
8 Ветхий Завет.pptx
- Количество слайдов: 17
Лекция 8. Благословение Иаковом своих сыновей. Плен египетский. Призвание пророка Моисея.
Благословение Иаковом Ефрема и Манассии Быт. 48, 1 -22 3. И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, 4. и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение. 5. И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; 6. дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе. 9. И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. Иаков сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их. 10. Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно. Иосиф подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их. 11. И сказал Израиль Иосифу: не надеялся я видеть твое лице; но вот, Бог показал мне и детей твоих. 12. И отвел их Иосиф от колен его и поклонился ему лицем своим до земли. 13. И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против Здесь мы видим совершение обряда усыновления, когда дети принимались «на колена» . Это правой Израиля, и подвел к нему. объясняет и последующее включение в исчисление колен Израилевых не Иосифа, а двух его 14. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую сыновей — Ефрема и Манассию. на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. 15. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий Святые отцы в очередном повторении истории о возвышении младшего сына видят прообраз меня с тех пор, как я существую, до сего дня, возвеличения младшего, Нового Израиля — Церкви Христовой. О прообразовательном 16. Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя значении рассматриваемого события говорится на службе празднику Воздвижения Креста мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. Прп. Исидор Пелусиот: «Сопровождаемое благожеланиями благословение патриарха, какое 17. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему Господня: «Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на дал он сынам Иосифовым, не на них одних исполнилось, но служило прообразованием более это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, главах пременены руки сотвори» . важного. Ибо пременение рук предызображало спасительный Крест и предпочтение 18. и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это — первенец; положи на его голову правую меньшего сына указывало на новый народ, как бы провозглашая чрез этот образ: когда на руку твою. благословение явится Крест, тогда возвеличится народ меньший и смиряяйся вознесется» . 19. Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ. 20. И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии.
Благословение Иаковом своих сыновей Быт. 49, 1 -28 1. И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; 2. сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. 3. Рувим, первенец мой! ты — крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; 4. но ты бушевал, как вода, — не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел. 5. Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; Рувим лишился прав первородства вследствие тяжкого греха: он оскорбил ложе отца, Свт. Кирилл Александрийский: «посредством Рувима по справедливости обозначается 6. в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе переспав с наложницей его Валлой (Быт. 35: 22). При этом все преимущества первородного Израиль, первородный по времени, но жестокий, упорный и оскорбитель» . своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; переходят к другим братьям: двойной удел получает Иосиф в лице двух своих сыновей, 7. проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле. главенство над родом переходит к Иуде, а священство — к Левию. 8. Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. В словах, обращенных к Симеону и Левию, патриарх Иаков вспоминает их жесткость при Для колено же Левиина этот изреченный суд Божий, не изменяясь в корне, из наказания 9. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто избиении сихемлян (Быт. 34, 25). В наказание за это братья осуждаются на разделение и впоследствии превратился в благословение. Так чада колена Левиина, проявив крайнюю поднимет его? Колену Иудину предвозвещается царская власть. Лицо Иуды может указывать нам на славу рассеяние в Израиле. Так, колено Симеоново были лишены своего удела, будучи вынуждены ревность, но уже по Богу (Исх. 32, 26 -29), были призваны к служению вместо первенцев. 10. Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему царского достоинства в сошедшем с небес Слове Божием, «потому что значение имени его после того, как их потеснили филистимляне, занять отдельные участки на землях колена покорность народов. Свт. Иоанн Златоуст: Словами: молодой лев Иуда «патриарх Иаков предрекает о Царствии Слова же: кто поднимет его? — святитель Кирилл Александрийский считает пророчеством о (Иуды) есть “похвала” или “прославление”» . Словами: рука твоя на хребте врагов твоих — Иудина, подчинившись ему. 11. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; Колено Завулопово поселилось в Нижней Галилеи — вплоть до Средиземного моря. На его Его (Христа), потому что в Священном Писании под образом этого животного (льва) том, что Мессия, будучи воплотившимся Богом, Сам воскресит Себя: здесь ясное указание Иаков провозвещает, что «Еммануил легко превозможет над всеми противовосстающими и моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; территории впоследствии был основан Назарет. Колено же Иссахарово получило участок к югу Блж. Иероним: «Когда оскудел князь от Иуды и вождь из чресл его и власть получил изображается обыкновенно царская власть. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто Писания на то, «что никто не был для сего споспешником Ему, но достаточно было одного Его победит врагов» . 12. блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока. от Геннисаретского озера, где земля приятна иноплеменник и прозелит Ирод, то мы понимаем, что пришел Тот, для Кого отложено Эти слова понималимь святыми отцами или как пророчество о входе Господнем в Иерусалим. поднимет его? Здесь разумеется Крест и погребение Его (Христа). Как спящего льва или Самого, как силы Родителя» , могущей «оживотворить, и весьма легко, храм Свой (см. : Ин. 13. Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона. Свт. Иоанн Златоуст: «Под одеждою, я думаю, разумеется тело, которое для совершения Царство (скипетр), и что Он был чаянием народов» . Или как пророчество об обращении ко Христу — Виноградной Лозе (Ин. 15, 1) — как иудеев, скимна никто не осмелится разбудить» . 2, 19)» 4, ибо «это подобно тому, как если бы кто сказал: “Он лег добровольно, но только не 14. Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; Слова: блестящи очи его от вина и белы зубы его от молока — святитель Иоанн Златоуст спасения удостоил носить (Христос). Потом, чтобы в точности показать, что Он назвал носивших ярмо закона, подобно подъяремной ослице, так и язычников, не знавших законного 15. и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и будет нуждаться в содействии другого кого-либо для восстания”» . понимает как пророчество о красоте Воскресшего Христа. вином, Иаков присовокупляет: и в крови гроздов одеяние свое (Быт. 49, 11). . . ибо ига. стал работать в уплату дани. наименованием крови означил заклание, и Крест, и все строение Таин» .
Быт. 49, 16 -28 16. Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; 17. Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник «Дан будет судить народ свой — это Самсон, который двадцать лет был судиею его упадет назад. Израильским. Как одно из колен Израиля, то есть как один из братьев своих, свободных 18. На помощь твою надеюсь, Господи! Так как в Откровении Иоанна Богослова в видении запечатленных рабов Божиих (Откр. 7) сынов Иакова. 19. Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. опущено колено Даново, некоторые из отцов считали, что антихрист произойдет из этого 20. Для Асира — слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. колена. История свидетельствует, что колено Гадово, получившее удел в восточно- заиорданской 21. Неффалим — теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. Удел, доставшийся колену Асирову при разделении Палестины, занимая самую крайнюю половине Обетованной Земли в соседстве с различными хищническими племенами, 22. Иосиф — отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; северо-западную оконечность Земли Обетованной, заключал в себе плодоносные земли неоднократно подвергалось нападениям со стороны последних. Но Гад, по словам Иакова, Сравнение колена Неффалимова с древом, простирающим свои ветви в разные стороны и ветви его простираются над стеною; около горы Кармил (Нав. 19, 24 -31). Богатые хлебные произведения этих земель Асир, будет успешно бороться со своими врагами, преследуя их по пятам. Победоносной борьбой увенчивающимся прекрасным венцом из листьев, вполне согласно с исторической судьбой 23. огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, согласно с пророчеством Иакова, доставлял ко дворам Иудейских, Израильских и с аммонитянами, утеснявшими колено Гадово, прославился, например, судия Иеффай. этого колена при наследовании Обетованной Земли. Область колена Неффалимова от 24. но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Финикийских царей. берегов Геннисаретского озера постепенно возвышается до горной группы Ливана. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, 25. от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да Колено Ефремово заняло выдающееся положение среди других колен. При разделении благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей Земли Обетованной при Иисусе Навине оно получило один из лучших участков. Во времена долу, благословениями сосцов и утробы, судей потомки Ефрема неоднократно заявляли свои права на первенство (Суд. 8, 1 -2; 12, 1). 26. благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и Впоследствии, при разделении еврейского царства на два — Иудейское и Израильское, во приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между главе отделившихся десяти колен стоит колено Ефремово. С этого времени в царстве братьями своими. Израильском колено Ефремово занимает первенствующее место, и потому в пророческих 27. Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу. речах десятиколенное царство нередко называется просто Ефремом. 28. Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и Сравнение Вениамина с хищным волком, который утром выходит на добычу и вечером дал им благословение, каждому свое. Прп. Ефрем: «Вениамин, хищный волк — это Павел, который был волком для волков и делит ее, указывает на воинственный характер вениамитян. исхитил души из власти лукавого. И вечером будет делить добычу (там же), то есть при конце мира приимет покой и преиз- быточествующее воздаяние за труды свои» .
Смерть и погребение Иакова и Иосифа Быт. 49, 29 - 50, 26 29. И заповедал он им и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, 30. в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения; 31. там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию; 32. это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых. 33. И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему. 6. И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя. 7. И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, 8. и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. 12. И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им; 13. и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре. 14. И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего. 22. И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. 23. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа. 24. И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. 25. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. 26. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.
Историчность повествования Кн. Бытия • В истории об Иосифе появляются египетские имена (Потифар (Пади-па-Риа – «данный Ра» ), Асенефа (Асу. Нейт – «принадлежащая Нейт» , т. е. богине-покровительнице Дельты, где и происходили все события). • Египтяне действительно придавали большое значение снам и их толкованиям. • Должность, на которую Потифар поставил Иосифа (Быт. 39: 5), именуется точно так же, как и в Египте. Некий Метен, живший в конце III-й, начале IV-й династии именуется так в древних документах: «писец на складе, заведующий складами, начальник округа, начальник стражи, начальник царских льнопрядилен, правитель области, глава совета Верхнего Египта» . • Должности «главного виночерпия» и «главного хлебодара» то же упоминаются и в египетских текстах. • В день рождения фараона устраивался пир и, возможно, отпускались на свободу заключенные. • Сто десять лет жизни Иосифа в египетских источниках традиционно считались нормальной продолжительностью счастливой, благополучной жизни • Бальзамирование или мумификация были обычной для Египта подготовкой тела важного лица к погребению. • Дарение фараоном подарков Иосифу при назначении его на высокую должность (Быт. 41: 42) соответствует египетским обычаям, облачение в новые одежды, возложение золотого ожерелья (Быт. XLI, 42) - все это мы можем видеть на египетских изображениях • В 1889 г. нашли «Стелу голода» . В надписи говорилось о семилетнем голоде, постигшем Египет при Фараоне III династии - Джосере (ок. 2700 г. до Р. Х. ) и прекратившемся лишь после того, как фараон пожертвовал земельный участок местному богу Хнуму. • Эпизод с супругой Потифара аналогичен египетской легенде о двух братьях, Анубисе и Бате, возненавидевших друга, после того как супруга Анубиса попыталась соблазнить Бата. • Два египетских документа показывают, что в трудные времена пограничные власти дозволяли бедуинам из Палестины и с Синая входить в Египет и селиться в земле Гесем. В египетских текстах речь идет о городе в восточной части Дельты Нила, известном под именами «земля Раамсес» и «поле Цоан» . • Многие ученые считают, что переход Иосифа и его семейства в Египет состоялся в правление гиксосов или «царей чужеземных стран» . Гиксосы были азиатским союзом племен, захватившим Египет около 1700 года до Р. Х. и на 150 лет подчинивших себе огромную империю, в которую помимо Египта входили, по меньшей мере, Палестина и южная Сирия.
Израиль в Египте Исх. 1, 1 -7 1. Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим: 2. Рувим, Симеон, Левий и Иуда, 3. Иссахар, Завулон и Вениамин, 4. Дан и Неффалим, Гад и Асир. 5. Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был уже в Египте. 6. И умер Иосиф и все братья его и весь род их; 7. а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. Лопухин: «С присоединением рабов и рабынь, право на что дает выражение 1 -го Лопухин: «Ко времени исхода патриархальная семья превратилась, по меньшей мере, стиха «вошли каждый с домом своим» , — с семейством, включая жен, детей, слуг в 2 000 человек. Из них 600 000 пеших мужчин, имеющих 20 лет и выше от роду (Быт 7. 1), вообще с поколением (Исх 1. 1; 1 Цар 20. 16), — число вошедших в Египет (Исх. 12, 37); остальную цифру — 1 400 000 составляют жены и дети. Являясь справедливо увеличивают до нескольких сот» . прямым исполнением данного Иакову обещания (Быт 46. 3), делом Божием (Пс. 104, 24), размножение евреев объясняется и чисто естественными причинами. Первое место среди них занимает необыкновенная производительность египетской природы, сообщавшаяся и жителям нильской долины» .
Главные периоды библейской истории Период Наименование Содержание 1 Период до Потопа От Сотворения до Потопа 2 Период после Потопа От Потопа до призвания Авраама Датировка 5508 -2300 гг. до н. э. 2300 -1876 гг. до н. э. От момента призвания Авраама до 1876 -1661 гг. до н. э. вступления семьи Иакова в Египет От жизни семьи Иакова в Египте до 4 Египетский период 1661 -1446 гг. до н. э. перехода через Красное море Гиксо сы — группа кочевых скотоводческих азиатских племён из Передней Азии, От перехода через Красное море до 5 захвативших власть в Нижнем Египте в XVII в. до Р. Х. и затем, около 1650 г. до Р. Х. , Период скитаний 1446 -1406 гг. до н. э. пере хода р. Иордан образовавших свою династию правителей. Свое название они получили от египетского Hqa От перехода р. Иордан до первого 6 Период завоевания 1406 -1376 гг. до н. э. x. Aswt «правитель (чужеземных) стран» , передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς. Иосиф Судьи Флавий переводит слово «гиксосы» , как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи» . Став в 7 Период Судей От первого Судьи до первого царя 1376 -1050 гг. до н. э. дельте Нила преобладающим населением, гиксосы сделали своей столицей Аварис. Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли. В Фивах в это время правила XVII Объединенное От первого царя до разделенного 8 1050 -930 гг. до н. э. династия, которая, собрав силы, начала борьбу с гиксосами. Окончательную победу над царство царства гиксосами одержал первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до Р. Х. , который 9 Разделенное царство От разделения до Северного царства 930 -722 гг. до н. э. изгнал их из Египта. 3 10 11 Патриархальный период Период только Южного царства Период вавилонского плена 722 -586 гг. до н. э. 586 -536 гг. до н. э.
Время пребывания израильтян в Египте • 1) Быт. 15, 13, 16: «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. . . в четвертом роде возвратятся они сюда» . (Деян. 7, 6: «будут в порабощении и притеснении лет четыреста» ). • 2) Исх. 12, 40 МТТ: «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет» . • 3) Исх. 12, 40 LXX: «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в земле Египетской и земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет» . То есть около 250 лет.
Плен Египетский Исх. 1. 8 -22 8. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, 9. и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; Мерзость перед египтянином всякий пастух и иноплеменник. Так гераклеопольский царь в 10. перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с поучении своему сыну Мерикару (XXII в. до Р. Х. ) говорит следующее: «Смотри, вбит нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей. пограничный столб для азиатов. . . Там находятся поселения, полны они лучшими людьми со 11. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил всей земли до границ ее, чтобы отражать азиатов» . фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. 12. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. 13. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам 14. и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Блж. Августин: «Ложь часто бывает для чьего-либо спасения или благополучия, не для зла, 15. Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, а из милосердия, как, например, в Исходе, ложь тех повивальных бабок, которые 16. и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то сообщили фараону неправду, чтобы не убивали сынов Израиля. Однако достойно похвалы умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. не само деяние, но природная склонность, так как тот, кто лжет только таким 17. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли образом, однажды удостоится освобождения от всякой лжи» . детей в живых. 18. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что Избиение фараоном еврейских младенцев — прообраз избиения Иродом младенцев оставляете детей в живых? вифлеемских. 19. Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. Нравоучительный смысл рассказа о рабстве египетском раскрыт святителем Григорием 20. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. Нисским, понимавшим его как рабское подчинение страстям. О прообразовательном 21. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. значении египетского рабства существует согласное мнение святых отцов, видевших в нем 22. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына образ рабства диаволу, в котором пребывает человечество вне Церкви Христовой. бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.
Рождение Моисея Исх. 2, 1 -10 1. Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. 2. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; 3. но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее Свт. Кирилл Александрийский: «несомненно, что Христос, по причине незлобия асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, Божества, как бы знаменуется в младенце. Далее, в Священных Писаниях с 4. а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. намерением умолчано об отце Моисея. . . поелику чрез это косвенно указывается на 5. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. то, что Христос по плоти не имел отца, и Иосиф, сыном которого Он считался, был Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. только вместо отца. Но дитя было лепо, сказано (ст. 2). И Христос наименован и 6. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это есть красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44, 3)» . из Еврейских детей. 7. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? 8. Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. 9. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. 10. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его. Имя Моисея явно египетского происхождения, является производным от египетского Лопухин: «По окончании кормления материнским молоком, т. е. по истечении трех глагола, имеющего значение «приносить, порождать» . В таких египетских именах, как лет (2 Мак 7. 27), младенец приводится к дочери фараона и от нее получает имя Тутмос и Рамсес, первый слог является именем бога, частицы же «-мос» или «-мсес» Моисей. Иосиф Флавий считал что, оно образовано из соединения двух египетских говорят о том, что человек, получивший данное имя, был порождением того или иного слов: мо — вода и исис — сохраненный» . бога.
Жизнь Моисея при фараоне, бегство из Египта Исх. 2, 11 -25 11. Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим сынам Израилевым и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. 12. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. 13. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты Свт. Кирилл Александрийский: «сокрытие умершего египтянина в песке означает то, что бьешь ближнего твоего? Христос, убив некоторым образом восхотевшего обижать людей, скрыл его в землю, то 14. А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить есть поместил в преисподних частях ее, заключил в ад» . меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле. 15. И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя. 16. У священника Мадиамского было семь дочерей. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего. 17. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их. 18. И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня? Свт. Кирилл Александрийский: «Переправился из земли Египетской в Мадиамскую Моисей — 19. Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и равным образом и Христос перешел из Иудеи в Галилею. . . Как Моисей защитил дщерей напоил овец. Иофора от обиды пастухов и напоил их стада, так и Христос отогнал беззаконных 20. Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб. лжепастырей и напоил водою живою, то есть Божественною Своею и небесною проповедью» . 21. Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. 22. Она родила сына, и Моисей нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал Женитьба Моисея на иноплеменнице была прообразом уневещения Христом Церкви из пришельцем в чужой земле. народов всей Земли. И будучи пастухом, Моисей предызображал Пастыря словесных овец. 23. Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. 24. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. 25. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.
Исх. 3, 1 -22 Призвание Моисея 1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. 2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. 3. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Лопухин: «Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновый куст Некоторые из отцов, как, например, блаженный Феодорит Кирский, вслед за Филоном Прп. Ефрем: «подходящему к купине взывает не Ангел, которого прежде видел Моисей, но 4. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! изображает бедственное положение евреев в Египте. Терновый куст, не отличающийся Александрийским видели в нем символ ветхозаветной церкви, пожигаемой бедствиями Бог, Который был сперва в образе Ангела, а потом явился Моисею в страшном видении» . Моисей! Он сказал: вот я! ни ростом, ни плодородием, служит символом чего-либо низкого, презираемого (Суд. 9: 8– рабства египетского, но не сгоравшей в нем. 5. И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть 15), в настоящем случае народа еврейского, а пламя огня, как сила истребляющая (Втор земля святая. 4: 24), указывает на тяжесть страданий (Втор 4: 20; Иер 11: 4; 3 Цар 8: 51). Но как куст 6. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому Свт. Григорий Палама: «Что же означает это: сними обувь твою с ног твоих? Это значит: сбрось Свт. Кесарий Арелатский: «под огнем понимается Святой Дух. А под терновым кустом и Святитель Кирилл Александрийский и святитель Григорий Великий, видели в купине что боялся воззреть на Бога. горел, а не сгорал, так точно и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в кожаные одежды, в которые ты оделся и в которых грех действует и отстраняет тебя от шиповником понимается грубый и надменный иудейский народ. » . прообраз богочеловечества Иисуса Христа: «Как огонь нестерпим для терния, так и Божество 7. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников горниле бедствий» . святой земли. Итак, слова сними обувь твою с ног означают: не живи более по плоти и в грехе, его; Я знаю скорби его для человечества. Впрочем, во Христе оно стало стерпимо (Кол. 2, 9), и Обитающий в но да будет упразднена и умерщвлена противная Богу жизнь, и рассуждение плоти, и закон в 8. и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где неприступном свете (1 Тим. 6, 16), то есть Бог, вселился в храме Девы, снишедши до кротости членах, противящийся закону духа и пленяющий законом греха; пусть он более не побеждает и не течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества Своего, чтобы доступным действует, умерщвленный силою боговидения. . . Эти же слова показали ему будущее освящение, 9. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. быть для нас, как стал доступен огонь тернию. . . Огонь щадил терние, и пламень был стерпим 10. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. которое должно было наступить на земле благодаря Кресту, после явления Господа и Бога и для малого и весьма слабого древа, потому что доступно человечеству стало Божество» . 16. Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо тогда, взирая на величие зрелища, он предузрел будущее Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. Пришествие Христово, потому что созерцание в Боге есть тайна Креста, и оно-то проистекает 17. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, из второй тайны (то есть из распятия себя миру), которая больше первой (то есть самого Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед. Блж. Феодорит Кирский: «Тем, что купина горела и не сгорала, изображалось то, что удаления от мира)» . 18. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и Единородный, вочеловечившись и вселившись в Девическую утробу, сохранит девство скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему. неприкосновенным» . 19. Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; 20. и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас. 21. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: 22. каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.
Откровение Моисею священного имени Яхве Быт. 3, 11 -15 11. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? 12. И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. 13. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? 14. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам. 15. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. Свт. Иоанн Златоуст: «Сущий послал меня. Сущий же означает вечно пребывающий и безначальный, подлинно и всецело пребывающий» . Л. Буе: открытие народу Свого имени было «самым великим, что Бог мог сделать для своего народа, чтобы сделать его Своим и чтобы Самому быть его Богом. Это равносильно тому, чтобы открыть ему Свою потаенную жизнь, то, что мы назвали бы личностью» .
Быт. 4, 1 -17 Дарование знамений и чудес Моисею 1. И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? 2. И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. 3. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. Свт. Кирилл Александрийский: «снисшествие Слова на землю в подобном нашему виде. . . 4. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его. знаменуется чрез падение жезла на землю. . . Мы даже утверждаем, что Он как бы 5. Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог превратился в змея, по той причине, что сделался подобен нам и явился в одинаковом с Свт. Кирилл Александрийский: «Моисей взял змия «за хвост, то есть за последние и конечные Иакова. нами виде. Человек лукав, если сравнивать с благостностью Божиею (Мф. 7, 11). Итак, 6. Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, его части, ибо Христос пришел в последние времена века. И как, хотя Моисей взял змия за жезл перешел в змия, потому что Единородный соделался Человеком и к злодеям причтен вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. хвост, однако преобразование достигло самой головы, ибо весь змий превратился в жезл; был (Ис. 53, 12), и вместе с нами наименован был лукавым, хотя по естеству и есть 7. Еще сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул таким же образом, хотя Христос взял за последние части, но преобразование чрез благий, даже более того, есть самоблагость» . ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его. благодать простирается на весь род и достигает самой головы, то есть Адама» . 8. Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения Свт. Григорий Нисский: «измененной десницей Моисея загадочно изображается тайна во другого; плоти Господней явившегося человеком Божества, ибо и там рука законодателя, 9. если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше. вложенная в недро, изменила цвет на противоестественный и опять, быв в недре, 10. И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и возвратила себе собственную природную красоту. И Единородный Бог, Сый в недрах Отчих, когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Свт. Кирилл Александрийский: «Возьми. . . из реки. . . Затем повелевалось излить ее на землю. А Он есть десница Вышнего; когда явился нам из недр — изменился в подобное нам» . 11. Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не это и есть, иносказательно, таинство вочеловечения, потому что Единородный, будучи Я ли Господь? жизнь и рожденный как бы чрез излияние от жизни Бога и Отца, некоторым образом 12. итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. смесился с происшедшим от земли человечеством, как, несомненно, и вода с землею» . 13. Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. 14. И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; 15. ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; 16. и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога; 17. и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения.
Возвращение Моисея в Египет Исх. 4, 18 -31 18. И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. 19. И сказал Господь Моисею в земле Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. 20. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. 21. И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. 22. И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; 23. Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. 24. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. 25. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. 26. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию. Прп. Исидор Пелусиот: «Ангел, встретивший возвращающегося в Египет Моисея и 27. И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретился с ним при хотевший умертвить его, простер на него меч, обличая его в нарушении закона, который горе Божией, и поцеловал его. Моисей шел исполнить. Ибо, поставленный от Бога быть законодателем и обязанный в 28. И пересказал Моисей Аарону все слова Господа, Который его послал, и все знамения, которые Он точности хранить закон, Моисей в самом начале преступил оный, ведя сыновей своих в заповедал. Египет необрезанными и не исполнив ту заповедь, которая одна отличала Евреев от 29. И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых, иноплеменников» . 30. и пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею; и сделал Моисей знамения пред глазами народа, 31. и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились.
Домашнее задание Прочитать следующие главы: Книга Исход - 5 -20 гл.
8 Ветхий Завет.pptx