Соц институты.ppt
- Количество слайдов: 17
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социологии Тема: Социальные институты: понятие и виды выполнил студент Ю. Карташов группа ЗЭО 11 -1 Липецк 2014
Содержание 1. Социальный институт: понятие, виды. Институализация 2. Религия как социальный институт 3. Политика как социальный институт 4. Образование как социальный институт
Социальный институт: понятие, виды. Институализация Социальный институт - устойчивая форма организации и регулирования общественной жизни, представляющая собой совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей; - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, регулирующих различные сферы человеческой деятельности; - определённая организация социальной деятельности и социальных отношений, возникновение которых обусловлено содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи.
Виды социальных институтов 1) потребности в воспроизводстве населения (институт семьи); 2) потребности в безопасности и порядке (политические институты); 3) потребности в производстве и распределении товаров и услуг (экономические институты); 4) потребности в передаче знаний, социализации (институт образования и др. ); 5) потребности в духовном развитии (институт религии и др. ).
воспринимаются индивидом как объективная реальность воспринимаются индивидами как внешняя реальность Характеристики социальных институтов обладают принудительной силой обладают моральным авторитетом
Институциализация процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов Важнейшие предпосылки институциализации 1) возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социальноэкономических и политических условий; 2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения; 3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий
Религия как социальный институт Религия – совокупность верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то. Что находит сверхъестественным и священным. Условия возникновения религии -Объективные (деятельность человека порождает новые страхи – экологические, нравственные, относительная ограниченность познания. В результате человек обращается к религии) - Психологические или субъективные (человек внушаем, имеет неосознанные проблемы, нуждается в заботе)
Элементы религии Религиозное сознание (понятие о сверхъестественном) Религиозная вера (состояние уверенности в достижении цели, ожидание осуществления желаемого) Религиозные символы (предметы, действия, слова-символы) Религиозная деятельность: культовая (совершение ритуалов) и внекультовая (духовная (разработка религиозных идей) и практическая (преподавание религиозного учения)) Группа верующих
Функции религии Мировоззренческая (в религии существуют свои взгляды на человека, общество, природу) Компенсаторная (снятие стресса, объяснение несправедливости жизни) Коммуникативная (общение верующих друг с другом и с Богом) Регулятивная (управление деятельностью людей на основе различных идей, установок, традиций) Трансляция культуры Интегративно-дезинтегрирующая (отражение и укрепление общественных связей) Легитимация правил поведения Поддержание господства одних групп над другими Инновации
Формы религиозной организации Церковь – религиозная организация, имеющая тесную связь с широкими слоями общества и действующая внутри него (католическая, православная и проч. ) Деноминация – промежуточное звено между церковью и сектой. Не являясь государственной религией, поддерживает нормальные отношения с обществом (баптисты, лютеране – протестантская деноминация) Секта – отвергает ценности остального общества (Свидетели Иеговы, сайентологи) Культ – крайняя форма секты. Культы призывают к радикальным изменениям индивида, общества (Белое братство).
Морально-этическая функция Мировоззренческая функция Социально-политическая функция Функции церкви Культурная функция Компенсаторная функция Международная функция
Политика как социальный институт Функции политики - политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп; - политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда; - политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития); - политика призвана рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.
Виды политического сознания делятся 1) по формам политического сознания: политическая идеология, политическая психология, политические и правовые знания; 2) по субъекту, или носителю политического сознания: политическое сознание общества в целом, политическое сознание социальной группы, политическое сознание личности; 3) по уровню политического сознания: тип политического мышления (политической ментальности), характерный для нации в целом; уровень политической и правовой информированности, степень компетентности политических суждений; политические установки, ориентации, оценки, мотивы политического участия или неучастия.
Образование как социальный институт Признаки образования 1. Наличие строго определенного реестра прав, обязанностей и функций агентов институционализированного взаимодействия, что позволяет обеспечить высокую предсказуемость поведенческих актов участников этого взаимодействия на основе целесообразно ориентированных стандартов их поведения. 2. Детерминированное наличием конкретного набора прав и обязанностей разделение труда и профессионализация выполнения функций агентов, что предполагает деятельность не просто участников, а специалистов. 3. Обезличенный, деперсонифицированный тип регламентаций социальных взаимодействий. Речь в данном случае идет не об отсутствии зависимости эффективности деятельности в рамках институционализированных социальных связей от индивидуальных качеств (это, собственно, противоречило бы социальной практике, в особенности в такой сфере как образование, где значимость личностного фактора чрезвычайно высока), а о том, что в контексте институционального пространства, характеризуемого регулярностью и самовозобновляемостью социальных связей, действующему субъекту необходимо взять на себя конкретные деиндивидуализированные права и обязанности, и тем самым обеспечить соответствие своей деятельности адекватным данному институту социальным стандартам поведения. 4. Наличие не просто механизмов регуляции, направленных на стабилизацию, упорядочение социальных связей, но и комплекса обязывающих доминант в виде совокупности норм – фиксированных и однозначно интерпретируемых эталонов поведения, адресуемых всем участникам социальных взаимодействий. 5. Материальный компонент социальных институтов находит свое выражение в наличии учреждений, выполняющих определенные социальные функции. Именно в рамках учреждений организуется деятельность по реализации целевого предназначения того или иного социального института, осуществляется контроль за этой деятельностью, управление ею