Литература,театр,архитектура 18 века..pptx
- Количество слайдов: 55
Литература, театр, архитектура 18 века
Наш XVIII век Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А. Н. Радищев Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А. С. Пушкин
XVIII век Традиции Новаторство ь ь Древнерусская литература ь ь Западноевропейская литература ь ь Русский фольклор ь Античная литератураь Обличение пороков Герой – русский, православный человек Новая русская сатира, драма, проза Идеи государственности и просвещения
Писатели XVIII века Г. Р. Державин Д. И. Фонвизин
Писатели XVIII века А. Н. Радищев Н. М. Карамзин
Гавриил Романович Державин 1743 - 1816
1782 г. – наместник Олонецкой губернии, а с 1785 г. губернатором — Тамбовской
1791 г. – Екатерина. II назначила Державина кабинет-секретарём, но вскоре перевела в сенаторы.
Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 г. призывает Державина на службу, назначая государственным казначеем.
Александр I в 1802 г. назначил Державина министром юстиции (служил по 1803).
В 1803 году Державин уходит в отставку, поселяется в Санкт-Петербурге, а затем в своём имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни сосредотачивается на литературной деятельности. Ода «Фелица» , стихи.
Фонвизин Д. И. • Дени с Ива нович Фонви зин — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Самой извесной комедией является комедия «Недоросль. Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится» . ии.
Театр в XVIII веке в России
В 1750 годув Ярославле появилась первая труппа русских актеров, которую возглавлял Федор Волков. В 1752 году, труппу пригласили играть в Петербург, а через четыре года , в 1756 году, труппа стала авангардом русского театра 18 века. Русский театр в Петербурге располагался на Васильевском острове, в доме Головина. Директором театра был Сумароков. На сцене Петербургского тетра впервые были поставлены пьесы Фонвизина.
Расцветом русского театра 18 века, стала вторая половина столетия. Создание «Театральной директории» , государственная финансовая поддержка, привела к тому, что русский театр стал более доступным для населения, а представления стали более красочными. На театральных сценах русского театра 18 века, стали преобладать комическая опера и драма. В русском театре 18 века, было популярным такое явление, как крепостные театры. Театры графа Шереметева в Останкино, князя Юсупова в Архангельском, которые славились вдохновенной игрой крепостных актеров. Часто крепостные актеры обладали большим талантом, но они были не свободны. Такие жизненные перипетии нередко оканчивались трагедией.
ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ (1729 - 1763) положил начало формированию важнейших традиций русского национального театра. В СПб. выступал преим. в пьесах А. П. Сумарокова, занимая положение первого трагика. Мастерски выступал и в комедии. В его игре современники отмечали "бешеный" темперамент, вдохновенную распевную манеру произнесения стихов. . С 1761, после отставки Сумарокова, руководил рус. придворной труппой. Писал стихи, занимался живописью и скульптурой, играл на множестве музыкальных инструментах, знал иностранные языки. Участвовал в свержении Петра III, за что в 1762 возведен в дворянское достоинство. В связи с коронацией Екатерины II в Москве (1763) подготовил 3 дневный уличный карнавал "Торжествующая Минерва", во время которого простудился и вскоре умер.
Праско вья Ива новна Ковалёва-Жемчуго ва, графиня Шереме тева— актриса и певица крепостного театра графов Шереметевых. Согласно традиции, по которой актёрам шереметевского театра давали имена по названиям драгоценных камней, Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. Павел I, пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову.
В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она вынуждена была оставить сцену. В 1798 году Николай Шереметев даёт вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, а 6 ноября 1801 года венчается с ней тайным браком. 3 февраля 1803 года она родила сына, Дмитрия но беременность и роды подорвали её здоровье — Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. В память о жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом, где в наши дни размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.
Архитектура ХVIII века
Архитектурные стили XVIII века. Нарьшкин ское (русское) барокко. Барокко Класси цизм
Нарышкинское барокко. Церковь Воина на Якиманке. Москва. • Здание храма возведено в 1704— 1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта — архитектор Иван Зарудный.
Ме ншикова ба шня, Це рковь Арха нгела Гаврии ла на Чи стых пруда х в Москве • Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта в современных изданиях называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини. Барокко.
Растрелли Ф. Б. русский архитектор итальянского происхождения (1700 - 1771) Родился предположительно в Париже. Первоначальное образование получил под руководством отца - скульптора Карла. Варфоломея Растрелли. Помогал ему в выполнении заказов. В Петербурге было сооружено несколько выдающихся ансамблей, в том числе Смольный монастырь, а также Петергофский (1747 -1752) и Царскосельский дворцы (1752 -1757), здание Зимнего дворца, собор Св. Андрея в Киеве (17741748) и Смольный монастырь (1748 -1755)
Смольный монастырь Растрелли Ф. Б.
Зимний дворец • Зимний дворец в Санкт-Петербурге — в прошлом главный императорский дворец России, Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754— 1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Рас трелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.
Большой (Екатерининский )дворец • Екатери нинский дворе ц бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе. Пушкине (ранее — Царское Село. Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко. • При императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. Она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325 метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.
Большой дворец в Петергофе • Большо й дворе ц — основное здание дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» , расположенного в одноимённом городе на южном бере. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714 -1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж. Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен (1745— 1755) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф. Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко.
Мраморный дворец (Петербург) • Дворец построен в 1768 — 85 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди.
Дми трий Васи льевич У хтомский • русский архитектор, реставратор, главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елиза-веты Петровны, мастер елизаветинс • кого барокко. • Колонна в Троице. Сергиевом монастыре.
• Расцвет в период правления Екатерины II (1762 – 1796 гг. ) • Города: Москва и Санкт-Петербург
(1737 -1799 гг. )
Дом Пашкова
Усадьба Царицыно под Москвой
(1738 -1812 гг. )
“Строгий, стройный вид Петербурга” Камеронова аллея
Здание Сената в Кремле. 1783 г.
Петровский дворец. 1775 – 1782 гг. Москва.
Дворец также называли подъездным. Выстроен он был в память о победе в русско-турецкой войне 1768 -1774 годов. Сейчас- Дом приемов Правительства Москвы
Таврический дворец Старов И. Е.
Кваренги. Александровский дворец в Царском селе