Лекция № 6. Архитектурная композиция От латинского композито – соединение, связь. Архитектурная композиция – это целостная художественно выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивнотехническим требованиям. Функциональные и конструктивные основы архитектуры изучается в отдельных дисциплинах. Содержанием теории архитектурной композиции являются исследование произведения архитектуры в его единстве и общие закономерности формообразования. Ее задача – способствовать созданию, гармоничных, художественно выразительных произведений. Теория архитектуры должна раскрыть объективную обусловленность прекрасного в произведениях зодчества. Она имеет прикладной характер, соединяя идеи общей теории архитектуры с методикой архитектурного проектирования, и образует как бы переходную ступень от знания к умению, творческому мастерству.
Художественные средства архитектурной композиции: - Тектоника - Психофизиология восприятия - Симметрия и асимметрия Контраст, нюанс Пропорция - Цвет и фактура
- Основные законы композиции: а)закон цельности: восприятие как единое неделимое целое; Главная черта-неделимость композиции, это означает невозможность воспринимать её как сумму нескольких хотя бы в малой степени, самостоятельных частей. Не делимость закладывается в композиции через нахождение архитектором так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. Другой чертой или свойством З. Ц. является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. б)закон равновесия в)закон контрастов – определяет её выразительность г)закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу – обязывает архитектора создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно-содержательное и высоко-художественное произведение. Этот закон требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не формалистическим мертвым схемам построения композиции, а идейному содержанию. Теория архитектурной композиции вторгается в область художественного творчества, где огромную роль играют талант, интуиция. Знание грамматики приемов версификации не делает любого человека поэтом, но для поэтического творчества оно необходимо. Так и в архитектуре современная теория композиции не дает готовых рецептов и не связывает талант жесткими нормами.
Таким образом: Основные требования к архитектурной композиции как к художественному произведению: единство, целостность, согласованность отдельных частей в целом, органичность, гармоничность. Три вида объемно-пространственной композиции: фронтальная, объемная, пространственная. Фронтальная композиция как организация восприятия и движения зрителя вдоль фронта и на него. Объемная композиция как организация восприятия и движения зрителя вокруг формы. Пространственная композиция как организация восприятия и движения зрителя в глубину пространства. Качественное соотношение основных свойств: контраст, нюанс, тождество. Контраст и нюанс как композиционные средства. Значение динамики и статистики в достижении единства композиции. Понятие напряженности как меры активности воздействия композиции на зрителя. Особенности зрительного восприятия архитектурных форм и композиций.