Леонардо да Винчи_2.pptx
- Количество слайдов: 13
Леонардо
Детство Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22: 30 по современному отсчёту времени. Отмечено в дневнике деда Леонардо (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео» . Его родителями были 25 летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 67 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи» . Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи» . Дом, в котором жил Леонардо в детстве.
Обучение Леонардо да Винчи С самых ранних лет Леонардо демонстрировал неза урядные художественные сособности, поэтому сэр Пьеро не мог пройти мимо этого факта в принятии решения о судьбе сына. Вскоре отец отдал восемнад цатилетнего юношу на обучение в одну из самых пе редовых и успешных мастерских живописи. Настав ником Леонардо да Винчи стал известный художник Андреа дель Вероккио. К счастью, Вероккио не проповедо вал средневековые взгляды на искусство, а шагал в ногу со временем. Он интересовался образцами античного искусства, которое так и оставалось непре взойденным, стремился возродить традиции Греции и Рима. В тоже время в его мастерской широко ис пользовались современные научные и технические достижения, благодаря которым живопись обрета ла все больший реализм. Методы работы в мастерской Вероккио, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. Схематичные и плоские изображения времен Средневековья уступали место стремлению во всем подражать природе. Для этого надо было овладеть приемами воздушной и линей ной перспективы, понимать природу света и тени, а значит, не обойтись без знаний математики, геоме трии, черчения, физики, оптики и химии. Леонардо обучался у Вероккио азам точных наук, параллельно овладевая техническими приемами рисования, зани мался скульптурой и моделированием, приобретал навыки работы с металлом, гипсом и кожей. Его та лант раскрывался настолько ярко, что уже вскоре мо лодое дарование с лихвой опередил опытного ма стера по качеству и мастерству владения живописью. В 1472 двадцатилетний Леонардо стал членом флорентийской Гильдии художников.
Первый флорентийский период В становлении творческого облика молодого художника важное место занимает первый флорентийский период (ок. 1470— 1480). Вероятно, у Леонардо да Винчи была собственная мастерская во Флоренции в 1476— 1481 годах. В произведениях первого флорентийского периода формируются черты нового художественного стиля, отмеченного стремлением к обобщенности, немногословию, сосредоточенности на образе человека, новой степенью полноты образов; важную роль начинает играть светотень, которая мягко моделирует формы и объединяет их с пространственной средой. В картине «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи отказывается от свойственной его современникам детализации, сосредоточив все внимание на Деве Марии и Младенце, соединив в этом изображенном моменте естественность проявления чувства и торжественную серьезность. Подготовительные рисунки дают возможность проследить поиски наиболее гармоничной и компактной композиционной формулы, когда фигуры как бы вписываются в некую незримую арку, повторяющую очертания картины. Еще более решительный отход от традиций Раннего Возрождения показывает неоконченное, оставшееся лишь на стадии золотисто коричневого подмалевка Поклонение волхвов (1481— 1482, Флоренция, галерея Уффици), построенное на контрасте драматического волнения, пронизывающего слитую воедино большими массами света и теней толпу, странный пейзаж с руинами, ожесточенно сражающимися всадниками, и благоговейной тишины, объединяющей Мадонну и волхвов. К флорентийскому периоду относится первый опыт Леонардо в области портрета. Небольшой Портрет Джиневры Бенчи (ок. 1474— 1476, Вашингтон, Нац. галерея) выделяется на фоне портретов того времени стремлением художника создать на полотне ощущение богатства духовной жизни, чему способствует тонкая игра света и теней. Бледное лицо изображенной молодой женщины светится на фоне окутанного вечерними сумерками пейзажа с темным кустом можжевельника и отблесками света на поверхности пруда, предвосхищая недосказанностью этого выражения более поздние работы художника.
Миланский период В 1481 или 1482 Леонардо поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). Миланский период (1482— 1499) был временем самой интенсивной и многосторонней деятельности Леонардо да Винчи . Придворный инженер герцога Лодовико Моро, он руководил строительными работами и прокладкой каналов, проектировал военные сооружения, осадные приспособления, разрабатывал проекты усовершенствования оружия К миланскому периоду относится большая часть научных рукописей Леонардо и его записи, посвященные проблемам живописи, впоследствии систематизированные и изданные его учеником Мельци под названием Книга о живописи. Немногочисленные живописные работы Леонардо да Винчи миланского периода принадлежат к числу его самых значительных творений. Алтарная картина Мадонна в гроте (ок. 1483, Париж, Лувр) необычна по выбранному художником мотиву — тихое уединение Мадонны с младенцем Христом, Иоанном Крестителем, юным бескрылым ангелом в полумраке грота с фантастическим нагромождением острых скал. Их фигуры вписаны в классическую для композиционных решений Возрождения пирамиду, что придает композиции ясную читаемость, собранность, равновесие; в то же время взгляды, жесты, повороты голов, указующий перст обратившего к нам взор ангела создают внутреннее движение, круговорот ритмов, вовлекающий зрителя, заставляющий его снова и снова обращаться к каждому персонажу, проникаясь атмосферой благоговейной душевной сосредоточенности. Большую роль в картине играет приглушенный рассеянный свет, проникающий через расщелины в полумрак грота, рождающий дымчатую светотень — "сфумато", по терминологии Леонардо, — названную им "создательницей выражения на лицах". Смягчая, размывая контуры и рельеф форм, сфумато создает ощущение нежности и теплоты обнаженных детских тел, придает прекрасным лицам Мадонны и ангела тонкую одухотворенность. Это неуловимое движение чувств Леонардо стремится передать и в Мадонне Литта (ок. 1490— 1491, Санкт Петербург, Гос. Эрмитаж), и в Даме с горностаем (ок. 1483, Краков, Нац. галерея Чарторыйских).
Тайная вечеря Центральное место среди работ миланского периода Леонардо занимает монументальная роспись Тайная вечеря (1495— 1497, Милан, монастырь Санта Мария делле Грацие). Отказавшись от традиционной фресковой техники, требовавшей быстроты выполнения и почти не допускавшей правок, Леонардо да Винчи предпочел сложную смешанную технику, вызвавшую уже в XVI в. осыпание росписи. Освобожденная в наши дни от многочисленных реставрационных записей, она сохранила и следы разрушений от многочисленных выпадений красок, и величие замысла художника. Это первое произведение Леонардо, в котором он достиг той меры художественного обобщения, величия и духовной силы образов, которые свойственны искусству Высокого Возрождения. Исходя из композиционной и сюжетной трактовки, найденной Кастаньо (симметрия композиции, развернутой параллельно плоскости изображения, реакция апостолов на слова "один из вас предаст меня"), Леонардо нашел решение, исключившее традиционную ритуальную торжественность и основанное на драматическом контрасте спокойной отрешенности Христа и взрыве чувств, как бы волнами расходящихся от него, захватывая потрясенных апостолов.
Второй флорентийский период и позднее творчество В 1499, Леонардо покинул Милан. В результате шедших войн, город оказался захваченным французами во главе с Людовиком XII, а герцог Сфорца, лишившись власти, бежал за границу. Начались переезды с места на место и до 1503 Леонардо нигде подолгу не задерживался. И вот, в пятьдесят лет его вновь ждала Флоренция город, где он когда то начинал простым подмастерьем, а теперь на пике своего творческого пути работал над созданием гениального полотна «Мона Лиза» . Через несколько лет Леонардо вернулся в Милан в качестве придворного живописца Людовика XII, в то время получившего контроль над всем итальянским севером. Какое то время жизнь Леонардо проходила между Миланом и Флоренцией, пока в 1513 он не переехал в Рим пол покровительство Джулиано Медичи, брата Папы Льва X. В течение следующих трех лет художник в основном занимался наукой, техническими экспериментами и заказами на инженерные разработки. Остаток своей жизни итальянский гений провел во Франции, куда его пригласил Франциск I, сменивший на престоле Людовика XII. Жизнь в королевской резиденции, замке Лмбуаз, была окружена высочайшим почетом к маэстро со стороны монарха. Несмотря на то, что у престарелого Леонардо онемела правая рука, а состояние здоровья становилось все хуже, он продолжал делать зарисовки и заниматься с учениками, заменившими ему семью, которую мастер так и не создал при жизни.
Вклад в мировую культуру Леонардо да Винчи Вклад Леонардо да Винчи в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Самые известные картины Леонардо да Винчи это: «Мона Лиза (Джоконда)» . 1503, "Благовещение". 1497, «Портрет Джиневры де Бенчи» . 1474. , «Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани» . 1490, «Леда с лебедем» . 1515. , «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» . 1510. , «Мадонна Бенуа» . 1478. , «Мадонна Дрейфус» . 1470 1475, «Иоанн Креститель» . 1515 1516. , «Тайная вечеря» . 1495 1498. , «Мадонна Лита» . 1480 , «Портрет музыканта» . , «Мадонна с веретеном» . 1501, «Мадонна в гроте» , «Крещение Христа» . 1472 год. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных н полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый ученый экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения.
Легенда о щите Медузы В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух» . Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства» . Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи, а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ. Через много лет кардинал дель Монте заказал картину с изображением Медузы Горгоны Караваджо. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына.
Побежденный учитель В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи. Картина Верроккьо «Крещение Христа» . Ангел слева (левый нижний угол) — творение кисти Леонардо.
Работы Леонардо да Винчи "Мона Лиза (Джоконда)". Портрет музыканта "Святая Анна с Марией и младенцем Христом". Мадонна в гроте Мадонна Литта. 1480 Поклонение волхвов
Основные даты 1452 — рождение Леонардо сер Пьеро да Винчи в селе Анкиано близ Винчи 1466 — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция) 1472 — член Флорентийской Гильдии художников 1472— 1477 — работа над: «Крещение Христа» , «Благовещение» , «Мадонна с вазой» Вторая половина 70 х годов. Создана «Мадонна с цветком» ( «Мадонна Бенуа» ) 1476 — Скандал с Сальтарелли 1478 — Леонардо открывает собственную мастерскую 1480 — по документам, в этом году у Леонардо уже была собственная мастерская 1481 — монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение Волхвов» (не завершён); начата работа над картиной «Святой Иероним» 1482 — приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане. Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца. 1483 — начата работа над «Мадонной в гроте» 1485 — создан «Портрет музыканта» 1487 — разработка летательной машины — орнитоптера, основанной на птичьем полёте 1488 — картина «Дама с горностаем» 1489 — анатомические рисунки черепов 1490 — картина «Портрет музыканта» . Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца. 1490 — Витрувианский человек — знаменитый рисунок, иногда называемый каноническими пропорциями 1490— 1491 — создана «Мадонна Литта» 1490— 1494 — закончена «Мадонна в гроте» 1495— 1498 — работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария делле Грацие в Милане 1499 — Милан захвачен французскими войсками Людовика XII, Леонардо покидает Милан, модель памятника Сфорца сильно повреждена 1502 — поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера 1503 — возвращение во Флоренцию 1503 — картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза» 1505 — наброски полёта птиц 1506 — возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии, см. Итальянские войны) 1507 — изучение строения человеческого глаза 1508— 1512 — работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио 1509 — роспись в соборе Святой Анны 1512 — «Автопортрет» 1512 — переезд в Рим под покровительство папы Льва X 1513— 1516 — жизнь в Бельведере 1514— 1516 — работа над картиной «Иоанн Креститель» 1516 — переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика 1519 — умирает от болезни
Конец жизни Леонардо присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болонье 19 декабря 1515 года. Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. В 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло Люсе, — там Франциск I провёл своё детство, — неподалёку от королевского замка Амбуаз. В официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора Леонардо получал годовую ренту в тысячу экю. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим "свободу грезить, мыслить и творить" , — до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо. Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор. За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67 летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 годаон оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства» . Основным наследником был сопровождавший Леонардо ученик и друг Франческо Мельци, который в последующие 50 лет оставался главным распорядителем наследства мастера, включавшего кроме картин инструменты, библиотеку и не менее 50 тысяч оригинальных документов на различные темы, из которых до наших дней сохранилась лишь треть. Другому ученику Салаи и слуге досталось по половине виноградников Леонардо. Кло Люсе, место смерти Леонардо Памятник Леонардо в Амбуазе