презентация Леонардо да Винчи.pptx
- Количество слайдов: 23
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в Об отце Леонардо, Пьеро да Антонио да Винчи: «Год Леонардо был незаконно О характере отчима можно Отец заметил дарования сына в маленьком городке мальчика из Винчи, известно, но Леонардо начинает учиться в боттеге (от итал. 1452. Родился мой внук, рожденным сыном женщины, о судить по его прозвищу – искусстве и отнес их Андреа хорошей семьи: чтение, письмо, недостаточно. Он был Bottega – удар, бочонок) А. Веррокио сын моего сына сера Пьеро. которой почти ничего не начало математики, латынь. Его Аккатабрига (Спорщик). Он Верроккио, своему другу. Он нотариусом и происходил из Случилось сие 15 апреля, в известно. почерк удивителен. Он пишет работал в кирпичной настоятельно просил его сказать, 1464 – семья перебирается во семьи, которая обосновалась в субботу, в третьем часу Мы не знаем ни ее фамилии справа налево, буквы перевернуты мастерской при монастыре достигнет ли Леонардо, Флоренцию. Альбьере умерла Винчи, по крайней, мере, в XIII ночи. Наречен именем (вероятно, ее звали Екатерина), так, что текст легче читать с Святого Петра Мученика. В занявшись рисунком, какихпри родах. Затем была другая Дом в деревушке Анкиано (2 км от столетии. Воспитывался Леонардо. Крестил отец ни возраста, ни внешности. помощью зеркала. В более поздние браке у Екатерины было пятеро либо успехов. мачеха, потом третья, Винчи) Леонардо в доме отца. Пьеро ди Бартоломео да Биографы считают, что она годы он увлекался ботаникой, детей. До 4 -х лет Леонардо жил родившая 6 -х детей. Винчи…» геологией, наблюдениями за была крестьянкой. В год с мамой в Анкиано, затем в 1485 – появилась еще одна полетом птиц, игрой солнечного рождения Леонардо ее с доме у деда и бабушки Лучии и мачеха Лукреция, родившая 5 -х света и тени, движением воды. Все приличным приданным отца, который успел жениться это свидетельствует о его детей. Она хорошо относилась к выдали замуж за Антонио ди любознательности и еще о том, что в на юной флорентийке Альбьере Леонардо Пьеро Бути дель Вакка да молодости он много времени дельи Амадори. Мачеха любила Винчи (приятель отца проводил на свежем воздухе, Леонардо, а он отвечал ей Леонардо) прогуливаясь по окрестностям взаимностью. городка
А. Вероккьо. Крещение Христа Левый ангел написан Леонардо
Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав Благовещение (1472 – 1475, Уффици) На заднем плане помещен обширный пейзаж Композиция горизонтальна Архангел Гавриил Дева Мария написана традиционно с Благословляет Деву Марию правой рукой Лилия – символ непорочности Девы Марии Библией Композиция: проста и в определенном смысле традиционна
Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) (1478 – 1480) Использует технику масляной Трактовка сюжета живописи Единственный источник Новизна света – двойное окно Предположительно осталась Отказывается от традиционной для незавершенной Флоренции пестроты красок, чтобы Показана жизненная сцена, где точнее передать фактуру материалов и Его зеленоватый свет не может молодая мама, одетая по моде нюансы светотени рассеять полумрак, но его достаточно, того времени, играет с сыном и Одна из первых работ Леонардо чтобы высветить фигуру Мадонны протягивает ему цветок как самостоятельного Голубовато-зеленая гамма вытеснила с Традиционный символ распятия живописца крестоцвета картины красный цвет, в который воспринимается как невинная Основную «работу» совершает свет, обычно облачали Мадонну игрушка льющийся слева сверху. Благодаря ему возникает игра светотени и помогает вылепить объем обеих Для рукавов и плаща выбран Леонардо было 26 лет, он уже 6 поворот фигур в ¾ фигур Крупные головы младенцев охристый цвет, гармонизирующий лет не работал с Вероккьо Юность обеих Мадонн соотношение теплых и холодных оттенков Рафаэль. Мадонна с гвоздиками (1508 – 1509) А. Вероккьо. Мадонна с младенцем
Конная статуя Франческо Сфорца (1482) Незавершенная скульптура, существующая в виде глиняной копии Заказчик – Лодовико Сфорца: самая большая конная статуя в мире 7, 4 м Спустя 10 лет была создана лишь глиняная модель. , которая была уничтожена французскими солдатами в 1499 г.
Мадонна в гроте Композиция построены в виде пирамиды Глубина пространства Стоящая на коленях Дева создается за счет приема создается за счет геометрии Мария сфумато Иоанн Креститель Лувр Ангел Сфумато (затушеванный, исчезающий, как дым) – смягчение очертаний фигур и предметов, который позволяет передать окутывающий их воздух, когда очертания предметов смягчаются На 8 см выше 1483 – 1486 Иисус Христос Лондонская национальная галерея
Орнитоптер (1487) Орнитоптер – «птица» , «крыло»
Дама с горностаем (1489 – 1490) Прекрасная Ферроньера (Лукреция Кривелли) Фон – нейтральный, черный Скуффия Д. Венето. Прекрасная Чечилия, играющая на лютне контраст Фероньерка – завязывалась Снизу фигура обрезана сзади, украшена камеей или парапетом, что традиционно драгоценным камнем по для миланских портретов ломбардской моде Платье терракотового цвета Поворот в 3/4 Амброджио де Предис. Портрет Беатрисы д’Эсте (жена Лодовико Сфорца) Чечилия Галлерани
Дама с горностаем (1489 – 1490) Голова повернута в сторону 1) Греческое название горностая – «гале» – связано с фамилией Галлерани (в то время подобная На голове – прозрачный игра слов была популярна в Впечатление разворота 1) оригинальность позы, яркая чепчик, закрепленный под светских кругах Италии) Такой портрет в ¾ поворота был подчеркивается зверьком. , выразительность, которая как бы подбродоком одним из изобретений Леонардо. , традиционно называемым устанавливает символические заложив традицию портретов ХV в. горностаем отношения между 2011 – 2014 – картину аристократическим лицом исследовал французский Лоб перехвачен фероньеркой 2) Символ чистоты и целомудрия женщины и геральдическим ученый Паскаль Котт. Он с (из-за белого цвета зверька) знаком зверька помощью мультиспектральной камеры обнаружил слой На шее – ожерелье из темного картины, на котором жемчуга 2) дается уже не профиль модели, 3) Мог относится к Лодовико отсутствует горностай, и как на медали, а изображение в ¾, Сфорца: он был членом Ордена типичное для бюстов. В нем другой слой, на котором Горностая Фердинанда I присутствует естественность, животное меньшего размера Неаполитанского с 1488 г. и фиксация одного мгновения, серого цвета включил его изображение в свою похожая на кадры из кинофильма персональную эмблему
Витрувианский человек (1490 – 1492) Рисунок был создан для определения изображена фигура обнажённого пропорций (мужского) человеческого мужчины в двух наложенных одна на тела, как это описано в трактате другую позициях 24, 5 см 34, 3 см античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius) «Об архитектуре» Рисунок выполнен пером, Рисунок и пояснения к нему иногда (Книга III, глава I): называют «каноническими с разведёнными в стороны - ступня составляет четыре ладони чернилами и акварелью с с разведёнными руками и пропорциями» - локоть составляет шесть ладоней руками и ногами, помощью металлического - высота человека составляет четыре сведёнными вместе локтя от кончиков пальцев (и вписанная в окружность карандаша ногами, вписанная в соответственно 24 ладони) - шаг равняется четырём ладоням квадрат - размах человеческих рук равен его росту - расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
Мадонна Литта (1490 – 1491) Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к миланской аристократической семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем» . Современное название картины происходит от имени её последнего владельца — герцога Антонио Литта (1819— 1866)
Апостолы изображены группами по три человека, расположенными жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус Тайная вечеря (1495 – 1498) вокруг сидящей в центре фигуры Христа Петр сжимает нож в руке, предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда указывающий в сторону от тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В 460 см Христа, возможно, отсылает то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело зрителя к сцене в и пролитую кровь соответственно. Фигура Иисуса расположена и освещена так, Фома Матфей Гефсиманском саду во время что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится Иаков Иуда Искариот Варфоломей Иуда Фаддей задержания Христа в исчезающей точке для всех линий перспективы Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три Филипп Петр Иаков Алфеев Петр Иоанн Симон Андрей Иоанн 1 2 3 880 см золотое сечение Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им Техника - писал на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не Значение для искусства: роспись стала вехой в истории Ренессанса - Заказчик - его патрон, герцог Лодовико Сфорца и его супруга Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади Иуда за предательство Иисуса, или являющийся является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над намеком на его роль среди двенадцати апостолов в работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, габса и росписью, образованные потолком с тремя арками направление развития живописи Запада качестве казначея. Он единственный поставил мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода локоть на стол роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы
Реставрация Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1668 году над росписью с целью В 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся заложенный кирпичом испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать краску
Паоло Джовио Санта-Мария делла Грация (1483 – 1552) Джорджо Вазари (1511 – 1574). 2) 3) Паоло Джовио анонимный биограф Автопортрет Да Винчи использовал рецепт смеси Плиния (живопись восковыми Штукатурка не принимала состав на основе орехового масла. Из-за красками в технике энкаустики), но неверно истолковал его. Тот же технических трудностей работа над самой фреской продвигалась аноним утверждает, что стена была просушена неравномерно: вверху медленно. Возникли проблемы материального характера: Совет Существуют различные предположения о причинах 1) Вазари: она была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных требовал либо предоставить готовую работу, либо вернуть разрушения фрески, начавшегося уже в процессе работы: Леонардо писал по стене масляными красками, и жаровен. Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые выплаченные деньги. Работу да Винчи прервало его приглашение в роспись стала отсыревать уже в процессе работы пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь исправить 1506 г. в Милан французским наместником Шарлем д’Амбуазом. положение, продолжил работу масляными красками Фреска осталась незавершённой
Годы скитаний Чезаре Борджиа (1475 – 1507) 1499 – Милан был захвачен войсками французского короля 1503 – возвращение Людовика ХII, поэтому во Флоренцию Леонардо покидает город Людовик ХII 1502 – поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера
«Битва при Ангарии» (картон) 1503 – «Битва при Ангарии» и «Мона Лиза» Леонардо сконструировал особые леса, которые складывались и Работы над картоном происходили в Папском зале при церкви Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов По замыслу Леонардо фреска должна была стать самой раскладывались, поднимая и опуская художника на требуемую Санта-Мария-Новелла (архитектор – Леон Баттиста Альберти, битвы — сражение группы всадников за знамя масштабной его работой По воле Синьории два великих мастера того времени работали над Заказ: флорентийская Синьория. Фреска предназначалась для высоту 1470) украшением зала. Это был единственный раз, когда Леонардо и украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) 6, 6 м Микеланджело встретились в одном проекте. Каждый блеснул сильной дворца Синьории в честь восстановления Флорентийской стороной своего дарования республики после изгнания Пьеро Медичи. Одновременно с Леонардо противоположную стену зала поручили расписать Микеланджело Сюжет: битва при Ангарии состоялась 29 июня 1440 г. между флорентийскими и миланскими войсками под командованием 17, 4 метра кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом В 3 раза превышала размеры «Тайной вечери»
Скорее всего, Вазари добавил «Мона Лиза» ( «Джоконда» ) (1503 – 1505) Дж. Вазари: «Взялся Леонардо историю о шутах просто для Приводился также довод, что в это выполнить для Франческо дель развлечения читателей. Алексей время Леонардо был настолько Джокондо портрет моны Лизы, жены его, От работы над «Моной Лизой» Леонардо Карпович Дживелегов пишет: занят работой над «Битвой Общепринятая версия гласит, что портрет 15 июня 1479 – Лиза родилась на Виа и, потрудившись над ним четыре года, 5 марта 1495 - в возрасте 15 лет, Лиза Можно утверждать, что супруги не уклонялся — как это было со многими Лиза принадлежала к древнему «Указание Вазари на то, что работа Ангиари» , что даже отказал маркизе Маджио. Впрочем, долгое время местом оставил его недовершенным. Между именно Лизы дель Джокондо был написан вышла замуж за Франческо ди Бартоломео 1525 - впервые упоминается название принадлежали к среднему классу. Брак мог другими заказами, а, наоборот, отдавался О Лизе дель Джокондо известно аристократическому роду, который её рождения считалось поместье Вилла над портретом продолжалась прочим, Леонардо прибег к следующему «La Joconda» в списке наследства ди Заноби дель Джокондо, относительно мантуанской Изабелле д’Эсте Леонардо, и в таком случае, он мог быть повысить социальный статус Лизы, В эпоху Кватроченто Флоренция немного. Родилась во Флоренции в ей с какой-то страстью. Ей было Название работы со временем утратил влияние. Виньямаджо. Девочку назвали Лизой в Вазари, родившийся в 1511 г. , никак приёму: так как Мона Лиза была очень заказан художнику её мужем, вероятно, четыре года, явно преувеличено: принять её заказ (впрочем, с этой успешного торговца тканями и стала его поскольку семья её супруга могла быть художника Салаи, наследника и была одним из крупнейших и знатной семье. Рано вышла замуж за посвящено всё время, остававшееся у него Мать - Лукреция дель Каччия, была По-итальянски ma donna значит «моя не мог увидеть Джоконду своими чтобы отметить рождение сына и покупку красива, то во время писания портрета третьей по счёту женой. Приданое Лизы богаче её собственной. С другой стороны, Леонардо не пробыл во Флоренции дамой его связывали очень сложные честь бабушки по отцовской линии. У ученика да Винчи, который оставил богатейших городов в Европе. торговца тканями, родила шестерых Картина была хорошо известна госпожа» ( «миледи» - в Англии и от работы над «Битвой при Ангиари» . Он третьей женой Антомирия ди Лизы было три сестры и трое братьев, глазами, и был вынужден сослаться на дома он держал людей, которые играли на брак был выгоден и Франческо, поскольку составили 170 флоринов и ферма Санстолько времени. Также ошибочно отношения). Конечно, жизнь не была одинаково картину своим сёстрам в Милане. среди любителей искусства, хотя детей и, по всей вероятности, вела она была самым старшим ребёнком в потратил на него значительное время и, информацию, данную анонимным лире или пели, и тут постоянно были Сильвестро неподалёку от семейного дома. «мадам» Нольдо Герардини. Две другие - во Франции), в сокращённом он породнился со «старинным родом» . указании на неоконченность Надпись описывает её как портрет хороша для всех — в то время размеренную жизнь среднего класса Леонардо уехал из Италии во умерли при родах. Герардини семье автором первой биографии Леонардо. покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с шуты, поддерживавшие в ней веселость На основании этих данных можно варианте это выражение портрета — портрет, несомненно, дамы по имени Ла Джоконда владел шестью фермами в Кьянти, существовало огромное социальное Как и многие другие флорентийцы, Францию в 1516 г. , взяв картину с преобразовалось в monna или mona. Именно он и пишет о торговце и удалявшие меланхолию, которую заключить: собой во Францию в числе некоторых эпохи Возрождения писался долго и был доведён до где выращивали пшеницу, неравенство. шелками Франческо Джокондо, собой. Согласно итальянским других избранных картин. Да Винчи обычно сообщает живопись - Герардини не были богаты, Франческо был ценителем искусства и Вторая часть имени модели, конца» . производили вино и оливковое заказавшем у художника портрет выполняемым портретам. У Леонардо же Семья жила во Флоренции, вначале - брак был основан на любви источникам она с тех пор испытывал особенную привязанность к оказывал покровительство художникам. считающаяся фамилией её мужа — del масло и держали скот своей третьей жены. Несмотря на в этом произведении улыбка дана столь неподалёку от Санта-Тринита, позже Его сын, Бартоломео, поручил Антонио ди находилась в коллекции этому портрету, а также много Giocondo, по-итальянски имеет прямое переехала в съемный дом около Сантослова этого анонимного современника, приятной, что кажется, будто бы Доннино Мацциери украсить фреской французского короля Франциска I, размышлял во время процесса его значение и переводится как «весёлый, многие исследователи сомневались в созерцаешь скорее божественное, нежели Спирито, по всей вероятности из-за семейный склеп в базилике Сантиссимаоднако остаётся неясным: создания, в «Трактате о живописи» и в тех играющий» и соответственно la финансовых проблем, не позволявших возможности того, что «Мона Лиза» человеческое существо; самый же Аннунциата. Андреа дель Сарто по заказу - когда и как она была им заметках о технике живописи, которые не поддерживать прежний дом в хорошем Gioconda — «весёлая, играющая» была написана во Флоренции (1500— портрет почитается произведением другого члена семьи нарисовал Мадонну. приобретена состоянии вошли в него, можно найти множество 1505), так как утончённая техника необычайным, ибо и сама жизнь не могла Франческо заказал у Доменико Пулиго - почему Леонардо не вернул её может указывать на более позднее указаний, с несомненностью относящихся бы быть иной» картину, изображающего Святого заказчику создание картины. к «Джоконде» Франциска Ассизского.
и Из ви ли ст ые п от ок Прямоугольный формат Разделённые Хотя сведения о личности героини даёт Вазари, по поводу неё долгое время Кресло, в котором пробором, гладко и Борис Виппер, Голова слегка сидит модель, стоит Как считается, шли споры, выдвигалось множество версий. плоско лежащие описывая картину, Окончательное подтверждение версия о соответствии общепринятого повёрнута на балконе либо на раньше картина ро волосы, видные указывает, что в названия картины и личности модели случилось в 2005 году. Учёные из озе лоджии, линия Она сидит в могла быть шире и сквозь накинутую на лице Моны Лизы Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, парапета которой кресле, вмещать две Лоджия выходит на них прозрачную заметны следы моды владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый видна позади её сложив руки боковые колонны пустынную дикую вуаль, падают на кватроченто: у неё Леонардо да Винчи Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он локтей вместе, оперев лоджии, от которых местность с плечи двумя выбриты брови и сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом одну руку на в данный момент извилистыми негустыми, слегка волосы на верхушке и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из его остались две базы потоками и озером, волнистыми лба которых — портрет Лизы Герардини» . Таким образом, Мона Лиза Нижний край подлокотник, колонн, чьи окружённым прядями действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель картины обрезает а другую фрагменты видны снежными горами, Джокондо — Лизой Герардини. Картина, как доказывают в этом случае вторую половину её положив по краям парапета которая учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в тела, таким образом, сверху, Зелёное платье в простирается к ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа. портрет является повернувшись тонких сборках, с высоко поднятой практически в кресле почти жёлтыми рукавами в линии горизонта поясным лицом к складках позади фигуры зрителю
Фигура вписана в два равносторонних треугольника
1508— 1512 — работа в Милане над конным памятником маршалу 1506 — возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика «Автопортрет» (1512) Тривульцио XII (в то время контролировавшего север Италии) Людовик XII Несмотря на известность, вокруг работы всё ещё ходят споры. Портрет нарисован сангиной 1507 — изучение строения Идентификация портрета была сделана (материал для рисования, человеческого глаза в XIХ в. на основе сходства рисунка с изготовляемый преимущественно в изображением Леонардо в образе виде палочек из каолина и оксидов Платона на фреске Рафаэля «Афинская железа) на бумаге и изображает Платон школа» и высокого стилевого качества голову пожилого мужчины в работы трёхчетвертном повороте в правую сторону. Выполнен тонкими линиями, штриховка идёт слева направо, по привычке Леонардо. Бумага имеет немного коричневатый оттенок от солей железа, накопленных со временем из-за влажности. Сейчас не экспонируется по причине хрупкости. Рафаэль. Афинская школа Джан Джакомо Тривульцио (1440/41 – 1518)
Замок Шамбор 1517 - у Леонардо онемела правая рука, и он с трудом 1512 — переезд в Рим под покровительством папы Льва X 1513 - 1516 - Леонардо жил в Бельведере. Король Франциск I поручил передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в 1516 - Леонардо принял приглашение французского короля Франциска I и Считается, что да Винчи был вегетарианцем мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди Амбуазе 67 -летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 - поселился в его замке Кло-Люсе, — там король провёл своё детство (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди которого появлялся бы букет лилий. Возможно, этот лев приветствовал он оставил завещание Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним короля в Лионе или использовался во время переговоров с папой Льва Х индусом, который не ел мяса). Папа Лев Х (с 1513 по 1521) Замок Кло-Люсе 2 мая 1519 - скончался в окружении учеников и своих В официальном звании первого королевского художника, инженера и шедевров в Кло-Люсе Жан Клуэ. Портрет Франциска I архитектора Леонардо получал годовую ренту в тысячу экю. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим «свободу В числе увлечений Леонардо были даже грезить, мыслить и творить» , — до него подобную честь разделяли Андреа Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной кулинария и искусство сервировки. В Соларио и Фра Джованни Джокондо плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится Милане на протяжении 13 -ти лет он был прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и распорядителем придворных пиров. Он зодчего Французского королевства» изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался: нарезанное тушёное мясо, с уложенными - организацией придворных празднеств, сверху овощами, — пользовалось большой - планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении популярностью на придворных пирах речного русла, - проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор
Наследники Другому ученику Салаи и слуге досталось по половине виноградников Леонардо Франческо Мельци (1491 – 1568/70) В последующие 50 лет оставался главным распорядителем наследства Леонардо, включавшего кроме картин инструменты, библиотеку и не менее 50 тысяч оригинальных документов на различные темы, из которых до наших дней сохранилась лишь треть Салаи ( «Дьяволенок» ) (Джан Джакомо Капратти да Орено) (1480 – 1524)
презентация Леонардо да Винчи.pptx