Лекция 8. Социология В.Парето.ppt
- Количество слайдов: 11
Лекция 7. СОЦИОЛОГИЯ Вильфредо ПАРЕТО (1848, Париж - 1923, Швейцария) ПЛАН 1. 2. 3. Биографическая справка Методология Общество как система взаимодействия индивидов 4. Психологический редукционизм 5. Концепция идеологии 6. Концепция круговорота элит
-2– 1. Биографическая справка • Вильфредо ПАРЕТО – итальянский социолог, социальный философ и экономист. Сын аристократа, по политическим причинам эмигрировавшего во Францию. Инженер по образованию, начавший работать Римской ж. -д. компании. Публицист. Много статей с резкой критикой экономической политики правительства. Академический итальянский мир его долго не принимал. Начал читать лекции в Лозанском (Швейцария) университете только с 45 лет, Сначала ПЭК, затем социологию. В 1898 г. получает большое наследство от дяди, покупает виллу на берегу Женевского озера и начинает вести жизнь независимого ученого. • • Основные работы: • Курс политической экономии • Социальные системы • Учебник политической экономии • ТРАКТАТ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Им был выдвинут критерий оптимального распределения ресурсов – «оптимум Парето» , согласно которому, наиболее приемлемый уровень благосостояния достигнут, если нельзя улучшить положение ни одного субъекта хозяйственной жизни, не ухудшая положение ни одного другого. «Оптимум Парето» стал в ХХ в. в развитых странах капитализма ориентиром для построения социальных рыночных экономик.
-3 - • • В конце 19 столетия разделял либерально-демократические взгляды. С начала 20 го века – полностью в них разочаровался. Мотивацией изменений стало то, что общество вступило в стадию кризиса и стагнации. Делает вывод о том, что в этих условиях для обеспечения стабильности необходимы сильная власть и насилие. Считается провозвестником и идеологом фашизма. Режим Муссолини, пришедшего к власти в Италии за год до смерти Парето, окружил его почестями. Парето было присвоено звание сенатора королевства. Участвовал в издании фашистского журнала «Иерархия» . Умер, так и не определив своего отношения к новой власти. Но успел убедиться в том, что методы насилия не разрешают ни одного из социально-экономических противоречий. В целом социологию Парето можно определить как синтез позитивизма с волюнтаристским иррационализмом. 2. МЕТОДОЛОГИЯ • Парето разделял позитивистский подход. СОЦИОЛОГИЯ должна быть точной наукой об обществе в целом, синтезом специальных общественных дисциплин.
-4 - • • • Она должна исходить из фактов наблюдения, логической обоснованности выводов и обобщений. Поэтому Основным методом социологии должен быть логико-экспериментальный. Этические и ценностные элементы теории ведут к ее искажению и должны быть устранены. По Парето, любую теорию можно рассматривать в 3 -х аспектах: • объективном (независимо от автора и реципиента); • субъективном ( с прояснением того, почему теория создается и воспринимается); • утилитарном (с точки зрения общественной или индивидуальной полезности). Если результаты полезны для общества – полезна и теория, если вредны – надо от нее отказаться. Всю предшествующую социологию считал ложной, т. к. не применялся логико-экспериментальный метод. Социолога не должна интересовать сущность социальных явлений и процессов, а только количественно выраженные социальные факты и законы зависимости между ними. Причинное объяснение должно быть заменено функциональным.
-5 - 3. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДОВ • • Центральная идея Парето: общество – это система в состоянии нарушаемого или восстанавливаемого равновесия. Здесь утверждается модель равновесной системы, части которой жестко взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономика – социальная подсистема, состоит из особых молекул – людей. Основной источник развития – чувства. Все социальные действия разделял на • логические (на основе разума – рациональные, средства и цели соответствуют другу) и • внелогические (на основе чувств или психических реакций, непонимание объективных связей между явлениями приводит к неадекватности выбора средств для достижения явлений). В основе иррациональной теории социального действия Парето – специфическая концепция человека. Человек иррационален и никогда не является тем, чем кажется себе самому. Специфически человеческое – это не разум, а способность в теориях логически маскировать свои нелогические действия.
-6 - • Поэтому истинным двигателем истории являются чувства, а языками чувств – различные идеологии. 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ • • • Чувства у Парето – в центре социологического анализа. Но не все. Интересны только те, которые определяют социальное равновесие, неизменны, постоянны, классифицируемы. Они являются элементами социальной среды. Парето называет их «резидуи» (остатки, осадки), остающиеся, когда из социального действия вычтены все рациональные соображения. Остатки – это врожденная основа чувств, эмоций, поступков, не подверженная внешним воздействиям. Парето утверждал, что классификация 6 классов главных «остатков» отражает все виды человеческого поведения. Наиболее важны первые 2. • 1 -й класс остатков – инстинкт комбинаций. Он лежит в основе всех социальных изменений (внутренняя психологическая склонность накапливать и комбинировать). • 2 -й класс остатков – остатки «постоянства агрегатов» (тенденция сохранения сформировавшихся связей). Это – консервативная основа, враждебная всем переменам.
-7 - • • 3 -й класс остатков – стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках. • 4 -й класс остатков – чувства социальности. • 5 -й класс остатков – чувства собственности. • 6 -й класс остатков – половой инстинкт. Обо всем этом Парето рассуждает в «Трактате по общей социологии» . В его представлении европейская история – это конфликт остатков 1 -ого и 2 -ого классов, т. е. , инстинктов изменений и консерватизма. Авторская терминология Парето не была принята и не вошла в словарь западной социологии. Из главенства чувственной сферы он выводил свои теории идеологии, стратификации и смены правящих элит. 5. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ • Идеологии, по Парето, - это теоретически оформленные демагогические ухищрения для маскировки нелогического характера действий. Задача идеологий – скрыть их истинные побудительные мотивы.
-8 - • • • Убеждения, верования и идеологии обозначал термином «деривации» – вторичные, производные от чувств. Классификация дериваций (идеологий) представлена 4 -мя классами: • Первый класс дериваций – догматические или аксиоматические: утверждения, преподносимые как абсолютные истины. • Второй класс – авторитарные: некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет. • Третий класс – традиционалистские: апелляция к мнению большинства. • Четвертый класс – популистские: основанные на ораторских приемах, воздействующих на сознание и не соответствующих реальности. Особенно популярны в политике и судопроизводстве. По Парето, все фальшивые словесные конструкции, деривации (идеологии), религии созданы для одурачивания масс и не поддаются научному анализу. Однако их социальное воздействие остается существенным. Подчеркивал мобилизующую силу идеологии в обществе. Раскрывая механизм манипулирования массовым сознанием, говорил, что важно обладать простой идеологией, принимаемой с готовностью каждым, и воспроизводить ее вновь и вновь.
• -9 - Недостаток - абстрактное, внеисторическое рассмотрение идеологий; без учета специфики социальной структуры и интересов различных социальных слоев. Считал, что по сути идеологии остаются неизменными, меняется только их форма. 6. КОНЦЕПЦИЯ КРУГОВОРОТА ЭЛИТ • • Социальную систему считал неоднородной. Причину неоднородности объяснял изначальным психологическим неравенством индивидов. Имеющие высшие показатели – образуют элиту, высший слой общества. Вся остальная часть населения приспосабливается к элите. Элита представлена 2 -мя группами. Правящая элита или правящий класс – непосредственно участвует в управлении обществом. Неуправляющая элита представлена выдающимися деятелями науки и искусства. Элита и неэлита образуют высший и низший слои общества. Наиболее одаренные представители низших слоев поднимаются вверх, становясь элитой, и наоборот. Таким образом воспроизводится циркуляция, круговорот элит. Элита характеризуется высоким самообладанием и расчетливостью, действуя в соответствии с собственной выгодой. Те, у кого преобладает разум, управляют теми, у кого преобладают чувства.
- 10 - • • • Элиту характеризуют 2 основных качества: • умение убеждать, манипулируя эмоциями населения; • и умение применять силу там, где необходимо. Неспособные к применению силы и насилия правящие классы загнивают и уступают место другим, более решительным, напористым и агрессивным. Чем более правящий класс открыт притоку новых, здоровых сил, тем длительнее он сохраняет свое господство. Чем более замкнут, тем более склонен к упадку. Циклы подъема и упадка элит – неизбежны и необходимы. Смена элит – основной управленческий закон общества. Круговорот элит происходит вследствие чередования «остатков» первого и второго классов, каждому из которых соответствует свой стиль правления. «Инстинкт комбинаций» порождает хитроумное одурачивание масс. «Инстинкт постоянства агрегатов» – авторитаризм, агрессию и насилие. Правителей, у которых преобладают «остатки» «комбинаций» , Парето называет «лисицами» . Они хитроумны, коварны, вероломны. Те же, у которых преобладают «остатки» «постоянства агрегатов» - демонстрируют силу, непримиримость, упорство и насилие. Парето называет их «львами» .
- 11 - • • • В области хозяйственной и финансовой деятельности « лисицам» и «львам» соответствуют типы «спекулянтов» и «рантье» . «Спекулянт» – образ бизнесмена, предпринимателя, стремящегося к наживе и достижению успеха любой ценой. «Рантье» –робкий вкладчик, живущий на фиксированный доход и опасающийся экспериментировать. Преобладание в обществе «рантье» – показатель его стабильности, а затем и загнивания. «Спекулянты» - форсируют развитие в социальной и экономической жизни. Парето представил предельно циничный образ истории, состоящий из вереницы афер и преступлений претендентов на власть. Он доказывал, что гуманизм и либерализм в этих условиях – лишь идеологически воспроизводимые предрассудки, маскирующие действия рвущихся к безраздельной власти политиков.