Lecture1.Circ.pptx
- Количество слайдов: 30
Лирика Определение лирики. Пастораль. Поэтическая функция.
Принципы формирования оценки за второй модуль: • Эссе: 40% (приблизительно 1500 слов) • Презентация и участие в дискуссии: 30% • Письменные задания (наблюдения и вопросы) к семинарским занятиям: 30% (присылаются накануне даты семинара в Вашей группе, до 19: 00, на эл. адрес руководителя Вашей группы). В случае, если два задания не сданы вовремя либо не получили зачета, балл по этой компоненте не может быть выше 4; если не сданы три или более заданий, балл не может быть выше 2)
Общие правила • На лекциях мы просим не использовать компьютеры, а также иные электронные устройства, и ни в коем случае не разговаривать. • Наблюдения и вопросы к семинару. Начиная с субботы 7 ноября, к каждому семинару студенты должны сделать два интересных наблюдения над прочитанными к занятию текстами и сформулировать один вопрос для дискуссии. Общий объем не должен превышать 200 слов. Наблюдения и вопросы присылаются на эл. адрес руководителя Вашего семинара накануне занятия, до 19: 00.
Презентации • Каждый студент должен подготовить одну презентацию на семинаре. Презентация не должна занимать более 7 минут и должна быть основана целиком на Ваших собственных наблюдениях над одним стихотворением. В конце презентации Вы должны сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Избегайте общей (фоновой) информации, фактов из биографии автора, повторения материала лекций. С текстом презентации следует заблаговременно (по крайней мере – за день) ознакомить специально назначенного оппонента из числа студентов группы.
Обязательные чтения Суббота, 7 ноября • Лекция 2: Формы древнегреческой лирики и традиция анакреонтической оды Обязательное чтение: Сапфо, Анакреон, русская анакреонтическая поэзия (подборки из сборника «Античная лирика» ), Катулл 51, Мандельштам, «Я скажу тебе с последней прямотой» , «Я пью за военные астры» , Бродский, «Бабочка» • Семинар 2: Пасторальная топика Обязательное чтение: Мандельштам, «Возьми на радость» , «Сестры тяжесть и нежность» , «Есть иволги в лесах» , Бродский, Эклоги 4 -ая, 5 -ая, «Посвящается Чехову» ; Айги, «Ловля лета» ; Роберт Хасс, “Exit, Pursued by a Sierra Meadow, ” “September, Inverness”
Древнегреческий фольклорный гимн Дионису
Геннадий Айги (1934 -2006)
Древнегреч. гимн Дионису Геннадий Айги
Лирика: универсальное (трансисторическое) или культурнообусловенное (историческое) явление?
Лирика: универсальное (трансисторическое) или культурнообусловенное (историческое) явление? • Типологическая схожесть фольклорной песенной лирики в разных традициях. • Некоторые общие черты в независимо развивавшихся литературных традициях (античная, арабская, китайская): малый объем, экспрессивная установка (а не миметическая -- Эрл Майнер). • Между тем, литературная лирика, даже в пределах одной культурной традиции, может менять свой характер радикальным образом.
Прерывность в истории античных лирических форм Эпоха архаической лирики до сер. V века д. н. э. (последняя ода Пиндара датируется 446 г. ) Феокрит, Каллимах (вторая половина III в. до н. э. ) Вергилий (70 -19 гг. до н. э. ) Гораций (публикация первых трех книг «Од» в 23 г. до н. э. ) Гекзаметр, элегические дистихи, лирические (строфические) метры Гекзаметр (гимны, пастораль), элегические дистихи (эпиграмма) Воскрешение лирических метров
Пастораль • Пасторальная поэзия возникает как форма рефлексии об утраченном лирическом жанре, идеализирующая (и драматизирующая) народную, песенную лирику ( «фольклор» ). • Феокрит: в мире пасторали лирика (поэзия) имеет абсолютную ценность (Идиллия 1), врачует души (Идиллия 11). • Десятая эклога Вергилия: Галл, римский поэт, исключен из пасторального хронотопа. Вергилий играет в то, что он этому хронотопу принадлежит.
Этимология наименований литературных родов • Драма << to drama (деяние, действо) Этимон: текст, требующий исполнения • Эпос << to epos (слово, рассказ) Этимон: речь, рассказ, повествование • Лирика << ta lyrika (то, что [поется] и требует сопровождения на лире) Этимон: песня с музыкальным сопровождением
Отношение литературы к жизни в трех литературных родах • Драма: действо как избыточная действительность. • Эпос: рассказ о прошлом событии. В обоих случаях текст выступает как функция действительности. • Лирика: многоуровневая конструкция, включающая в себя текст, пение, музыкальное сопровождение. Помимо языкового, лирика использует дополнительный принцип организации.
Стих vs. проза Лирика стих Драма проза Эпос
Определение поэтической функции у Якобсона ( «Лингвистика и поэтика» , 1960) «Поэтическая функция проецирует принцип эквивалентности с оси селекции на ось комбинации. Эквивалентность становится конституирующим моментом в последовательности. »
Ось парадигматическая (ось селекции) и синтагматическая (ось комбинации) Ты идешь Он идет Мы идем дорогам Я иду по дороге. бреду лесу смотрю болоту
1. Король заболел, а потом заболела королева. 2. Король заболел, Королева заболела.
Поэтическая функция: параллелизм 1. Король заболел, а потом заболела королева. 2. Король заболел, Королева заболела. Синтаксический параллелизм. Исторически связан с рифмой. В народной лирике связан с психологическим параллелизмом.
Психологический параллелизм по А. Н. Веселовскому (1898) 61 a Dass im Tannwald finster ist, Das macht das Holz, b Dass mein Schatz finster schaut, Das macht der Stolz. <. . . > <61 а Что в еловом лесу темно, Это от деревьев, Что мое сокровище хмуро глядит, Это от гордости. >
Поэтическая функция 1. Король заболел, а потом заболела королева. 2. Король заболел, Королева заболела. 3. Король заболел, Королева заболела.
Поэтическая функция: разбиение на стихи 1. Король заболел, а потом заболела королева. 2. Король заболел, Королева заболела. 3. Король заболел, Королева заболела. Разбиение на строки дает паузу между сегментами, т. е. дополнительный принцип интонирования, в примере (3) подчеркивающий синтаксический параллелизм. Ср. : Король заболел, а потом заболела королева.
4. Заболели король с королевой.
Поэтическая функция: ритм 4. Заболели король с королевой. w w S w w S w w S w Стиховой ритм задает дополительный принцип интонирования, который требует установления соответствий (эквивалентностей) между случайными сегментами речи.
Поэтическая функция: ритм 4. Заболели король с королевой. w w S w w S w w S w w w S Заболе ли король короле
Поэтическая функция: аллитерация 4. Заболели король с королевой л л л заболели король королевой Аллитерация: повторение звуков заставляет нас устанавливать соотвествия между разными сегментами текста.
Строфическая организация
Амебейное (антифонное) исполнение
Определение поэтической функции у Якобсона ( «Лингвистика и поэтика» , 1960) «Поэтическая функция проецирует принцип эквивалентности с оси селекции на ось комбинации. Эквивалентность становится конституирующим моментом в последовательности. »
Древнегреч. гимн Дионису Геннадий Айги