Скачать презентацию Лекция 8 Мелодическая подсистема современного французского языка Структурные Скачать презентацию Лекция 8 Мелодическая подсистема современного французского языка Структурные

Cours_8.ppt

  • Количество слайдов: 26

Лекция 8. Мелодическая подсистема современного французского языка Структурные модели речевой мелодии. Мелодические единицы языка. Лекция 8. Мелодическая подсистема современного французского языка Структурные модели речевой мелодии. Мелодические единицы языка. Функции речевой мелодии. Семантические категории речевой мелодии.

 • В синтагматическом отношении мелодия фразы представляет собой последовательность дискретных линейных элементов, образующих • В синтагматическом отношении мелодия фразы представляет собой последовательность дискретных линейных элементов, образующих целостную единицу – тональный контур. • В парадигматическом отношении тональные контуры образуют оппозиции, подобно фонемам или подобно значимым единицам – морфемам, словам, предложениям.

Минимальной единицей синтагматического членения речи, в рамках которой речевая мелодия оказывается коммуникативно значимой, является Минимальной единицей синтагматического членения речи, в рамках которой речевая мелодия оказывается коммуникативно значимой, является просодическая синтагма: Ex. : Ce matin, Pierre soutient sa thèse. Ce matin à neuf heures, Pierre soutient sa thèse.

Суперпозиционная модель: (E. Gårding) Тональный контур фразы представляет собой две относительно автономные накладывающиеся друг Суперпозиционная модель: (E. Gårding) Тональный контур фразы представляет собой две относительно автономные накладывающиеся друг на друга структуры: глобальный контур и акценты. Глобальный контур – это общая линия движения тона во фразе – нисходящая, восходящая, ровная и их комбинации. Акценты отражают движение тона на ударных и безударных слогах.

Линейная модель (J. Pierrehumbert) Тональный контур синтагмы (фразы) состоит из самостоятельных в перцептивном отношении Линейная модель (J. Pierrehumbert) Тональный контур синтагмы (фразы) состоит из самостоятельных в перцептивном отношении элементов, которые выстраиваются в линейную последовательность. Эти элементы представляют собой минимальные единицы – тоны. Мелодические характеристики (тональный уровень) промежутков между этими тонами представляют собой «связки» . Два тона – высокий (H) и низкий (B). • Ex. : Ce soir, il donne un concert à l’Olympia. B – H*– B – H* H – H–H – B*

 • • • J. Vaissière Montée (et Pic), Descente (et Abaissement), Plateau. Базовой • • • J. Vaissière Montée (et Pic), Descente (et Abaissement), Plateau. Базовой единицей в структуре тонального контура является «слово» . 4 базовых структуры (patrons): P 1 = M + D + M P 2 = M + Pic et D P 3 = M + P + A P 4 = M + D Ex. : Sylvie (P 2) a rencontré (P 3) Nicole (P 2) au labo (P 4).

Иерархическая модель (D. Crystal, M. Rossi, A. Di Cristo) • тональный контур имеет дискретную Иерархическая модель (D. Crystal, M. Rossi, A. Di Cristo) • тональный контур имеет дискретную линейную структуру, т. е. состоит из некоторого набора составных элементов; • эти элементы имеют разную значимость для перцептивной идентификации контура и выражения языковых значений.

Линейная структура тонального контура: предцентровая часть + интонационный центр Ex. : Ils a pprennent Линейная структура тонального контура: предцентровая часть + интонационный центр Ex. : Ils a pprennent le russe. Ils a pprennent le /russe? Интонационный центр является показателем: а) завершенности речевой единицы, ее отдельности; б) показателем ее коммуникативного значения (вопрос, переспрос, утверждение, незавершенность) и т. п.

 • При сужении синтагмы до одного слога сохраняются характеристики интонационного центра, предцентровая часть • При сужении синтагмы до одного слога сохраняются характеристики интонационного центра, предцентровая часть отбрасывается. • при расширении контура (увеличении количества слогов) мелодия главноударного слога остается неизменной; к нему лишь добавляется предцентровая часть: • Ex. : Elle a rencontré Pierre ? — — — / • Pierre ? /

Классификация тонов по типу: 1)статические тоны 2)кинетические тоны Структурные признаки кинетических тонов 1) направление Классификация тонов по типу: 1)статические тоны 2)кинетические тоны Структурные признаки кинетических тонов 1) направление изменения высоты голоса; 2) характер изменения высоты голоса: плавное (равномерное/неравномерное) или резкое (скачкообразное) повышение (понижение) тона 3) тональный уровень; 4) интервал тонального изменения.

Структурная классификация тонов 1) тоны однонаправленные (простые – восходящие, нисходящие) и разнонаправленные (сложные восходященисходящие); Структурная классификация тонов 1) тоны однонаправленные (простые – восходящие, нисходящие) и разнонаправленные (сложные восходященисходящие); 2) плавные резкие (крутые); равномерно восходящие (нисходящие) замедленноускоренные ускоренно-замедленные; 3) низкие средние высокие свехвысокие; 4) ровные узкие широкие полные.

Восходящие тоны Восходящие тоны

Нисходящие тоны Нисходящие тоны

Сложные тоны Сложные тоны

Структурные признаки предцентровой части • 1) общее направление движения тона (нисходящее, восходящее, ровное или Структурные признаки предцентровой части • 1) общее направление движения тона (нисходящее, восходящее, ровное или комбинация этих движений; • 2) уровень (низкий, средний, высокий); • 3) тип мелодического изменения на ударных слогах: статический тон или кинетический; • 4) тональный контраст между ударными и безударными слогами.

Функции речевой мелодии Функции организации смысла (высказывания) и функции выражения смысла. • 1) делимитативная Функции речевой мелодии Функции организации смысла (высказывания) и функции выражения смысла. • 1) делимитативная • 2) организующая • 3) контрастивная • 4) экспрессивная • 5) дистинктивная • 6) сигнификативная

Функции организации смысла – это членение речи на отрезки разной значимости и установление между Функции организации смысла – это членение речи на отрезки разной значимости и установление между ними отношений более или менее тесной связи. Функции выражения смысла – это передача собственными средствами языковых значений.

Функциональные теории речевой мелодии • – синтаксическая, • – фонологическая, • –морфологическая. Функциональные теории речевой мелодии • – синтаксическая, • – фонологическая, • –морфологическая.

Синтаксическая модель (Lund, Suède, E. Gårding), Речевая мелодия выполняет, в первую очередь, синтаксическую функцию: Синтаксическая модель (Lund, Suède, E. Gårding), Речевая мелодия выполняет, в первую очередь, синтаксическую функцию: • – устанавливает синтаксическую иерархию; • – выражает подчинительную и сочинительную связь между элементами высказывания или высказываниями.

Фонологическая модель (П. Делаттр, Е. А. Брызгунова, С. В. Кодзасов, Н. Д. Светозарова) Речевая Фонологическая модель (П. Делаттр, Е. А. Брызгунова, С. В. Кодзасов, Н. Д. Светозарова) Речевая мелодия, помимо синтаксической – организующей – функции, выполняет дистинктивную (смыслоразличительную) функцию, т. е. мелодические единицы в функциональном отношении приравниваются к сегментным единицам. Мелодические единицы не имеют собственного значения и лишь участвуют в дифференциации высказываний:

Ех. : Какая сегодня по>года ? • Ка  кая сегодня погода ? • Ех. : Какая сегодня по>года ? • Ка кая сегодня погода ? • Какая сегодня по /года ? • ↑Quelle beau té ! • Quelle beau / té • Quelle beauté

Морфологическая модель Мелодические единицы представляют собой полноценные языковые знаки и имеют означаемые и означающие Морфологическая модель Мелодические единицы представляют собой полноценные языковые знаки и имеют означаемые и означающие (A. Di Cristo, M. Rossi, J. Vaissière).

Семантические категории речевой мелодии 1) логико-семантическая категория завершенности/незавершенности; 2) модальная категория уверенности/предположения (определенности/неопределенности); 3) Семантические категории речевой мелодии 1) логико-семантическая категория завершенности/незавершенности; 2) модальная категория уверенности/предположения (определенности/неопределенности); 3) категория коммуникативной (иллокутивной) модальности, включающая значения вопроса, утверждения, побуждения, восклицания; 4) категория эмоциональной модальности.

Система интонем М. Росси (1980) • Question – fonction énonciative – descendant-ascendant • Assertion Система интонем М. Росси (1980) • Question – fonction énonciative – descendant-ascendant • Assertion – fonction énonciative – ascendant-descendant • Parenthèse incidente – fonction thématique – plat

Система интонем М. Росси (1980) (suite) • Continuatif majeur – fonction thématique – ascendant Система интонем М. Росси (1980) (suite) • Continuatif majeur – fonction thématique – ascendant (IA) • Continuatif appellatif – fonction thématique – ascendant (SA) • Enumératif – fonction syntaxique (coordinatif) – ascendant (HM) – concave • Continuatif mineur – fonction syntaxique (jonctif) – ascendant (HM) ou descendant (HM) • Conclusif majeur – fonction rhématique – descendant (G) • Conclusif mineur – fonction syntaxique (disjonctif) – descendant (G) (assertion)