Лекция 6. Развитие немецкой психологии в XVIII–XIX вв.
Немецкой психологии свойственны эмпирические тенденции. Они выражены в работах X. Вольфа (1679– 1754). В психологии Вольф известен разделением психологии на эмпирическую и рациональную части, что нашло отражение в названиях его книг: «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Вольф закрепил за наукой название «психологии» .
По Вольфу, настоящая наука призвана решать три основные задачи: 1) выведение фактов и явлений из существенных основ; 2) описание этих фактов и явлений; 3) установление количественных отношений.
Выступление Вольфа за эмпиризм в психологии, за создание психометрии как науки, подобной экспериментальной физике, является положительной стороной учения Вольфа в психологии. Но, решая психофизическую проблему в форме психофизиологического параллелизма, Вольф по-прежнему разделял, вместо того чтобы связать, психические и физиологические процессы на два независимых ряда явлений.
Развитие немецкой психологии в сторону эмпиризма был осуществлен И. Кантом (1724– 1804). Психологические взгляды Канта вытекали из его общей теории познания. Психология –это наука о явлениях сознания, к которым он относил познавательные, эмоциональные и волевые акты. Кант заменил дихотомический принцип деления души на трехчленную классификацию психических явлений.
Основной метод, с помощью которого обнаруживаются названные виды явлений, – внутреннее наблюдение. Согласно Канту, явления, получаемые от внутреннего чувства, протекают в одном измерении – временной последовательности. Пространственное измерение явлениям сознания не свойственно. Поэтому психология лишена возможности применять математику, использование которой требует минимум два измерения.
К мыслящему субъекту совершенно неприложимы экспериментальные приемы. Отсюда делается вывод, что психологии никогда не суждено стать «экспериментальным учением» . Кантом обосновано учение о трансцендентальной апперцепции как особой способности разума обобщать, синтезировать и интегрировать чувственные созерцания.
И. Гербарт (1776– 1841) не допускал, чтобы физиологический подход мог способствовать получению научного знания о психическом. Эксперимент, по Гербарту, не может иметь места в психологии в силу его аналитического характера.
Все богатство психической жизни складывается из статики и динамики представлений, наделенных спонтанной активностью. Все представления имеют временные и силовые характеристики. Изменения представлений по интенсивности составляют статику души. Смена представлений во времени составляет динамику души.
Из наиболее ценных положений, выдвинутых Гербартом, для судеб экспериментальной психологии являются: 1) идея использования математики в психологии; 2) идея о порогах сознания.