Prosveshenie_Anglia_i_Germania.ppt
- Количество слайдов: 46
Литература английского Просвещения. Тип просветительского образа в романе Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» (1719): роман-миф о превращении «острова отчаяния» в «остров Надежды» благодаря разумной деятельности по преобразованию природы. Оптимистическая идеала человека. концепция просветительского
Джонатан Свифт (1667 – 1745) Перед смертью создал сам себе эпитафию: «Жестокое негодование не может больше терзать его сердце. Иди, путник, и, если можешь, подражай ревностному поборнику мужественной свободы» . Похоронен в соборе Св. Патрика в Дублине рядом со Стеллой. На склепе – еще одна таинственная эпитафия на латинском – Evadere ad auras | Hoc opus, hic labor est. Таинственные жизнь и творчество, включая тайну двух Эстер (Эстер Джонсон – Стелла и Эстер Ваномри – Ванесса). В оптимистическом хоре Просвещения Свифт – пессимист, предостерегавший от самообольщения: он видел, как часто разум бессилен в борьбе со страстями, с демонами насилия и ненависти.
Концепция антропологического и социально-политического пессимизма в сатирико-утопическом романе «Путешествие Гулливера» (1714 -1726). В нём – сплав жанров: жанр путешествия, утопии/антиутопии, политического памфлета, фантастики и философии. Четыре путешествия по степени «нарушения нормальности» : 1. Путешествие в Лилипутию – сатира на Англию. 2. Путешествие в Бробдингнег (страна великанов) – теория совершенного общества на принципах разума. 3. Путешествие в Лапуту (летающий остров), Бальниборби, Лаггнегг, Глаббдобдриб (страна волшебников) и Японию. 4. Путешествие к гуигнгнмам представленный в образе иеху. – апофеоз разочарования,
Самюэль Ричардсон. Просветительская утопия сентиментализма в романах С. Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), «Кларисса» (1748). Фольклорная и народно-демократическая основа поэзии Р. Бернса.
Литература немецкого Просвещения. Феномен Лессинга: эстетическая теория «очищения чувств» ( «Лаокоон» , «Гамбургская драматургия» (1767 - 1768); вера в «силу и дух» человеческой природы ( «Фауст» ). Лессинг как создатель просветительской драматургии ( «Эмилия Галотти» (1771), «Натан Мудрец» (1779)). Дружба с Моисеем Мендельсоном ( «Письма о чувственных способностях» (1755): сострадание как «смешанное чувство из любви к предмету и огорчения из-за его несчастья» ). Масонство. Спор о «случайных и необходимых истинах» . Надежды на «воспитание человеческого рода» .
Философия «гениальной чувствительности и конгениального порыва» как идейная основа литературно-художественного движения «Буря и натиск» : Гаман, Гердер, Клингер, Гете.
Шиллер: от пафоса разрушения в «Разбойниках» до максимы «Красота спасет мир» в «Письмах об эстетическом воспитании» . Категория возвышенного в драме «Мария Стюарт» . Романтические мотивы в балладах.
Гете (1749 – 1832) как создатель национальнокультурного архетипа немецкого народа. Идея «целостности» как динамическая парадигма жизни и творчества. «Фауст» Гете как явление эпохи Просвещения в литературе. Философская проблематика «Фауста» , роль пролога как его символико-философского «ключа» . «Фауст» как философско-поэтический проект национального мифа. Своеобразие и этапы развития основного конфликта. Различные концепции финала «Фауста» . «Фаустовская» тема в литературе XIX–XX вв. : Бальзак «Шагреневая кожа» , М. Булгаков «Мастер и Маргарита» , Т. Манн «Доктор Фаустус» .
Prosveshenie_Anglia_i_Germania.ppt