Скачать презентацию Литература эпохи Возрождения Характеристика эпохи Возрождения 1 Скачать презентацию Литература эпохи Возрождения Характеристика эпохи Возрождения 1

Эпоха возрождения.ppt

  • Количество слайдов: 32

Литература эпохи Возрождения Литература эпохи Возрождения

Характеристика эпохи Возрождения (1) Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая Характеристика эпохи Возрождения (1) Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. • Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). • Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). • Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. •

Характеристика эпохи Возрождения (2) • Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших Характеристика эпохи Возрождения (2) • Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. • Это привело к появлению гуманизма — общественнофилософского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

Характеристика эпохи Возрождения (3) • Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример Характеристика эпохи Возрождения (3) • Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. • Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возникновение и распространение Возрождения • Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были Возникновение и распространение Возрождения • Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20 -х годов XV века. • Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. • В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи Возрождения • Проторенессанс (2 -я половина XIII века — XIV век) • Периоды эпохи Возрождения • Проторенессанс (2 -я половина XIII века — XIV век) • Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века) • Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века) • Позднее Возрождение (середина XVI — 90 е годы XVI века)

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса. • Леонардо да Винчи (1452 Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса. • Леонардо да Винчи (1452 - 1519), • Микеланджело Буонаротти (1475 1564) • Рафаэль Санти (1483 - 1520).

Три великих мастера (2) Три великих мастера (2)

Итальянский ренессанс в Европе • Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны Итальянский ренессанс в Европе • Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко. • Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение» .

Основные фигуры «Северного Возрождения» • Альбрехт Дюрер • Ганс Гольбейн Младший • Лукас Кранах Основные фигуры «Северного Возрождения» • Альбрехт Дюрер • Ганс Гольбейн Младший • Лукас Кранах Старший • Питер Брейгель Старший

Человек эпохи Возрождения • Философы Возрождения преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум Человек эпохи Возрождения • Философы Возрождения преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. • Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. • В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.

Развитие знаний • в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и Развитие знаний • в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём. • Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной. • Работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии.

Развитие общественных наук • Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Никколо Развитие общественных наук • Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. • Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. • Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

Литература эпохи Возрождения • Крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения. Литература эпохи Возрождения • Крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с XIV по XVI век. • От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс» , французского происхождения. • Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. • Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание ее высоким идеалам.

Творчество писателей Возрождения • В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено Творчество писателей Возрождения • В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. • Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. • Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта ( «Ромео и Джульетта» ), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Жанры литературы Возрождения (1) • Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные Жанры литературы Возрождения (1) • Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. • Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). • Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Жанры литературы Возрождения (2) • Широко распространена публицистика и философская проза. • В Италии Жанры литературы Возрождения (2) • Широко распространена публицистика и философская проза. • В Италии Джордано Бруно создает свои новые философские концепции. • В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия» . • Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень ( «Опыты» ) и Эразм Роттердамский ( «Похвала глупости» ).

Данте Алигьери • Полное имя Дуранте дельи Алигьери (1265 — 1321) — итальянский поэт, Данте Алигьери • Полное имя Дуранте дельи Алигьери (1265 — 1321) — итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. • Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной» , введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

Некоторые другие произведения Данте • • «Пир» «О народном красноречии» «Эклоги» «Послания» «Цветок» (поэма Некоторые другие произведения Данте • • «Пир» «О народном красноречии» «Эклоги» «Послания» «Цветок» (поэма из 232 сонетов) «Вопрос о воде и земле» «Новая жизнь» «Стихи»

Дантовские образы в наши дни Дантовские образы в наши дни

Джованни Боккаччо • (1313, Париж, — 1375, Чертальдо, Италия) — итальянский писатель и поэт, Джованни Боккаччо • (1313, Париж, — 1375, Чертальдо, Италия) — итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения. • Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторалей, сонетов. • Главное произведение — «Декамерон» (1350 — 1353, опубликовано в 1470) — книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества

Боккаччо и его «Декамерон» Боккаччо и его «Декамерон»

Франсуа Рабле • (1494, Шинон 1553, Париж) — французский писатель, один из величайших европейских Франсуа Рабле • (1494, Шинон 1553, Париж) — французский писатель, один из величайших европейских сатириков-гуманистов эпохи Ренессанса. • Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» .

Гаргантюа и Пантагрюэль Гаргантюа и Пантагрюэль

Франсуа Вийон • (настоящая фамилия — де Монкорбье), 1431 или 1432, Париж, — год Франсуа Вийон • (настоящая фамилия — де Монкорбье), 1431 или 1432, Париж, — год и место смерти неизвестны — поэт французского средневековья.

Жизнь и смерть поэта Я — Франсуа, чему не рад, Увы, ждет смерть злодея, Жизнь и смерть поэта Я — Франсуа, чему не рад, Увы, ждет смерть злодея, И сколько весит этот зад, Узнает скоро шея. (Перевод И. Эренбурга)

Пьер де Ронсар • (1524, замок Ла. Поссоньер, — 1585, аббатство Сен-Ком) — знаменитый Пьер де Ронсар • (1524, замок Ла. Поссоньер, — 1585, аббатство Сен-Ком) — знаменитый французский поэт XVI века. • Возглавлял объединение «Плеяда» , проповедовавшее обогащение национальной поэзии изучением греческой и римской литератур.

Мигель де Сервантес Сааведра • (1547, Алькала-де-Энарес — 23 апреля 1616, Мадрид) — всемирно Мигель де Сервантес Сааведра • (1547, Алькала-де-Энарес — 23 апреля 1616, Мадрид) — всемирно известный испанский писатель. • Прежде всего известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» .

Лопе де Вега • Полное имя — Феликс Лопе де Вега и Карпио, 1562, Лопе де Вега • Полное имя — Феликс Лопе де Вега и Карпио, 1562, Мадрид — 1635, там же) — испанский драматург, поэт и прозаик. • Автор более чем 2000 пьес, из которых 425 дошли до наших дней.

Уильям Шекспир • (1564, Стратфорд-на. Эйвоне, Англия — 1616, там же) — великий английский Уильям Шекспир • (1564, Стратфорд-на. Эйвоне, Англия — 1616, там же) — великий английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира. • Автор по крайней мере 12 трагедий, 16 комедий, 6 исторических хроник — в том числе состоящих из нескольких частей, 4 поэм и цикла из 154 сонетов.

Произведения Шекспира • • • • Гамлет, принц датский Буря (пьеса) Король Лир Отелло Произведения Шекспира • • • • Гамлет, принц датский Буря (пьеса) Король Лир Отелло Макбет (пьеса) Ромео и Джульетта Укрощение строптивой Зимняя сказка Сон в летнюю ночь Двенадцатая ночь Цимбелин Виндзорские насмешницы Юлий Цезарь

Значение Возрождения Главный результат и основное завоевание Возрождения — утверждение активной человеческой личности, ее Значение Возрождения Главный результат и основное завоевание Возрождения — утверждение активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала творческих начал, приведшее к множеству великих достижений человечества удобствам, комфорту и повышению качества жизни, — уже к концу XV в. плохо согласуется с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в острый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым. Все это еще больше усугубляло противоречия ренессансной эпохи, превращая их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так и между культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс являлся толчком для создания новой культуры – культуры Нового времени.