленькими Георгиевскими крестами покрыто прозрачной перламутровой эмалью и драпировано рельефной лентой Императорского Ордена Святого Георгия, выполненной в черной и прозрачной оранжевой эмали. На одной стороне орден белой и красной эмали, подвешен на орденской ленте. Откидывается наверх при помощи маленькой кнопки, открывая под собой миниатюрный портрет Николая II. На обратной стороне помещена серебряная медаль Святого Георгия с профилем Николая II и надписью по краю «Е. В. Николай II, Самод. Всеросс. » , также подвешенная на ленте и открывающая под собой миниатюру, на этот раз Цесаревича Алексея Николаевича, на обороте надпись «За храбрость, 4 степ. » . На верху яйца – монограмма вдовствующей императрицы, выполненная накладным серебром, окруженная венком из листьев с ягодами прозрачной зеленой и красной эмали с каймой белой эмали. Внизу яйца в аналогичной технике – дата « 1916» . По краю медали Св. Георгия снизу выгравировано русскими буквами «Фаберже» . Вместе с яйцом сохранилась и первоначальная, покрытая бархатом яйцеобразная коробка, на подкладке крышки – золотой штамп фирмы в овале: под двуглавым орлом по-русски: К. Фаберже / Петроград / Москва /Одесса /Лондон. Яйцо устанавливается на серебряную с позолотой подставку с четырьмя тонкими ножками в виде завитков.
ЯЙЦО «ПЕТУШОК» - ПОДАРОК ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II МАТЕРИ, ВДОВСТВУЮЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЕ МАРИИ ФЕДОРОВНЕ НА ПАСХУ 1900 ГОДА; МАСТЕР МИХАИЛ ПЕРХИН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. LOGO v Яйцо, поверхность которого покрыта прозрачной фиолетовой эмалью по гильошированному фону, установлено на круглом пьедестале и поддерживается плоскими колонками с золотой орнаментацией поверх прозрачно-перламутровой эмали. Посередине – циферблат прозрачной белой опаловой эмали, декорирован трилистниками и горошинами с зеленой прозрачной эмалью, в медальонах перламутровой эмали по лучистому фону – арабские цифры, выложенные алмазами. Обрамление циферблата выполнено из жемчуга, над ним – аркой уложен золотой лавровый венок с ягодами из алмазов и жемчуга; под циферблатом – ажурный орнамент в виде свисающей гирлянды из фруктов и сетчатых фестонов с кистями. Постамент орнаментирован золотыми картушами с оправленными алмазами в центре и гирляндами по бокам; его верхняя площадка покрыта белой эмалью под ажурным узором, а вогнутая боковая поверхность под картушами – прозрачной сиреневой эмалью. Нажатием кнопки открывается крышка кружевного орнамента, откуда на золотой площадке поднимается раскрывающий клюв и машущий крыльями петушок. Закончив петь, он возвращается внутрь яйца, и крышка закрывается. В центре крышки, под плоским алмазом – дата « 1900» . На боковой стороне пьедестала – клейма: русские инициалы мастераисполнителя, «Фаберже» русскими буквами, пробирное клеймо Якова Ляпунова (1899 -1903) и проба 56 (стандарт 14 -каратного золота).
LOGO
ЯЙЦО «РЕНЕССАНС» , ПОДАРОК ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III СУПРУГЕ, ИМПЕРАТРИЦЕ МАРИИ ФЕДОРОВНЕ НА ПАСХУ 1894 ГОДА; МАСТЕР МИХАИЛ ПЕРХИН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ДАТИРОВАНО 1894 ГОДОМ LOGO v Ларец в форме яйца из просвечивающего голубовато- молочного агата, лежит горизонтально на овальном золотом основании. Верхняя половина, или «крышка» , открывающаяся на шарнире, украшена накладной трельяжной решеткой белой эмали с алмазными и рубиновыми цветами на перекрещениях. Сверху – выложенная алмазами дата « 1894» в овалe землянично-красной прозрачной эмали в обрамлении стилизованых раковин зеленой эмали, перемежающихся яйцевидным мотивом красной и белой эмали. Нижнее окаймление крышки украшено раковинами прозрачной землянично-красной эмали в промежутках между завитками белой эмали с алмазами. Края створок внутренней стороны яйца, видных при открытой крышке, отделаны растительным бордюром на белом эмалевом фоне. Нижняя створка окаймлена сверху полосой землянично-красной эмали и охвачена снизу поясами из листьев с ягодкой и голубыми раковинами «пряжек» . С обоих сторон ларца помещены золотые скульптурные львиные головы с кольцами в зубах. Чеканное основание отделано листьями прозрачной зеленой эмали, чередующихся с цветами красной эмали. Клейма: инициалы мастера, «Фаберже» русскими буквами, пробирное клеймо 56 (стандарт 14 -каратного золота).
ЯЙЦО «ШАНТЕКЛЕР» ИЗ КОЛЛЕКЦИИ СЕМЬИ КЕЛЬХ, ДВУЦВЕТНОГО ЗОЛОТА С ЭМАЛЬЮ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ; МАСТЕР МИХАИЛ ПЕРХИН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ОКОЛО 1904 ГОДА LOGO v Часы в форме пасхального яйца, покрытые ярко-синей, прозрачной эмалью поверх зигзагообразного гильоше, увенчанного провисающими лавровыми гирляндами, перевитыми лентами красного золота. Яйцо опоясано фризом, выложенным жемчугом. Циферблат белой эмали расписан замкнутым, огибающим каждую цифру красно-зеленым орнаментом из листьев и ягод. Яйцо завершено плоской, ажурно орнаментированной розеткой, под которой скрывается «сюрприз» – петушок- шантеклер пестрой и яркой эмали, усыпанный алмазами. Каждый час розетка откидывается и из- под нее поднимается шантеклер, который поет, взмахивая крыльями и открывая клюв. На оборотной стороне яйца имеется круглая ажурная дверка к сложному часовому механизму. Яйцо поставлено на ножку, опирающуюся на пьедестал четырехугольного сечения со срезанными углами. Его вогнутые боковые плоскости покрыты такой же, как и яйцо, синей эмалью с накладными эмблематическими мотивами цветного золота, изображающими, с лицевой стороны – атрибуты Амура – стрелы и колчан в венке, с одной боковой стороны – рог изобилия, с другой и с оборотной стороны – символы наук и искусств. Плоскости срезанных углов, цоколя и фриза пьедестала покрыты прозрачной перламутровой эмалью по гильошированному фону; по углам рельефно выступает золотой лист аканта, с которого свисает гирлянда, перехваченная витым шнуром с кистями. На цоколе и фризе – накладной орнамент из патер (тарелок) красного золота, от которых отходят гирлянды колокольчиков зеленого золота. Над выступающей частью цоколя уложен золотой лавровый жгут, перевитый лентами. Пьедестал слегка приподнят над поверхностью с помощью небольших расплющенных по углам ножек. Клейма: подпись по-русски Якова Ляпунова (1899 -1904), 59 стандарт золота 14 -карат.
ЯЙЦО-ЧАСЫ ГЕРЦОГИНИ МАЛЬБОРО, ЦВЕТНОЕ ЗОЛОТО С ЭМАЛЬЮ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ; МАСТЕР МИХАИЛ ПЕРХИН, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1902 ГОДА LOGO v Яйцо розовой прозрачной эмали по гильошированному фону представляет собой часы с опоясывающим кольцевым циферблатом, вращающимся горизонтально мимо неподвижной стрелки. Пояс циферблата, сверху и снизу окаймленный бордюром из мелкого жемчуга, покрыт белой эмалью, римские цифры выложены алмазами. Верх яйца украшен гирляндами цветного золота, свисающими с завязанными бантом лентами, выложенными алмазами. Навершие выполнено в виде желудя, покрытого алмазами; по бокам – из золотых бараньих масок поднимаются завитки ручек, декорированные акантовым листом. Снизу яйцо обвивает выложенная алмазами змея, чье жало заканчивается часовой стрелкой. Трехсторонний постамент покрыт прозрачной перламутровой эмалью по гильошированному фону с розовой прозрачной эмалью пилястр, цоколей и фриза, украшенными золотым растительным орнаментом. Одна сторона постамента несет на себе увенчанную диадемой, выложенную алмазами монограмму Консуэло, герцогини Мальборо, на другой – цветного золота рог изобилия, на третьей – цветного золота аллегория любви. Верхняя часть цоколя выложена золотым акантом, ножки, поверх розовой прозрачной эмали, декорированы золотыми патерами. Клейма: русские инициалы мастера-исполнителя, «Фаберже» по-русски, пробирное клеймо Якова Ляпунова (1899 -1904), 56 проба (стандарт 14 -каратного золота); под одной из ножек также имеется надпись «K. Fabergй» рукописным латинским шрифтом и дата « 1902» . Вместе с яйцом сохранилась сделанная по размеру шкатулка из падуба, на шелковой подкладке крышки – черный штамп фирмы в овале: под двуглавым орлом по-русски: «К. Фаберже / Санкт. Петербург / Москва / Одесса» .
ЯЙЦО «ПЯТНАДЦАТАЯ ГОДОВЩИНА ЦАРСТВОВАНИЯ» - ПОДАРОК ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II СУПРУГЕ, ИМПЕРАТРИЦЕ АЛЕКСАНДРЕ ФЕДОРОВНЕ, НА ПАСХУ 1911 ГОДА; МАСТЕР ГЕНРИХ ВИГСТРЕМ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ LOGO v Яйцо поделено по горизонтали и вертикали поясами лавровых листьев зеленой эмали, на пересечениях крестообразно перехваченных усыпанными алмазами лентами. Они образуют восемнадцать панелей, шестнадцать из которых несут миниатюры придворного миниатюриста Василия Зуева, состоящих из семи овальных портретов императорской семьи и девяти исторических сцен царствования Николая II. На портретах – император Николай II, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей Николаевич, великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. Исторические сцены изображают: момент святого коронования; церемониальную процессию к Успенскому собору; церемониальный прием для членов Государственной Думы в Зимнем дворце; Хаус тен Босх в Гааге, место Первой Мирной конференции; обретение мощей Святого Серафима Саровского; открытие памятника Петру Великому в Риге; открытие памятника в Полтаве, приуроченное к Двухсотлетию Полтавской битвы; Музей императора Александра III; открытие Моста Александра III в Париже в присутствии Его Императорского Величества. Под портретами Николая и Александры – медальоны, где под плоским алмазом видны даты: « 1894» , год венчания Николая и Александры и « 1911» , год Пятнадцатой годовщины коронации; обе даты над лентой с надписью Фаберже русскими буквами. На верху яйца помещена императорская монограмма Александры Федоровны под крупным плоским алмазом, по кругу обрамленным мелкими. Снизу яйцо также украшено крупным алмазом в окружении мелких. Поле вокруг овальных миниатюр, а также верх и низ яйца покрыты прозрачной перламутровой эмалью по гильошированному фону. Изнутри яйцо маркировано клеймами инициалов мастера-исполнителя, Санкт-Петербургским пробирным клеймом 1908 -1917 и 72 пробой 18 -каратного золота. Вместе с яйцом сохранилась и первоначальная, покрытая бархатом, яйцеобразная коробка, на подкладке крышки – черный штамп фирмы: под двуглавым орлом, по-русски: Фаберже / Санкт-Петербург / Москва / Лондон. Золотой треножник – без клейм.
LOGO
Судьба коллекции LOGO v 69 известных яиц до наших дней дошло только 60. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными. Только одно из них, «Георгиевское» , смогло покинуть большевистскую Россию вместе с законной владелицей — в 1918 г. , в багаже императрицы Марии Федоровны, уехавшей через Крым на свою родину, в Данию. Остальные остались в Петрограде. Очевидно, большинство из них исчезло в неразберихе, прочие (24 шт. ? ) вместе с другими императорскими драгоценностями были перевезены в новую столицу, в будущее Алмазное хранилище Кремля. v Там они хранились запакованными примерно до 1930 г. , когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств, по приказу Сталина 14 из них было продано, причём, как утверждают, некоторые по цене меньше чем 400$. Продажей занималось учреждение под названием Всесоюзное объединение «Антиквариат» . Большинство из них было приобретено Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким, английскими дилерами Фаберже.
LOGO v После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных «сюрпризов» из неизвестных или несохранившихся яиц, а также 4 частных яйца (всего 15). В феврале 2004 г. наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом. v Всего на исторической родине, в России, яйца Фаберже, ставшие одним из её символов, теперь можно увидеть в четырёх местах. В их число, кроме вышеупомянутых Оружейной палаты и собрания Вексельберга, входят: Русский национальный музей (частный музей в Москве Александра Иванова) и Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН, Санкт-Петербург.
v Заключение LOGO Ювелирный дом Фаберже был практически неизвестен широкой российской публике до 80 -х годов ХХ века. В начале 20 -х годов советское правительство отдало распоряжение Государственному хранилищу ценностей СССР (Гохран) собрать и переплавить все серебряные изделия конца XIX – начала XX столетия, национализированные властями после Октябрьской революции 1917 года 1. Из полученного серебра были изготовлены слитки и отчеканены рубли, которые пошли на оплату промышленного оборудования, закупленного на Западе. Все дворцовые сервизы, в том числе и изготовленные в мастерских Фаберже, были переплавлены в печах на Монетном дворе в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Тогда же было превращено в лом огромное количество ювелирных изделий дореволюционного периода, в одночасье ставшего ненавистным. Пользовавшиеся доверием правительства комиссары доставили вынутые из ювелирных изделий драгоценные камни на продажу в Париж, Амстердам и Лондон; оправы же были переплавлены в слитки. Доход от продаж не принес ни малейшей пользы России – деньги бесследно исчезли, как и килограммы ценных ювелирных изделий, снятых с убитых членов царской семьи. Советское правительство продало большую часть изделий Фаберже через свои официальные организации «Торгсин» и «Антиквариат» . В связи с этим большая часть работ Фаберже, находившихся ранее в императорских дворцах, коллекциях русской аристократии и у владельцев «тугих кошельков» , попала в частные коллекции и музеи Запада. В России сохранилась лишь незначительное количество произведений знаменитого ювелирного дома. Хранители Оружейной палаты Кремля с риском для жизни спасли от распродажи десять императорских пасхальных яиц. Они остались в Оружейной палате, однако были помещены в неприметную настенную витрину в дальнем зале. В последние десять лет Россия изменила отношение к своему недавнему прошлому. Времена правления Александра III и Николая II, ранее вычеркнутые из учебников истории, предстали как важные, захватывающие страницы знаменательного периода России. Трагический конец семьи Романовых, причисление их к лику святых русской православной церковью, обнаружение останков семьи в окрестностях Екатеринбурга и перезахоронение их в Петропавловской крепости – все эти события оказались в центре внимания россиян. Россия также заново открыла для себя искусство того периода. Первое, что теперь встречает посетителей верхних залов Оружейной палаты.
LOGO v Пример неожиданного открытия — выставленное на продажу осенью 2007 г. «яйцо Ротшильдов» , которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.
LOGO v Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России. v Всего известно о создании 71 штуки, из которых императорскими являются 54. Экспозиция императорских яиц в Оружейной палате
Пятьдесят четыре императорских яйца LOGO Царствование Александра III «Несессер» , 1889 «Датские дворцы» , 1890 «Курочка» , 1885 «Яйцо-часы с синей змеёй» , 1887
LOGO «Кавказское яйцо» , 1893 «Память Азова» , 1891 «Алмазная сетка» , 1892 «Ренессанс» , 1894
LOGO Царствование Николая II «Анютины глазки» , 1899 «Двенадцать монограмм» , 1895 «Петушок» , 1900
Семь яиц Кельха «Яйцо с панелями» , 1899 «Бонбоньерка» , 1903 LOGO
LOGO «Шантеклер Кельха» , 1905 «Cосновая шишка» , 1900
LOGO «Цветы яблони» , 1901 «Рокайльное» , 1902 «Курочка Кельха» , 1898
Подделки и копии LOGO v «Курочка Кельха» была продана Малькольму Кельха» Форбсу под видом одного из императорских яиц, что, естественно, повысило её цену. Приём был таков: миниатюра с изображением Варвары была заменена на изображение цесаревича Алексея, кроме того, были изменены и выложенные из драгоценных камней инициалы. Только поздние исследования позволили восстановить истинную принадлежность.
Биография v Петер Карл Фаберже родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. v В возрасте 24 лет в 1870 году он взял фирму отца в свои руки. v Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание « ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа» . LOGO
ФАБЕРЖЕ - ПРИДВОРНЫЙ ЮВЕЛИР.ppt