7. ТАТАРСКОЕ ИГО.ppt
- Количество слайдов: 25
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА (XIII — XV вв) 1
СЛОВО о ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ 2
РУССКАЯ ЗЕМЛЯ в «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ • Тогда при Олеге Гориславиче • засевалось и прорастало усобицами, гибло достояние Даждь-Божьих внуков, в княжеских распрях век людской сокращался. • Тогда на Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля. • Тот ведь Олег мечом раздоры ковал и стрелы по земле сеял. • . Черная земля под копытами костьми засеяна и кровью по -лита; • Горем взошли они на 3 Русской земле!
Время создания «СЛОВА О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ» 4
• ПОВЕСТЬ О БИТВЕ НА РЕКЕ КАЛКЕ В год 6732 (1223). Из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные моавитяне, о которых никто точно не знает, кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татарами, а иные говорят — таурмены, а другие — печенеги. Некоторые говорят, что это те народы, о которых Мефодий, епископ Патарский, сообщает, что они вышли из пустыни Етриевской, находящейся между востоком и севером. Ибо Мефодий говорит так: “К скончанию времен появятся те, которых загнал Гедеон, и, выйдя оттуда, пленят всю землю от востока до Евфрата и от Тигра до Понтийского моря, кроме Эфиопии”. – Из Тверской летописи 5
ЧИНГИЗХАН и БАТЫЙ 6
Когда ты станешь ханом, то мы, Отправляясь в поход передовыми, Приведем к тебе девушек и женщин, Дворцы и юрты чужих народов, Прекраснощеких жен и девиц, Добрых, отменных статей лошадей, — Всё заберем и тебе отдадим! 7
СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ ( «Нууц товчо» (1240)) • • Беседуя с четырьмя сыновьями Чин -гиз-хан спросил: в чем состоит наи -высшее наслаждение? Трое отвечали, что высшее наслажде-ние — иметь тучные стада скота, бо-гатые табуны, и только Удэгей, тре-тий сын Чингизхана сказал: высшее наслаждение для правителя — управ-лять хорошо налаженным государс-твом. - Нет, — сказал Чингиз, — высшее на -слаждение человека заключается в том, чтобы победить врагов, гнать их перед собой, отняв у них все, чемони владели, видеть дорогих им людей в слезах, ездить на их конях, сжимать в объятиях их дочерей и жен…» (Из сб. , (13 век), по традиции приписываемого Чингиз -хану) 8
9
НАКАНУНЕ БИТВЫ НА РЕКЕ КАЛКЕ • • В 1222 году монгольское войско под началом Джэбэ и Субэдэя вторглось с Сев. Кавказа в половецкие степи. Половецкий хан обратился к русским князьям, прося у них помощи против нового грозного врага: Сегодня они отняли нашу землю, завтра ваша взята будет. После долгих переговоров и щедрых подарков половщев было решено: Лучше встретить врага на чужой земле, чем на своей. Узнав о сборах русских князей, монголы прислали своих послов с такими словами: Слыхали мы, что вы идёте против нас, послушавши половцев, а мы вашей земли не трогали, ни городов ваших, ни сёл ваших; не на вас пришли, но пришли по во-ле Божией на холопов и конюхов своих половцев. Вы возьмите с нами мир; коли побегут к вам, — гоните от себя и забирайте их имение; мы слышали, что и вам они наделали много зла; мы их и за это бьём. Выслушав послов, русские князья приказали всех их убить. Второе посольство монголов передало: Вы послушали половцев и перебили послов наших; 10 теперь идёте на нас, ну так идите; мы вас не трогали: над всеми нами Бог.
БИТВА НА РЕКЕ КАЛКЕ (31 мая 1223 г. ) 11
31 мая 1223 г. Битва на реке Калке «…Князья русские выступили, бились с ними и побеждены были, и мало их избавилось от смерти… И были плач и печаль на Руси и по всем землям, слышавшим об этой беде…» (Лаврентьевская летопись) «…Тогда убит был татарами на реке Калке Александр Попович и с ним 70 богатырей. , и людей много без числа, некоторых князей руками брали. Это был первый выход татарский на Русь…» 12 (Новгородская IV летопись)
ОБОРОНА КОЗЕЛЬСКА (1238) • Оборона Козельска длилась семь недель. Даже тогда, когда татары ворвались в город, козельцы продолжали бороться. Они шли на захватчиков с ножами, топорами, дубинками, душили голыми руками. Батый потерял около 4 тысяч воинов. Татары прозвали Козельск злым городом. По распоряжению Батыя все жители города вплоть до последнего младенца были уничтожены, а город разрушен до основания. 13
ОБОРОНА КИЕВА (1240) • • Осенью 1240 года татарские полчища подошли к Киеву. Батый хотел взять Киев без боя, но киевляне решили стоять насмерть. Обороной Киева руководил воевода Дмитрий. Все способные владеть оружием встали на городские стены. Решающий штурм пришелся на 5 декабря 1240 года. Монголы пробили стены города сразу в нескольких местах, но защитники Киева отошли в детинец. На следующий день воины Батыя приступили к штурму центральной части города и Горы. Сломив сопротивление киевлян, монголы устроили массовую резню и подожгли Десятинную церковь, в которой укрылись последние защитники города. Тысяцкий Дмитр попал в плен. Но кровавый хан пощадил руководителя 14 обороны Киева за его храбрость.
НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ С ЖИТИЕМ • • Образ Николы Зарайского (названный по име-ни города Зарайска Рязанской области) известен на Руси с XIII в. По преданию, он находил-ся в греческой Корсуни, пока сам Николай Угодник не явился во сне священнику Евста-фию, повелев ему нести эту икону в рязанские земли. Евстафий вместе с же -ной направился в устье Днепра, где сел на корабль и добрался до Варяжского моря, до немецких земель. Там он посу-ху добрался до Великого Новгорода, а от него - до Рязани. Икона находится в Никольском соборе г. Зарайска. 2 -я пол. XIV в. 15
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ В 1237 г. 16
БРАТИНА • Бра тина — сосуд для питья, предназначенный, как указывает и самое название, для братской, товарищеской попойки; братина имела вид горшка с покрышкою; была медной или деревянной, и большею частью, величиною с полувёдерную ендову. 17
Темой, соединившей воедино все эпизоды П. , является тема смерти. Рефрен “вси равно умроша и едину чашу смертныю пиша. Ни един от них возвратися вспять, но вси вкупе мертви лежаша” читается в «Повести…» трижды (после описания гибели князей с дружиной; после гибели Рязани; в авторском плаче над погибшими дружинами) и содержит ее ключевой образ — “единой смертной чаши” для всех: князей, священников, народа. Андрей Рублев. Троица. (нач. XV в. ) 18
19
20
И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите? » Они же отвечали: «Веры мы христиан-ской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингва-ревича Рязанского тебя, сильного царя, поче-ствовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую» . 21
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ • И сказали царю приближенные: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища» . И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего» . И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им. 22
23
24
ЗАРАЙСК 25