Скачать презентацию Леонардо да Винчи 15 апреля 1452 — 2 Скачать презентацию Леонардо да Винчи 15 апреля 1452 — 2

Leonardo.pptx

  • Количество слайдов: 61

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 - 2 мая 1519) - величайший художник и Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 - 2 мая 1519) - величайший художник и гениальный ученый, заслуги которого трудно сравнить с чьими-либо. Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены. Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике. Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда» , «Тайная вечеря» , «Мадонна с горностаем» , «Мона Лиза» и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка. Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19 -20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть з. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием. Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году. «Как хорошо прожитый день даёт спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь даёт спокойную смерть» Леонардо да Винчи

Название: Мона Лиза (Джоконда) Оригинальное название: Mona Lisa (La Gioconda) Автор: Леонардо да Винчи Название: Мона Лиза (Джоконда) Оригинальное название: Mona Lisa (La Gioconda) Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1514 – 1515 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло на тополиной панеле. Размеры: 77 x 53 см Текущее местонахождение: Луврский музей. Париж, Франция К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера — «Джоконды» . До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам» . Весь этот рассказ неверен. По словам Вентури, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари» . Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д'Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо. В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г. Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.

Название: Благовещение Оригинальное название: Annunciazione Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1472 -1475 год Название: Благовещение Оригинальное название: Annunciazione Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1472 -1475 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: масло и темпера на дереве Размеры: 78 x 219 см Текущее местонахождение: Галерея Уффици Флоренция, Италия. В этой большой картине Леонардо основывался, главным образом, на иллюстрированных Библиях 15 -ого столетия: Архангел Гавриил становится на колени в саду Девы, ( Лука 1. 26 -38) которая получает его известие и узнает, что она выбрана, чтобы родить Сына Бога. Сцена справа- соответствует архитектуре того времени. Средняя часть огорожена низкой стеной, достигающей высоты колена, с маленьким открытием в центре. Это открытие, которое служит фоном жесту приветствия Гавриила, с лилией в левой руке, (символ чистоты Марии) также, показывает дорожку, исчезающую вдали. Видны острые силуэты деревьев и гор, на фоне пылающего неба. Именно Леонардо, первый показал эту библейскую сцену не в закрытом помещении, а использовал мастерски выполненный пейзаж, усиливающий впечатление от картины. Пейзаж не считался в Италии самостоятельным жанром. Леонардо первым стал придавать ему большое значение. Родившийся и до четырнадцати лет росший в живописном местечке Винчи, он очень тонко и глубоко чувствовал природу – даже сказал однажды, что только она и может быть «наставницей высших умов» . Неудивительно, что действие его первой самостоятельной картины происходит на фоне великолепного тосканского пейзажа. Священная сцена показана в саду флорентийского дворца, на фоне пейзажа, который создан горами, водой и небом, волшебной и нереальной атмосферой. Такой фон определяет художника во многих работах.

Название: Портрет Джиневры де Бенчи Оригинальное название: Ritratto di Ginevra de Benci Автор: Леонардо Название: Портрет Джиневры де Бенчи Оригинальное название: Ritratto di Ginevra de Benci Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: Около 1476 года Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: дерево, масло Размеры: 38, 8 x 36, 7 см Текущее местонахождение: Национальная галерея искусства, Вашингтон. США. Портрет Джиневры де Бенчи написан художником еще в ученичестве у Андреа дель Верроккьо. Портрет Джиневры де Бенчи, изображение молодой женщины, лицо которой отмечено выражением задумчивой сосредоточенности, можно обнаружить подобное же сочетание традиционных черт с предвестием нового. Живописная манера художника Леонардо да Винчи еще отличается здесь несколько дробной детализацией, но образ модели дамы Джиневры де Бенчи уже окружен своеобразной поэтической атмосферой, чему содействует необычный по своей трактовке пейзажный фон.

Название: Дама с горностаем (Портрет Чечилии Галлерани) Оригинальное название: Dama con l'ermellino Автор: Леонардо Название: Дама с горностаем (Портрет Чечилии Галлерани) Оригинальное название: Dama con l'ermellino Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: Около 1488 -1490 года Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло на панели. Размеры: 54. 8 x 40. 3 см Текущее местонахождение: Чарторский музей, Краков, Польша Портрет представляет собой изображение хрупкой девушки с лёгкой улыбкой и проникновенным взглядом. Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. Прозрачный чепчик, закреплённый подбородком, подчёркивает нежность овала её лица. Простое ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляя шею и спускаясь вторым овалом на грудь, где оно едва различимо на фоне квадратного выреза платья, составляет единственное украшение портретируемой. На лице выделяются два больших внимательно смотрящих глаза, нос, прямой и точёный, маленький рот с тонкими губами чуть тронут в уголках улыбкой. Чудесна также трактовка меха животного, изображённого с вытянутой лапкой; белый цвет шерсти отождествляет его с зимним горностаем, символом чистоты. Несмотря на некоторые сомнения по поводу идентификации модели портрета, многие сходятся на предположении, что здесь изображена Чечилия Галлерани, фаворитка Лодовико Моро до его вступления в брак. Сохранились свидетельства о том, что эта молодая особа была другом Леонардо, который, очевидно, выполнил её портрет при дворе Сфорца. Это произведение также переписано, что исключает возможность сабсолютной уверенностью считать его автором Леонардо. Однако хорошее состояние сохранности тех частей картины, на которых изображены лицо девушки и фигура горностая, обнаруживают высокое мастерство исполнения, не позволяя полностью оторвать портрет от круга Леонардо.

Название: Мадонна и младенец со святой Анной Оригинальное название: The Virgin and Child with Название: Мадонна и младенец со святой Анной Оригинальное название: The Virgin and Child with St Anne Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1508 -1509 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Древесный уголь и мел на бумаге. Размеры: 168 x 130 см Текущее местонахождение: Лувр, Париж, Франция На фоне цепи гор, возникающих из туманных испарений, как бы постепенно придавая форму хаосу первоначального творения, вырисовывается пирамидальная группа Святой Анны, Девы Марии и младенца Христа, который тянет к себе ягнёнка, символ будущей жертвенной миссии. Едва уловимая улыбка, играющая на лицах персонажей, выражает общую настроенность композиции. В ней есть прекрасные куски живописи (горы, группа с младенцем Христом, дерево справа), однако они слабо связанны между собой и далеки от эмоционального, волнующего собеседования, предстающего в лондонском картоне. Характерную леонардовскую трактовку движения, сплетающего отдельные элементы в групповое построение – замысел, безусловно новаторский, оказавший влияние на последующих художников, - мы находим в жесте Мадонны, призывающей к себе младенца, в то время как тот тянется в сторону, стремясь играть с ягнёнком. Это незавершённое произведение выполнено Леонардо в сотрудничестве с его учениками в период пребывания во Флоренции в 1508 году. Оно было заказано для алтаря церкви Сантиссима Аннунциат. Вместе с манускриптами и другими работами мастера картина перешла после его смерти к Франческо Мельци. В 1629 -1630 годах, во время войны с Мантуей, она была найдена французами в Казале Монферрато. В 1810 году картина экспонировалась в парижском музее. Известны многочисленные реплики, написанные как художниками круга Леонардо, так и мастерами, далёкими от его школы (например, нидерландскими). Использованная Леонардо композиция нашла отражение в творчестве живописцев, близких ему по времени: Мадонна Рафаэля и Святое семейство (или Тондо Дони) Микеланджело, которые придерживаются схемы построения, лежащей в основе данной картины. Это показывает, с каким интересом относились современники к произведениям, созданным Леонардо.

Название: Тайная вечеря Оригинальное название: Cena del Signore Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: Название: Тайная вечеря Оригинальное название: Cena del Signore Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1494 -1498 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло и темпера на штукатурке. Размеры: 460 x 880 см Текущее местонахождение: Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия Из свидетельства Амморети следует заключить, что картина "Тайная Вечеря" была окончена в 1497 году. К сожалению, Леонардо да Винчи исполнил ее красками, из которых некоторые оказались очень непрочными. Картина была несколько раз неудачно реставрирована История создания фрески, в общем-то, такова: в 1495 году Леонардо начал писать «Тайную вечерю» по заказу миланского герцога Лодовико Сфорца на стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Всех апостолов он списал с миланских нищебродов, Иуду — с вредного приора монастыря. Вот, собственно, и вся история. Суть Стол. Апостолы. Посередине, естественно, расположился Иисус. Согласно библейскому сюжету, именно во время тайной вечери Иисус сказал, что один из апостолов его предаст. Рядом с бородатым апостолом Петром сидит Иуда. В руках он сжимает легендарный мешочек с баблом, что намекает нам на грядущее предательство Сына Божьего. Да, кстати: Леонардо был первым художником, изобразившим Иудушку вместе с остальными трапезничающими, в общем ряду.

Название: Иоанн Креститель Оригинальное название: St. John the Baptist Автор: Леонардо да Винчи Дата Название: Иоанн Креститель Оригинальное название: St. John the Baptist Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1512 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло на панели Размеры: 69 x 57 см Текущее местонахождение: Лувр, Париж Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. На лице, выделенном светом, с острым, почти фавнообразным овалом, обрамлённом каскадом кудрявых волос, играет загадочная интригующая улыбка, которая не согласуется с образом аскетического пророка, жившего в пустыне и питавшегося саранчой и всякой дикой пищей. История этого произведения, обнаруживающего то ли манерность, то ли поиска языка экспрессии, покрыта тайной. В источниках оно не фигурирует под названием Иоанн Креститель: Вазари говорит об «ангеле» из медичейских коллекций, приписывая его Леонардо, и в его описании эта картина очень напоминает Иоанна Крестителя.

Название: Мадонна Литта Оригинальное название: Madonna Litta Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1490 Название: Мадонна Литта Оригинальное название: Madonna Litta Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1490 - 1491 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Холст (переведена с дерева), Темпера Размеры: 42× 33 см Текущее местонахождение: Эрмитаж, Санкт. Петербург, Россия «Мадонна Литта» была начата Леонардо примерно в одно и то же время, что и «Мадонна Бенуа» . Закончена значительно позднее - в Милане, куда художник переехал в 1482 году, не найдя себе применения при дворе Лоренцо Великолепного, где безраздельно царил Боттичелли. На картине изображена прекрасная женщина, кормящая младенца. «Мадонна Литта» — это, прежде всего, собирательный тип женщины, обобщенный, в котором физическая красота сочетается с духовным совершенством. Леонардо, а вслед за ним и другие мастера Высокого Возрождения, ставил знак равенства между внешним и внутренним обликом человека. «Если душа беспорядочна и хаотична, — утверждал Леонардо, — то беспорядочно и хаотично и само тело, в котором эта душа обитает» . Отсюда — возвышенная красота положительных героев в произведениях мастеров Высокого Возрождения. В 1865 году «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.

Название: Мадонна Бенуа Оригинальное название: Madonna Benois Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1478 Название: Мадонна Бенуа Оригинальное название: Madonna Benois Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1478 - 1480 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло, перенесенное с доски на холст Размеры: 48 х31, 5 см Текущее местонахождение: Эрмитаж, Санкт. Петербург, Россия Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних владельцев картин. Эту картину только что завершивший обучение молодой художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале шестнадцатого века… потеряли. Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Один из служителей Мельпомены предложил местному поклоннику муз и богатейшему из купцов города Александру Сапожникову купить потемневшую от старости, написанную на доске картину. Сделка состоялась. Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж. К роскошному приданию прилагалось и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил внимание. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник, искусствовед и организатор объединения "Мир Искусства" Александр. «Внемля настойчивым просьбам брата Леонтия и его жены, - вспоминает он, - мне пришлось задержаться в Берлине. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде". (В скобках заметим, что Боде – один из главных авторитетов по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских музеев). Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод» . Целый год пролежала "Мадонна" из дома Сапожниковых в парижской квартире Александра Николаевича, а затем была увезена им обратно в Петербург и возвращена владельцам. Однако, по прошествии восьми лет (это было уже в 1914 -м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде» . «Не успел я согласиться его принять, - рассказывал Александр Бенуа, - как на меня налетела собственная его персона с криком: "Теперь я твердо убежден, ваша Мадонна Леонардо!". Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера. На предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом, передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится и по сей день, известная всему миру под названием "Мадонна Бенуа".

Название: Портрет неизвестной Оригинальное название: Portrait of an Unknown Woman (La Belle Ferroniere) Автор: Название: Портрет неизвестной Оригинальное название: Portrait of an Unknown Woman (La Belle Ferroniere) Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1490 -1496 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло на панели Размеры: 62 x 44 см см Текущее местонахождение: Лувр, Париж Сесилия Галлерани была первая любовница Людовико Сфорца, и Леонардо написал ее в виде "Дамы с горностаем". Позже, её заменила Лукреция Кривелли, и она, как думают, является моделью этой картины. Это может быть, или не быть работой Леонардо. Поза жестка, необычна для Леонардо, и женщина более полная, чем обычно - в его портретах. Но в пользу подлинности указывают тщательно написанные детали( ленты на ее плечах и шнуры вокруг шеи), которые напоминают стиль Леонардо. Может быть, Леонардо был вынужден сделать традиционный портрет по прихоти заказчика. Другой возможный ответ - то, что это была объединенная работа, выполненная несколькими художниками в школе Леонардо под его руководством. В девятнадцатом столетии этой работой очень восхищались и много раз копировали, хотя никому не удавалось передать прелестное выражение лица.

Название: Мадонна с гвоздикой Оригинальное название: Madonna del garofano Автор: Леонардо да Винчи Дата Название: Мадонна с гвоздикой Оригинальное название: Madonna del garofano Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1475 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: деревo, масло Размеры: 62 x 47. 5 см Текущее местонахождение: Мюнхен(Alte Pinakothek), Германия Мадонна дель Гарофано, или дель Фьори("с гвоздикой" или "с цветкoм") написана в ранний период творчества, когда ещё было сильно влияние работ учителя Верроккио и работ старых голландских мастеров, расценена, как первая независимая работа. Авторство подтверждено. Вазари отмечает деталь, поразившую его: «Графин с цветами, наполненный водой. Отпотевание воды на поверхности было изображено так, что она казалась живее живого» . Изображение Мадонны и младенца Иисуса, ясно показывают преданность методам, принятым в мастерской Верроккио. Такие Мадонны, предназначенные для внутреннего использования и частного поклонения, были широко распросранены в 15 -ом столетии во Флоренции. Помимо описания отношений любви Марии к младенцу, Леонардо также включает символы общепринятых элементов Христианской веры: В неопытном жесте Святой Ребенок протягивает руки к красной гвоздике, символ Страсти Христа, указывающий на невинность младенца и намёк на будущее Распятие на кресте, ожидающее Спасителя. Хрустальная ваза с цветами - признак чистоты и девственности Марии. В то же время, мотивы, типа гвоздики и кристаллической вазы, падение ткани на коленях Мадонны, с его интенсивной окраской, которые требуют большой навык со стороны художника, позволили Леонардо показать свой талант.

Название: Леда Оригинальное название: Leda Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: пр. 1530 год Название: Леда Оригинальное название: Leda Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: пр. 1530 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло на панели. Размеры: см Текущее местонахождение: Национальные музеи, Кассель Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо Винчи был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины "Леда" на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами.

Название: Леда с лебедем Оригинальное название: Leda Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1508 Название: Леда с лебедем Оригинальное название: Leda Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1508 - 1515 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло на панели. Размеры: 130 x 77. 5 см Текущее местонахождение: Галлерея Уфици, Флоренция, Италия Ходят споры что это копия на картину «Леда»

Название: Портрет музыканта Оригинальное название: Retrato de un músico Автор: Леонардо да Винчи Дата Название: Портрет музыканта Оригинальное название: Retrato de un músico Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1485 -1490 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло на панели. Размеры: 43 x 31 см Текущее местонахождение: Библиотека Амброзиано, Милан, Италия Портреты, приписываемые Леонардо, содержат общие черты: фон их затемнен, полуфигурное изображение модели, обычно в трёхчетвертном повороте, помогает представить её зрителю во всей индивидуальной характерности. Имена портретируемых неизвестны, несмотря на все усилия историков искусства раскрыть их, и на документальные свидетельства о деятельности мастера. Ряд портретов Леонардо связан с атмосферой двора Сфорца, где определяющую роль играло прославление индивидуума, отражавшее славу двора. Чистота форм, достоинство поз, сочетающиеся с острым проникновением в характер модели, сближают портреты художника с самыми передовыми для того времени достижениями в данном жанре искусства – с работами Антонелло да Мессина. Они выходят далеко за рамки меморативного формализма мастеров XV века, развивая тип портрета, воплощающего состояние души персонажа и позволяющего значительно углубить характеристику образа. В так называемом Портрете музыканта из Амброзианы в Милане – модель его иногда идентифицируют с регентом Миланского собора Франкино Гаффурио, но на самом деле здесь изображен просто молодой человек с листом нотной бумаги. Ещё различим некоторый геометризм в передаче пластических объёмов, выдающих тосканское влияние. Шапочка на голове и масса курчавых волос образуют две полусферы по сторонам лица; резкость контуров и светотень свидетельствуют уже о знакомстве мастера с ломбардскими традициями и портретами Антонелло да Мессина. Сильно реставрированный, переписанный и, возможно, даже оставленный незаконченным, хотя и на довольно продвинутой стадии работы, этот единственный у Леонардо мужской портрет – если он действительно выполнен самим художником – изображает человека с умным и твердым взглядом. Не увлекаясь риторическим прославлением личности, Леонардо передает во внутреннем свете лица и взгляда портретируемого свойственную ему моральную силу.

Название: Святой Джон (Бахус) Оригинальное название: St. John (Bacchus) Автор: Леонардо да Винчи Дата Название: Святой Джон (Бахус) Оригинальное название: St. John (Bacchus) Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1513 -1515 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло и темпера на панели. Размеры: 180 x 152 см см Текущее местонахождение: Галлерея Уфици, Флоренция, Италия Одна из сказок-притчей Леонардо. . . ГУСЕНИЦА Прилипнув к листочку, гусеница с интересом наблюдала, как насекомые пели, прыгали, скакали, бегали наперегонки, летали. . . Все вокруг было в постоянном движении. И лишь одной ей, бедняге, отказано было в голосе и не дано ни бегать, ни летать. С превеликим трудом она могла только ползать. И пока гусеница неуклюже перебиралась с одного листка на другой, ей казалось, что она совершает кругосветное путешествие. И все же она не сетовала на судьбу и никому не завидовала, сознавая, что каждый должен заниматься своим делом. Вот и ей, гусенице, предстояло научиться ткать тонкие шелковые нити, чтобы из них свить для себя прочный домик-кокон. Без лишних рассуждений гусеница старательно принялась за работу и к нужному сроку оказалась укутанной с ног до головы в теплый кокон. А дальше что? - спросила она, отрезанная в своем укрытии от остального мира. - Всему свой черед! - послышался ей в ответ. - Наберись немного терпения, а там увидишь. Когда настала пора и она очнулась, то уже не была прежней неповоротливой гусеницей. Ловко освободившись от кокона, она с удивлением заметила, что у нее отросли легкие крылья, щедро раскрашенные в яркие цвета. Весело взмахнув ими, она, словно пушок, вспорхнула с листка и полетела, растворившись в голубой дымке.

Название: Крещение Христа Оригинальное название: The Baptism of Christ Автор: Леонардо да Винчи (Андреа Название: Крещение Христа Оригинальное название: The Baptism of Christ Автор: Леонардо да Винчи (Андреа дель Вероккьо ) Дата создания: 1473 -1475 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло и темпера на панели Размеры: 180 x 152 см Текущее местонахождение: Галлерея Уфици, Флоренция, Италия Хотя Верроккио, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил ему нарисовать полностью фигуру. Маленький, одетый в голубое ангел, по существу, известил Флоренцию о том, что появился новый гений. Верроккио, согласно изложению Вазари, был ошеломлен, так как воочию столкнулся с явлением, пришедшим из неведомого будущего. Однако не только ангелом возвестил о себе Леонардо — он сделал это также с помощью изображения заднего фона «Крещения» , в котором туманная, таинственная глубина предвосхищает то удивительное, что будет создано им в «Моне Лизе» и в «Мадонне с младенцем и святой Анной» .

Название: Мадонна в гроте Оригинальное название: Madonna of the Rocks Автор: Леонардо да Винчи Название: Мадонна в гроте Оригинальное название: Madonna of the Rocks Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1483 -1486 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло на панели (перенесено на полотно) Размеры: 199 x 122 см Текущее местонахождение: Лувр, Париж, Франция Мадонна в гроте” – первое вполне зрелое произведение Леонардо – утверждает торжество нового искусства и даёт полное представление об исключительном мастерстве Леонардо. Икона была заказана монахами церкви имени св. Франциска в 1483 году. Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Это целое, т. е. Совокупность четырёх изображённых фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно и мягко, в полной свободе вырастающую перед нами. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено чарующей гармонии, ибо даже взгляд ангела, обращённый не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции. Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Наш взгляд уносится в её глубины, в манящие просветы среди тёмных скал, под сенью которых нашли приют фигуры, созданные Леонардо. И леонардовская тайна, сквозит и в их лицах, и в синеватых расщелинах, и в полумраке нависших скал. Все различные элементы картины, казалось бы, противоречивые, сливаются воедино, создают впечатление целостное и сильное. “Мадонна в гроте” показывает овладение художником тем реалистическим мастерством, которое так поражало его современников.

Название: Мадонна (Дева Мария) в скалах Оригинальное название: Virgin of the Rocks Автор: Леонардо Название: Мадонна (Дева Мария) в скалах Оригинальное название: Virgin of the Rocks Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1506 -1508 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло на панели Размеры: 189, 5 x 120 см Текущее местонахождение: Лондонская Национальная галерея Нельзя не вспомнить «Мадонну в гроте» , где великим художником мастерски изображены различные растения, различные стадии размыва горных пород и их разрушение под действием воды. Но действие воды Леонардо должен был специально изучать как гидротехник, растения он изучал гораздо шире, чем то нужно для живописца, — как строитель, химик, физиолог. Даже если Леонардо пришел к ботанике от живописи, он прекрасно понимал, что многие его наблюдения «живописи ни к чему» . Таковы были, например, его наблюдения над концентрическими годовыми слоями деревьев, позволяющими определять возраст, и в значительной степени также законы листорасположения (филлотакоиса), открытые им.

Название: Поклонение волхвов Оригинальное название: Poklonenie Magi Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1481 Название: Поклонение волхвов Оригинальное название: Poklonenie Magi Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1481 -1482 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: деревo, масло Размеры: 243 х246 см Текущее местонахождение: галерея Уффици, Флоренция, Италия. Картина была заказана Леонардо в 1481 году и предназначалась для украшения алтаря церкви Сан Донато Скопенто, находившейся вблизи Флоренции со стороны Порта а Сан Пьеро Гаттолино (в настоящее время Порта Романа). Художник, однако, не закончил это произведение, оставив его во Флоренции при своём отъезде в Милан в 1482 году. Мадонну с младенцем полукругом окружает толпа, приблизившаяся к Святому семейству, чтобы поклониться ему. Здесь представлено множество физиономических типов людей всех возрастов; среди них и юные всадники. Даже животные, как это потом будет часто встречаться у Леонардо, кажется, разделяют человеческие чувства. На заднем плане, из руин палаццо, чья пустая лестница производит впечатление ирреальной, вырывается кортеж путников и всадников. В правой части композиции изображена конная битва, смысл которой остаётся пока неясным. Два дерева в центре – пальма и каменный дуб – служат осями, вокруг которых закручивается спираль всей композиции, как бы вставленной слева – между фигурой старца, погружённого в задумчивость, и справа – фигурой юноши (он указывает на Мадонну с младенцем). На картине мы видим также лошадей, бредущих без всадников, что, возможно символизирует природу, ещё не подчинённую человеком. А в глубине картины возникают обычные для композиций Леонардо высокие горные вершины, намеченные лишь эскизно, они производят величественное впечатление.

Название: Мадонна и ребенок с ангелом Оригинальное название: Madonna col Bambino e un angelo Название: Мадонна и ребенок с ангелом Оригинальное название: Madonna col Bambino e un angelo Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1460 -1473 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Масло на панели. Размеры: 96. 5 x 70. 5 см Текущее местонахождение: Национальная галлерея, Лондон. .

Название: Витрувианский человек Оригинальное название: Vitruvian Man Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: примерно Название: Витрувианский человек Оригинальное название: Vitruvian Man Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: примерно 1490 -1492 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Коричневые чернила, металлический карандаш, перо Размеры: 34. 3 x 24. 5 см Текущее местонахождение: Академическая галерея, Венеция, Италия Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490 -92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. . На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних"). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным. Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Название: Пейзаж долины реки Арно Оригинальное название: Landscape of the Arno Valley Автор: Леонардо Название: Пейзаж долины реки Арно Оригинальное название: Landscape of the Arno Valley Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 5 августа 1473 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Чернила, карандаш, бумага Размеры: 19 x 28. 5 см Текущее местонахождение: Галлерея Уфици, Флоренция, Италия Первая датированная работа Леонардо да Винчи. С одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Надпись на рисунке: "День Святой Девственницы Снега". Рисунок сделан для Санта Марии Деллы Нев.

Название: Эскиз к Название: Эскиз к "Тайной Вечере" Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1495 -97 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Красная сангина на бумаге Размеры: 19 x 28. 5 см Текущее местонахождение: находится в общественном достоянии в Соединенных Штатах

Название: Иуда эскиз для Название: Иуда эскиз для "Тайной Вечери" Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1495 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: расный мел на красноватой подготовленной бумаге Размеры: 18 х 15 см Текущее местонахождение: Виндзор, Виндзорский Замок

Название: Cв. Пётр? эскиз для Название: Cв. Пётр? эскиз для "Тайной Вечери" Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1495 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: ручка и чернила на синем, подготовленная бумага Размеры: 145 x 113 мм Текущее местонахождение: частное собрание, Вена, Австрия

Название: Св. Иаков Старший эскиз для Название: Св. Иаков Старший эскиз для "Тайной Вечери" Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1495 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: красный мел, ручка и чернила Размеры: 252 x 172 мм Текущее местонахождение: Виндзор, Виндзорский Замок

Название: Филип эскиз для Название: Филип эскиз для "Тайной Вечери" Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1495 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: черный мел, бумага Размеры: 190 x 149 мм Текущее местонахождение: Виндзор, Виндзорский Замок

Название: Голова Христа Эскиз к Название: Голова Христа Эскиз к "Тайной Вечере" Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1495 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: древесный уголь, черный мел и пастель, бумагa Размеры: 32 x 40 см Текущее местонахождение: Галерея Брера, Милан, Италия

Название: Эскизы складок ткани Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: Стиль: Итальянский Название: Эскизы складок ткани Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Размеры: Текущее местонахождение:

Название: Эскиз рук и кистей Оригинальное название: Study of hands Автор: Леонардо да Винчи Название: Эскиз рук и кистей Оригинальное название: Study of hands Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1474 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: серебрянный и белый карандаш на розовой подготовленной бумаге Размеры: 21. 4 x 15 см Текущее местонахождение: Королевская библиотека Виндзорского Замка, Англия .

Название: Портрет Изабеллы де Эсте Оригинальное название: Ritratto di Isabella d'Este Автор: Леонардо да Название: Портрет Изабеллы де Эсте Оригинальное название: Ritratto di Isabella d'Este Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1499 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: древесный уголь, черный мел и пастель, бумагa Размеры: 63 x 46 см Текущее местонахождение: Лувр, Париж Этoт рисунок был сделан во время поездки в Мантую в декабре 1499 или в начале 1500 г. Изабелла де Эсте (сестра жены Людовика Сфорца) имела репутацию щедрой, несколько капризной покровительницы искусств. Портрет в профиль - традиция портретной живописи того времени в Мантуе. Этот способ представления Изабеллы де Эсте рассчитан на то, чтобы передать впечатление внутреннего самообладания. Поэтому, в этом портрете Леонардо избежал любых тревожащих элементов, концентрируясь прежде всего на деталях лица. Этoт рисунок подготовительный, для картины в том же размере. Прорисованы наиболее важные контуры, которые перемечались затем булавочными уколами для точного переноса на другую поверхность. Ясные булавочные уколы по главным линиям указывают, что художник уже готовился перенести портрет на другую поверхность. Однако, по всей вероятности, рисунок не был перенесён на холст, так как Леонардо уехал в Венецию в марте 1500 г, а в апреле - во Флоренцию.

Название: Эскиз головы Леды Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1508 год Название: Эскиз головы Леды Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1508 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: чёрный мел, ручка и чернила на бумаге Размеры: 177 x 147 мм Текущее местонахождение: Королевская Библиотека, Виндзор, Англия Умело заплетенные волосы - вероятно прическа, изобретенная Леонардо. Эскиз головы Леды и прически показывает голову и шею, посредством штриховок по линиям формы. Леонардо использует эту технику после 1500 г. Прежде, он, в основном, использовал параллельные штриховки.

Название: Голова девочки Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1483 год Стиль: Название: Голова девочки Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1483 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: серебрянный карандаш на коричневатой подготовленной бумаге Размеры: 182 x 159 мм Текущее местонахождение: Турин(Biblioteca Reale), Италия Движение головы девочки и ее улыбка, дают основание считать, что она послужила моделью для ангела в картине"Дева Мария в гроте"

Название: Эскиз головы женщины к картине Название: Эскиз головы женщины к картине "Мадонна Литта " Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1490 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: серебряный карандаш на зеленоватой подготовленной бумаге Размеры: 18 x 16, 8 cм Текущее местонахождение: Лувр, Париж

Название: Эскиз головы Святой Анны к картине Название: Эскиз головы Святой Анны к картине "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1490 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: серебряный карандаш на зеленоватой подготовленной бумаге Размеры: 18 x 16, 8 cм Текущее местонахождение: Лувр, Париж

Название: Голова девушки Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1483 год Стиль: Название: Голова девушки Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1483 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: ручка и чернила Размеры: 252 х181 мм Текущее местонахождение: Виндзор, Виндзорский замок Есть предположение, что эскиз головы Марии для картины "Дева Мария в гроте"

Название: Эскиз головы девушки Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1470 -78 Название: Эскиз головы девушки Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1470 -78 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: ручка, чернила, бумага Размеры: 28. 2 x 19. 9 см Текущее местонахождение: Галерея Уффици Флоренция, Италия.

Название: Голова женщины Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1501 год Стиль: Название: Голова женщины Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1501 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: серебрянный карандаш, красный мел на розовой подготовленной бумаге Размеры: 25. 7 x 20. 3 см Текущее местонахождение: Галерея (dell'Accademia), Венеция, Италия

Название: Нищий Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1490 год Стиль: Итальянский Название: Нищий Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1490 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: серебряный карандаш на подготовленной бумаге Размеры: 18 x 16. 8 см Текущее местонахождение: Лувр, Париж

Название: Профиль пожилого мужчины Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1495 год Название: Профиль пожилого мужчины Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1495 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: ручка и чернила на подготовленной бумаге Размеры: Текущее местонахождение: Виндзор, Виндзорский замок

Название: Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Название: Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Размеры: см Текущее местонахождение: «Мадонна Литта» была начата Леонардо примерно в одно и то же время, что и «Мадонна Бенуа» . Закончена значительно позднее - в Милане, куда художник переехал в 1482 году, не найдя себе применения при дворе Лоренцо Великолепного, где безраздельно царил Боттичелли. На картине изображена прекрасная женщина, кормящая младенца. «Мадонна Литта» — это, прежде всего, собирательный тип женщины, обобщенный, в котором физическая красота сочетается с духовным совершенством. Леонардо, а вслед за ним и другие мастера Высокого Возрождения, ставил знак равенства между внешним и внутренним обликом человека. «Если душа беспорядочна и хаотична, — утверждал Леонардо, — то беспорядочно и хаотично и само тело, в котором эта душа обитает» . Отсюда — возвышенная красота положительных героев в произведениях мастеров Высокого Возрождения. В 1865 году «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.

Название: Голова человека и льва Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1503 Название: Голова человека и льва Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1503 -1505 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: красный и белый мел на розовой окрашеной бумаге Размеры: 183 x 136 мм Текущее местонахождение: Виндзор, Виндзорский Замок Леонардо придерживался мнения, что лицо человека показывает его характер, и приложил много усилий для иллюстрирования этого, рисуя множество лиц в эскизах и карикатурах. Венок плюща и голова льва, вместе, тогда были признаками Бахуса(Bacchus), но этот рисунок, также иллюстрирует представление о том, что физиономия человека говорит кое-что о его характере. Человеку похожему на льва- даже бросил на плечи шкуру с головой льва, для сравнения: человек, чьё лицо напоминает такого льва, и характером похож на него.

Название: Старый и молодой Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1495 -1500 Название: Старый и молодой Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1495 -1500 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Красный мел Размеры: 208 x 150 мм Текущее местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Название: Старинный воин Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1472 год Стиль: Название: Старинный воин Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1472 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: металлический карандаш на подготовленной бумаге Размеры: 28. 5 x 20. 7 см Текущее местонахождение: Британский Музей, Лондон, Англия Этот рисунок показывает специфический тип (так называемый "старый тип воина"), который Леонардо перенял у своего учителя Верроккио, и который часто использовал позже

Название: Голова мужчины Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1503 -1505 год Название: Голова мужчины Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1503 -1505 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: красный мел на бумаге Размеры: 183 x 136 мм Текущее местонахождение: Галерея дель Академия, Венеция, Италия

Название: Портрет цыгана(гротеск) Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1500 -1505 год Название: Портрет цыгана(гротеск) Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1500 -1505 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: чёрный мел Размеры: 390 x 280 мм Текущее местонахождение: Оксфорд Это самый большой, из известных, рисунок Леонардо. Считается, что на нём цыганский барон. Следы уколов указывают, что рисунок готовился дпя переноса на холст.

Название: Сидящий старик Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ? год Стиль: Название: Сидящий старик Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ? год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Ручка, чернила, бумага Размеры: Текущее местонахождение: Виндзор, Виндзорский Замок

Название: Лилия (деталь) Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1480 -1485 год Название: Лилия (деталь) Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1480 -1485 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: pучка и чернила вокруг черного мела Размеры: 31. 4 x 17. 7 см Текущее местонахождение: Виндзор, Виндзорский Замок, Англия Этот рисунок предварительный эскиз: контуры лилии имеют следы уколов, чтобы её можно было перенести точно на другую поверхность. Подобный рисунок, наверное, существовал для "Благовещения".

Название: Пять каррикатурных голов Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: после 1490 Название: Пять каррикатурных голов Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: после 1490 года Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: карандаш, чернила, бумага Размеры: 18 x 12 см Текущее местонахождение: Галерея Академии(dell'Accademia), Венеция

Название: Пять голов(гротеск) Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1490 г год Название: Пять голов(гротеск) Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: ~1490 г год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: бумага и чернила Размеры: 26. 1 x 20. 6 см Текущее местонахождение: Виндзор, Виндзорский Замок Старик, показанный в профиль, окружен еще четырьмя лицами, имеющими явно отрицательное выражение, хотя очень непохожими друг на друга. Они, кажется, дразнят человека в центре, высмеивая и мрачно уставившись на него. Старик гордо делает вид, что не замечает их насмешек - его лицо спокойно. Венок из дубовых листьев на голове старика указывает, что это положительная фигура.

Название: Младенец Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Стиль: Итальянский Ренессанс, Название: Младенец Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Размеры: Текущее местонахождение:

Название: Повешенный Бернардо ди Бандино Барончелло Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: Название: Повешенный Бернардо ди Бандино Барончелло Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Размеры: см Текущее местонахождение: В 1478 г. произошли во Флоренции большие события. Группа богатых флорентийских граждан во главе с Франческо Пацци и родственником папы, пизанским архиепископом Франческо Сальвиати сделала попытку свергнуть власть Медичи. 26 апреля в Санта Мариа дель Фиоре во время богослужения заговорщики напали на братьев Медичи, Джулиано и Лоренцо, с кинжалами в руках. Легко раненому Лоренцо удалось спастись в ризнице, Джулиано пал от первого же удара. Попытка поднять восстание под лозунгом восстановления республиканских свобод не удалась. Заговорщики были повешены на окнах Палаццо Веккио. Один из них, Бернардо ди Бандино Барончелло, убийца Джулиано Медичи, бежал и после долгих скитаний прибыл в Константинополь. Однако султан выдал его, он был привезен в цепях во Флоренцию и повешен на окнах того же Палаццо Веккио 20 декабря 1479 г. Сохранился набросок Леонардо, изображающий повешенного Бандино. На том же листе - краткая протокольная запись о расцветке одежды, но ни слова о происшедших событиях. Лишь имя казненного вкраплено с невозмутимым спокойствием и лаконизмом между деталями его костюма: «Шапочка каштанового цвета. Фуфайка из черной саржи, черная куртка на подкладке. Турецкий кафтан, подбитый лисьим мехом. И воротник куртки обшит черным и красным бархатом с крапинами. Бернардо ди Бандино Барончелло. Чулки черные» .

Название: Летающая машина Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1487 год Стиль: Название: Летающая машина Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1487 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Бумага Размеры: 17 x 23 см Текущее местонахождение:

Название: О горении и пламени Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Название: О горении и пламени Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Размеры: см Текущее местонахождение: Рисунок Леонардо да Винчи к заметкам О горении и пламени

Название: Эскиз моста через Золотой Рог, Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: Название: Эскиз моста через Золотой Рог, Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: "Записная книжка" (Париж). 1497 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Размеры: см Текущее местонахождение: Совсем недавно обнаружен в Стамбуле листок с турецким переводом письма Леонардо к турецкому султану Баязиду II, относящегося, видимо, к 1502— 1503 гг. (Он хранится в архиве Топ-Капу Сарая в Стамбуле). В этом письме Леонардо предлагал султану несколько своих изобретений и проектов, в том числе проект моста, соединяющего Галату и Стамбул. Галата — предместье Константинополя, на противоположном берегу Золотого рога, в котором жило много генуэзцев. Первый (понтонный) мост через пролив был построен лишь в 1836 г. Флорентийцы поддерживали в те годы с турками дружеские отношения. В письме к султану Леонардо писал: «Я слышал, что ты имеешь намерение соорудить мост из Галаты в Стамбул, но что ты не соорудил его из-за отсутствия знающего мастера» Леонардо предлагал построить мост, под которым могли бы проплывать парусные суда. В записной книжке Леонардо, относящейся к тому же времени, есть такая запись, сопровождаемая рисунком: «Мост из Перы в Константинополь шириною 40 локтей, высотою от воды 70 локтей, длиною 600 локтей, т. е. 400 над морем и 200 на суше; он образует сам собою свои устои. Существо проекта Леонардо сводилось к устройству моста в виде очень пологой арки, с жестким закреплением концов посредством «ласточкиных гнезд» — прием, который, как отмечает Гейденрейх, Леонардо продумывал уже несколько раньше в связи с проектированием купола Миланского собора. Если имеется в виду флорентийский локоть (~0. 5836 метра), то получается ширина 23. 75 метра, высота— 40. 852, длина— 350. 16, из них—над водой 233. 44 метра. Эти величины — явно фантастические. Самый большой такой мост через Адду был построен в 1370— 1377 гг. и имел пролет 72 и высоту 21 метр. Проект гигантского моста через Босфор подстать грандиозному проекту памятника Сфорца.

Название: КОМПАС Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Стиль: Итальянский Ренессанс, Название: КОМПАС Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Размеры: см Текущее местонахождение: Изображение компаса принадлежит к серии аллегорических и эмблематических рисунков Леонардо да Винчи и находится в Виндзорском собрании. Оно имеет лаконичную подпись: Destinato rigore Устремленное к цели упорство Образ компаса был использован Леонардода Винчи и в другом месте в качестве символа «хорошей теории» , на которой должна быть основана всякая практика

Название: Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Название: Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Размеры: см Текущее местонахождение: Изображение плуга сопровождается подписью: Ostinato rigore Настойчивое упорство По-видимому, первыми эскизами к рисункам компаса и плуга были два наброска того же Виндзорского собрания, сопровождаемые следующим текстом, прекрасно характеризующими все научное творчество Леонардо да Винчи: Препятствие не сгибает меня © Всякое препятствие разрушается упорством © Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде ©

Название: Анатомические рисунки Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Стиль: Итальянский Название: Анатомические рисунки Оригинальное название: Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Размеры: Текущее местонахождение:

Название: Автопортрет Оригинальное название: Autoritratto Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1514 – 1516 Название: Автопортрет Оригинальное название: Autoritratto Автор: Леонардо да Винчи Дата создания: 1514 – 1516 год Стиль: Итальянский Ренессанс, Возрождение Техника: Красная сангина (мел) на бумаге Размеры: 33. 3 x 21. 3 см Текущее местонахождение: Национальная Галерея в Турине, Италия К этому автопортрету, видимо, относится и описание Ломаццо: «Голова его была покрыта длинными волосами, брови были такие густые и борода такая длинная, что он казался подлинным олицетворением благородной учености, каковой уже раньше были друид Гермес и древний Прометей» .

Основные даты Леонардо да Винчи Дама с горностаем, 1485, Музей Чарторыйских, Краков 1452 — Основные даты Леонардо да Винчи Дама с горностаем, 1485, Музей Чарторыйских, Краков 1452 — рождение Леонардо сер Пьеро да Винчи в селе Анкиано близ Винчи 1466 — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция) 1472 — член Флорентийской Гильдии художников 1472— 1477 — работа над: «Крещение Христа» , «Благовещение» , «Мадонна с вазой» Вторая половина 70 -х годов. Создана «Мадонна с цветком» ( «Мадонна Бенуа» ) 1476 — Скандал с Сальтарелли 1478 — Леонардо открывает собственную мастерскую 1480 — по документам, в этом году у Леонардо уже была собственная мастерская 1481 — монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение Волхвов» (не завершён); начата работа над картиной «Святой Иероним» 1482 — приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане. Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца. 1483 — начата работа над «Мадонной в гроте» 1485 — создан «Портрет музыканта» 1487 — разработка летательной машины — орнитоптера, основанной на птичьем полёте 1488 — картина «Дама с горностаем» 1489 — анатомические рисунки черепов 1490 — картина «Портрет музыканта» . Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца. 1490 — Витрувианский человек — знаменитый рисунок, иногда называемый каноническими пропорциями 1490— 1491 — создана «Мадонна Литта» 1490— 1494 — закончена «Мадонна в гроте» 1495— 1498 — работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане 1499 — Милан захвачен французскими войсками Людовика XII, Леонардо покидает Милан, модель памятника Сфорца сильно повреждена 1502 — поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера 1503 — возвращение во Флоренцию 1503 — картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза» 1505 — наброски полёта птиц 1506 — возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии, см. Итальянские войны) 1507 — изучение строения человеческого глаза 1508— 1512 — работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио 1509 — роспись в соборе Святой Анны 1512 — «Автопортрет» 1512 — переезд в Рим под покровительство папы Льва X 1513— 1516 — жизнь в Бельведере 1514— 1516 — работа над картиной «Иоанн Креститель» 1516 — переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика 1519 — умирает от болезни