1460183940_lektsiya_6.ppt
- Количество слайдов: 58
Лекция № 6 Моральный статус эмбриона. Этические проблемы новых репродуктивных технологий
Когда, в какой момент времени, в какой точке развития процесса беременности зародыш становится человеческим существом, со всеми присущими человеку правами? Вопрос о моральном статусе человеческого плода
Первая группа содержит позиции о начале человеческого существования с точки зрения естественных биомедицинских наук Вторая группа представляет гуманитарные, этико-философские подходы
Естественнонаучный подход связывает начало человеческой жизни с разными уровнями развития плода 1. Формирование дыхательной системы Первые дыхательные движения плода 20 недель
2. Формирование сердечно-сосудистой системы Первое сердцебиение плода на 4 неделе
3. Формирование центральной нервной системы начало функционирования ствола мозга Первые движения плода и реакции на прикосновения начинают фиксироваться на 6 -ой неделе
В 8 недель у плода функционирует таламус В это же время с помощью энцефалографии регистрируется функциональная активность мозга
4. Образование первичной полоски Начало формирования первичной полоски предшественника нервной ткани 14 день от момента оплодотворения
5. Имплантация бластоцисты в стенку матки Момент имплантации на 6 сутки от момента оплодотворения
6. Момент слияния гамет (образование генома) Слияние мужской и женской половых клеток и образование единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал
Гуманитарный, этико-философский подход 1. Градуализм – это позиция, утверждающая постепенное одушевление эмбриона и приобретение им человеческих, личностных свойств
2. Психоаналитический подход В рамках неофрейдизма была выдвинута психологическая концепция, в которой решающим фактором жизненного развития человека выступает страх, вызванный травмой рождения С рождения у личности начинается биографическая (человеческая) стадия ее бытия, но до биологических родов у нее уже присутствуют как тело, так и душа
3. Социологизм «…сущность человека. . . есть совокупность всех общественных отношений» ; «индивид есть общественное существо» К. Маркс
4. Философско- антропологический подход Человеческое достоинство эмбриона определяется его личностным бытием
5. Теологический подход С самого начала зародыш должен почитаться за личность Человек с момента зачатия обладает бесценным даром жизни
Человеческий эмбрион обладает особым онтологическим статусом: он – “потенциальный человек”
Особый онтологический статус эмбриона определяет и его особый моральный статус На любой стадии своего развития эмбрион является носителем человеческого достоинства И поэтому любые действия по отношению к нему подлежат моральным оценкам
Человеческий эмбрион – это абсолютно беззащитная форма существования личности Поэтому в моральноэтическом плане отношение к эмбриону – это эталон нравственности общества
Каково практическое решение сложной и внутренне противоречивой проблемы абортов?
Этические проблемы контрацепции
Первая группа: ритмический метод, температурный, прерванный половой акт, механические и химические средства с локальным действием Использование этих методов в строго ограниченных рамках возможно по мнению Христианской, в том числе Православной церкви, а также противников абортов
Вторая группа: гормональная или оральная контрацепция, внутриматочные средства Эти методы являются наиболее эффективными, и против их использования категорически выступает церковь, а также противники абортов
Основными доводами противников контрацепции, в том числе стерилизации можно считать: Постоянное прибегание к контрацепции аморально, так как одна из целей супружества - рождение ребенка Контрацепция аморальна, так как способствует блуду и прелюбодеянию, развращению нравов
Методы второй группы относятся по механизму к абортным, т. е. вызывают искусственную гибель эмбриона, который уже имеет право на жизнь
Митрополит Антоний Сурожский «Я пришел не судить мир, а спасти мир»
Этические проблемы новых репродуктивных технологий Каждый человек обладает правом иметь детей, быть здоровым и самостоятельно принимать решения по этим вопросам
Искусственная инсеминация женщины спермой мужа или донора
Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)
В России 148 клиник (40 – государственные) 35% результативность ЭКО Луиза Браун (1978) Елена Донцова (1986)
Вынашивание эмбриона «суррогатной матерью»
Основные морально-этические вопросы репродуктивных технологий 1. Статус эмбриона Первый подход требует запрета любых манипуляций с эмбрионами человека на любых стадиях их развития
Второй подход допускают не только использование эмбрионов человека в программе ЭКО, но и вообще эксперименты на эмбрионах
ограничиваются предимплантационным периодом служат улучшению его развития или имеют прямую терапевтическую установку
2. Криоконсервация Считают, что эмбрионы должны быть использованы только для имплантации и только бесплатно
3. Выбор пола Определять пол, а тем более решать вопрос о желательности или нежелательности вынашивания ребенка определенного пола без медицинских показаний должно быть категорически запрещено
4. Суррогатное материнство – это вспомогательная . репродуктивная технология в медицине, при которой женщина (суррогатная мать) по собственной доброй воле при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство готова пройти процедуру (ЭКО) и переноса эмбрионов (ПЭ), все этапы беременности и родить биологически чужого ей ребенка, который с ее согласия будет отдан на воспитание другим лицам (генетическим родителям).
В России суррогатное материнство можно считать разрешенным с введением в 1996 г в действие “Семейного кодекса РФ” Традиционное суррогатное материнство: генетическими родителями ребенка являются суррогатная мать и отец ребенка. В России традиционное суррогатное материнство запрещено, так как по закону суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.
Гестационное (полное) суррогатное материнство: суррогатная мать вынашивает и рожает генетически чужого для нее ребенка
Использование суррогатного материнства оправдано только при наличии медицинских показаний и только на некоммерческой основе
5. Искусственная инсеминация Конфликт права доноров на конфиденциальность и право детей на информацию
5. Искусственная инсеминация Этический принцип не причинения вреда ребенку требует особой строгости при обследовании состояния здоровья доноров Этический аспект проблемы оплаты донорства
Донорами могут стать только мужчины, имеющие детей, искусственная инсеминация проводится только по медицинским показаниям и только для гетеросексуальных пар Необходимо проведение генетического анализа, устанавливающего отсутствие хромосомных заболеваний
Что осуждается православной церковью? Искусственное оплодотворение незамужней женщины Искусственное оплодотворение замужней женщины без согласия и участия ее мужа Осуждается оплодотворение in vitro Все разновидности суррогатного материнства
Моральные проблемы медицинской генетики 1. Клонирование Овечка Долли Ян Уилмут Шотландия 1997 г
Каковы перспективы применения метода клонирования? Каждая женщина, каждый мужчина с любой необратимой патологией репродуктивной функции способы стать родителями
Если в семье погибает единственный ребенок: достаточно клетки ребенка, чтобы воссоздать копию
Некоторые рассматривают методику клонирования как способ получения органов и тканей для трансплантации Метод клонирования открывает возможности терапии стволовыми клетками
В чем же биоэтическая проблема? Возможность нанесения ущерба детям психологического вреда
Извращение семейных уз: не существует больше ни биологического отца, ни матери
Риск нанесения физического ущерба детям при клонировании в связи с несовершенством технологии
Опасность реализации различного рода проектов по улучшению природы человека
Использование клонов как источника органов для трансплантации ничем не отличается от убийства живых людей с целью получения органов
Клонирование эмбрионов человека необходимо для получения эмбриональных стволовых клеток Синья Яманака Джон Гердон Нобелевская премия в области медицины и физиологии 2012 г. за работы по стволовым клеткам и клонированию животных
2. Генетическая диагностика, генетическое консультирование 3. Этические проблемы международного проекта "Геном человека"
4. Евгеника Френсис Гальтон (1883 г. )
По Ф. Гальтону: Евгеника призвана разрабатывать методы социального контроля, которые "могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные"
Негативная евгеника должна приостановить передачу по наследству "субнормальных" генов Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных
Улучшение здоровья населения, в том числе и путем снижения концентрации генов, детерминирующих развитие тяжелой патологии, можно считать морально оправданной целью здравоохранения Неприемлемы с моральной точки зрения насильственные средства для реализации подобных целей
1460183940_lektsiya_6.ppt