Философия. Лекция 7.pptx
- Количество слайдов: 27
Лекция 7 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Логика развития социально- философского знания. 2. Социальная философия как методология обществознания. 3. Общество как предмет философского анализа.
1. Логика развития социально-философского знания Общество является объектом изучения многих социальных наук (экономика, история, политология, культурология, социальная психология, правоведение и т. д. ). Особенность философского осмысления общества раскрывается через особенность философского познания, которое предполагает осмысление объекта как целого в рамках мира как целого. Социальная философия – философское учение об обществе, основаниях, логике, направленности его развития.
Вопросы, осмысливающиеся в социальной философии: - Что есть общество? В чем специфика общественной жизни в - отличие от других форм организации бытия? Как связаны природа и общество? Как соотносятся биологическое и социальное? Что выступает основанием общественного развития? Как соотносятся общественное бытие и общественное сознание? Что определяет общественное развитие: свобода воли человека или необходимые законы? Как соотносятся роль личности и народа в истории? Каково направление общественного развития (оно циклично? Линейно? Прогрессивно? …)? Существует ли прогресс? Если – да, то каков критерий прогресса? Как соотносятся эволюция и революция? Неизбежна ли революция? И т. д.
Этапы развития логики социально-философского знания: - С Древности до Нового времени (XVIII в. в. ); - В Новое время (XVII-XVIII в. в. ); - С XIX века.
С Древности до Нового времени (XVII-XVIII в. в. ) Общество как некий относительно автономный объект, вписанный при этом в контекст мировой целостности начало осмысливаться еще в древности. Объяснение общества и его явлений вплоть до XVII-XVIII в. в. происходило через включение его в космическую гармонию, божественный замысел. Положение дел в обществе понималось как продолжение логики существования всего мироздания. Например, социальное неравенство есть выражение отношений неравенства, которые свойственны космосу в целом.
Новое время (XVII-XVIII в. в. ) В Новое время происходит разделение сфер естественного и искусственного. Естественное – то, что свойственно природе, созданной Богом с неизменными законами. Искусственное – то, что человек создает сам. Человек является творцом, созидателем и творит свой собственный мир. Ведущими силами для объяснения общества теперь объявляются внутренние силы самого человека (его разум, чувства, воля, производство и т. д. )
С XIX века Развитие промышленности привело к формированию крупных экономических систем со множеством элементов, требующих централизованного управления. Это привело к необходимости развития наук, способствующих координации общественной жизни и отдельных ее сфер (экономики, политики, права и т. д. ). Так появляются экономика, политология, культурология, социология и т. д. Эти науки призваны служить преобразованию общества на разумных началах. Социальная философия выступает в качестве методологической основы частно-научного обществознания, а так же самостоятельной наукой (осмысливающей общество как целое).
2. Социальная философия как методология обществознания Методология (с др. греч. - учение о методе) – сфера философского знания, ориентированная на формирование стратегии познавательного процесса, выработку принципов исследования, формирование понятийно-категориального аппарата. МЕТОД СПОСОБ МЕТОДИКА ОТСТРОЕННАЯ СИСТЕМА МЕТОДОВ МЕТОДОЛОГИЯ СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ СВЯЗАНО С ВЫРАБОТКОЙ ОРИЕНТИРОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, СВЯЗАНО С ВОПРОСОМ О ТОМ «Как должна быть организована исследовательская деятельность, чтобы быть эффективной в формировании объективной, последовательной, целостной картины мира? » Это выражается в формировании подходов к исследованию общества. Подход – исторически сложившийся способ «вхождения» в исследуемый материал, предполагающий наличие выработанных принципов, понятийно-категориального аппарата, работа которых составляет «каркас» исследования.
Основные социально-философские подходы к анализу общества 1 - до средины 19 века господствовал социальнофилософский идеализм, утверждавший приоритет духовного, идеального начала перед материальным. Речь идет о том, что именно духовное начало лежит в основании общественного развития. Существовали варианты объективно-идеалистического образца, утверждавшие основанием общественного развития бога, Абсолютную Идею и т. д. А так же – субъективно-идеалистические, кладущие в основу общественного развития разум, чувства, волю людей и т. д.
Основные социально-философские подходы к анализу общества 2 - С начала XVIII века распространяется географический детерминизм, подчеркивавший, что общества таковы, каковы географические условия его обитания (климат, плодородность почв, флора, фауна). Например Ш. -Л. Монтескье Г. Бокль
Основные социально-философские подходы к анализу общества 3 - Биологизаторский подход был популярен в 19 веке. Этот подход к осмыслению общества строился на применении выводов биологии, ее законов, понятийно-категориального аппарата. Социальное здесь понимается как одна из форм биологического, прямо вытекает из него. Например Социалдарвинизм Расизм Фрейдизм Мальтузианство
Социал-дарвинизм 3. 1 идейное течение в обществознании, популярное в конце 19 — начале 20 вв. , объяснявшее причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора. Социал-дарвинисты перенесли выводы эволюционной теории Ч. Дарвина на объяснение общества.
Расизм 3. 2 Основателем «научного расизма» (и в частности — нордизма) принято считать французского историка Жозефа де Гобино, предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853— 1855 гг. ) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге — на их цивилизационную успешность.
Фрейдизм 3. 3 направление в обществознании, сводящее объяснение подведения человека, социальных групп к бессознательной деятельности, основанной на половом влечении (либидо) и инстинкте самосохранения.
Мальтузианство 3. 4 теория народонаселения, получившая название по имени англ. экономиста Т. Р. Мальтуса, который проводил идею биологической природы воспроизводства населения и выдвинул методологический принцип демографической детерминированности социальных бедствий. ‘Закон‘ народонаселения Мальтуса гласит о том, что население растёт в геометрической прогрессии, а средства существования увеличиваются в арифметической прогрессии. Неизменное стремление людей к размножению, корректируется действием 'разрушительных' (войны, эпидемии, голода) и 'предупредительных' социальных факторов (безбрачие, позднее вступление в брак и т. п. ).
Основные социально-философские подходы к анализу общества 4 - В конце XIX века распространяются психологизаторские направления в обществознании. Эти направления сводят социальное лишь к психическим процессам, инстинктам, бессознательному. Например Г. Моска
Основные социально-философские подходы к анализу общества 5 - В начале 20 века был разработан техницистский подход к осмыслению общества. Сторонники этого подхода абсолютизируют значение техники в общественной жизни. Первым разработку его осуществил Т. Веблен.
Основные социально-философские подходы к анализу общества 6 Основными походами к осмыслению общества на современном этапе являются: - Формационный; - Цивилизационный: ; - Системный; - Структурно-функциональный; - Синергетический.
3. Общество как предмет философского анализа Понятие указывающее на совокупность представителей вида homo sapiens. Общество Человечество Для прояснения понятия общества сравним его с другими близкими понятиями. I c понятием человечества: Понятие указывающее на наличие связи людей, их единства, которое образует качественно новую реальность.
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «ОБЩЕСТВО» Этимология слова «общество» в русском языке связано с наличием чего-то общего, общения. В романских языках слово «общество-societas» произошло от латинского глагола socio – делать что-либо совместно, сообща. Сказанное означает, что осмысление общества, социальных явлений, деятельности отдельных людей и социальных групп, общностей следует на основе понимания наличия социальных связей, формирующих общество как качественно новую реальность относительно отдельного человека.
Для прояснения понятия общества сравним его с другими близкими понятиями. II c понятием человека: Понятия общество и человек соотносятся как целое и часть. Общество состоит из людей, но приравнять общество к простой совокупности людей. По сравнению с совокупностью людей общество строится на наличии связей, которые определяют существование частей. Общество – качественно новая реальность, оно обретает определенную самостоятельность, стоит «над» людьми.
Для прояснения понятия общества сравним его с другими близкими понятиями. III c понятием природы: Природа является основой формирования общественной жизни, но редуцировать социальное к природному, биологическому нельзя. Общество предполагает новый уровень организации объективной реальности – социальный. Процессы, события, связи, имеющие место на этом уровне обладают качественным своеобразием. Например, в человеке как в биологическом существе есть черты, порождающие социальное: прямохождение, цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, взгляд направленный вперед и способность видеть трехмерно, голосовые связки способные к речи, длительная зависимость детей от родителей, устойчивость сексуального влечения, высокая способность приспособления к условиям внешней среды. Эти характеристики homo sapiens – предпосылки формирования социального, но не то, что составляет сущность социального.
ОБЩЕСТВО АНССАМБЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОБЩЕСТВО СПОСОБНО К САМОВОСПРОИЗВОДСТВУ ПУТЕМ ВОСПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ, УСВАИВАЕМЫХ ЧЕЛОВЕКОМ В ХОДЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ЖИЗНИ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ, УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЮТ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ, ИХ СОЗНАНИЕ, РЕШЕНИЯ, ПОСТУПКИ.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Логика развития социально- философского знания. 2. Социальная философия как методология обществознания. 3. Общество как предмет философского анализа.
Спасибо за внимание!