ЛЕКЦИЯ № 5 ОТ 07. 05. 1968 Г. Из книги Теодора Адорно «Введение в социологию»
Теодо р Лю двиг Визенгрунд Адо рно (11 сентября 1903, — 6 августа 1969, ) — немецкий философ, социолог, композитор и теоретик музыки. Представи Учился и впоследствии преподавал во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. С 1934 года был в эмиграции в Великобритании, с 1938 года — в США. С 1949 года — вновь во Франкфурте-на Майне. Представитель Франкфуртской критической школы.
Краткое содержание лекции § § Он говорит, что нет таких чувственных данных, на которые можно указать и сказать: «Voila, вот будет общество» . Но все же есть некоторые моменты, позволяющие выявить общество. Например, прорывы «народной души» , т. е морально-социальная оценка, контроль. Так же упоминает о произведении Уильяма Самнера «Folkways» .
Ульям Самнер (1840 -1910)американский социолог, экономист, публицист, профессор Йельского университета. В работе «Народные Там, где проявляются «народные пути» (обычаи) там и можно наткнутся на общество. обычаи» (1906) использовал понятия «мы-группа» , «онигруппа» и «этноцентризм» , применимые к простейшим обществам. Отношения в «мы-группе» сплоченность, между 1 и 2 группойвраждебность(связанная с этноцентризмом).
Диалектика понятия общества Общество – понятие, обозначающее отношение между людьми. С одной стороны, общество, как говорит Адорно, - сумма, агломерат чего-нибудь между индивидами. А с другой, общество – нечто абсолютно самостоятельное по отношению к индивидам. Но общество всегда имеет в себе эти два составляющие.
Существует мало людей, способных существовать в качестве личности, и прежде всего в качестве трудящихся. Но не существует и общества, которое не опосредовало бы понятие о себе через индивидов. Процесс, посредством которого общество сохраняется, - жизненный процесс, процесс труда, производства, воспроизводства, который поддерживается через индивидов, социализирующихся в обществе.
Т. Адорно, упоминая Дюркгейма, говорит о том, что общество зачастую ощущается там, где болит - это и является признаком феномена общества. Это такие феномены, приводя сравнение с Дюркгеймом, когда общество начинает ощущать кожей - тогда, когда наталкивается на какие-нибудь коллективные способы поведения. Общество(по Дюркгейму) – «данность второй степени» , высшей степени, потому как общество не есть что-то нечто постижимое.
Динамика общества Общество динамично, и это проявляется в наличии функциональности в обществе. Говоря о динамике, Адорно упоминает о капитализме: «Для капиталистического общества, в тот момент когда оно стагнирует, когда оно не расширяется, возникает непосредственная угроза кризиса, и тем самым -опосредствованная угроза его собственного заката; что в капитализме -и это прямо-таки сущностный закон –то, что имеется, вообще может сохранятся, лишь расширяясь и распространяясь. »
У Г. Спенсера динамика – рост интеграции. В последствии эту идею заимствовал и Дюркгейм, говоря о том, что все более крупные секторы общества вступают во взаимосвязь, благодаря которой они зависят от друга. Понятию прогрессирующей интеграции соответствует и дифференциация общества из-за различия выполняемых функций в обществе.
Адорно предполагает, что отношения интеграции и дифференциации подлежат динамике: «В обществе существует тенденция доводить интеграцию до крайности, но одновременно и приостанавливать дифференциацию. » Причина подобного процесса заключается в том, что непрерывно усиливающемуся разделению труда отдельные процессы труда вновь начинают походить друг на друга так, что существующая дифференциация исчезает и, таким образом, каждый может заниматься всем.
Вывод «В господствующих формах общества, в которых конкретные люди каждый раз ищут конкретные преимущества и прибыль со всеми вздохами при несметных жертвах вообще продолжает жить и вообще воспроизводится. »