Lecture2.Circ.pptx
- Количество слайдов: 26
Лирика Генезис лирических жанров. Архаическая греческая поэзия
Лирика и «поэтическая функция» • В отличие от драмы и эпоса, лирика либо поется либо сохраняет в себе структуры, связанные с принцом двойного членения. • Поэтическая функция предполагает нахождение схожих (эквивалентных) элементов в пределах текста: звуков, слогов, пауз, синтаксических конструкций. • Лирика – это «литература» (поэзия) par excellence.
Направленность (Einstellung) на сообщение, как таковое, сосредоточение внимания на сообщении ради него самого – это поэтическая функция языка. Роман Якобсон, «Лингвистика и поэтика»
Смысл и форма в литературе • Поэтическая функция – психологическая «установка» (Einstellung) на формальные аспекты организации текста ( «сообщение как таковое» ). • Эта установка основана на универсальных (когнитивных) свойствах поэтической функции, но может поощряться практиками чтения и сочинения литературных текстов. • Она предполагает первичную десемантизацию текста (смысл, данный в «синтагмах» бытового языка, оказывается принципиально недостаточным). • смысл восстанавливается не на уровне обыденного ( «прозаического» языка), а благодаря новым связям по «оси селекции» . Смысл художественного текста невозможно пересказать своими словами, он не подконтролен авторской интенции.
Поэтическая функция может проявляться как эквивалентность-звуков: аллитерация, рифма слогов: силлабический принцип стоп: тонический принцип (ритм) [слов? ? ] синтаксических конструкций: параллелизм, анафора стихов: строфика образов: система (лейт)мотивов
Улисс, эпизод 14 На Полдень к Холлсу Грядем. Ниспошли нам, о лучезарный ясноликий Хорхорн, разрешение от бремени и приплод. Гоп- ля мужичок гоп-ля! Гоп-ля мужичок гоп-ля
Поэтика в понимании Якобсона: выводы • Литературные тексты отказываются от первичной коммуникативной функции (передача и дешифровка смыслов) • Литературные тексты обладают высоким уровнем формального самосознания, т. е. в них выдвигаются на первый план их структурные особенности. (Это самосознание нельзя локализовать в сознании отдельного автора!) • Главное в литературе не что сказано, а «как сделано» .
Парадоксы литературного жанра • «Жанр» – совокупность конвенций (непроговоренных, имплицитных правил) порождения текста, лишь частично осознаваемых автором. • Но: это определение может быть отнесено и к нелитературным, бытовым жанрам. • Характеризуются ли литературные жанры большей степенью осознанности жанровых конвенций? • Но: Прескриптивные трактовки жанра находятся в противоречии с приниципом индивидуального авторства, характерным для литературы. • Проблема: в каком смысле формальное самосознание литературы может быть отнесено к ее жанровой природе? • Сводится ли роль автора к инновации, т. е. разрушению уже существовавших конвенций?
Литературные роды ( «мега-жанры» ), жанры и «поджанры» • Драма – трагедия, комедия - аттическая трагедия, неоклассическая трагедия, шекспировская трагедия, романтическая драма • Лирика – ода, элегия, эпиграмма. . . - горацианская ода, анакреонтическая ода, пиндарическая ода • Эпос (нарратив) – роман, (героический) эпос, повесть, новелла. . . - исторический роман, авантюрный роман, роман воспитания - эпопея, былина, сага, chanson de geste
Первичные (бытовые) и вторичные речевые жанры • Первичные жанры могут входить в жанры вторичные (литературные, публицистические, научные) (М. М. Бахтин). Гибридность литературы. • У литературных жанров есть осознаваемая авторами история. Бытовые жанры, напротив, являются частью языковой практики. Историчность литературы. Формальное самосознание имеет историческую природу. • Система литературных жанров организована как «генеалогическое» древо, в котором все «предки» (genera proxima) сохраняют актуальность. Интегральность литературного жанра.
Дискретность бытовых жанров, интегральность литературных жанров пожелание доброго утра «К Чаадаеву» Пушкина обсуждение погоды Романтическое дружеское стихотворное послание написание письма чтение газеты вслух обмен репликами с соседом Античная по происхождению поэтическая эпистола ЛИРИКА ритуал покупки ПОЭЗИЯ, ЛИТЕРАТУРА
Литература устанавливает эквивалентности вне последовательности реального времени D’ F’ B’ A > B > C > D > E > F > G
Поэтика литературного жанра: выводы • В отличие от других «вторичных» жанров, литературные жанры могут включать в себя не только первичные, но и вторичные жанры – в том числе литературные. • Жанровую гибридность во многих случаях следует переосмыслить как интегральность: литературный текст может принадлежать к нескольким жанрам (а не просто включать их в себя). • Поскольку литературные тексты могут принадлежать к первичным жанрам, они могут принимать на себя и коммуникативные функции. • В разные эпохи разные литературные жанры активнее других интегрируют другие жанры (аттическая трагедия, античная пастораль, пиндарическая ода в раннее Новое время, роман XIX века). • Для фольклорных жанров интегральность не характерна.
Откуда происходят жанры лирики?
Генезис литературных жанров • Трансформация первичного жанра (молитва >> гимн; ср. гимн Сапфо Афродите) • Трансформация фольклорного жанра (хоровой парфений) • Гибридизация первичного жанра и фольклорного жанра (поздравление победителя + культовая песнь = эпиникий) • Гибридизация фольклорного жанра и уже существующего литературного жанра (эпос + свадебная песня = эпиталамий у Сапфо) • Гибридизация нескольких литературных жанров ( «Оды» Горация). • Кристаллизация жанра на основании существующего авторского корпуса (анакреонтика, «Феогнид» ).
. . . всё болтаешь ты, что Харакс вернется с судном, полным груза. По мне, об этом знает Зевс и другие боги, тебе же думать не нужно. Ты б на праздник послала меня – царице Гере возносить моленья усердно, чтоб Харакс сюда на своем же судне смог возвратиться и чтоб нас самих он нашел во здравьи. Ну а прочее всё мы богам доверим. Ведь случается, что после сильной бури вдруг прояснится. Если выручить хочет кого из бедствий царь Олимпа, то он посылает тотчас им помощника свыше: счастливцы благословенны. Так и с нами: если главу поднимет Ларих и однажды он возмужает, то от забот и от мрачных мыслей вдруг отрешимся. (Перевод Б. Маслова)
Канон из девяти лириков Алкман (Спарта) – середина и втор. пол. VII в. Алкей (Лесбос) – перв. пол. VI в. Сапфо (Лесбос) – перв. пол. VI в. Анакреон (Теос) – сер. VI в. Стесихор (Гимера) – перв. пол. VI в. Ивик (Регий) – VI в. Семонид (Кеос) – втор. пол. VI в. Пиндар (Фивы) – перв. пол. V в. Вакхилид (Кеос) – V в.
Аристофан, Облака Стрепсиад Из-за чего и почему мы начали ругаться, Вам расскажу. Мы закусить решили, как известно. Тут в руку лиру взять его я попросил и песню Поэта Симонида спеть: "Барашек, Крий, попался". А он сказал, что песни петь за чашей, под кифару, Обычай устаревший, баб забота, мукомолок. Фидиппид Неправ ли был я, наскочив с руками и с ногами На старика? Заставить петь! Кузнечики мы, что ли! Стрепсиад Вот те же самые повел и за едой он речи, Сказал к тому ж, что Симонид - писатель очень скверный. С трудом, но все-таки себя я удержал от злости.
Я попросил его тогда взять миртовую ветку И из Эсхила мне прочесть. А он ответил тут же: "Эсхила почитаю я первейшим из поэтов По части шума, болтовни, нескладности и вздора". Вскипело сердце у меня, представите вы сами, Но гнев в себе я подавил, сказал: "Тогда, голубчик, Из новых что-нибудь мне спой, из песен философских". Из Еврипида говорить тут начал он, о брате, С родной сестрой, избави бог, бесстыдно переспавшем. Тут удержаться я не мог. Накидываюсь в злости С проклятьем, с криком на него. Потом, как уж ведется, На слово - слово, брань - на брань, он вскакивает с места И ну душить, и ну давить, и мять меня, и тискать!
Три пути сохранения архаической лирики • Рукописная традиция на пергаменте (Пиндар, «Эпиникии» ) • Цитаты у других авторов, дошедших в рукописной традиции (например: Сапфо, Гимн Афродите) • Тексты на папирусе, сохранившиеся благодаря сухому климату в Египте (фрагменты всех девяти лириков, прежде всего -- Вакхилид)
<Сколько стихов погибло, неизвестно>. . . Яркий, серый? всю ночь летал бы Полных рыбы Паллады с золотым шлемом Издалека Цветами
ΧΑΡΑΞΟΝΕΛΘΗΝ
Собрание «анакреонтики» (Anacreontea) из Палатинской антологии • 62 стихотворения под именем Анакреона, датируются I в. до н. э. – VI в. н. э. • Используют упрощенную метрику • Опубликованы в 1554 г. , оказали сильное влияние на историю европейской лирики • До начала XIX в. считались сочинениями Анакреона
Анакреонтическая топика Гедонистические мотивы: любовь и вино Отвержение эпоса (recusatio) Поражающий певца Эрот Cтарение приводит к интенсификации поиска наслаждений • Темпоральность мгновения (carpe diem) • Возвеличивание моментального (кузнечик) • •
Сапфические мотивы • Психофизиологический контимуум (фраг. 31: «Богу равным кажется мне по счастью» ) • Интимность обращения к биографически конкретному адресату • Контраст между прошлым и настоящим, данным и далеким (К Анактории) • Идея поэтического бессмертия ( «Розы Пиерии» )