Ист.пс. Лекция 5.pptx
- Количество слайдов: 16
Лекция 5. Психология 18 века. Развитие ассоциативной психологии.
К числу замечательных и ярких фигур в истории философско-психологической мысли в Англии в XVIII столетии относят Давида Гартли (1705– 1757) и Джозефа Пристли.
Гартли: «Все объясняется первичными ощущениями и законами ассоциации» . Гартли возвел ассоциацию во всеобщий механический закон всех форм психической деятельности, в нечто подобное великому ньютонову закону всемирного тяготения.
Он распространял ассоциацию на все сферы и этажи психической жизни. Ассоциации устанавливаются между ощущениями, между идеями, между движениями, а также между всеми психическими проявлениями. Всем названным ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон или ассоциированные вибрации мозгового вещества. Главными условиями образований ассоциаций являются, смежность во времени или в пространстве и повторение.
В своем труде «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» Гартли доказывал, что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов посредством их ассоциаций в силу смежности этих элементов во времени и частоты повторений их сочетаний.
Что касается общих понятий, то они возникают, когда от прочной ассоциации, которая остается в различных условиях неизменной, отпадает все случайное и несущественное. Совокупность этих постоянных связей удерживается как целое благодаря слову, которое выступает как фактор обобщения.
Последователем идей Гартли стал Джозеф Пристли выступил против мнения, будто материя есть нечто мертвое, инертное и пассивное. Кроме протяжения, материя обладает таким неотъемлемым свойством, как притяжение и отталкивание.
Рассмотрение свойства притяжения и отталкивания в качестве формы активности материи дало основание Пристли полагать, что нет никакой необходимости прибегать к Богу как источнику движения материи. Организованной системой материи, свойством которой являются психические способности, Пристли считает «нервную систему или, скорее, мозг» . Духовные явления ставятся Пристли не только в зависимость от тела, но и от внешнего мира.
Орудием связи человека с внешним миром являются органы чувств, нервы и мозг. Без них не могут быть ни ощущения, ни идеи. Все явления человеческого духа выводятся Пристли из ощущений. Он считал, что достаточно одних внешних чувств, чтобы объяснить все разнообразие психических явлений.
Анатомо-физиологической основой ощущений, идей и их ассоциаций являются вибрации нервного и мозгового вещества.
Пристли считал, что «животные обладают зачатками всех наших способностей без исключения, причем так, что они отличаются от нас только в степени, а не в роде» . Он приписывал им память, эмоции, волю, рассудок и даже способность абстрагировать. Наделив животных чертами человеческой психики, Пристли сделал ошибочный шаг в сторону антропоморфизма.
По-иному истолковали принцип ассоциации два других английских мыслителя этой эпохи – Д. Беркли (1685– 1753) и Д. Юм (1711– 1776). Оба принимали за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Их главным аргументом был эмпиризм – учение о том, что источником знания служит чувственный опыт (образуемый ассоциациями).
В своем психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства (при двухмерности образа на сетчатке).
Разнообразие впечатлений, или перцепций, Юм делит на две категории: восприятия (ощущения) и идеи. В основе их различий лежат сила и живость впечатления. К рефлективным впечатлениям Юм относит страсти, эффекты, эмоции. Ощущения возникают от неизвестных причин, а рефлективные впечатления связаны с телесными страданиями или удовольствием.
Джеймс Милль (1773– 1836) и его сын Джон Стюарт Милль (1806– 1873). Их взгляды явились классическим образцом механистической интроспективной ассоциативной психологии.
Милль полагал, что первыми состояниями сознания являются ощущения; производными от них – идеи. Природа сознания такова, что в нем самом уже заложены чувственные данные и ассоциативный механизм их связи. Ст. Милль выделял следующие законы ассоциаций: сходство, смежность, частота и интенсивность.