Литература США 2 лекция Романтизм.pptx
- Количество слайдов: 36
Литература США Лекция 2 РОМАНТИЗМ Фенимор Купер Генри Лонгфелло Эдгар По
• Американские романтики – создатели национальной литературы США. • Американская книга с трудом пробивала себе дорогу к отечественному читателю. В XIX в. в Нью. Йорке уже существовали литературные клубы, но во вкусах царила английская литература.
• На американских романтиков была возложена еще одна задача формировать этико-философский кодекс молодой нации – помогать ей • сформироваться. Романтизм был • наиболее действенным методом художественного освоения действительности
Джеймс Фенимор Купер (1789 -1851)– представитель американского романтизма • Детство и юность – Куперстаун – типичный фронтир, неудачная учеба, служба во флоте • Литературный дебют – в основе чтение и упорный труд. Первые романы – заявка на все творчество. • « … Истинному патриотизму присуща чистота, которая ставит человека-патриота выше всех грубых побуждений, себялюбия. Патриотизм чувство возвышенное, прекрасное, лишенное примеси личных выгод» • Из предисловия к роману «Шпион»
Периодизация творчества Ф. Купера • • • 1 период – 1821 -1826 гг. пробы в разных жанрах. Лучшие – «Лайонель Линкольн» , «морской» роман «Лоцман» , начало Петналогии о Кожанном чулке, которая сделала Купера знаменитым в Америке и Европе. 2 период – европейское семилетие 1826 -1833 гг. путешествия по Европе, морские романы. 3 период – возвращение домой, разочарование в американской действительности. Критика мобократии (mob – толпа) в публицистике и романах (аллегорический роман «Моникины» : Высокоприыгия – Англия, Низкопрыгия – США. Критику продолжают романы «Домой» и «Дома»
• Последнее десятилетие – уединение в поместье, завершение пенталогии о Кожаном чулке. • В конце жизни Купер признается, что время его истекло, страна от него «устала» .
Пенталогия о Кожаном чулке • Пенталогия – цикл из пяти романов • Главная книга Ф. Купера. Художественная история ранней эпохи фронтира. 20 лет работы. «Пионеры» «The Pionners» « Последний из могикан» «The Last of the Mohicans» «Прерия» «The Prairie» «Следопыт» «Pathfinder» «Зверобой» «The Deerslayer» «…Если что-нибудь из написанного автором этих повестей суждено пережить его самого, то это будут «Повести о Кожаном чулке» • • •
• «Сквозная» фигура пенталогии – Натти Бампо. • В романе общенациональный масштаб запечатленного в нем исторического процесса. • В романе этап американского фронтира. Чья история вызывает сложные нравственные, философские, экономические конфликты. • Реальные подробности, пейзажи, детали быта + романтическая идеализация характеров, сгущение красок.
• • Натти Бампо – он же Кожаный Чулок, Соколиный глаз, Зверобой, Следопыт – Человек «с голубинным сердцем в львиной груди» (Белинский). «Естественный человек» , чья главная ценность – воля Вымышленный характер, собирательный образ его характер не меняется на протяжении всех романов. « … Он видит Бога в лесу, слышит его в ветре, славит его небесную благодать, покоряется его власти со смиренной верой в справедливость и милосердие. Такова идеальная мера, по которой мы равняли характер Кожаного Чулка»
• Главная идея романа: столкновение цивилизации и природы. Итог драматичен. • «Натти Бампо бессознательно служил великому делу распространения материальной культуры в стране диких людей и оказался неспособным жить в условиях этой культуры, тропинки которой он впервые открыл» (Горький) • В заключительном романе Натти Бампо дряхл, ему около 90 лет. Он ослаб, зрение подводит, он не надеется на свой Длинный Карабин, пользуется силками и капканами, но по-прежнему помогает людям.
«Последний из могикан» • • Лучшие черты Купера-художника: мастерство рельефно выписанных характеров, искусство увлекательного сюжета, драматические ситуации и неожиданно счастливые развязки. Герои: Натти Бампо и его друзья: Чингачгук (Великий Змей), Ункас, их антагонист индеец Магуа. «Последние из могикан» – горькая участь народов, исчезающих под напором цивилизации. Нарицательный смысл. Характеристика индейцев у Купера многообразна, содержательна, свободна от прямолинейности.
• Сюжет привязан к конкретному событию: накануне войны за независимость англичане и французы соперничали за обладание землями, обе стороны часто прибегали к помощи индейцев, где тоже было соперничество. • Авантюрно-приключенческий жанр: калейдоскоп сюжетных коллизий: погони, пленения, чудесные избавления, роковые случайности, столкновения измены и великодушия, смелости и низости. Все происходит на фоне девственной природы.
• Яркие описания. • F. e. Танемунд «У него седая шевелюра, на голове диадема, украшенная драгоценными камнями и черными страусиными перьями, роскошные браслеты на руках т ногах, оружие с золотой и серебряной чеканкой» • Стиль Купера живописнокрасочный, порой выспренный. Романтическая стилистика: «Кожа у нас разного цвета, но Бог велел нам идти одной тропой» .
Значение Купера • • • Купер – основоположник романного жанра в американской литературе. Он открыл американскую литературе для Европы. Понимал и отразил противоречивость процесса наступления цивилизации на природу. Искусный повествователь, умел «закрутить» сюжет, его характеры броски, хотя и прямолинейны. Его последователи Дж. Лондон, Э. Хемингуэй, У Фолкнер. Купер признавали в России еще при жизни ( встреча с М. Ю. Лермонтовым), Поклонником творчества Купера были В. Белинский, М. Горький и др.
Творчество Г. Лонгфелло (1807 -1882). «Песнь о Гайавате» . • Лонгфелло: романтик первого призыва • Блестящее образование • Верил в историческое предзнаменование Америки, опирался на европейскую литературную школу
The Arrow and the Song I shot an arrow into the air, It fell to earth, I knew not where; For, so swiftly it flew, the sight Could not follow it in its flight. I breathed a song into the air, It fell to earth, I knew not where; For who has sight so keen and strong, That it can follow the flight of song? Long, long afterward, in an oak I found the arrow, still unbroke; And the song, from beginning to end, I found again in the heart of a friend. We can never predict the power of our actions. The word said, the deed done, disappear into the past, but often, years later, we can be astounded to learn of their impact. A friend explodes with rage over an imagined slight; a stranger thanks us for a favor we’d forgotten. • Ясный, чистый стиль, тонкий лиризм, строгая форма. Поэзия Лонгфелло прозрачна и упорядочена. Мастер сонетов в американской поэзии. Тема лирики Лонгфелло – хвала творческому деянию «The Arrow and a Song»
Песнь о Гайавате (1855)– главная книга Лонгфелло • Творческая вершина. Удачная попытка создать нечто вроде национального эпоса. • Образ индейца – «естественного человека» из культуры индейцев. Близость к индейским мифам и сказаниям. • Лонгфелло – ученыйфольклорист и поэт- романтик.
Герои поэмы: композиция, поэтика • Гайавата – персонаж исторический и легендарный. Сказочно-мифологические черты. Повествование – цепь ключевых эпизодов: божественное рождение, смерть матери, поиски отца, единоборство с ним, подвиги ао имя народа над Мише-Намой, Мише. Моквой, Меджисогвоном. • Гайавата – народный заступник. То полубог, то реальный человек.
Гуманистический пафос поэмы
• Лиризм поэмы, задушевная поэтичность, подлинный драматизм (смерть близких) • В финале Гайавата оставляет своих соплеменников, прощается с жизнью, у ходит в «страну Заката» . • Завершение поэмы – появление миссионеров.
• Поэма написана белым стихом. • Она не стала национальным эпосом, но имела громадный успех. • После «Гайаваты» Лонгфелло писал пьесы, занимался просветительством, считал, что «… прежде чем Новый Свет обретет подлинную самобытность… ему следует пропитаться оригинальными элементами чужих культур»
«Русский» Лонгфелло • Бунинский перевод поэмы – событие. Классический перевод – удостоен Пушкинской премии Академии наук.
Судьба и творчество Э. А. По • Биография: драма одной жизни: потеря в раннем детстве отца, матери, приемная семья, конфликты с приемным отцом. • В юности – потеря первой любви – мотив смерти в дальнейшем творчестве. • Попытка стать военным. Начало литературного творчества
Семейная жизнь Э. По • В 1836 г. По женится на Вирджинии Клемм, дальней родственнице. Бедность. Но По не позволяет стать поставщиком легковесного чтива. • «По был взыскателен и писал мучительно трудно, а стиль его слишком возвышался над уровнем популярной литературы, за которую хорошо платили. Он всегда страдал от денежных затруднений, с больной женой был лишен элементарных, необходимых для жизни вещей.
• В 1947 г. Вирджния умирает, жестокий удар для По. • Но литературная фортуна улыбалась ему: первый двухтомник «Гротески и арабески» • 1845 г. шедевр «Ворон» принес ему гонорар 10 долларов. • Но впоследствии жизнь По литературная слава+завистники.
• Загадочная смерть По. • «Да и так ли уж это важно, знать, от какой болезни умер По. Он погиб от усталости, от отчаяния, от чудовищного перенапряжения духовных сил, от нервного и психического истощения, от беспросветной нищеты, с которой он тщетно боролся всю жизнь»
Эстетика: философия творчества По • По был первым в США профессиональным критиком. Много писал современниках, безошибочные оценки. «Поэзия не может иметь никакой цели, кроме самой себя» (Пушкин) • По много работал в журналистике
• В творчестве По сочетались логика, математический расчет, эмоциональность, фантазия и воображение. Такой синтез – признак гения. Художественный эффект достигается в результате целеустремленной интеллектуальной работы.
Анатомия создания стихотворения «Ворон» Рождение замысла Выбор размера Выбор интонации Выбор стиля Ключевое cлово never more Рефрен «Великий математик был поэтом, великий поэт – математиком» (Юрий Олеша) • По – образец писательской рефлексии • •
По - прозаик • Более 70 новелл. • Творец американской романтической новеллистики. • «Страшные рассказы» ( «Падение дома Ашеров» : тематика: двойники, ожидание смерти, болезненные, иррациональные состояния, атмосфера ужаса, предтеча психиатрии и парапсихологии, «ужас души»
Детективные новеллы • По – основоположник детективного жанра. • «Убийство на улице Морг» «Тайна Мари Руж» , «Похищенное письмо» объединяет «сквозная фигура» – сыщик-любитель Огюст Дюпен – предтеча Шерлока Холмса, инспектора Мегре, героев Агаты Кристи.
• «Золотой жук» – классика детективного жанра. Увлечение писателя технологией тайнописи, кладоискательства (Стивенсон, Твен)
Приключенческие новеллы • «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля» приключенческий дневник.
Любовь, красота, смерть – главные темы По • Преобладает тема смерти – многозначное романтикосимволическое понятие, сопрягаемое с Любовью, Красотой, Поэзией. Тема потустороннего мира, скобь, печаль. Меланхолия.
• По был поэтом-экспериментатором, он варьировал размеры, строфику, стилистику. • Его поэзия стала связующим звеном между романтизмом и символизмом.
«Русский» По В России По переводили еще при жизни. • Особенно его ценил Ф. М. Достоевский: «… В его способности воображения есть такая особенность какой мы не встречали ни у кого: это сила подробностей… Видно, что он американец, даже в самых фантастических своих произведениях» . • Достоевский использовал тему двойничества, интерес к психологическим состояниям человека у «края бездны» , соединение реализма с фантастикой. •