Лекция 6 Славяно-русская археология.pptx
- Количество слайдов: 45
Лекция 6. Славяно-русская археология 1. 2. 3. 4. Проблемы древнейшей истории славян Археология восточных славян Проблемы археологии Восточной Европы «эпохи викингов» Древнерусский город. Сельские поселения. Эволюция погребального обряда 5. Археология Новгорода и Москвы Литература Мельникова Е. А. , Петрухин В. Я. Формирование сети раннегородских центров и становление государства (Древняя Русь и Скандинавия) // История СССР. 1986. № 5. С. 63– 77 – http: //www. russiancity. ru/books/b 47. htm (дата обращения 18. 01. 2013). Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв. Серия: Археология СССР. Ред. Б. Рыбаков М. , 1982. Третьяков П. Н. Восточнославянские племена. М. , 1953. Янин В. Л. Берестяная почта столетий. М. , 1979.
1. Проблемы древнейшей истории славян По предположению многих российских, польских, чехословацких археологов, древние славяне, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племён культур шнуровой керамики, расселившихся на рубеже III и II тыс. до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. Культуры шнуровой керамики, это группа археологических культур позднего энеолита и бронзового века Средней и Восточной Европы, неолита Северной Европы (среднеднепровская, фатьяновская, ладьевидных топоров, злота культура и др. ).
Общими признаками их является наличие керамики (кубки и амфоры), орнаментированной отпечатками шнура или подражающими шнуру насечками, а также каменных полированных сверлёных боевых топоров, откуда другое название – культуры боевых топоров; одинаковый погребальный обряд (одиночные погребения в скорченном положении) и другие признаки. Племена занимал ись скотоводством и земледелием. Им были известны первые в Европе колёсные повозки, запрягавшиеся быками.
В последующее время славяне были представлены несколькими, генетически связанными между собой археологическими культурами, особое значение среди которых имели тшинецкая культура, распространённая в третьй четверти II тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром, лужицкая культура (XIII–IVвв. до н. э. ) и поморская культура (VI–IIвв. до н. э. ) на территории современной Польши. В Поднепровье некоторые археологи считают праславянами носителей чернолесской культуры (VIII– начало VIвв. до н. э. ), невров или даже скифов-пахарей у Геродота. Предположительно со славянами связывают подгорневскую культуру и милоградскую культуру (VIIв. до н. э. – I в. н. э. ). С предками восточных славян связывается существовавшая с конца I тыс. до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье зарубенецкая культура. Территория распространения тшинецкой культуры
По мнению Б. А. Рыбакова лужицко-скифский этап (1200– 300 гг. до н. э. ) – это второй этап развития славян, они известны под именем сколотов. Включает – культуры: лужицкую, белогрудовскую, чернолесскую, и скифскую. Расположение – лесостепи от Одера до Днепра. В бронзовом веке сложилась центральноевропейская культурная общность полей погребальных урн или культура погребальных полей, данное по характерному признаку, — могильникам без насыпей, содержащим преимущественно остатки трупосожжений, обычно с захоронением праха в глиняных сосудах, поставленных на дно могилы. Они существовали в течение длительного времени (свыше 1700 лет) и были распространены по всей Европе. В раннем железном веке в могильниках встречаются также погребения сожжённого праха в ямках без урн и трупоположения. Материалы лужицкой культуры
На рубеже II–I тыс. до н. э. в долинах рек Дуная и Рейна в северо-западной части Швейцарии и Восточной Франции возникли южногерманская и порейнская культуры погребальных полей. В начале железного века носители этих двух культур проникли далее на территории Франции а в VIII в. до н. э. – на Пиренейский полуостров (Каталония, Кастилия), в IX–VIII вв. до н. э. появились в Британии. Распространение полей погребений не является результатом экспансии какого-либо одного народа или генетически связанных народов. Повидимому, этот обряд был принят этнически различными группами населения Европы. Предполагают, что культура погребальных полей в Испании и Британии принадлежали предкам кельтов. На территории Восточной Европы к культурам погребальных полей относятся пшеворская, зарубинецкая и черняховская культуры, которые возможно (по крайней мере, в некоторой части), были созданы предками древних славян. Территория распространения пшеворской и зарубенецкой культур
Зарубенецкая культура развивалась под влиянием латенской культуры. На западе она граничила с пшеворской культурой. В конце I в. н. э. происходит распад зарубинецкой культуры. В это же время отмечается кризис пшеворской, ясторфской, оксывской культур. Причины одни видят в нашествии сарматских племен, другие ученые объясняют причинами экологического характера – изменением климата. Видимо после этого, племена, носители этих культур, вынуждены были мигрировать. Зарубинецкие племена продвигаются в сторону Волги и на север. Среднее Поволжье мигрируют и носители пшеворской культуры с территории Верхнего Поднестровья. Их следы обнаружены в материалах селища Славкино Самарской области. Но среди находок есть элементы полесского варианта зарубинской культуры. Многие исследователи считают, что они лежали в основе ранних славянских культур.
По мнению Б. А. Рыбакова, II в. до н. э. – II в. н. э. – третий этап развития славян. Культуры – пшеворская и зарубинецкая. Территория – от Одера до Днепра. Однако, В. Седов считал, что первая древнейшая славянская культура – это культура подклешевых погребений IV–I вв. до н. э. В I в. до н. э. из культуры подклешевых погребений, по мнению В. В. Седова, выделяется под влиянием кельтов новая пшеворская культура, в составе которой выделяется западный вариант – Одерский и восточный – Висленский. Носителем западной части являлись в основном восточные германцы, восточной – славяне. Во II–IV вв. н. э. , в результате движения на юг германских племён (готы, гепиды), целостность территории славян была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении славян на западных и восточных. Основная масса носителей зарубинецкой культуры передвигается в первых веках н. э. на север и северо-восток по Днепру и Десне (позднезарубинецкая культура).
В III–IV вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие черняховские древности. Некоторые археологи считают их славянами, но большинство исследователей полагает, что черняховская культура создана племенами различного этнического происхождения (даки, сарматы, германцы, поздние скифы, анты или венеды-славяне), упоминаемыми древними авторами на территории её распространения. По мнению В. Седова, славяне составляли только часть полиэтнической черняховской культуры. Мнение о многоэтничности подтверждается, в частности, наличием локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей. Наиболее обосновано мнение, что черняховская культура была уничтожена гуннским нашествием в конце IV в. н. э. , однако существует гипотеза о перерастании её в древнеславянскую и даже древнерусскую культуру.
По мнению Б. А. Рыбакова – четвертый этап (200– 400 гг. ) развития славян – пшеворско-черняховский. Сильное влияние Римской империи на славян и на другие племена (в частности германцев), которые находились севернее самой империи.
2. Археология восточных славян VI–VIII вв. – по мнению Б. А. Рыбакова, пятый этап развития славян, с которым связано развитие пражско-корчакской культуры. В конце V в. , после падения державы гуннов, начались продвижение славян на юг (к Дунаю, в Северо-Западном Причерноморье) и их вторжения в балканские провинции Византийской империи. Племена славян разделялись тогда на две группы – антов (вторгавшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с севера и севера-запада). Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения славян, они удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе. Во второй половине I тыс. н. э. славяне заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финноугорским племенам, а также земли по нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря и превратились в крупнейшую этническую группу Европы. Как анты, так и склавины распадались на отдельные племена группировки: уже в VII в. известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие «племена» славян, перечисленные в "Повести временных лет" (поляне, северяне, древляне, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты, радимичи, дреговичи, вятичи и др. ).
Свидетельства письменных источников подтверждаются археологическими памятниками славян VI–VII вв. , которые хорошо известны на территории Украины (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Это остатки поселений с жилищамиполуземлянками с бревенчатым срубом (реже – наземные столбовые постройки), отдельные городища-убежища, могильники и курганы с остатками трупосожжений. Многообразны образцы керамики, украшенной процарапанным и рельефным орнаментом. Ювелирное искусство представлено железными и бронзовыми фибулами с гравированными и литыми узорами, женскими украшениями. Наиболее характерные мотивы орнамента были связаны с культами Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзаги). Космологические представления славян отразились и в отдельных произведениях монументальной скульптуры.
Как, например, Збручский идол(Xв. ), найденный у села Гусятин в р. Збруч (приток Днестра) в 1848 г. После принятия христианства был, вероятно, сброшен в воду (подобно идолам Перуна в Киеве и Новгороде). Это четырёхгранный столб из серого известняка (высота 2, 67 м) с тремя ярусами рельефов: в нижнем изображено подземное божество, в среднем – земля и люди, в верхнем – небо и боги (атрибуты главного бога – конь и меч). Голова идола – четырёхликая, покрыта русской княжеской шапкой (сферическая с меховой опушкой). Хранится в Краковском музее; копия в натуральную величину – в Историческом музее в Москве.
Письменные и археологические данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти I тыс. у славян происходил процесс разложения первобытнообщинных отношений, что было обусловлено изменениями в экономической жизни славян, прежде всего в системе земледелия и землепользования, развитием ремёсел. Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремёслами, жили соседскими общинами; историческая обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности на орудия и средства производства и образованию классов. В VI в. на основе черняховской культуры при участии элементов пшеворской и киевской культур в Вехнем Поднестровье и Западном Побужье возникает пражско-корчаковскаякультура. На нее оказали влияние и кочевые культуры.
Пражская культура (VI–VII вв. н. э. ) названа по характерной лепной керамике, так называемого пражского типа, выделенной И. Борковским (1939 г. ) из раннесредневековых памятников, раскопанных близ Праги. Представлена неукрепленными поселениями с жилищами-полуземлянками, имеющими печикаменки, и грунтовыми бескурганными могильниками с трупосожжениями в урнах. Первоначально была распространена на территории южной Польши, Чехословакии, северо-западной Украины. Позднее ареал её расширился в северную часть Польши, восточные районы Германии, южную Белоруссию, среднюю часть Правобережной Украины, Молдавию и Румынию. Это привело к смешению с местными, более ранними культурами и возникновению локальных вариантов. Прослеживается преемственная связь с более поздними славянскими культурами.
Культура корчак (VI–VII вв. ) – вариант пражской культуры – распространена в северо-западных областях Украины и южных областях Белоруссии (по южным притокам Припяти и от Днепра до Буга и Днестра). Раскопки начаты в 1920 -х гг. С. Гамченко у села Корчак под Житомиром, в особую культуру выделена Ю. В. Кухаренко. Представлена главным образом открытыми поселениями с прямоугольными полуземлянками и печами-каменками, могильниками (грунтовые трупосожжения в урнах и сожжения под курганами). Характеризуется специфическими формами лепной неорнаментированной посуды, являющейся первым этапом развития славянской керамики.
Около середины I тыс. н. э. культура текстильной керамики в бассейнах озер Ильменя и Псковского прекращает развитие. Появляется новая культура – культура псковских длинных курганов, эволюционно не связанная с предшествующей. Наиболее характерными ее памятниками являются длинные курганы – невысокие валообразные земляные насыпи от 10– 12 до 100 м и более длиной. Обычно они располагаются в могильниках вместе с круглыми в плане (полусферическими) курганами. Каждый длинный курган (или синхронный круглый – они в равной степени относятся к рассматриваемой культуре) заключает несколько, иногда десятки захоронений по обряду трупосожжения. Кремация умерших совершалась на стороне, и собранные с погребального костра остатки трупосожжений помещались в различных местах курганных насыпей. Вещевые и керамические находки культуры псковских длинных курганов
Большинство погребений культуры псковских длинных курганов являются безурновыми и безынвентарными. Вещевые находки весьма малочисленны. Это небольшие круглые выпуклые бронзовые бляшки, называемые обычно «бляшками-скорлупками» , колпачковидные бляшки с широкими закраинами, различные пряжки, ножи, глиняные пряслица, стеклянные бусы, часто оплавленные, фрагменты проволочных колечек, блоковидные кресала. Культуру псковских длинных курганов следует считать славянской, прежде всего, по двум обстоятельствам: она по всем своим показателям заметно отличается от предшествующих древностей прибалтийских финнов и довольно отчетливо связана с достоверно славянскими древностями последующей поры. Сопоставительный анализ всех особенностей строения длинных (и сопутствующих им круглых) курганов, а также их погребальной обрядности с соответствующими показателями курганных древностей IX–Х вв. Псковской земли, которых нередко связывает и общность могильников, выявляет полнейшее единообразие. Кроме того, погребальный ритуал культуры псковских длинных курганов сопоставим с достоверно славянской обрядностью других территорий раннесредневекового славянского мира и существенно отличается от прибалтийско-финского и летто-литовского.
С конца VII – начала VIII в. в восточной части ареала псковских длинных курганов получает развитие культура сопок. Сооружение длинных курганов здесь прекращается, население культуры псковских длинных курганов вливается в состав словен новгородских. Развитие этой культуры продолжалось только на Псковской земле. В IX–X вв. в бассейнах р. Великой и Псковского озера на смену длинным курганам приходят круглые (полусферические) насыпи с одним-двумя захоронениями по обряду кремации. Генетическая связь между этими курганами достаточно очевидна. Они однотипны по всем своим особенностям, в том числе и по деталям погребального ритуала. В последних десятилетиях X в. появляются подкурганные трупоположения.
3. Проблемы археологии Восточной Европы «эпохи викингов» «Эпохой викингов» в скандинавских странах (Швеции, Норвегии, Дании) называют период, охватывающий IX, X и первую половину XI столетий. Время воинственных и дерзких дружин отважных морских воинов-викингов, первых скандинавских королей-конунгов, древнейших дошедших до нас эпических песен и сказаний, эпоха викингов открывает начало письменной истории этих стран и народов. На северо-западе Европейской части России, от Чудского озера до слияния Мологи с Волгой, от Ладожского озера и Финского залива в VIII–IX вв. меняется облик археологических памятников: в длинных курганах и сопках исчезают элементы дославянской традиции в обряде и металлическом инвентаре. Распространяются городища, материальная культура которых по ряду характеристик (домостроительство, фортификация, лепная керамика, костяные и железные изделия) близка славянским культурам южного побережья Балтики и отлична от днепровских – луки-райковецкой и роменско-боршевской. Ее облик подтверждает предположение выдающегося советского археологаслависта И. Ляпушкина о существовании в VIII–IX вв. особой, северославянской культурно-исторической зоны, куда наряду со славянами Западной Балтики, Поморья входили и словене ильменские (возможно, также основавшие Полоцк в кривичском Подвинье).
Первым из торгово-ремесленных центров здесь была Ладога, расположенная в низовьях Волхова, главной водной магистрали Новгородской земли. В истоке реки (на берегах Ильменя и в районе Новгорода) в VIII–IX вв. формируется племенной центр словен ильменских, со святилищем Перуна в качестве одного из важных административно-культовых компонентов. Этнический состав первоначального «открытого торгово-ремесленного поселения» с самого начала отличался сложностью. Выделяются славянский, протокарельский, балтийский, скандинавский, саамский компоненты. В домостроительстве ранней Ладоги представлены по крайней мере две традиции: славянские квадратные срубы с печью в углу и скандинавского облика «большие дома» , находящие позднее продолжение в северорусской традиции. Скандинавские вещи обнаружены уже в самых ранних отложениях культурного слоя. При раскопках Е. А. Рябинина в 1970 -х гг. на уровне материка найден клад ремесленных инструментов, в том числе – навершие с композицией, которая трактуется как изображение Одина с воронами. На том же материковом уровне при раскопках В. И. Равдоникаса в 1950 -х гг. обнаружен обломок скандинавской витой шейной гривны; в одной из древнейших построек – овальная односкорлупная фибула. Эти находки свидетельствуют, что скандинавы входили в состав постоянного населения Ладоги с момента ее возникновения около 750 г.
В материальной культуре ранней Ладоги органично соединились субстратные, местные финно-угорские, протокарельские «чудские» традиции (в архаичных формах некоторых типов керамики, костяных изделий); привнесенные с волной славянской колонизации балто-славянские элементы (прежде всего металлические украшения); славянская посуда, орудия труда, некоторые виды украшений; скандинавские ремесленные инструменты, вооружение, украшения, орнаментальные мотивы; западные и восточные импорты; наконец, возникшие в результате синтеза всех этих компонентов новые, древнерусские формы.
Скандинавские вещи в культурном слое Новгорода обнаруживаются в наиболее ранних его отложениях (включая «доярусный слой» ); среди них – фрагмент витой шейной гривны, скорлупообразная фибула, различные украшения, христианские крестики. Ряд изделий, выполненных новгородскими ремесленниками, может рассматриваться как «вещи-гибриды» , результат взаимодействия традиций скандинавского и древнерусского ремесла. Время бытования всех этих вещей ограничено X–XI вв. в слоях первой половины XII в. скандинавских находок «уже почти нет» . Взаимодействие норманнов и славян в среде городского населения (ремесленников, купцов) в Новгороде было значительно менее длительным и интенсивным, чем в Ладоге, где оно продолжалось с середины VIII до конца XI в. КОМПЛЕКС ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ УСАДЬБЫ В ТРОИЦКОГО РАСКОПА
Изборск уже в VIII–IX вв. был значительным центром славянского населения в южном прибрежье Псковского озера. Укрепленное поселение на так называемом Труворовом городище до начала X в. , по заключению, основанному на многолетних исследованиях В. В. Седова, сохраняло протогородской характер. В X в. укрепления Изборска перестраиваются, наряду с детинцем формируется торгово-ремесленный посад. Здесь производились гребни, аналогичные староладожским и другим североевропейским формам, известны отдельные скандинавские вещи (серебряная фибула, шпоры «викингского типа» ). На рубеже XI–ХII вв. в Изборске были сооружены каменные укрепления, в это время он становится важнейшей пограничной крепостью на подступах к Пскову.
Особое место в славяно-варяжских отношениях занимает Путь «из варяг в греки» , который прослеживается по серии находок скандинавских вещей, как правило, включенных в местный культурный контекст, связанный со славянским, а то и дославянским население. Ко второй половине IX в. относятся и наиболее ранние комплексы Гнездова, нового центра на выходе с волоков двинской системы на Днепр. Гнездовский курган № 15 (10) из раскопок первого исследователя гнездовских древностей М. Ф. Кусцинского содержал набор вещей, куда входит меч типа Е (вариант, относящийся к первой половине IX в. ), копье с «готическим» орнаментом (VIII– IX вв. ), гривна с «молоточками Тора» и другие веши, позволяющие датировать комплекс второй половиной IX в. Гнездово. Серебряные подвески
Меч типа Е
Власть факта. Археология
В Гнездове, где, по подсчетам Д. Авдусина, среди богатых курганов в 42 находятся погребения варягов, или «скандинавов второго поколения» , а в 17 есть «норманнские вещи. Этноопределяющие элементы – фибулы, гривны с «молоточками Тора» на определенном этапе развития обряда исчезают из употребления; а конструкция, размеры, последовательность сооружения насыпи все более сближают гнездовские курганы с памятниками Киева и Чернигова, в которых (как и в поздних гнездовских) нет никаких специфически варяжских черт. Эти курганы принадлежат высшему социальному слою – боярам Древней Руси X в. И если контакт варягов со славянским боярством в Ладоге IX в. фиксируется лишь косвенно (по облику материальной культуры и градостроительным изменениям), если для Новгорода он определяется ретроспективно (на основании анализа социальной структуры боярской республики XII–XV вв. и проекции этих данных на IX–X вв. ), то гнездовские курганы дают материальное подтверждение такого контакта, выявляя процесс консолидации какой-то части варягов с боярско-дружинной средой, их растворения в этой среде.
4. Древнерусский город. Сельские поселения. Эволюция погребального обряда В последней четверти I тыс. на Руси формируется несколько типов поселений. Во-первых, это сельские, по преимуществу, деревенского типа; вовторых, городища, служившие, вероятно, убежищами для окрестного населения, в-третьих, центры территориально-административных округов, святилища; в-четвертых, торгово-ремесленные поселения. С VIII в. возникают полиэтнические торгово-ремесленные поселения на севере Руси – прежде всего в Ладоге. Им близки и торгово-ремесленные поселения, формирующиеся к X в. на дружинных погостах. В наиболее древнем значении, каким оно вырисовывается в Повести временных лет (947 г. ) и по данным лингвистики, погост выступает как «стан для князей и княжеской дружины, наезжавшей для собирания дани» , – полюдья (позднее, в эпоху развитого феодализма, погосты – центры сельских общин и административноподатных округов). Характер ремесла был во многом ориентирован на нужды великокняжеской дружины, постоянно пребывавшей на погостах, судя по дружинным курганам в составе некрополей возле поселений в Гнёздове, Шестовице, Тимереве. Типологически и, видимо, генетически (о чем говорит единство материальной культуры, характеризующей быт дружины) близки перечисленным памятникам Городище под Новгородом, в меньшей мере – Сарское городище под Ростовом.
В городах было хорошо развито ремесленное производство. В своих капитальных исследованиях, основанных на глубоком изучении вещественных памятников, Б. А. Рыбаков выделяет до 64 ремесленных специальностей, в том числе: · кузнецы, в том числе, кузнецы-гвоздочники, замочники, котельники, кузнецы по серебру, по меди; · оружейники, хотя наличие этой специальности иногда ставится под сомнение, но термин можно употребить здесь для обобщения различных ремесленников, связанных с изготовлением оружия; · ювелиры, «златари» , серебряники, эмальеры; · «древоделы» , в понятие которых входили архитектура, зодчество и собственно плотничество; · «огородники» — строители городских укреплений — городников; · «корабльчии» — строители кораблей и лодок; · каменьщики-строители, с которыми связывался подневольный труд и холопство; · «зиждители» , «каменозиждателями» — архитекторы, связанные с каменным строительством; · мостники · ткачи, портные (шевцы); · кожевники; · гончары и стеклянники.
Обязательной принадлежностью городов был городской рынок. Однако, розничная торговля на рынке была слабо развита.
Сельские поселения Древней Руси лишены внешних признаков, поэтому их труднее обнаружить, чем городские, и они изучены слабее. Размеры поселений (от 0, 1 до нескольких га) указывают на оптимальную численность населения, способного прокормиться земледельческим трудом. Дворы на селищах стояли вдоль берега, в 1– 2 ряда; встречается обычно от 3 до 8 или более (до 10– 12) крестьянских хозяйств. По мере развития наблюдается рост числа селищ (для Смоленской земли: 30 селищ в IX–X вв. и 99 – в XI–XIII вв. ) при уменьшении средней площади, а в годы упадка их число сокращается (во второй половине XIII – начале XIV в. около половины поселений оказалось заброшено). Крестьянское домостроительство не отличалось от городского: на селищах найдены остатки жилищ, углубленных в землю, и наземных срубных построек. Среди хозяйственных сооружений – ямы и погреба, наземные амбары, клети, хлевы. Улицы в деревнях не мостили; не было дренажных систем и постоянных оград вокруг дворов, окна не стеклили. Деревенское хозяйство сохраняло натуральный характер: жизненно необходимое производили сами крестьяне и сельские ремесленники. Об этом говорят находки деревообрабатывающих инструментов, орудий по металлу, пряслиц от веретен, шильев, игл и проколок, кузниц, мастерских литейщиковювелиров, гончарных горнов. Деревенские кузнецы умели получать сталь и ковали орудия труда (сошники, наральники, косы, серпы, ножи, топоры, гвозди, молоты); ювелиры делали украшения из цветных металлов (височные кольца, браслеты, перстни, подвески).
Восточнославянский обряд VI–XIII вв. очень тщательно изучен и подробно картографирован В. Седовым. Наиболее детально им изучены курганы смоленских и псковских кривичей. Это своеобразные длинные насыпи, прикрывающие собою не одно, а много разновременных трупосожжений. Насыпи делались овальными и длинными, достигая иной раз 30– 60 м при ширине в 8– 12 м. Общая тенденция эволюции русской погребальной обрядности за VI–XIII вв. такова: обряд захоронения погребальных урн с прахом сожженного покойника в деревянных избушках-домовинах, существовавший около тысячи лет, сменяется захоронением в курганах, что связано (как явствует из географии ранних курганов) со стремлением укрыть и уберечь прах предков от опасности. В IX–XI вв. происходит еще один существенный перелом в религиозном сознании восточных славян – они отказываются от сожжения и переходят к ингумации, к простому трупоположению. Наличие массивной курганной насыпи позволяло хоронить прямо на земле или даже в насыпи, но постепенно устанавливается обычай вырывать для покойника яму. Хоронили покойников головою на запад. У радимичей (а частично и у других племен) существовала также и восточная ориентировка. Смысл такого трупоположения был в том, что глаза умершего были обращены на восток, на восход солнца - при ожидаемом в будущем воскресении воскресший увидит солнце в момент восхода. Постепенно устанавливался обычай хоронить в гробах или колодах, которые и в XIX в. именовали домовинами.
Переход от сожжения к простому захоронению произошел в основном на рубеже X и XI вв. Хронологическая близость отказа от кремации к крещению Руси (988 г. ) подсказывала многим ученым сближение этих двух фактов. Однако, христианские символы (крестики, нательные иконки) появляются в русских деревенских курганах не ранее рубежа XII–XIII вв. Кроме того, очень важным аргументом против мнения о том, что духовенство будто бы сумело изменить коренным образом погребальный обряд русской деревни уже к началу XI в. , является полное отсутствие в церковных поучениях темы погребальных костров. В поучениях XI–XIII вв. бичуются ритуальные пляски, принесение жертв языческим богам, моление под овином, в бане, почитание мелких демонов, различные суеверия, но ни разу, ни в одном из поучений не говорится о старом языческом обычае сожжения покойников. Церковь, разумеется, должна была противодействовать кремации, которая не согласуется с христианскими канонами, но во времена Владимира Святого, когда происходила смена обряда, русская церковь была еще очень далека от русской деревни, еще не проникала туда и едва ли могла эту смену организовать. Отказ городского населения X–XI вв. от кремации, безусловно, прямо связан с принятием христианства.
5. Археология Новгорода и Москвы Новгород – один из самых древних русских городов; впервые упоминается в Новгородской I летописи под 859 г. . С конца X в. – второй по значению центр Киевской Руси. Расположение на стыке пути «из варяг в греки» с Волжским способствовало развитию в нём уже в X в. ремёсел, торговли и культуры. Торговые связи Новгорода распространялись от Фландрии и ганзейских городов до Югорской земли и от Скандинавии до Астрахани и Константинополя: вывозились пушнина, воск, лён, кожевенное сырьё и т. д. Древний Новгород – выдающийся центр русской культуры, средоточие летописания, распространения грамотности.
В Новгороде археологической экспедицией под руководством А. В. Арциховского найдены в 1951 г. первые берестяные грамоты (от др. -рус. бересто) – письма и документы XI–XV вв. Позднее берестяные грамоты найдены археологами в Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Руссе, но большая часть обнаружена при раскопках в Новгороде. Буквы процарапывались острой костяной или металлической палочкой (древнерусское писало) на специально подготовленной берёсте.
С середины XII в. Новгород – большой город на обоих берегах реки, разделённый на 5 районов ( «концов» ). На левом берегу – Софийская сторона с кремлём ( «Детинцем» ; выстроен в 1044 г. , расширен в 1116 г. , каменные стены 1302– 1420 гг. , перестроены в 1484– 1490 гг. ); на правом – Торговая сторона с Торгом и Ярославовым дворищем. Ярославово дворище – один из древних районов в Новгороде на правом берегу Волхова – назван по находившемуся там дворцу Ярослава Мудрого. С перенесением резиденции князя на Городище (под Новгородом) в конце XI в. – одно из мест вечевых собраний. На территории сохранились архитектурные памятники – Николо. Дворищенский собор (1113 г. ), церкви Параскевы Пятницы (1207 г. ), Жёнмироносиц (1510 г. ), Прокопия (1529 г. ) и др. Археологическими раскопками открыты жилые и хозяйственные постройки (древнейшие – X в. ), могильник дохристианского времени.
Археологическое изучение Новгорода с 1932 г. ведётся Новгородской экспедицией, основанной А. В. Арциховским. Это – крупнейшая в Европе археологическая экспедиция по изучению средневековых городов. До 1948 г. работы носили разведочный характер; в 1951– 1962 гг. исследовался самый большой раскоп – Неревский на Софийской стороне города, рядом с кремлём (вскрыта площадь свыше 10 000 кв. м). С 1963 г. в широких масштабах ведётся изучение других районов города. Культурный слой Новгорода насыщен древними предметами. Это объясняется влажностью почвы (в ней хорошо сохраняются изделия из дерева, металла, кости, кожи и др. ), отсутствием перекопов и значительной мощностью культурного слоя (от 6 до 9 м). Благодаря раскопкам большой площади удалось изучить застройку и планировку древнего Новгорода. Открыты улицы и площади, покрытые деревянными мостовыми, водосборники и водоотводы, сады и огороды, жилые дома, терема, мастерские и лавки. Новгород состоял из многих десятков крупных усадеб, площадью от 900 до 1500 кв. м. На усадьбах стояло по несколько жилых домов, в которых, кроме владельцев, жили ремесленники, торговцы, холопы, духовенство. Анализ изделий позволяет характеризовать новгородское ремесло как высокопрофессиональное, стоявшее на уровне ремесленного производства передовых европейских и азиатских стран.
Применение новейших методов исследования – дендрохронологии и других позволило создать впервые в Европе абсолютную археологическую хронологию новгородских построек с точностью до года (так, например, древнейшая мостовая Великой улицы датируется 953 г. ). Это повлекло за собой создание хронологической шкалы многочисленных вещей с точностью до десятилетия. Вещи, найденные на территории древних усадеб, многочисленны и разнообразны. Найдено множество вещей из дерева. Достоянием науки стали древние корабли и сани, орудия труда (в том числе станки) и разнообразные рабочие приспособления, посуда и мебель, домашняя утварь и детские игрушки, музыкальные инструменты, коньки и лыжи, оружие и украшения (из цветных металлов, кости, стекла и янтаря), кожаная обувь, маски скоморохов, мячи. Широко представлено прикладное искусство – вещи X–XIII вв. , украшенные орнаментом с языческой символикой, предметы из дерева и бересты с резьбой и росписью красками.
Археология Москвы. Древнейшие следы человека на территории Москвы относятся к каменному веку (Щукинская неолитическая стоянка на р. Москве). В пределах современного города открыто также значительное число археологических памятников более поздних эпох: могильник фатьяновской культуры бронзового века (у с. Давыдково), городища дьяковской культуры раннего железного века (у с. Дьяково близ Коломенского, на территории Кремля, на Ленинских горах, на р. Сетунь, в Кунцевском лесопарке и др. ). Много отдельных находок, относящихся к дославянской эпохе, сделано в разных районах Москвы.
В конце I тыс. н. э. Московский край был заселён славянами – вятичами и (к северо-западу от современной Москвы) кривичами. Группы курганов (у станции Яуза, в Царицыне, Чертанове, Конькове, Деревлёве, Зюзине, Черемушках, Матвеевском, Филях, Тушине и др. ) свидетельствуют о находившихся там в XI–XIII вв. деревнях вятичей, которые и составили первоначальное ядро населения Москвы.
Раскопки, проведённые на территории Кремля и Зарядья, свидетельствуют о том, что в конце XI в. Москва представляла собой расположенный у устья р. Неглинной небольшой городок с феодальным центром и ремесленно-торговым посадом. Оконечность мыса между рр. Неглинной и Москвой была защищена валом и рвом (проходили у югозападного угла современного Большого Кремлёвского дворца). Неукрепленная часть городка простиралась примерно до современного Кремлёвского Дворца съездов, а по берегу р. Москвы – значительно дальше, до современного здания гостиницы «Россия» , где, вероятно, была пристань.
Рост и возвышение Москвы были связаны, прежде всего, с её расположением на пересечении торговых путей. Вследствие этого развитие ремёсел (железоделательного, литейно-ювелирного, кожевенно-сапожного), торговли и земледелия. В XIV в. Москва выдвигается как центр Московского великого княжества – одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси. В XIV – первой половине XV вв. Москва – крупный город с многочисленным торгово-ремесленным населением, которое расселялось на территории Великого посада (впоследствии Китай-город) и многочисленных слобод в Заречье (в дальнейшем Замоскворечье).