Скачать презентацию Лекция 5 Архитектура Казахстана X-XII веков мавзолеи и Скачать презентацию Лекция 5 Архитектура Казахстана X-XII веков мавзолеи и

Лекция 5. Гос. Караханидов и мавз.pptx

  • Количество слайдов: 30

Лекция 5. Архитектура Казахстана X-XII веков (мавзолеи) и памятники государства Караханидов. Лекция 5. Архитектура Казахстана X-XII веков (мавзолеи) и памятники государства Караханидов.

Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV веков (по Булатову М. С. ). Особая Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV веков (по Булатову М. С. ). Особая роль и значение геометрии в творчестве зодчего отмечались еще в «Классификации наук» Абу Насром Аль-Фараби (880 -950 г. г. ), крупнейшим ученым, уроженцем города Фараба в Южном Казахстане, которого не случайно называли Аристотелем Востока. Аль-Фараби пишет: «Имеются также многочисленные геометрические искусные приемы, среди них рийаса ал-бина – искусство руководства строительством, составление проектов архитектурных сооружений» . Весьма примечательным представляется утверждение Аль-Фараби, что сторона квадрата и части окружности (циркульные кривые), выступающие измерителями в архитектуре, являются аналогиями силлогизма (логическое заключение, сделанное из двух посылок) в логике, строфам в поэзии и стопам в метрике.

Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV веков (по Булатову М. С. ). Исследования Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV веков (по Булатову М. С. ). Исследования С. А. Красновой трактата «О совершенном циркуле. . . » Аль-Кухи (Хв. ) позволили реконструировать циркуль которым пользовались для вычерчивания эллипса и параболы.

Построение и развертки орнаментов (по Булатову М. С. ) Построение и развертки орнаментов (по Булатову М. С. )

Основной конструктивной задачей в центрических (симметричных относительно центральной вертикальной оси) и портально-купольных мавзолеях был Основной конструктивной задачей в центрических (симметричных относительно центральной вертикальной оси) и портально-купольных мавзолеях был «переход» от кубического основания к, как правило, 8 гранному барабану (т. е. от четверика к восьмерику), а затем к куполу. Ключевыми конструкциями для этого «перехода» являются угловые паруса и тромпы.

Два основных типа подкупольных конструкций: 1. Парус –консольная конструкция, передает на стены нагрузку равномерно Два основных типа подкупольных конструкций: 1. Парус –консольная конструкция, передает на стены нагрузку равномерно и без распора. 2. Тромп-арочная конструкция, передает нагрузку покрытия на восемь точек четверика, дает распор. (по Ворониной В. Л. ).

 Переход от четверика к восьмерику. Мавзолей Саманидов, Бухара (конец IX- начало Х века). Переход от четверика к восьмерику. Мавзолей Саманидов, Бухара (конец IX- начало Х века).

КАРАХАНИДСКОЕ государст. ВО (942 -1210 гг. ) В образовании государства Караханидов главную роль сыграли КАРАХАНИДСКОЕ государст. ВО (942 -1210 гг. ) В образовании государства Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, населявшее в X-XII вв. Восточный Туркестан чигили и ягма. Родоначальником династии Караханидов был Сатук Богра-хан (915 -955), который в 942 г. сверг правителя карлуков в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. В состав Караханидского ханства присоединились: • в 990 г. - Тараз, Испиджаб; • в 992 г. - Хотан, Бухара; • в 999 г. - государство Саманидов. (XI-XII вв. ) - Семиречье, Мавераннахр, Кашгар. Столица - Баласагун. В конце 30 -х гг. XI в. государство распалось на 2 части: 1. Западное ханство - Мавераннахр. Столица - Бухара, позднее. Самарканд. Верховный правитель -Ибрахим Тамгаш Богра хан ; 2. Восточное ханство - Семиречье, Kaшгаp. Города - Тараз, Испиджаб, Шаш, Фергана. Столица - Баласагун Верховный правитель - Арслан Сулейман хан. В XI в. граница между двумя ханствами проходила по р. Сырдарье.

Общественное устройство в Караханидском Ханстве • Хан - титул правителя. • Илак, тегын - Общественное устройство в Караханидском Ханстве • Хан - титул правителя. • Илак, тегын - правители уделов. • Отличие от других государств - военное управление было отделено от административного. • Икта - право сбора налогов, а его обладателя называли - иктадар. Мусульманская религия вытеснила древнетюркскую руническую письменность и способствовало сложению новой тюркской письменности на основе арабской графики. В Караханидском ханстве был бурный рост духовной культуры. Появилась мусульманская литература на тюркском языке, представителями которых были Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари. В X-XII вв получила развитие архитектура -мавзолеи Бабаджи-хатун, Айша-биби, Карахана, Аяккамыр, Сырлытам. Каменный мост на р. Талас, баня в г. Таразе и др. При правлении султана Санжара (1118 -1157) сельджуки добились наибольшего влияния в Мавераннахре. К этому времени уже намечается политический упадок Караханидов. В первой половине XII в. многочисленный народ - каракитаи (кидани) завоевали Семиречье, а затем все остальные владения восточных Караханидов и начали угрожать Западному ханству. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. • Окончательно история могущественного государства Караханидов завершилась в начале XIII в. в борьбе с найманами и хорезмийцами.

Карта Караханидского ханства (с очертаниями границ современных центральноазиатских государств). Карта Караханидского ханства (с очертаниями границ современных центральноазиатских государств).

Мавзолей Бабаджи-хатун, X-XI вв. (с. Айша-биби, Жамбылской обл. ) Мавзолей Бабаджи-хатун, X-XI вв. (с. Айша-биби, Жамбылской обл. )

Мавзолей Бабаджи-хатун, X-XI вв. Три фасада (кроме западного) здания декорированы нишами и медальонами. Главный Мавзолей Бабаджи-хатун, X-XI вв. Три фасада (кроме западного) здания декорированы нишами и медальонами. Главный фасад отличается от боковых только наличием парапета. На парапете главного фасада имеется надпись на арабском языке: «Это гробница называемая Бабаджи хатун… Строитель её…» . Переход от стен к восьмиграннику и куполу осуществлен посредством тромпов. Имеет купол с двойной оболочкой: внутренняя – полусферическая, внешняя – шатровая гофрированная на 16 -ти гранном звездчатом барабане. В 1981 году купол был реконструирован по проекту института Казпроектреставрация

Мавзолей Айша-биби, XII в. Расположен рядом с мавзолеем Бабаджи-хатун, восточные фасады находятся на одной Мавзолей Айша-биби, XII в. Расположен рядом с мавзолеем Бабаджи-хатун, восточные фасады находятся на одной линии Основание мавзолея — кубическое. По его четырём углам размещены массивные колонны. В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусств а, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы.

Мавзолей Айша-биби, XII в. Мавзолей представляет в своём плане центрическое, квадратное сооружение размером 7, Мавзолей Айша-биби, XII в. Мавзолей представляет в своём плане центрическое, квадратное сооружение размером 7, 6 х 7, 6 м. Вход располагается с восточной стороны. Углы мавзолея были оформлены трёхчетвёртными колоннами. В центре сооружения расположено надгробие (3 х 1, 4 м). Стены мавзолея толщиной 80 см состоят из трёх частей: внутренней — выложенной из жжёного кирпича, наружной — из плит с резным узором, а также пространства в середине стены, забутованного глиной и обломками бракованных плиток. В стенах проложены деревянные балки из арчи для прочного соединения стен и колонн[.

Мавзолей Айша-биби, XII в. Снаружи стены мавзолея полностью оформлены резными терракотовыми плитками, укреплённых с Мавзолей Айша-биби, XII в. Снаружи стены мавзолея полностью оформлены резными терракотовыми плитками, укреплённых с помощью клиньев, расположенных на тыльной стороне. В орнаментации плит ок имеется более 60 разновидностей узоров[. Терракота (от итал. t erra — земля, глина и cotta — обожжённая) — керамические неглаз урованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях.

Башня Бурана (г. Токмак, Кыргызстан) Этот минарет из жженого кирпича является одним из выдающихся Башня Бурана (г. Токмак, Кыргызстан) Этот минарет из жженого кирпича является одним из выдающихся сооружений архитектуры Средней Азии в 10 -11 веках. Подобные минареты строили возле соборных мечетей. Минарет имеет фундамент, подиум, цоколь и ствол. Сохранился на высоту 21, 6 м Нижний диаметр – 8, 85 м Декорирован гладкими и рельефными поясами (эпиграфико-геометрический орнамент)

Узгенские мавзолеи, X-XIIвека (Кыргызстан). Памятники Узгена считаются классикой караханидской эпохи (X-XII вв. ). Узгенский Узгенские мавзолеи, X-XIIвека (Кыргызстан). Памятники Узгена считаются классикой караханидской эпохи (X-XII вв. ). Узгенский архитектурный комплекс представляет собой группу из трех мавзолеев, пристроенных друг к другу порталами в одну линию. Памятники выполнены из характерных для караханидского времени материалов. В ранних (минарет, Средний мавзолей) орнаментика из жженного кирпича, характерная для XI в. Северный и Южный мавзолеи в терракотовых мемориальных надписях при переводе с хиджры дают даты 1152 и 1187 гг. соответственно. Построенные в XI-XII вв. памятники постепенно разрушились, но антропогенных воздействий не испытывали до XX в. , когда был установлен в 1923 г. фонарь над минаретом, в 1927 г. реставрированы мавзолеи, а в 1970 -е-83 г. проведена реставрация всего комплекса.

Бухара. Минарет при мечети Калян. Высота 45, 6 м, нижний диаметр 9 м Входит Бухара. Минарет при мечети Калян. Высота 45, 6 м, нижний диаметр 9 м Входит в комплекс мечети и медресе Декорирован резными поясами, орнамент которых не повторяется Согласно надписи на одном из орнаментальных поясов, построен Арслан-ханом в 1127 г.

Мавзолеи Казахстана X-XII вв. Башенные (Сараман-коса, Бегим- ана) Центрические, пирамидальные, (Домбаул, Козы Корпеш-Баян Сулу) Мавзолеи Казахстана X-XII вв. Башенные (Сараман-коса, Бегим- ана) Центрические, пирамидальные, (Домбаул, Козы Корпеш-Баян Сулу) Портально-купольные (Карахана)

Мавзолей Сараман-коса, X-XI вв. (Казалинский р-н Кзылординской обл. ) Находится близ древнего г. Джанкента Мавзолей Сараман-коса, X-XI вв. (Казалинский р-н Кзылординской обл. ) Находится близ древнего г. Джанкента Возведен в комбинирован ной кладке из сырцового и обожженного кирпича

Мавзолей Сараман-коса Возможно, что Сараман — Коса первоначально представляла собою сигнальную башню при подходе Мавзолей Сараман-коса Возможно, что Сараман — Коса первоначально представляла собою сигнальную башню при подходе к столичному городу, и превращение ее в мавзолей произошло значительно позже, когда город уже лежал в развалинах.

Мавзолей Бегим-ана, X-XI вв. (Казалинский р-н Кзылординской обл. ) Объемная структура мавзолея состоит из Мавзолей Бегим-ана, X-XI вв. (Казалинский р-н Кзылординской обл. ) Объемная структура мавзолея состоит из нижнего восьмигранного тела, лишенного теперь наружной облицовки, и восьмигранной усеченной пирамиды, частично сохранившей облицовку из жженого кирпича. На уровне уступчатого карниза, разделяющего нижний объем и пирамиду, устроен проем второго этажа, перекрытый клинчатой аркой со слабо выраженным стрельчатым очертанием.

Мавзолей Бегим-ана, X-XI вв. (Казалинский р-н Кзылординской обл. ) Этническую принадлежность этих двух памятников Мавзолей Бегим-ана, X-XI вв. (Казалинский р-н Кзылординской обл. ) Этническую принадлежность этих двух памятников трудно установить, но если учесть, что с IX до середины XI в. г. Джанкент был столицей государства огузов, а с середины XI в. до монгольского нашествия находился в составе владения кипчаков, то, очевидно, они были построены огузокипчакскими племенами низовья Сырдарьи в X— XI вв. Строительные материалы и конструктивные приемы (сочетание сырцового и жженого кирпича, ложные своды) свидетельствуют об одновременности этих башенных мавзолеев.

Мавзолей Домбаул, VIII-IX вв. (Жезказганский р-н Карагандинской обл. ) Пирамидальный мавзолей построен из камня-плитняка Мавзолей Домбаул, VIII-IX вв. (Жезказганский р-н Карагандинской обл. ) Пирамидальный мавзолей построен из камня-плитняка на глиняном растворе. План внутреннего помещения трапециевидной формы. Вход ориентирован на восток. Общая высота конусообразного здания составляет 6 м. Толщина стен достигает 2, 5 м. Размеры в плане по внешнему периметру - 8, 5 х7, 5 м.

Мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу (Аягозский р-н, Восточно. Казахстанской обл. , X-XI века) Мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу (Аягозский р-н, Восточно. Казахстанской обл. , X-XI века) Мазар связан с именами героев лирикоэпической поэмы, является одним из древнейших памятников. Казахстан а дошедших до нашего времени с некоторыми изменениями внешнего вида. Общая высота мазара составляет 11, 65 м, толщина стены 1, 86 м. Вход мавзолея с востока, имеет маленькие окна размером 0, 7× 0, 5 см

Мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу (Аягозский р-н, Восточно. Казахстанской обл. , X-XI века) Мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу (Аягозский р-н, Восточно. Казахстанской обл. , X-XI века) Мавзолей характерен башенной обьемной композицией и архаичной строительной техникой возведения из камняплитняка на глиняном растворе.

Тараз. Мавзолей Карахана, XI в. Сооружён над могилой одного из представителей династии Караханидо в. Тараз. Мавзолей Карахана, XI в. Сооружён над могилой одного из представителей династии Караханидо в. Представляет собой квадратное в плане портальнокупольное сооружение. В 1906 году мавзолей Карахана был перестроен и при сохранении конструкционного принципа утратил первоначальное архитектурнодекоративное убранство.

Одна из реконструкций фасада мавзолея Карахана Одна из реконструкций фасада мавзолея Карахана

Крепость Ак-Кесене (X-XII вв. , Таласский р-н ЮКО) Крепость Ак-Кесене (X-XII вв. , Таласский р-н ЮКО)

Крепость Ак-Кесене. План Общие размеры 21 х 22 м Ориентирована внешними стенами по сторонам Крепость Ак-Кесене. План Общие размеры 21 х 22 м Ориентирована внешними стенами по сторонам света Пахсовые стены (толщина до 3 м в основании) сохранились на высоту 2, 5 – 3 м. Минарет (пристроен в 17 в. ) имел диаметр 11 м, сохранился на высоту 14 м Пахса-утрамбованная глина, материал для глинобитных построек в Передней и Средней Азии.