Скачать презентацию ЛИТЕРАТУРА XVIII В ПЕРИОДИЗАЦИЯ 3 16 2018 Литература Петровской эпохи Скачать презентацию ЛИТЕРАТУРА XVIII В ПЕРИОДИЗАЦИЯ 3 16 2018 Литература Петровской эпохи

f872f6c2ff8144d7e6f11b0ee46491bb.ppt

  • Количество слайдов: 23

ЛИТЕРАТУРА XVIII В. (ПЕРИОДИЗАЦИЯ) 3/16/2018 Литература Петровской эпохи (1690 - первая четверть XVIII в. ЛИТЕРАТУРА XVIII В. (ПЕРИОДИЗАЦИЯ) 3/16/2018 Литература Петровской эпохи (1690 - первая четверть XVIII в. ) Литература 1730 -1750 -х годов (формирование классицизма). Литература 1760 - первой половины 1770 -х годов (появление, наряду с классицизмом, первых ростоков сентиментализма). Литература последней четверти XVIII в. (упадок классицизма, расцвет сентиментализма). Eliza Małek 1

ЛИТЕРАТУРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ 3/16/2018 Дальнейшее обмирщение культуры и Eliza Małek быта. «Европеизация» быта, ЛИТЕРАТУРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ 3/16/2018 Дальнейшее обмирщение культуры и Eliza Małek быта. «Европеизация» быта, языка и культуры. Отмежевание от «старой» русской культуры. Смена писательского типа. E. Małek, Литература петровского времени, "Język Rosyjski" 1977, nr 1, s. 2024. 2

 «ДАНО ЛЕТА ГОСПОДНЯ 1710, ГЕНВАРЯ В 29 ДЕНЬ» 3/16/2018 . Eliza Małek 3 «ДАНО ЛЕТА ГОСПОДНЯ 1710, ГЕНВАРЯ В 29 ДЕНЬ» 3/16/2018 . Eliza Małek 3

3/16/2018 «СИМЫ ЛИТЕРЫ ПЕЧАТАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ И МА-НИФАКТУРНЫЯ КНИГИ. А КОТОРЫЯ ПОДЧЕРНЕНЫ, ТЕХ ВЫШЕПИСАННЫХ КНИГАХ 3/16/2018 «СИМЫ ЛИТЕРЫ ПЕЧАТАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ И МА-НИФАКТУРНЫЯ КНИГИ. А КОТОРЫЯ ПОДЧЕРНЕНЫ, ТЕХ ВЫШЕПИСАННЫХ КНИГАХ НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ» . Eliza Małek 4

СИМВОЛЫ И ЭМБЛЕМАТА 3/16/2018 Eliza Małek Использовались в панегирических стихах, оформлении триумфальных ворот, пьесах СИМВОЛЫ И ЭМБЛЕМАТА 3/16/2018 Eliza Małek Использовались в панегирических стихах, оформлении триумфальных ворот, пьесах и т. п. 5

СТАРОЕ И НОВОЕ Eliza Małek повести (старые по форме, новые по содержанию) – Повесть СТАРОЕ И НОВОЕ Eliza Małek повести (старые по форме, новые по содержанию) – Повесть о Василии Кориотском, Повесть о Фроле Скобееве. Стихотворство (новые жанры – любовная лирика, кант, панегрирические стихи). Театр (публичный и школьный) и драматургия. Ведущие направления – барокко и предклассицизм. 3/16/2018 Рукописные 6

ЛИРИКА (АХ, СВЕТ МОЙ ГОРКИ. . . ) 3/16/2018 Ах, свет мой горки моей ЛИРИКА (АХ, СВЕТ МОЙ ГОРКИ. . . ) 3/16/2018 Ах, свет мой горки моей молодости! Печално терпеть, не маю радости. Мои роскоши во свет залетели, мои потехи во плач пременили, Мое гуляние во скорби пребывает, тяжкая туга сердце засмушает. . . Где роскош давно, где гулянье славно, что было тогда всему свету явно. Отошло в поле, во глубокое море, свет пременила нещастная доля. . . Eliza Małek 7

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (16811736) 3/16/2018 Первая Eliza Małek встреча с Петром в Киеве (1706) и ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (16811736) 3/16/2018 Первая Eliza Małek встреча с Петром в Киеве (1706) и произнесение речи в его честь. Вторая встреча с царем – Слово похвальное над войсками свейскими победе (1709). Вызов в Петербург (1716) – Ф. П. становится главным идеологом Петра. 8

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ФЕОФАНА 3/16/2018 Драматург - трагедокомедия Владимир (1705). Теоретик литературы (Поэтика). Проповедник (оратор). ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ФЕОФАНА 3/16/2018 Драматург - трагедокомедия Владимир (1705). Теоретик литературы (Поэтика). Проповедник (оратор). Лирик (эпитафии, оды, панегирические «приветства» ). Eliza Małek 9

АПОЛОГЕТ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ 3/16/2018 Eliza Małek Слово о власти и чести царской (1718) Слово АПОЛОГЕТ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ 3/16/2018 Eliza Małek Слово о власти и чести царской (1718) Слово похвальное о флоте Российском (1720) Слово на новое лето. . . 1 января 1725 года начинается с обращения «Здравствуйте в новый год, христолюбивое собрание!» - в проповедях обосновывает право императора на лишение Алексея Петровича права до наследования престола, хвалит Петра за реформы (флот, введение нового календаря) и т. д. 10

СЛОВО НА ПОГРЕБЕНИЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО (1725) 3/16/2018 Eliza Małek «По окончании божественной литургии взошёл СЛОВО НА ПОГРЕБЕНИЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО (1725) 3/16/2018 Eliza Małek «По окончании божественной литургии взошёл на кафедру для проповеди архиепископ псковский Феофан. Но коль слово сие ни было кратко, однако ж продолжалось оно около часа, ибо беспрестанно было прерываемо плачем и воплем слушателей» . (Из воспоминаний очевидца) «Вопль и рыдание сие перешло к вне церкви стоящим, и казалось, что самые стены церкви и валы крепости возревели. . . » (И. Голиков, Деяния Петра Великого, ч. 9, Москва 1789, с. 238) 11

СЛОВО НА ПОГРЕБЕНИЕ Eliza Małek Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? СЛОВО НА ПОГРЕБЕНИЕ Eliza Małek Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? О, как истинная печаль! О, как известное наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучии наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу, или паче, рождший и воспитавший прямый сын отечествия своего отец, которому по его достоинству добрии российстии сынове бессмертну быть желали, по летам же и состава крепости многолетно еще жить имущего вси надеялися, — противно и желанию и чаянию скончал жизнь и — о лютой нам язвы! — тогда жизнь скончал, когда по трудах, беспокойствах, печалех, бедствиях, по многих и многообразных смертех жить нечто начинал. 3/16/2018 12

3/16/2018 Eliza Małek Кого бо мы, и какового, и коликого лишилися? Се оный твой, 3/16/2018 Eliza Małek Кого бо мы, и какового, и коликого лишилися? Се оный твой, Россие, Сампсон, каковый да бы в тебе могл явитися никто в мире не надеялся, а о явльшемся весь мир удивился. Застал он в тебе силу слабую и сделал по имени своему каменную, адамантову; застал воинство в дому вредное, в поле не крепкое, от супостат ругаемое, и ввел отечеству полезное, врагом страшное, всюду громкое и славное. (. . . ) славная проповедати о себе всему миру повелел. (. . . ) Се твой первый, о Россие, Иафет, неслыханное в тебе от века дело совершивший, строение и плавание карабельное, новый в свете флот (. . . ) 13

3/16/2018 Eliza Małek Се Моисей твой, о Россие! Не суть ли законы его, яко 3/16/2018 Eliza Małek Се Моисей твой, о Россие! Не суть ли законы его, яко крепкая забрала правды и яко нерешимыя оковы злодеяния! (. . ) Се твой, Россие, Соломон, приемший от господа смысл и мудрость многу зело. (. . . ) Се же твой, о и церкве российская, и Давид и Константин. Его дело — правительство синодальное, его попечение — пишемая и глаголемая наставления. (. . . ) 14

Вы же, благороднейшее сословие, всякого чина и сана сынове российский, верностью и повиновением утешайте Вы же, благороднейшее сословие, всякого чина и сана сынове российский, верностью и повиновением утешайте государыню и матерь вашу, утешайте и самих себе, несумненным познанием петрова духа в монархине вашей видяще, яко не весь Петр отшел от нас. Прочее припадаем вси господеви нашему, тако посетившему нас, да яко бог щедрот и отец всякия утехи ея величеству самодержавнейшей государыни нашей и ея дражайшей крови — дщерям, внукам, племянницам и всей высокой фамилии отрет сия неутолимыя слезы и усладит сердечную горесть благостнным своим призрением и всех нас милостивне да утешит. Но, о Россие, видя кто и каковый тебе оставил, виждь и какову оставил тебе. Аминь. 1725 3/16/2018 Eliza Małek 15

ПОЭТИКА СЛОВ 3/16/2018 Eliza Małek Риторика «обновления» : «тьма неведения» , «вдруг» , «ныне» ПОЭТИКА СЛОВ 3/16/2018 Eliza Małek Риторика «обновления» : «тьма неведения» , «вдруг» , «ныне» - «прежде» , «невежество» - просвещение» , «слепота» «прозрение» (Николаев С. И. ) Четкая композиция (приступ, развитие темы, заключение). Обилие риторических вопросов, антитез ( «ныне» - «прежде» , «было» - «стало» ), обращения к слушателям, к Богу и к России. 16

СМЕНА ПИСАТЕЛЬСКОГО ТИПА 3/16/2018 Eliza Małek А. М. Панченко пишет, что в петровскую эпоху СМЕНА ПИСАТЕЛЬСКОГО ТИПА 3/16/2018 Eliza Małek А. М. Панченко пишет, что в петровскую эпоху «монах или белец становится чиновником; писатель, сочиняющий по обету или внутреннему убеждению, сменяется грамотеем, пишущим по заказу или прямо «по указу» . Петр делал такие заказы или лицам, или учреждениям, Славяно-греко-латинской академии например. Это самый распространенный писательский тип петровского времени» . По царскому заказу (или упреждая желания царя) писал и Феофан Прокопович. 17

 «Однако литературе позволялось выполнять не только практические функции, которые Петр считал важнейшими. Она «Однако литературе позволялось выполнять не только практические функции, которые Петр считал важнейшими. Она должна была также развлекать; для развлечения каждый мог писать невозбранно — в качестве частного человека, вне и помимо служебных обязанностей. Писатель стал частным человеком, частный человек стал писателем. В этом, как мне кажется, и заключается смысл того переворота в литературном быте, который случился при Петре. Это была тоже своего рода реформа, и реформа с далеко идущими последствиями. » (там же) 3/16/2018 Eliza Małek 18

Притча о десяти девах (Мф 25: 1 -13) Eliza Małek (http: //www. krotov. info/spravki/persons/01 Притча о десяти девах (Мф 25: 1 -13) Eliza Małek (http: //www. krotov. info/spravki/persons/01 person/nz_ill_129. html#devv) 3/16/2018 1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Евангелие Апракос 1693 г. 19

3/16/2018 Eliza Małek 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что 3/16/2018 Eliza Małek 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. 20

СТЕФАН ЯВОРСКИЙ – ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ И СНЯТИЕ ЗАПРЕТА НА СМЕХ Eliza Małek Петру сообщают, СТЕФАН ЯВОРСКИЙ – ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ И СНЯТИЕ ЗАПРЕТА НА СМЕХ Eliza Małek Петру сообщают, что митрополит Стефан Яворский ведет себя недостойно. Император навещает его поздно вечером и, заметив на столе бутыки, подозревает, что Стефан держит в них вино, но там оказалась брусничная вода. «[…]вздумалось государю тогда же полюбопытствовать о Феофане: что он сей ночи делает. . . Двери были заперты. . . Отворили, усмотрели государя, кинулись к Феофану. . . Бывшие у него гости испугались, стол наполнен был разными напитками и яствами. Но архиепископ, с веселым и добрым духом встретив радостно государя, шедшего к нему, и имея покал в руках с венгерским, возгласил: “Се жених грядет в 21 полунощи! Блажен раб, его же обрящет бдяща, недостоин же паки, его же обрящет унывающа!”» . 3/16/2018

„Независимо от того, подлинный это анекдот или сочиненный позднее, он отразил очень важные черты „Независимо от того, подлинный это анекдот или сочиненный позднее, он отразил очень важные черты петровского быта. Феофан Прокопович держал открытый дом. Смех царил на его приемах, которые современники называли «аттическими ночами» . Между прочим, приветственные слова, которыми Феофан, согласно анекдоту, встретил Петра, отдают пародийным кощунством: этот текст начинал одну из служб страстной недели”. (А. М. Панченко, О смене писательского типа. . . ) 3/16/2018 Eliza Małek 22

ЛИТЕРАТУРА 3/16/2018 Eliza Małek А. М. Панченко, О смене писательского типа в петровскую эпоху ЛИТЕРАТУРА 3/16/2018 Eliza Małek А. М. Панченко, О смене писательского типа в петровскую эпоху http: //www. pushkinskijdom. ru/Default. aspx? tabi d=2334 23