Лицемерие
По мнению Игоря Кона лицемерие — это «отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий. » Лицемерие в этике
• Согласно Зигмунду Фрейду, культурное лицемерие — особое состояние, поддерживаемое обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою очевидную лабильность запретом критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько трудно это даётся. Вместе с тем оно не настолько богато и организованно, чтобы могло вознаграждать каждого в меру его отказа от удовлетворения влечений. Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким путём он может получить достаточную компенсацию за принесенную жертву, чтобы сохранить душевное равновесие. В общем, он вынужден психологически жить вне своих возможностей, ибо неудовлетворённые влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный гнёт. Лицемерие культурное
• Словарь Ожегова: Лицемерие – это поведение, прикрывающее неискренность или злонамеренность притворным чистосердечием или добродетелью. • Американский толковый словарь: Лицемерие – это подделка убеждений, чувств, добродетелей, которыми человек не обладает. Неискренность • Новый словарь русского языка: Лицемер -человек двуличный, неискренний, злонамеренный, но притворяющийся доброжелательным, добрым и чистосердечным. • Словарь Даля: Лицеме рить лицеме рствоватьпринимать на себя личину, быть двуличным, облыжным, действовать притворно, обманывать внешностью; прикидываться смиренным, ханжить; льстить кому из своих видов. Лицеме рный поступок, притворный, облыжный, где зло скрывается под личиною добра, порок под видом добродетели; лицемерный человек, лицеме р м. лицеме рка ж. ханжа, притворно набожный или добродетельный; корыстный льстец. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА
ЛИЦО , лице ср. ли чико, ли чишко, личи ще; в возвышенном знач. лик, в бранном рожа, харя; передняя часть головы человека (редко говор. о животном), от рубежа головных волос, до ушей и нижнего края исподней скулы: лоб, глаза, нос, щеки со скулами, губы и отвесная часть подбородка. || *Физиономия, лик, обличье, выраженье на лице духовных качеств. Лицо человека представитель высших духовных даров: лоб - небесная любовь; глаза - разуменье, разумное созерцанье; уши - пониманье и послушанье; нос - постиженье добра; щеки - постиженье духовных истин; рот - мысль и ученье; губы - духовная хвала; борода - внешность ученья и пр. || Лицо, особа, человек. Это что за лицо? какой человек, кто. Представлять чье лицо, быть подставным, заменять его; представлять его на игрищах. || Лучшая, передняя, верхняя, казовая сторона предмета, противопол. ничка, изнанка, тыл, зад. Лицо здания, фасад; лицо ткани, верх; лицо монеты, казовая, главная сторона. Сровнять что под лицо, заподлицо, вгладь, в уровень с поверхностью. Продать товар лицом, уметь скрасить его, выказать хорошим. Лицо наковальни, верхняя площадь ее. состоять или быть налицо, в наличности, не по счету, а на деле, на яву. По списку сто человек, налицо девяносто. Денег нет налицо, все в ходу. Я тебя выведу налицо, покажу таким, каков ты есть. Где лицо? где наличное или поличное, что найдено. Стоять или говорить с кем лицом к лицу, с лица на лицо, лично, самолично, не через третьего. Смотреть на лицо, принимать в расчет лицо, отступать от строгой правды, по человеку глядя, по сану и силе, родству его и пр. Оберни сукно лицом, ли чью пск. твер. на лицо. Лицо образ Божий. Непригож лицом, да хорош умом. Не гляди на лицо, а гляди на обычай. Волос в волос, лицо в лицо. С лица не воду пить, умела бы пироги печь, жена. За правду Бог лица набавляет, доживая до старости, лысеешь. Имя свое всяк знает, а в лицо себя никто не помнит. На нем лица нет, изменился. Знать по лицу, сколько лет молодцу. Лицом в грязь не ударим. Товар лицом продают. Товар лицом кажут. Умеем перешерститься: в будень изнанкой, в праздник лицом. Не к лицу пироги разбирать, коли и хлеба нет. Некстати печальна, не к лицу (не к добру) весела. Не к лицу румяна. Человек ни с лица, ни с изнанки. Не велики лица, испейте и водицы. Личико беленько, да разуму маленько. Личиком беленек, да душой черненек. Личиком беленек, да умом простенек. С личика яичко, а внутри болтун.
Ли чность ж. лицо, самостоятельное, отдельное существо; || состоянье личного. Личность его неодобрительна, он нехорош, как человек, как отдельно взятое лицо. Дело не в личности, а в наличности. Служба с личностями несовместна, с личными отношениями служащих, с частными видами их. || Личная обида, хула, падающая прямо на лицо, оскорбленье лица; намек на человека. Личи на ж. накладная рожа, харя, маска. Святочные окрутники в личинах. || *Ложный, притворный вид, лукавое притворство. Он бездельничает, под личиною смиренья. Снять с кого личину. || Залупы на коже, задранное место на козлах, баранах. Личи нка умалит. куколка насекомого; неправильно называют так гусеницу: из яичка выходить гусеница, которая напрядается, иногда зарывается в землю, подвешивается куда-либо, в виде личинки, полуживого существа, из которого вылетает подлинное насекомое. Лицеде йствоватьлицеде ить действовать под личиною, принимая на себя чужой вид, образ; представлять какое лицо, на игрищах, или быть самозванцем; ханжить, вообще притворяться. Лицеде йствиелицеде йство ср. поступки лицеде я м. лицеде йки ж. актера, актрисы; ханжи, притворного, двуличного человека. Лицеде йный к нему относящ. Лицезре ние ср. созерцанье чего или кого очами своими, лицом к лицу. Лицеме рить лицеме рствовать принимать на себя личину, быть двуличным, облыжным, действовать притворно, обманывать внешностью; прикидываться смиренным, ханжить; льстить кому из своих видов. Лицеме рныйпоступок, притворный, облыжный, где зло скрывается под личиною добра, порок под видом добродетели; лицемерный человек, лицеме р м. лицеме рка ж. ханжа, притворно набожный или добродетельный; корыстный льстец. Лицеме рие, лицеме рствоср. лицеме рность ж. свойство, качество, состоянье лицемерного. Лицемерность этого поступка очевидна, лицемерная цель. Лицемерие этого ханжи известно, качество действий его. Лицемерство гнусный порок, отвлеченное понятие о свойстве. Лицеме роватый, лицеме ристый лицемерный, в меньшей степени с наклонностью к сему. Лиценачерта нье ср. портрет, поличье, список с лица; || описанье, изображенье человека, особы, нрава и духа его. Лицеочерта нье ср. очерк лица, облик; отличительные черты человека, племени. Лицеприя тие ср. человекоугодье, пристрастье, предпочтенье одного лица другому, не по достоинству, а по личным отношениям. Лицеприя тный, лицеприе мный на этом основанный. Лицеприи мчивый человек, склонный к лицеприятию, пристрастию, неправде. Лицеприя тствовать кому, лицеприи мничать, быть пристрастным, лицеприятным, творить неправду, угодствовать лицу.
ли. Цемер. Согласно словарям есть слово ли. Чина. Логично предположить что слово ли. Цемер должно иметь другое написание. ли. Чемер. Но у нас есть еще вариант. обли. К или просто ли. К. В таком случае у нас есть новый вариант -ли. Кемер. Может показаться данный ход мысли ложным , что-ж дело вкуса. Но. . . Конструируя новые старые слова можно немного заглянуть за кулисы слов. На первый взгляд ( навскидку) слово отсылает нас к закройщику одежды. Возможно (но только возможно ) нечестному к клиенту. Возможно ? Генуэзцы во времена оные развозили ткани по миру , и говорят (опять же книги) они давали фору даже еврейскому ростовщичеству. Исток слова лицемер возможно там. Хочу дополнить. Лицчкемер это торговец или купец обученный математике (грамоте) использующий прием обвеса обмана покупателя. Идет ли речь о ткани или специях. Примером может служить сцена из кф Буратино. Лиса делила пять золотых перед носом (лицом ) у Базилио. Русский язык — сайт вопросов и ответов для лингвистов, этимологов, и энтузиастов русского языка.
Сколько лиц у лицемерного человека? Конечно, у него есть своё истинное лицо, но есть еще несколько других, которые он ПРИМЕРЯЕТ. А к кому или чему он их примеряет? Вы думаете, что к себе? Нет-нет, нужное лицо он на себя просто надевает, а ПРИМЕРЯЕТ ЕГО К ВАМ. При этом он должен знать, какое лицо вам должно понравиться. Если вы добродетельны, то он расскажет вам о своем добронравии и перечислит все добрые дела. Если вы не слишком разборчивы в своих поступках, то и он не будет очень строг. Он постарается угадать ваше мнение по разным вопросам и вперед вам его расскажет. Лицемер – тонкий психолог и всегда говорит то, что вы хотите услышать. Непростое это дело – быть лицемером. К чему лицемер примеряет свое лицо
Например: -расположить к себе человека (благосклонность начальника, найти хорошего партнера в деле, найти нужных друзей)
Лесть - составляющая лицемерия
• • • 1) лицемерным считается такое поведение человека, при к-ром слова и поступки не соответствуют внутр. убеждениям. Л. может выражаться в отдельных, вполне осознанных действиях, но может быть и привычным состоянием, не осознаваемым. Одно из проявлений Л. - лесть. В Синод. пер. сущ. "лицемерие" и производными от него словами переданы различные евр. слова, обозначающие гладкую льстивую речь (Пс 5: 10; 11: 3 и след. ) и безбожное мировоззрение; при этом не всегда подразумевается намерение ввести к. -л. в заблуждение. Греч. слово гюпокритэс прежде всего имеет значение "актер", т. е. подразу-мевает человека, носящего маску и играющего определ. роль; 2) лицемер - это человек, к-рый льстит другому, чтобы получить выгоду или навредить ближнему (Притч 28: 23; 29: 5; Мф 22: 18). Петр проявил Л. , когда из боязни перед людьми встал на сторону Закона, к-рого в действительности уже не признавал (Гал 2: 13); 3) лестью пред Богом названа в Пс 77: 36 и след. молитва, к-рая не исходит из глубины сердца. В НЗ лицемерными названы фарисеи и книжники. У многих из них первонач. рвение в служении Господу сменилось привычкой и стало лишь внешним выражением благочестия. Своей напускной набожностью они вводили в заблуждение не только окружающих, но и самих себя (Мф 6: 2, 5, 16); под благочестивой внешностью скрывается Л. - дух, направленный против Бога (Мф 23: 13). В этом состоит опасность набожности, превратившейся в привычку, когда стирается граница между мнимым и истинным благочестием. Человек, к-рый довольствуется лишь внешней религиозностью, подлежит Божьему суду (Мф 15: 7 и след. ; 16: 3; Лк 12: 1).
Природа людей такова, что они нуждаются в положительных эмоциях, поэтому они любят слышать лести от других, заблуждаться и т. п. «Лесть, говорят, пища глупых, между тем сколько умных людей готовы от времени до времени отведать хоть глоток этой пищи» Св ифт Д.
Отношение к лицемерию в вероисповеданиях
• Лицемерие в иудаизме отрицательный и непристойный поступок. Примеры можно найти в Торе, Талмуде и Галахе: « וישנאו אתו ולא יכלו דברו , 1] « לשלם о братьях Иосифа сказано "и будут ненавидеть его и не могли смириться с ним. Раши объясняет: «уста и сердце в рознь» . Гемара в Брахот запрещает лицемеру учиться в Бейт Мидраше. Молитвенник, согласно Псалму Авот: «Богобоязненный человек открыто признаёт правду и говорит правду в своем сердце» . Иудаизм
В исламе лицемеров обозначают термином мунафик, а лицемерие — нифак. Мунафик внешне себя показывает набожным мусульманином, но не является верующим. Первое же упоминание о лицемерах было ниспослано пророку Мухаммеду в самом конце мекканского периода его жизни. Признаки лицемеров проявляются либо в убеждениях, либо в поступках. Ислам считает лицемерие худшим грехом, чем неверие[5]. Согласно Корану, после смерти лицемеры будут вечно пребывать в нижнем (самом мучительном) уровне ада[6]. Блуждая между верой и неверием, лицемеры занимаются интригами и создают вокруг себя смуту. Они могут совершать действия, соответствующие шариату, но делают они это напоказ[5]. Лицемеры с трудом поднимаются на молитвы[7], дают ложные клятвы, пытаясь отвратить окружающих от религии[8]. Они распространяют среди верующих ложные слухи[9]; посмеиваются над знамениями Аллаха[10]; поступают только в соответствии со своими личными интересами[11]; в бою они убегают от врагов, а в случае победы пытаются заполучить свою долю от военных трофеев[12]. Лицемерие в поступках имеет место в случае некоторой схожести поступков людей с поступками лицемеров. При этом, нельзя утверждать, что лицемерие проникло в убеждения таких людей[5]. Согласно преданию, пророк Мухаммад сказал: «Имеется три признака лицемерия человека: разговаривая с кем-то, он лжёт, не сдерживает своих обещаний, не сохраняет в неприкосновенности то, что ему доверили другие люди» [13]. Вероятность того, что лицемерие в некоторых поступках может стать убеждением людей их совершающих, велика. Мусульманину, ощущающему в себе признаки этого вида лицемерия, необходимо раскаяться и срочно принять меры для своего исправления Ислам
Лицемерие - есть грех двоедушия, духовный недуг души человеческой, подлежащий исповеданию в таинстве исповеди, помогающем душе человека получить исцеление от Господа. «В основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи – дьявол. Жизнь лицемера не может быть жизнью в Боге, ею всегда управляет злое начало. Не может устоять царство, которое разделится внутри себя (см. Мф. 12. 25). Лицемерный, двоедушный человек живет двумя жизнями. Одна из них видна окружающим, другая – внутренняя, сокровенная. В Новом завете лицемером считается: 1. Человек делающий что либо с тем намерением, чтоб видели люди. (См. Матфея 6: 1) Употребление термина «лицемерие» в Новом Завете: Слово «лицемерие» , используемое в Новом Завете – это hupokrisis (в прямом смысле переводится как «ответ» ). В классическом греческом языке оно является театральным термином и означает: «играть» или «делать вид» . А слово «лицемер» - hupokrites в буквальном смысле переводится как «актёр» . Христианство
1. Отношение Иисуса Христа к лицемерию Иисус осуждал лицемерие. Давайте посмотрим, почему поведение лицемеров так не нравилось Иисусу Христу. Матфея 6: 2 «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» . Матфея 6: 5 «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» . Матфея 6: 16 «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» . Вопрос: Что общего в поведении вышеописанных лицемеров? Ответ: Общей является цель, ради которой они так себя ведут: — «чтобы показаться перед людьми» (ст. 2), — «чтобы показаться перед людьми» (ст. 5), — «чтобы показаться людям постящимися» (ст. 16). На самом деле их поведение является наигранным актом, за что Иисус и называет их лицемерами. УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА О ЛИЦЕМЕРИИ
Иисус называл книжников и фарисеев лицемерами. Матфея 23: 3 «итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» . (2) Матфея 23: 5 «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» . 7 раз Иисус назвал фарисеев лицемерами: в стихах 13, 14, 15, 23, 25, 27, 29. Марк 7: 6 -7 «Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» . Матфея 23: 13 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» . => Иисус предупреждает лицемеров о том, что они не могут войти в Царство Небесное. Матфея 23: 33 «Как убежите вы от осуждения в геенну? » => Иисус предупреждает лицемеров о том, что они не могут избежать Ада. Предупреждение ученикам: «Берегитесь закваски фарисейской» , Матфея 16: 512 Учение Иисуса о книжниках и фарисеях
Апостолы предупреждают христиан, чтобы они не были лицемерами. Иными словами, чтобы мы не делали, должно быть сделано нелицемерно, ибо лицемерие противно характеру Иисуса Христа. И если Христос живёт в нас, то мы должны иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе. Какие же практические советы и наставления даются в посланиях апостолов для нас? 1. Наша любовь должна быть нелицемерной: Иакова 3: 17 «Любовь да будет непритворна» . Это значит, что любовь должна быть нелицемерной, искренней: 2 Коринфянам 6: 6 «…в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви» . 1 Тимофею 1: 5 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» . 1 Петра 1: 22 «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друга от чистого сердца» . 2. Наша вера должна быть нелицемерной: 2 Тимофею 1: 5 «…приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» . 1 Тимофею 1: 5 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» . 3. Наша мудрость должна быть нелицемерной: Иакова 3: 17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна инелицемерна» . 4. Наше поведение не должно быть лицемерным: Колоссянам 3: 23 -24 «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» . 5. Наша жизнь не должна идти в разрез с нашим учением, как у фарисеев: 1 Тимофею 4: 16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» . УЧЕНИЕ АПОСТОЛОВ О ЛИЦЕМЕРИИ
Некоторые рассуждают следующим образом: «Я не хочу ходить в церковь (или: отказываюсь принять христианскую веру), потому что христиане – это огромная группа лицемеров, а я не хочу иметь ничего общего с лицемерами» . Что можно ответить такому человеку? 1. Если вы подняли разговор о лицемерии, то хочу вам прямо сказать, что вы первый из них. И если вы когда-нибудь найдёте совершенную церковь, то вы никогда к ней не присоединитесь, потому что вам не захочется, чтобы ваше лицемерие явно высветилось на фоне искренних и неподдельных людей. 2. Совершенных людей нет. Когда Иисус пришёл на землю, Он сказал, что «не здоровые нуждаются во враче, но больные» . Церковь – это место для больных (мы говорим о духовных вещах) людей, где они могут найти Господа и получить духовное исцеление. Когда вы приходите в больницу, то вас почему-то не удивляет, что в ней много больных людей. Люди не вылечиваются в больницах мгновенно, они в них проходят курс лечения. Что касается верующих, то они не становятся совершенными во мгновение ока. Церковь – это место, где они преображаются в облик Христа. И им для этого требуется время. 3. Если вы считаете, что все христиане – лицемеры, то посмеем напомнить вам, что. . . Во-первых, это заблуждение и запрещённый метод ведения дискуссии. Зачем обобщать? Разве вы знакомы со всеми христианами в мире, чтобы делать такое утверждение? Во-вторых, не нужно забывать, что среди лицемерных христиан всё же встречаются и искренние. И отказываясь присоединиться к церкви, вы делаете хуже только себе, потому что лишаете себя возможности познакомиться и подружиться с искренними и неподдельными людьми. В-третьих, с чего вы взяли, что среди индусов, буддистов, кришнаитов, мусульман и представителей других религий нет лицемеров? Лицемерие – универсальная черта человеческого характера. Вопрос о лицемерии в Церкви
Можно ли в современном мире жить без лицемерия? Как?