Скачать презентацию Логическая культура оратора Под логической культурой оратора Скачать презентацию Логическая культура оратора Под логической культурой оратора

Логическая культура оратора.ppt

  • Количество слайдов: 10

Логическая культура оратора Логическая культура оратора

Под логической культурой оратора подразумевают такие проявившиеся в речи качества мышления оратора, как способность Под логической культурой оратора подразумевают такие проявившиеся в речи качества мышления оратора, как способность определенно (т. е. ясно и недвусмысленно) изложить содержание основных идей; непротиворечивость в рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к другой; доказательное (т. е. опирающееся на аргументы) изложение материала. На схеме 2 показано, использование каких законов логики обеспечивает нам эти качества. Перечислим кратко требования, которые предъявляет логика к различным этапам работы оратора над речью. Определив предмет своего будущего выступления, его главную проблему, оратор должен сформулировать тему речи. Главные требования здесь таковы: соответствие содержанию, ясность, вырази тельность, лаконичность.

Основные законы логики ЗАКОН ТОЖДЕСТВА ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РЕЧИ ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ТРЕТЬЕГО НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Основные законы логики ЗАКОН ТОЖДЕСТВА ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РЕЧИ ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ТРЕТЬЕГО НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ КАЧЕСТВА РЕЧИ Схема 2 ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ОБОСНОВАННОСТЬ, ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Для обеспечения последовательности и непротиворечивости выступления необходимо тщательно продумать план речи, оформить ее композицию. Для обеспечения последовательности и непротиворечивости выступления необходимо тщательно продумать план речи, оформить ее композицию. План отражает внутреннюю структуру выступления; это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи. План может быть простым и сложным. Основное требование — логичность плана, в основе которой лежит операция деления понятия. Прежде всего деление понятия должно быть соразмерным: содер жание всех пунктов плана должно совпадать с содержанием, отражен ным в формулировке темы. Деление необходимо производить по одному основанию, с тем, чтобы взаимосвязанные пункты плана обеспечивали раскрытие вопроса в соответствии с точно определенными целями. Деле ние также должно быть непрерывным, т. е. нельзя допускать скачков в рассуждении, переходить от более общих пунктов плана сразу к самым мелким подпунктам, минуя промежуточные. По ходу подготовки речи план многократно уточняется, конкрети зируется, а затем оформляется окончательно в план тезисы, план конспект или план сценарий, по которому и проходит публичное выступление.

Одна из важных проблем докоммуникативной фазы работы над выступлением — композиционное оформление будущей речи. Одна из важных проблем докоммуникативной фазы работы над выступлением — композиционное оформление будущей речи. В отличие от плана — внутренней структуры речи (что из чего вытекает), композиция выступления — это его реально речевая, внешняя структура (что за чем и как излагается). В ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объему, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов. В классической модели элементы композиции это: 1) вступление; 2) определение предмета; 3) изложение; 4) подтверждение; 5) опровер жение; 6) заключение. И с точки зрения логики, и особенно с позиций психологии восприятия очень важными являются первый и последний элементы, т. е. начало и конец речи. Для того, чтобы главная мысль была воспринята правиль но и точно, необходима своеобразная «подготовка» , вхождение слушате лей в тему, постановка проблемы. Этому служит начало речи. Заключение же должно закрепить мысль, связать начало и конец речи, подытожить сказанное. Речь должна быть стройной и пропорциональной, и по правилу, предложенному еще Леонардо да Винчи, по объему на чало и конец не должны превышать одной трети всего выступления.

Элементы композиции и их целевые установки. Вступление. Главная задача: расположить слушателей к себе, настроить Элементы композиции и их целевые установки. Вступление. Главная задача: расположить слушателей к себе, настроить их на восприятие речи. Главные требования к вступлению: 1. оно должно быть предметом особого внимания оратора, поскольку, как писал известный теоретик красноречия П. Л. Сопер, «привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение» ; 2. следует избегать как банального, так и излишне экстравагантного вступления; 3. стиль изложения дол жен быть доступным; 4) необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части речи; 5. опытные ораторы пишут (готовят) вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена. Различают три основных вида вступлений: 1. простое (когда оратор практически сразу приступает к изложению темы, ограничившись лишь приветствием или обращением); 2. косвенное (когда оригинальный и развернутый зачин подготавливает слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием аудитории, в некоторых случаях — преодолеть ее нежелание слушать); 3. внезапное (применяется редко; суть его состоит в резко эмоциональном начале; примером может служить знаменитая речь Цицерона против Каталины).

Главная часть. Главная задача: сообщить некую информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее Главная часть. Главная задача: сообщить некую информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее (если необходимо — опровергнуть точку зрения оппонента), убедить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям. Основные требования: 1. как можно раньше и точнее сформулировать тезис— главную мысль всей речи, доказательству которой подчинено все выступление; 2. приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису; 3. при выборе аргументов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве; 4. аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса; их истинность должна быть доказана независимо от тезиса; 5. не подменять аргументы своим мнением; 6. избегать нисходящего порядка расположения аргументов (от сильного к слабому), придерживаться так называемого «гомерова по рядка» , обеспечивающего наибольшую убедительность речи; 7. при выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь; 8. помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

Заключение речи. Главная задача: закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению главной мысли Заключение речи. Главная задача: закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Основные требования: 1) заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию; 2) оно требует точности изложения и разнообразия в стиле; 3) следует избегать традиционных приемов, ставших речевыми штампами, устаревших лозунгов и т. д. ; 4) итог речи должен логически выте кать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным; 5) концовка выступления должна создать соответствующее настроение. Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует. Последние фразы должны обеспечить положительный эмоциональный фон, что способствует лучшему восприятию речи.

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ: ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ: Вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории; Установить взаимопонимание и ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ: ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ: Вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории; Установить взаимопонимание и доверие; ВСТУПЛЕНИЕ О С Н О В Н А Я Подготовить аудиторию к восприятию речи. ИЗЛОЖЕНИЕ Ч Сообщить информацию; А ДОКАЗАТЕЛЬСТВО Обосновать свою точку зрения; С Убедить аудиторию; Т ОПРОВЕРЖЕНИЕ Побудить слушателей к конкретным действиям. Ь Суммировать сказанное, сделать выводы; Усилить интерес к предмету речи; Закрепить впечатление от речи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Схема 3

Аудитория У Ц заключен ие Е Аи. Ф Л Аи. Ф Е В Аи. Аудитория У Ц заключен ие Е Аи. Ф Л Аи. Ф Е В Аи. Ф С Аи. Ф Т Е З Я Аргумент ы А Аи. Ф И Аи. Ф А Т Аи. Ф С и факты вступление концепция Схема 4 Н О В К А