Скачать презентацию Лекция 9 Архитектурнохудожественный канон Проектный период Содержание 1 Скачать презентацию Лекция 9 Архитектурнохудожественный канон Проектный период Содержание 1

Лекция 9.Архитектурно-художественный канон..pptx

  • Количество слайдов: 185

Лекция 9 Архитектурнохудожественный канон Проектный период Содержание 1. Художественный метод архитектуры Ренессанса. Факторы, обусловившие Лекция 9 Архитектурнохудожественный канон Проектный период Содержание 1. Художественный метод архитектуры Ренессанса. Факторы, обусловившие выделение проектной составляющей. 1. 1. Особенности и признаки архитектурно -художественного канона. 1. 2. Ордер как изобразительное средство архитектурного языка в творчестве: Ф. Брунеллески, Л. -Б. Альберти, А. Палладио, Ф. Делорма. Канонизация ордерных форм. 2. Новые пространственные представления. 2. 1. Развитие представлений об оппозиции «пространство/масса» 2. 2. Новое понимание ансамбля 3. Полифонизм в творчестве Микеланджело и его последователей

Уже в позднее средневековье мастера начинают все больше ориентироваться не на авторитеты и образцы, Уже в позднее средневековье мастера начинают все больше ориентироваться не на авторитеты и образцы, а на собственные умения, уверенность в истинности которых черпают из теоретических знаний, в частности, законов геометрии.

Накануне эпохи Возрождения возрастает практическая необходимость в методах и средствах эффективного формирования • в Накануне эпохи Возрождения возрастает практическая необходимость в методах и средствах эффективного формирования • в новых способах передачи накопленного опыта, • принципиально новых типов пространства, • в развитии профессионального образования.

В эпоху Возрождения появляется новые социальные задачи профессионального архитектурного творчества: 1. Задача отражения духовной В эпоху Возрождения появляется новые социальные задачи профессионального архитектурного творчества: 1. Задача отражения духовной жизни индивида, а в с вязи с этим первостепенное значение приобретают отражательные функции архитектуры. (Особенно в архитектуре уникальных сооружений начинают превалировать изобразительные аспекты, которые становятся главной творческой задачей профессиональной деятельности). 2. Живопись становится ведущим искусством эпохи Возрождения.

 • Перспективная живопись позволяет создавать образ архитектурного сооружения до его материального формирования, поэтому • Перспективная живопись позволяет создавать образ архитектурного сооружения до его материального формирования, поэтому именно она становится моделирующим средством индивидуального архитектурного творчества.

Индивидуализация заказчика, и связанное с этим процессом, возросшее значение визуально воспринимаемой архитектурной формы, обусловили: Индивидуализация заказчика, и связанное с этим процессом, возросшее значение визуально воспринимаемой архитектурной формы, обусловили: • необходимость проверки визуального воздействия объективной объемнопространственной формы до ее реального возведения, • возникновение и становление визуальных моделей (в виде перспективных изображений), как важного средства идеального формообразования , (т. е. выделения проектирования в самостоятельную сферу деятельности по отношению к строительству).

Качественным моментом в процессе выделения проектирования по отношению к строительству явилось: • становление композиционного Качественным моментом в процессе выделения проектирования по отношению к строительству явилось: • становление композиционного моделирования в качестве самостоятельной сферы профессиональной деятельности; • в эпоху Возрождения профессия архитектора впервые становится деятельностью по идеальному формированию пространства, т. е. архитектурным проектированием;

1. 1. Особенности и признаки архитектурнохудожественного канона. Канон становится лишь художественным средством, архитектурно-строительной деятельности. 1. 1. Особенности и признаки архитектурнохудожественного канона. Канон становится лишь художественным средством, архитектурно-строительной деятельности.

Архитектурнохудожественный канон • Художественным каноном архитектурной культуры Возрождения становится античный ордер. Причем ордер возрождается Архитектурнохудожественный канон • Художественным каноном архитектурной культуры Возрождения становится античный ордер. Причем ордер возрождается в своем римском варианте в сочетании с арочной конструкцией, т. е. как средство украшения архитектуры архитектурой. • Формы античного ордера обретают смысл единственной эстетически значимой формы в архитектуре. • Римская арка - зачастую, представляет собой иллюзорную конструкцию, наложенную на плоскость стен с прорезанными оконными проемами.

 • Усиление отражательных функций архитектуры ведет к тому, что в каноне выделяется только • Усиление отражательных функций архитектуры ведет к тому, что в каноне выделяется только одна его сторона, эстетическая, в ущерб процессуальнодеятельностной. • Архитектурный канон в эпоху Возрождения - это средство утверждения примата красоты, вошедшей в противоречие с пользой.

 • Если средневековый канон служил эталоном всей деятельности ремесленника, • то возрожденческий - • Если средневековый канон служил эталоном всей деятельности ремесленника, • то возрожденческий - сужается до вещественно-результативной стороны архитектурной деятельности. • Если геометрические построения на основе средневекового канона это и способ эстетической гармонизации и средство построения конструктивноцелесообразной формы, • то в эпоху Ренессанса, геометрические композиции ордерного канона становятся лишь средством формально-композиционной разработки сооружения.

 • Конструктивно-строительная часть разрабатывается как самостоятельная, чисто техническая задача, обеспечивающая реализацию принятого композиционного • Конструктивно-строительная часть разрабатывается как самостоятельная, чисто техническая задача, обеспечивающая реализацию принятого композиционного решения. • Архитектурно-строительный канон заменяется собственно художественнокомпозиционным. • Канон деятельности сужается до канона прекрасных форм деятельности.

 • Тенденция использования античного ордера как средства пластического оформления пространства. • Тенденция индивидуализации • Тенденция использования античного ордера как средства пластического оформления пространства. • Тенденция индивидуализации архитектуры за счет фасадной пластики

Канон Возрождения Античный ордер как средство пластического оформления пространства Палаццо Капитанио. Палладио. Палаццо дель Канон Возрождения Античный ордер как средство пластического оформления пространства Палаццо Капитанио. Палладио. Палаццо дель Аквила, арх. Рафаэль 1517 г Палаццо Фарнезе арх. С ангало, Микеланджело Виньола, Дж. Делла Порта 1514 г Палаццо Канчелерия. арх. Бреньо, Браманте 1486 г Палаццо Медичи-Риккарди. арх. Микелоццо 1444 -1452 гг

- дом о мнилой риу ж т й аьный ски ел Рим ист пер - дом о мнилой риу ж т й аьный ски ел Рим ист пер Ит кое янс аль лац па о 1 ц ека 5 в

Палаццо - городское жилище эпохи Ренессанса Палаццо Медичи-Рикарди , арх. Микелоццо. 14411 -1505 гг. Палаццо - городское жилище эпохи Ренессанса Палаццо Медичи-Рикарди , арх. Микелоццо. 14411 -1505 гг. Палаццо Строцци , арх. Бенедетто да Майано. 14411 -1505 гг.

Размещение городских палаццо в различных градостроительных ситуациях Палаццо Фарнезе Палаццо Медичи-Рикарди Оспедале дельи Инноченте Размещение городских палаццо в различных градостроительных ситуациях Палаццо Фарнезе Палаццо Медичи-Рикарди Оспедале дельи Инноченте – приют невинных. (Воспитательный дом) Палаццо Канчеллерия

Палаццо Фарнезе. 1415 -1589 гг. Антонио да Сангало мл. , Микеланджело, Виньола, Джакомо делла Палаццо Фарнезе. 1415 -1589 гг. Антонио да Сангало мл. , Микеланджело, Виньола, Джакомо делла Порта

Палаццо Пацци. Архитекторы - Ф. Брунеллеско, Бенедетто да Майано Палаццо Пацци. Архитекторы - Ф. Брунеллеско, Бенедетто да Майано

Палаццо Медичи-Рикарди. Палаццо Медичи-Рикарди.

Палаццо Фарнезе Палаццо Фарнезе

Палаццо Северной Италии Bramante_House_of_Raphael Палаццо Северной Италии Bramante_House_of_Raphael

Вилла Ротонда Вилла Ротонда

Вилла Ротонда Вилла Ротонда

Конструктивностроительная часть разрабатывается как самостоятельная, чисто техническая задача, обеспечивающая реализацию принятого композиционного решения. Конструктивностроительная часть разрабатывается как самостоятельная, чисто техническая задача, обеспечивающая реализацию принятого композиционного решения.

Ц. Санта Мария дель Фьоре Ц. Санта Мария дель Фьоре

Ц. Санта Мария дель Фьоре Ц. Санта Мария дель Фьоре

Купол собора Санта Мария дель Фьоре Купол собора Санта Мария дель Фьоре

Плафон Сикстинской капеллы Плафон Сикстинской капеллы

 • Разложение канона как эталона архитектурно-строительной деятельности сопровождается поиском объективных основ построения художественной • Разложение канона как эталона архитектурно-строительной деятельности сопровождается поиском объективных основ построения художественной формы. • Такой основой в эпоху Возрождения становится человеческое тело, его пропорции. Пропорционирование на основе человеческого тела было и в эпоху античности, и в средние века. • Но возрожденческое отношение к человеческому телу было антропоцентрическим, в отличие от мифокосмологического в античности и религиозно-мистического в средневековье. .

 • Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер разрабатывают учение о пропорциях, • Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер разрабатывают учение о пропорциях, цель которого – определить эмпирически обоснованный эстетический идеал, идеал освобожденный от всех традиций и авторитетов религии. • При формировании архитектурнохудожественного канона ведущее значение имело «Учение о пропорциях человеческого тела» .

Пропорциональная система палаццо Канчеллерия и Эрехтейона Пропорциональная система палаццо Канчеллерия и Эрехтейона

1. 2 Ордер как изобразительное средство архитектурного языка в творчестве: Ф. Брунеллески, Л. -Б. 1. 2 Ордер как изобразительное средство архитектурного языка в творчестве: Ф. Брунеллески, Л. -Б. Альберти, А. Палладио, Ф. Делорма. Канонизация ордерных форм.

Ордер в творчестве Филиппо Брунеллеско представляет собой иллюзорнотектоническую систему Ордер в творчестве Филиппо Брунеллеско представляет собой иллюзорнотектоническую систему

Ордер в творчестве Альберти Ордер в творчестве Альберти

Римские триумфальные арки Римские триумфальные арки

ОРДЕР в творчестве Палладио ОРДЕР в творчестве Палладио

Лоджия дель Капитаниато в Винченце Лоджия дель Капитаниато в Винченце

Палаццо Капитаньо Палаццо Капитаньо

Базилика в Винченце Базилика в Винченце

Палаццо Кьерикати Палаццо Кьерикати

Палаццо Вальмарано, 1566 г. Палаццо Вальмарано, 1566 г.

ОРДЕР в творчестве французских архитекторов. Архитектор Филибер Делорм ОРДЕР в творчестве французских архитекторов. Архитектор Филибер Делорм

Дом Директора в Королевских Солеварнях идеального города Шо (ныне Арк-и. Сенан, Франция). Конец XVIII Дом Директора в Королевских Солеварнях идеального города Шо (ныне Арк-и. Сенан, Франция). Конец XVIII века. Архитектор Клод-Николя Леду.

ПРОСТРАНСТВО в творчестве Филиппо Брунеллеско ПРОСТРАНСТВО в творчестве Филиппо Брунеллеско

2. Новые пространственные представления. 2. 1. Развитие представлений об оппозиции «пространство/масса» 2. 2. Новое 2. Новые пространственные представления. 2. 1. Развитие представлений об оппозиции «пространство/масса» 2. 2. Новое понимание ансамбля

Церковь Сан Лоренцо Это самая древняя церковь города. В 1060 году она была перестроена Церковь Сан Лоренцо Это самая древняя церковь города. В 1060 году она была перестроена в романском стиле. Своим современным обликом церковь обязана Брунеллески (1423 г. ).

Старая сакристия Арх. Ф. Брунеллески Новая сакристия Арх. Микеланджело Старая сакристия Арх. Ф. Брунеллески Новая сакристия Арх. Микеланджело

Старая Сакристия ц. Сан Лоренцо арх. Ф. Брунеллески ( гг. ) Старая Сакристия ц. Сан Лоренцо арх. Ф. Брунеллески ( гг. )

Старая сакристия, квадратная капелла, перекрытая куполом, - первая работа Брунеллески (1419 -1428 гг. ). Старая сакристия, квадратная капелла, перекрытая куполом, - первая работа Брунеллески (1419 -1428 гг. ).

Церковь Санто Спирито (1436 -1446) Одна из самых поздних работ Брунеллески — церковь Санто Церковь Санто Спирито (1436 -1446) Одна из самых поздних работ Брунеллески — церковь Санто Спирито (церковь Святого Духа) во Флоренции - трехнефная купольная базилика с боковыми капеллами. в

Ц. Сан Спирито Ц. Сан Спирито

Храм Санта Мария дельи Анджели В 1434 г. Брунеллески выполнил модель церкви, и начал Храм Санта Мария дельи Анджели В 1434 г. Брунеллески выполнил модель церкви, и начал строительство, доведя постройку до 4, 5 м высоты. Но в 1437 г. Флоренция вступила во вторую войну с Луккой и возведение капеллы прервалось. В XVIII-XIX было несколько попыток реконструкции Оратория. Последняя кардинальная перестройка поводилась в 1934 -1940 годах. В настоящее время удалось приблизить к первоначальному замыслу Брунеллески лишь нижнюю часть здания, возведенную еще при жизни архитектора. Остальная часть постройки, создававшаяся гораздо позже, своими пропорциями далека от брунеллескиевской ясности. И по сей день он считается одним из самых загадочных и революционных творений архитектора. Храм Санта Мария дельи Анджели поражает необычностью и новизной своего архитектурного решения, в нем Брунеллески соединил всех свои приемы, а также заимствованные из проторенессансных, средневековых, и античных источников,

Храм Санта Мария дельи Анджели Храм Санта Мария дельи Анджели

Капелла Пацци. Арх. Ф. Брунеллески Капелла Пацци. Арх. Ф. Брунеллески

Капелла Пацци. Арх. Ф. Брунеллески Капелла Пацци. Арх. Ф. Брунеллески

АНСАМБЛИ ПЛОЩАДЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ в итальянских городах АНСАМБЛИ ПЛОЩАДЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ в итальянских городах

Новое ощущение пространства. Новые пространственные представления Новое ощущение пространства. Новые пространственные представления

НОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА. НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Основа для создания типического: • характерные особенности среды; НОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА. НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Основа для создания типического: • характерные особенности среды; • образные, региональные и национальные черты архитектуры. Достижению индивидуальности способствуют: • многие характерные факторы формирования материальной морфологии; • конкретные особенности места.

Для градостроительного искусства Возрождения свойственно было параллельное развитие практической деятельности по перестройке отдельных фрагментов Для градостроительного искусства Возрождения свойственно было параллельное развитие практической деятельности по перестройке отдельных фрагментов исторически, сложившейся городской среды и развитие теоретической мысли, работавшей над поиском оптимальной модели города нового типа. .

ПРОЕКТЫ ИДЕАЛЬНЫХ ГОРОДОВ Никогда ещё город как социальное и архитектурнопланировочное целое не подвергался столь ПРОЕКТЫ ИДЕАЛЬНЫХ ГОРОДОВ Никогда ещё город как социальное и архитектурнопланировочное целое не подвергался столь тщательному изучению, как в этот период. Это подтверждается обилием трактатов, посвященных архитектуре, планировке и укреплению городов. Тема так называемого "идеального города" прочно вошла в градостроительную теорию ХУ- ХУ 1 вв.

Идеальные города. Арх. Фра Джоконда Идеальные города. Арх. Фра Джоконда

Идеальные города. Арх. Франческо ди Марки Идеальный город. Арх. Франческо ди Джорджо Мартини Идеальный Идеальные города. Арх. Франческо ди Марки Идеальный город. Арх. Франческо ди Джорджо Мартини Идеальный город. Арх. Буонаюто Лорини Идеальные города. Арх. Антонио Липучини и Джиролама Маджи

Нове Замки Схема плана, 1580 г. Первый известный пример осуществленного идеального города. Начат строительством Нове Замки Схема плана, 1580 г. Первый известный пример осуществленного идеального города. Начат строительством за 13 лет до города Пальма Нуове архитектора Скамоцци

Возрождение оставило нам замечательные городские ансамбля и площади которые можно подразделить на две группы: Возрождение оставило нам замечательные городские ансамбля и площади которые можно подразделить на две группы: • I. Ансамбли, сложившиеся исторически в предшествующие периоды, перестроенные в соответствии с пространственными представлениями и принципами Ренессанса. • 2. Ансамбли, создаваемые единовременно или на протяжения ряда строительных периодов, но по единому замыслу.

Замечательным примером ансамблей первой группы является ансамбль площадей Сан Марко и. Пьяцетты в Венеции. Замечательным примером ансамблей первой группы является ансамбль площадей Сан Марко и. Пьяцетты в Венеции.

1. Венеция. Площадь Сан Марко и Пьяцетта 1. Венеция. Площадь Сан Марко и Пьяцетта

ВЕНЕЦИЯ Дворец Дожей ВЕНЕЦИЯ Дворец Дожей

2. Группа ансамблей полностью подчиненных единому композиционному замыслу ( начало ХУ 1 века). 1. 2. Группа ансамблей полностью подчиненных единому композиционному замыслу ( начало ХУ 1 века). 1. Площадь Сантиссима Аннунциата во Флоренции (арх. Джованни Каччинни, 1599 -1601 гг. ); 2. комплекс Бельведера в папском Ватикане (Браманте ), 3. площадь Капитолий ( Микеланджело)

Пл. Нептуна и Маджоре в Болонье (до реконструкции) Пл. Нептуна и Маджоре в Болонье (до реконструкции)

Пл. Синьории во Флоренции Пл. Синьории во Флоренции

НОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА. НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Основа для создания типического: • характерные особенности среды; НОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА. НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Основа для создания типического: • характерные особенности среды; • образные, региональные и национальные черты архитектуры. Достижению индивидуальности способствуют: • многие характерные факторы формирования материальной морфологии; • конкретные особенности места.

Авторы теоретических трактатов хорошо представляли себе функциональную базу городов своего времени. Они рассуждали о Авторы теоретических трактатов хорошо представляли себе функциональную базу городов своего времени. Они рассуждали о размещении городов с экономической, гигиенической, оборонной и эстетической точек зрения. Они искали оптимальное размещение жилых кварталов, религиозных, торговых, общественных центров, садов и парков на городской территории. Все теоретики занимались такими проблемами, как композиция, гармония, красота, пропорци и и рассматривали эти категории применительно к городу и его элементам. Они формулировали художественные принципы города нового типа, планировке которого свойственны: • рационализм, • геометрическая ясность планировочной схемы, • центричность композиции, • гармония между целым и частями.

 • Возникает и новое отношение к созданию архитектурного пространства - индивидуальнопрофессиональный учет визуальных • Возникает и новое отношение к созданию архитектурного пространства - индивидуальнопрофессиональный учет визуальных особенностей восприятия пространственной формы, что стало возможным благодаря возрожденческому эмпиризму, который оперировал к непогрешимости человеческой чувственности.

3 2 1 3 2 1

Площадь Дель Пополо в Риме Пл. ди Спания Площадь Дель Пополо в Риме Пл. ди Спания

Площадь Капитолий в Риме. Арх. Микеланджело Площадь Капитолий в Риме. Арх. Микеланджело

Площадь Навона в Риме Площадь Навона в Риме

 • Перспективная живопись позволяет создавать образ архитектурного сооружения до его материального формирования, поэтому • Перспективная живопись позволяет создавать образ архитектурного сооружения до его материального формирования, поэтому именно она становится моделирующим средством индивидуального архитектурного творчества.

 • Если в средневековье архитектурные решения в процессе строительства сооружений вырабатывали при участии • Если в средневековье архитектурные решения в процессе строительства сооружений вырабатывали при участии всего коллектива, каждый ремесленник вносил свой индивидуальный вклад, сообразуясь с творческими установками артели, которые он знал и разделял, • то в эпоху Возрождения подлинным творцом архитектурного пространства становится художник - архитектор, а ремесленник при этом низводится до технического исполнителя созданного художником образа.

 • В эпоху Возрождения идеальноконструктивная и материально-техническая стороны архитектурно-строительной деятельности становятся прерогативой различных • В эпоху Возрождения идеальноконструктивная и материально-техническая стороны архитектурно-строительной деятельности становятся прерогативой различных индивидов: соответственно - творца-художника и ремесленникастроителя. • архитектурное проектирование включало в себя как художественное, так и инженерно-конструктивное формирования сооружений вплоть до конца XIX в • Обучение архитектурному проектированию в процессе практической деятельности становится невозможным. Это ощущалось уже в позднем средневековье, когда институт ученичества а рамках строительной артели приобретал все большую автономию. Требовались адекватные формы воспроизводства профессии.

 • Методы проектной геометрии сохранили нетронутыми все субъективные капризы зрения и в то • Методы проектной геометрии сохранили нетронутыми все субъективные капризы зрения и в то же время обосновывали их как необходимые, как математические, как в этом смысле объективные.

Художественный замысел получает самостоятельные средства реализации - графический проект в виде: • масштабных чертежей, Художественный замысел получает самостоятельные средства реализации - графический проект в виде: • масштабных чертежей, • перспективного изображения, • объемного макета. Проектирование и его результат - проект - получают самостоятельную оценку.

В ХУ в. во Флоренции возникают первые академии. Образование академий знаменует собой новый этап В ХУ в. во Флоренции возникают первые академии. Образование академий знаменует собой новый этап в эволюции методов архитектурного творчества появляется свод правил и образцовых форм - канонов, т. е. теория становится не только описанием существующей проектно-строительной практики, но и нормативной моделью практики.

Полифонизм в творчестве Микеланджело и его последователей Полифонизм в творчестве Микеланджело и его последователей

Микеланджело обнаружил в строении человеческого тела ранее не известную закономерность композиционного типа. Намеренное использование Микеланджело обнаружил в строении человеческого тела ранее не известную закономерность композиционного типа. Намеренное использование ее непременно производило всегда один и тот же интригующий своей необъяснимостью художественный эффект. В фигуре человека существует множество парных форм, имитирующих друга. Сходство их не полное, оно проявляется либо в вариации, либо в откровенном противопоставлении. Например, рука и нога сходны по построению, но локтевой сустав разрешает движение предплечья только вперед, а коленный - движение голени только назад; плечевой пояс с верхними конечностями в целом имитирует таз с нижними конечностями; богатый набор имитаций возникает при сопоставлении грудных и брюшных мышц. Особенно интересна подобная группировка форм я мышцах лица. Аналогия верхней и нижней частей человеческого тела, названная в науке гомотипией (полярная двойственность строения тела), имеет отношение к композиционному принципу изобразительного полифонизма, открытому Микеланджело. Гомотипии посвящена одна из работ П. Флоренского*.

Дорифор или канон Поликлета Дорифор или канон Поликлета

Полифонизм в творчестве микеланджело Полифонизм в творчестве микеланджело

 Полифонизм в творчестве Микеланджело и его последователей Полифонизм в творчестве Микеланджело и его последователей

 церковь Иль Джезу. Арх. Джакомо да Кортона церковь Иль Джезу. Арх. Джакомо да Кортона

ц. Санти Винченцо э Анастасио. Арх. М. Лунги. ц. Санти Винченцо э Анастасио. Арх. М. Лунги.

ц. Санта Мария Маддалена Дж. Сарди ц. Санта Мария Маддалена Дж. Сарди

Традиционалистская архитектура в г. Ростове-на-Дону и Нахичевани Традиционалистская архитектура в г. Ростове-на-Дону и Нахичевани

ПРОЕКТЫ ИДЕАЛЬНЫХ ГОРОДОВ Никогда ещё город как социальное и архитектурнопланировочное целое не подвергался столь ПРОЕКТЫ ИДЕАЛЬНЫХ ГОРОДОВ Никогда ещё город как социальное и архитектурнопланировочное целое не подвергался столь тщательному изучению, как в этот период. Это подтверждается обилием трактатов, посвященных архитектуре, планировке и укреплению городов. Тема так называемого "идеального города" прочно вошла в градостроительную теорию ХУ- ХУ 1 вв.