лн_17_18.ppt
- Количество слайдов: 25
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ XVII – XVIII ВЕКОВ
ПЛАН ЛЕКЦИИ ПОНЯТИЕ О ЛИТЕРАТУРНОМ НАПРАВЛЕНИИ. БАРОККО. КЛАССИЦИЗМ. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ.
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭТО ОБЪЕДИНЕНИЕ ПИСАТЕЛЕЙ, СХОДНЫХ ПО ТИПУ СВОЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ, НО ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЮЩИХ ПО СВОИМ ИЕДОЛОГИЧЕСКИМ ВОЗЗРЕНИЯМ И СТИЛЮ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ ДЕКЛАРАЦИЯ НОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ, КОТОРАЯ ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАННЫМ И БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНЫМ ЭТАЛОНОМ.
XVII ВЕК – ВРЕМЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЗНАЧЕНИЕ ЖАНРОВ, ПРЕЖДЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ, УХОДИТ НА ВТОРОЙ ПЛАН, РОЖДАЕТСЯ СИСТЕМА НАПРАВЛЕНИЙ.
БАРОККО ТЕРМИН ОБРАЗОВАН ОТ ПОРТУГАЛЬСКОГО СЛОВА, ОЗНАЧАЮЩЕГО ЖЕМЧУЖИНУ НЕПРАВИЛЬНОЙ ФОРМЫ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТРУДЫ • Э. ТЕЗАУРО. «ПОДЗОРНАЯ ТРУБА АРИСТОТЕЛЯ» (1655, ИТАЛИЯ). • Б. ГРАСИАН. «ОСТРОМЫСЛИЕ, ИЛИ ИСКУССТВО ИЗОЩРЕННОГО УМА» (1642, ИСПАНИЯ).
«ВЕРТИКАЛЬНАЯ» КОНЦЕПЦИЯ МИРА НАВЕРХУ – РАЙ, ВНИЗУ – АД, ПОСРЕДИНЕ – ЧЕЛОВЕК.
ЧЕЛОВЕК – ЭТО ТОЧКА, В КОТОРОЙ СХОДЯТСЯ БОРЮЩИЕСЯ ЗА НЕГО АНГЕЛЬСКИЕ И САТАНИНСКИЕ СИЛЫ. ОНИ ТАК СЛОЖНО В ЧЕЛОВЕКЕ ПЕРЕПЛЕТЕНЫ, ЧТО НЕИЗВЕСТНО, КАКИЕ СИЛЫ ВОСТОРЖЕСТВУЮТ В КАЖДОЕ КОНКРЕТНОЕ МГНОВЕНИЕ.
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕМ МИРЕ НЕЯСНА. БАРОККО ПЕССИМИСТИЧНО.
БАРОККО – АВТОРСКОЕ ИСКУССТВО. ЗДЕСЬ АВТОР МЕНЕЕ СВЯЗАН ПРАВИЛАМИ ЖАНРА, СТИЛЯ И Т. П. , ЧЕМ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
СТИЛЬ БАРОККО ЭТО «ТЕМНЫЙ» СТИЛЬ, ТРУДНОДОСТУПНЫЙ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ.
СТИЛЬ БАРОККО • ДИСГАРМОНИЯ. • УСЛОЖНЕННОСТЬ ФОРМЫ. • СОЕДИНЕНИЕ НЕСОЕДИНИМОГО (ПРЕКРАСНОГО И БЕЗОБРАЗНОГО, ТРАГИЧЕСКОГО И СМЕШНОГО). • ЭСТЕТИЗАЦИЯ УЖАСНОГО. • ОБМАН ЧИТАТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ, ИГРА.
БАРОККО • ГОНГОРА, КАЛЬДЕРОН, ТИРСО ДЕ МАЛИНА (ИСПАНИЯ) • ТАССО (ИТАЛИЯ) • ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН (ГЕРМАНИЯ) • Д’АБИНЬЕ, ДЕ СКЮДЕРИ (ФРАНЦИЯ) • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (БЕЛАРУСЬ, РОССИЯ) И ДР.
КЛАССИЦИЗМ ТЕРМИН ОБРАЗОВАН ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА, ОЗНАЧАЮЩЕГО «ОБРАЗЦОВЫЙ» . КЛАССИЦИСТЫ СТРЕМИЛИСЬ ПОДРАЖАТЬ ОБРАЗЦАМ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА И СЛЕДОВАТЬ НОРМАМ, ИЗЛОЖЕННЫМ АНТИЧНЫМИ ТЕОРЕТИКАМИ ИСКУССТВА.
МАНИФЕСТЫ КЛАССИЦИЗМА Н. БУАЛО. «ПОЭТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО» (1674, ФРАНЦИЯ).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ КЛАССИЦИЗМА ЧЕЛОВЕК В АБСОЛЮТИСТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ СТАВИТ ДОЛГ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ ВЫШЕ ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КЛАССИЦИЗМА • СОЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ОПОРОЙ НА НОРМАТИВНЫЕ ПОЭТИКИ. • ЖАНРОВАЯ ИЕРАРХИЯ. • СТРОГОЕ СООТВЕТСТВИЕ СТИЛЯ ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКЕ. • ЯСНОСТЬ И НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ИДЕИ. • ГАРМОНИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ ЦЕЛОГО.
КЛАССИЦИСТЫ • КОРНЕЛЬ, РАСИН, ВОЛЬТЕР, МОЛЬЕР, МАЛЕРБ (ФРАНЦИЯ) • ОПИЦ (ГЕРМАНИЯ) • ФЛЕМИНГ (АНГЛИЯ) • ЛОМОНОСОВ, СУМАРОКОВ, ХЕРАСКОВ, КАПНИСТ, ФОНВИЗИН (РОССИЯ) И ДР.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ТЕРМИН ОБРАЗОВАН ОТ ФРАНЦУЗСКОГО СЛОВА, ОЗНАЧАЮЩЕГО «ЧУВСТВО» .
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА ПРОТИВОПОСТАВЛЕНА РАЦИОНАЛИЗМУ КЛАССИЦИЗМА. СЕНТИМЕНТАЛИСТЫ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ СОЗДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТРУДОВ ПО ЭСТЕТИКЕ СВОЕГО НАПРАВЛЕНИЯ.
ЗАМЕНА МАНИФЕСТУ • ДЖ. ТОМСОН. «ВРЕМЕНА ГОДА» , ПОЭМА. 1730. • С. РИЧАРДСОН. «ПАМЕЛА, ИЛИ ВОЗНАГРАЖДЕННАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ» , ЭПИСТОЛЯРНЫЙ РОМАН. 1741. • Л. СТЕРН. «СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ФРАНЦИИ И ИТАЛИИ» . 1768.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА • ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ ДУШИ НА ЛОНЕ ПРИРОДЫ, • ПОПЫТКА ПЕРЕДАТЬ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ЧЕГО БЫ ТО НИ БЫЛО (ИМПРЕССИОНИСТИЧНОСТЬ СТИЛЯ), • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ (ИСПОВЕДАЛЬНОСТЬ, СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ НА ЧУВСТВАХ), • ОСЛАБЛЕННАЯ СЮЖЕТНОСТЬ, АЛОГИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.
СЕНТИМЕНТАЛИСТЫ • И. В. ГЕТЕ. «СТРАДАНИЯ МОЛОДОГО ВЕРТЕРА» (ГЕРМАНИЯ). • Ж. -Ж. РУССО. «ИСПОВЕДЬ» , «ЮЛИЯ, ИЛИ НОВАЯ ЭЛОИЗА» (ФРАНЦИЯ). • Н. М. КАРАМЗИН. «БЕДНАЯ ЛИЗА» , «ЗАПИСКИ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» (РОССИЯ). И ДР.
ЛИТЕРАТУРА 1. Федотов О. И. Основы теории литературы. В 2 чч. Ч. 2. М. , 2003. 2. Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М. , 2003. 3. Теория литературы. Т. 4: Литературный процесс. М. : ИМЛИ РАН, 2001.