Скачать презентацию Лекция 35 Крестные страдания и смерть Иисуса Христа Скачать презентацию Лекция 35 Крестные страдания и смерть Иисуса Христа

35 Н.З.pptx

  • Количество слайдов: 13

Лекция 35. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Погребение Иисуса Христа. Лекция 35. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Погребение Иисуса Христа.

Крестный путь Иисуса Христа – Шествие на Голгофу Мф. 27, 31 -32 Мк. 15, Крестный путь Иисуса Христа – Шествие на Голгофу Мф. 27, 31 -32 Мк. 15, 20 -21 Лк. 23, 26 -32 Ин. 19, 16 -17 31. И когда 20. Когда же 26. И когда повели Его, то, захватив некоего 16. Тогда наконец насмеялись над Симона Киринеянина, шедшего с поля, он предал Его им Ним, сняли с Него возложили на него крест, чтобы нес за на распятие. И Него багряницу, одели Иисусом. взяли Иисуса и и одели Его в собственные 27. И шло за Ним великое множество народа повели. одежды Его, и одежды Его и и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. 17. И, неся крест повели Его на повели Его, чтобы 28. Иисус же, обратившись к ним, сказал: Свой, Он вышел распятие. распять Его. дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, на место, 32. Выходя, они 21. И заставили но плачьте о себе и о детях ваших, называемое встретили одного проходящего 29. ибо приходят дни, в которые скажут: Лобное, по. Киринеянина, по некоего блаженны неплодные, и утробы еврейски имени Симона; Киринеянина неродившие, и сосцы непитавшие! Голгофа… сего заставили небольшой холм, находившийся в то время вне городских на 30. тогда начнут говорить горам: падите стен Иерусалима к «Голгофа - Симона, отца нести крест Его. Александрова и слово Голгофа означало —нас! череп; поэтому и место, нас! и холмам: покройте лоб, северо-западу. Еврейское Руфова, идущего с 31. именуемое Голгофой, называлось Ибо если с зеленеющим деревом это также лобным местом. Неизвестно точно, почему Блж. Феофилакт: «Он страдал добровольно, а страждущему добровольно, и притом за поля, нести крест делают, то с сухим что будет? этот холм носил такое название. Думают, что илине слезы, а одобрение и прославление. спасение всего Его. человеческого, приличествуют потому, что он имел вид черепа, или рода 32. Вели с Ним на смерть и двух злодеев. потому, чтовозбраняет им плакать о черепов казненных там людей. внимание на Поэтому Он на нем находилось много Нем, а убеждает их обратить По древнему преданию, на этом же самом бедствияхпогребен прародитель Адам» . был , будущие. Феофилакт: «Ибо еслиоб этихместе поступили. Киринеянине, говоря, чтобудут римляне что «Евангелист Марк «зеленеющим деревом» , полнымкогда женщины беза Иоанн - что был Еп. Блж. бедствия и плакать повествование о Симоне крест Иисусов, жалости онпод Михаил: «Под дополняет говорят, так Симон нес со Мной, деревом влажным, его жизни, Господь разумеет Себя; Блж. Феофилакт: «Первые три чрево носившее, к сожалению, само опять в себя примет варить собственных зеленеющим. Если Евангелист Марк не. Божества, и плодами учения ос детей, и 21). и вечно живущим силой дали пощады, то что будет плодоносным, – народ иудейский. Если Ему, Невинному, сначала Сам Иисус упомянуть отцом Александра и «сухим деревом» вечно. Руфа (15, нес Сам Господь. Поэтому, вероятно, было то инего» . счел необходимым нес крест, а другое: родившееся они своего нашедши на пути Симона, во время написанияесли зеленое дерево достаточно сыновьяхвсех питающих, идет на не возложили на него то есть народу, деревуто, что виновным Симона, то, вероятно, онипричинятиз 20, 47); крест. Ты же заметьсгорело, то с народом? Огнь то чего Иудею (ср. Иез. вам, им Евангелия были и сухому, потом, лишенному в христианском мире. он будет истреблять сухое? » . никакого плода? » . животворной праведности и не приносящему известны послушание: итак, имеющий послушание несет крест Христов. Руф, Симон значитвсякойкакою же силою Полагают, что один из них — тот самый Киринея, приветствие Пентапольским, означает пять в своем Послании к Римлянам (16, 13)» . будучи городом которому Апостол Павел послалчувств, которым надобно нести крест» .

Распятие Иисуса Христа Мф. 27, 33 -37 Мк. 15, 22 -26 Лк. 23, 33 Распятие Иисуса Христа Мф. 27, 33 -37 Мк. 15, 22 -26 Лк. 23, 33 -34, 38 Ин. 19, 18 -24 33. И, придя на 22. И привели Его 33. И когда пришли 18. там распяли Его и с Ним двух других, по место, называемое на место, ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Голгофа, что Голгофу, что называемое 19. Пилат же написал и надпись, и поставил значит: Лобное, там на кресте. Написано было: Иисус Назорей, место. распяли Его и Царь Иудейский. 34. Блж. Феофилакт: «Много родов смерти. Но Христос20. Эту надпись читали многие из Иудеев, и дали Ему пить 23. И давали Ему злодеев, одного по умирает посредством креста, чтоб Блж. Феофилакт: «Место называлось лобным потому, что, как говорит предание отцов, уксуса, пить вино со здесь погребен чрез которое правую, авсе мы умерли, так должно, чтобы во Христе в Адаме другого потому что место, где был распят Иисус, древо освятить, был Адам: как мы прокляты были, и благословить все: и небесное, что смешанного с смирною; но Он по левую сторону. было недалеко от города, и написано было ожили. . . чтобы, где совершилось и подземное, что обозначается чрез подножие, обозначается верхнею частью креста, -падение чрез древо, там же совершилось и желчью; и, не принял. 34. Иисус же по-еврейски, по-гречески, по-римски. Зигабен: «Иудеи постаралисьвосстановление Христа вместе с разбойниками для того, распять Иисуса чрез древо» . и пределы земли, как восточной, так и западной, что обозначается поперечными отведав, не хотел 24. Распявшие говорил: Отче! 21. Первосвященники же Иудейские сказали чтобы вследствие одинаковойтого им, ибо не Пилат прибил над Господнею главою, казни которую Пилату: не креста, чтоб, распростерши Прп. Исидор: Его делили на дощечке, дурная слава разбойников омрачила Его славу, что «Надписью частями креста; а вместе и для простиумирает посредством пиши: Царь Иудейский, но но Он пить. слава Его так просияла, что хотя на крестевознесен буду, Я Царь Иудейский. (Ин. 12: 32). то время, когда Господа, и собрать висело трое в вся привлеку 35. исполнилось словоруки, Его, сказавшего: евангелистов, когда этот говорит, совершились Распявшие же одежды призватьслыша аще чад Божиих расточенных» . к Себе Господу Блж. Феофилакт: «Не смущайся, знают, что делают. говорил: что страшные знамения, сей надписи. И делили одеждычто спасительное страдание совершено Христу, – и Он не написал, то написал. Посему, Иисуса привелижребий, приписали это Иисусу. Пилат отвечал: винотолько не навлек «Когда читаемое в однако все давало видеть, пить, по св. Марку, что я со смирною, а по на Голгофу, то дали Ему Его делили бросая 22. был принесен уксус с желчью; Марк - что было принесено вино со смирною; а Иоанн - уксус с на Себя через за одну Иудею, но Его, бросая жребий. 23. Воины же, когданих привлек к вере в разбойников, а – напиток, одного из распяли напротив, одуряющий и притупляющий не это дурной славы и за всякую еллинскую и варварскую страну» . Иисуса, взяли св. Матфею, уксус, смешанный с желчью. Это одежды Его, и иссопом. Многими делаемо было многое, как бывает в беспорядочной толпе, кому желчью Феофилакт: что взять. делает эту надпись, с одной стороны, для того, чтобы Блж. и все ухищрение иудеев обратил на главу их самих и отца их диавола» . «Пилат Себя бросаячувство, который давали осужденным на Ним одежды Его и разделили на четыре части, жребий; 25. Был час 38. И была над казнь через распятие, чтобы несколько когда каждыйиудеям за то, поэтомуне послушались его, один принес вино, а другой - уксус с отомстить делает иное: что они надо думать, что и показать злобу их, по которой 36. и, уменьшить мучительность страданий. Римляне называли его по части, и хитон; хитон же сидя, третий, и распяли надпись, каждому воину «усыпительным» . По желчью» . с другой, для того, чтобы защитить они восстали против своего собственного царя, а был не сшитый, а весь тканый сверху. стерегли Его там; Его. еврейских раввинов, это было вино, в которое подбавлялась смола, написанная свидетельству славу Христа. Они распяли Его с разбойниками, желая обесчестить другу: не станем 37. иблагодаря чему вино помрачало сознание осужденного и тем облегчало для него муки. поставили 26. И была словами 24. Итак сказали друг имя Его. Пилат объявляет, что Он был не разбойник, но Царь их» . над головою – одиннадпись вины раздирать его, а бросим о вина смолой Смирна Его из видов смолы, греческими, и указывает св. Марк. Приправанем жребий, чей почему ее надпись, крайне Его: Царьгорький вкус, почему св. Матфей — да сбудется «желчью» , Писании: Зигабен: делом Богоматери; он был в а вино, давала «Этот хитон, по преданию Отцов, был будет, называет ее реченноесоткан с Блж. Феофилакт: едкий сомнения, римскими и «Без и и здесь является таинство. Тело Господа соткано свыше, означающуюверху, пришел иочевидно уже скисшее, иназывает «уксусом» . принял основании и еврейскими: Сей самого вину т. е. ткань как сила Всевышнего осенила разделили до ног. На этом долу и об ибо Дух Святый Иудейский. начиналась от шеи шла вплоть ризы Мои между собоюсущее Деву. Ибо, хотя Он Псалом 21: 19 Его: изъясняют его аллегорически, говоря, что воспринятая от Богоматери только плоть Сей есть Иисус, есть Царь одежде Моей бросали жребий. Так падшее естество человеческое, но Плоть Божественная образована и соткана в целости Свт. Киприан Карфагенский: «Может быть, Иоанн, поступилиоб этом сохранении свышней сообщая воины. Царь была соткана свыше, т. е. с неба имела соткавшее ее Божество, или – была соткана Иудейский. благодатью Святаго Духа. Итак, Святое Тело Христа, разделяемое и раздаваемое в хитона Христова, хотел этим указать на необходимость единения Церкви Христовой» . Богом, а не человеческим семенем» . четырех частях мира, пребывает неразделимо» .

Мф. 27, 33 -37 Мк. 15, 22 -26 Лк. 23, 33 -34, 38 38. Мф. 27, 33 -37 Мк. 15, 22 -26 Лк. 23, 33 -34, 38 38. Тогда распяты с Ним два разбойника: 27. С Ним распяли двух один по правую сторону, а другой по разбойников, одного по правую, а левую. другого по левую сторону Его. 39. Проходящие же злословили Его, кивая 28. И сбылось слово Писания: и к головами своими злодеям причтен. 35. И стоял Блж. Феофилакт: «Для оклеветания Христа распинают с Ним двух разбойников, народ и дабы и 40. и говоря: Разрушающий храм и в три 29. Проходящие злословили Его, смотрел. Насмехались Он признан был таким же беззаконником, как те. Но они были образом двух народов дня Созидающий! спаси Себя Самого; кивая головами своими и говоря: э! же вместе с ними и иудейского и языческого, ибо оба были равно беззаконныи впоносили Христа, подобно как и три дня если Ты Сын Божий, сойди с креста. разрушающий храм, начальники, говоря: и разбойники сначала поносили оба. Потом же один, познав Его, исповедал Царем. Так и 41. Подобно и первосвященники с созидающий! других спасал; пусть языческий старейшинами и книжниками и народ исповедал Христа. Другой же разбойник, сойди со народ, Себя Самого, 30. спаси Себя Самого и иудейский спасет продолжал хулить» . фарисеями, насмехаясь, говорили: креста. если Он Христос, 42. других спасал, а Себя Самого не может 31. Подобно и первосвященники с избранный Божий. Блж. Феофилакт: «Дьявол же понуждал говорящихнасмехаясь, Божий, сойди со креста» «если Ты Сын спасти; Максим Царь Израилев, пусть книжниками, 36. Также и воины Прп. если Он Исповедник: «Разбойники понимаются как наше естество, разделяе
мое на с тою целью, чтобы Христос, быв раздражен, сошел содругих спасал, ругались над Ним, креста и чтобы нарушил дело теперь сойдет с креста, и уверуем отношении же каждого человека разбойники понимаются говорили праведников икрестом. Но. В в Него; есть Сындругу: послушался врага, дабы и ты спасения Бога; пусть теперь избавит а Себя не может спасти. всех грешников. Христос Божий и не 43. уповал на подходя поднося 
множеством способов: слушаться ухищрений дьявола, но
и тело, и как плотскоебы ведь понимаются они и как душа - творить добро, ихотя и Его, научился, что не должно также Яи 32. Христос, вожделение, и как мир. Ему уксус если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: 
 как гнев и Царь Израилев, пусть чувственный и духовное мудрование, алюди и имели о тебе худое мнение» . Божий Сын. сойдет теперь с креста, чтобы мы 37. и говоря: если Ты мир
умственный, и как Закон писаный и Закон благодати» . 44. Также и разбойники, распятые с Ним, видели, и уверуем. И распятые с Царь Иудейский, поносили Его. Ним поносили Его. спаси Себя Самого. Свт. Иоанн Златоуст: «хулили: и разбойники оба поносили и хулили Его. Но как же Лука Блж. Феофилакт: «Это диавол говорит чрез них. Как на кровле храма (Лк. 4, 9), так и здесь говорит, что один из разбойников поносил Его? И то, и другое было; сперва хулили оба, а он это говорит, завидуя спасению чрез крест и желая всеми возможными хитростями после не так уже. Чтобы ты не подумал, будто бы это произошло по какому-то пресечь оное» . согласию, или что разбойник не был разбойником, - евангелист его ругательством доказывает тебе, что сперва на кресте был разбойник и враг, но внезапно изменился» .

Покаяние благоразумного разбойника Лк. 23, 39 -43 39. Один из повешенных злодеев злословил Его Покаяние благоразумного разбойника Лк. 23, 39 -43 39. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 40. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 41. и мы осуждены справедливо, вероятно, оба злословили Его; анашим приняли, них, Блж. Феофилакт: «Сначала, потому что достойное по делам потом один из а Он ничего худого не сделал. который поблагоразумнее, познал благость и Божество Иисуса из тех слов, кои Он 42. И сказал распинателей, говоря: «Отче! прости им» . Вразумленный. Твое! словами, изрек за Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие сими 43. И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. тот, кто «вспомяни обо мне, Господи, когда будешь царствовать. Он не просит Аверкий: прежде злословил Иисуса, признает Его истинным Царем, заграждает уста другому разбойнику» . славы и и, кажется, но молит о самом меньшем, как хананеянка, - нам блага Блж. Феофилакт: «Иные спросят: когда Господь говорит разбойникужелавшая «Еще иные, блаженства, весьма удачно, объясняют это так: обещанные «Ныне же получитьжизньбы крупицу от трапезы в оный, а Царство Небесное, почему мыне будешь со Мною в раю» , то как после сего Павел сказал, что никто изисповедание суть не хотя в раю или возвращение Господней. Это удивительное святых и ярко свидетельствовало ослышал. И одни отвечают: апостол не. Страждущего, Аверкий: «Очевидно он силе веры а и жизнь райская. И не говори мне никто, получил обетования (Евр. 11, 39)? плачнетерзания разбойника. о женщин, молимся: «да приидет Царствие Твое» , покаявшегося иерусалимских всех святых измученного, умирающего то же. Ибо Царем, быть может коих он перечислил. сопровождавших Господа наон признает благ Царствия нипридет него впечатление выразился, Царствие одно и. Голгофу; произвела, который тех, на в Царствие Свое, что рай и что они не получили обетования, но только о глаз не видал, ни ухо не Господом, на сердце оснует это не ещезадумался он исповедание, которое глазом надпись, Который на кресте Господа, не наследовал жизни в раю; но поскольку Другие говорили, что и разбойник приходили такое 2, 9). А рай и врагов Господа: слыхало, и сделаннаячеловеку они. Царство. Это (1 Кор. над словами виден был не под силу былои ухо оближайшим бытьи отнюдь неложно, получил «рай» , была ныне же «иных спасал» , немможет ученикам Господа, проповедью о Христе но страждущем обещание Господа слышало. Поэтому. . . разбойник поэтому и сказано: получил Адама, даже но непреложно важнейшей не вмещавшим мысли о не для него Мессии. Несомненно тут и тогда, когда получат и все такие совесть в нем молитва Христова об. Ибо оноеособое действие благодати те, коих озарившей будешь со Мною в раю. же есть, говорят, в речах Так или иначе, нообороты, в коих «Царствия» ; получит Его врагах-распинателях. Господа и Божией, перечислил. . . сильноо будущем в раю илипобоялся средине только насмешек открытоизречение, в заговорила, и он не был примером и поучением искажают это выступить Он разбойника, дабы онв Царствии, и хулений Иныено и родам и народам» . разбойник хотя выражается как о случившемся. и он, всемвсе исчисленные Павлом, защиту Господа. Мало того, в его душе произошел такой решительный перелом, именно: после «ныне» ставят знак препинания так, чтоб выходила такая речь: однако же он не наслаждается всецелым обладанием благ» . что он, ярко тебе ныне, а потом распятого Господа, как Мессию» . истинно говорю выражая свою веру впродолжают: будешь сов. Мною в раю» .

Богоматерь у Креста Ин. 19, 25 -27 25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его Богоматерь у Креста Ин. 19, 25 -27 25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. 26. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. 27. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Зигабен: «так как Иосиф обручник и Клеопа были братья, а у евреев издыхания Блж. Феофилакт: «Он печется о Матери, научая нас до последнего был обычай называть сестрами и жен братьев потому. На родителей, препятствующих в деле прилагать всякое попечение о родителях. только, что мужья их были братья, то евангелист здесь назвал сестрою Богоматери только о таких, которые Иосиф и богопочтения, не должно обращать внимания, а родственницу Ее. не Клеопа – мужья их и были родныезаботиться. Так и Он, поелику Сам отходит от препятствуют, нужно всячески братья, а Богоматерь и Мария – жены их, были жизни, и Матери естественносестрами по свойству» . покровительства, поручает было скорбеть и искать попечение о Ней ученику. Итак, ученик сей взял Марию к себе, ибо Чистая вверена чистому» . Блж. Феофилакт: «здесь мнимая дочь Клеопы называется сестрою Богородицы по родству. - В евангелиях являются четыре Марии: одна - Богородица, которую называют Матерь Иакова и Иосии, ибо они были дети Иосифа, родившиеся от первой его жены, может быть, жены Клеоповой. Богородица называется Матерью их, как мачеха, ибо Ее считали женою Иосифа. Другая - Магдалина, из которой Господь выгнал семь бесов; третья - Клеопова, и четвертая - сестра Лазаря» .

Смерть Иисуса Христа Мф. 27, 45 -50 Мк. 15, 33 -37 Лк. 23, 44 Смерть Иисуса Христа Мф. 27, 45 -50 Мк. 15, 33 -37 Лк. 23, 44 -46 Ин. 19, 28 -30 45. От шестого же часа тьма 33. В шестом же часу 44. Было же около была по всей земле до часа настала тьма по всей земле шестого часа дня, и девятого; и продолжалась до часа сделалась тьма по 28. После того 46. а около девятого часа девятого. Прп. Иустин: «Богообразные существа, люди, с ума всей земле до часа Иисус, зная, что уже Глатков: «Тьма, о которой свидетельствуютвозопил сшедшие грехолюбием, распинают возопил Иисус громким 34. В девятом часу Евангелисты, была явлением необычайным; девятого: все совершилось, Бога, осмеивают распятого Бога. Может ли быть большее падение? А «мертвая» если же Или! лама голосом: Или, принять во внимание, что за тьмой последовало землетрясение, сбудется Иисус громким голосом: 45. и померкло да что камни природа? Она всем существом умершие святые воскресли, этого. ьмой покрывает себя своим протестует против то надо признать в этих гробниц расселись и многие савахфани? то есть: Боже Мой, Элои! ламма солнце, и завеса в Писание, говорит: вся землядля чего Ты Меня тем, что чудесноезначит: Богом во раздралась бы желая скрыть от стыда перед савахфани? — что проявление воли Божией» . жажду. люди сделали с знамениях особое Боже Мой! храме плоти. Как это постыдное зрелище от неба и небесных по средине. себя самой» . стоял сосуд, оставил? Боже Мой! для Сил. Да и от 29. Тут 47. Некоторые изтьме и землетрясении свидетельствуют не однивозгласив. Евангелисты. 46. Иисус, только полный уксуса. «Об этой стоявших там, чего Ты Меня оставил? Блж. Феофилакт: «Тьма эта была вселенскою, а не частичною, как, например, в Египте, слыша. Аверкий: «Этот вопль, конечно, тосковал пред крестом, показывая естественно это, Феофилакт: «Грех человеческий Меня со всех сторон окружает, осаждает, атакует и Илию 35. Некоторые громким Историк Евсевий приводит следующую выписку Творца но только Воины, напоив Прп. Блж. говорили: что тварь соболезнуетиз воплем отчаяния, и голосом, выражением Иустин (Попович): «как скорбел и не был стоявших из сочинений Флегонта времен дабы явно было, страданию что отступил от иудеев зовет Он. тут, услышав, говорили: вот, «для Защити в руки оставил» , - и сказал: Отче! меня от этойсолнца, глубочайшей мучит, «На четвертом году 202 -й Олимпиады Ты Меня уксусом губку того, свойственную нам ударяет, убивает. Где Ты, Господи? чего было теперь жертва непрестанно бьет, скорби боязнь, так теперь говорит: чтобы увидят затмение страшной императора Адриана: души Богочеловека. Для с неба, пусть искупительная солнце свет. Иудеи, требующие 48. И тотчас побежал один иззла. Я, видеть знамения Илию зовет. Иисус, к жизни. Ибо мукидо Поэтому вследствие предаю дух наложив на совершилась, свойственную нам былвремени; в шестом был от древа в шестойэтого, силы «Набольшое из языке слово Илия чтобышестой каквсеа. Ончасу дня была ночь, такичто человеческого всех известных того в Богочеловек обнаруживая необходимо было, любовь чувствую Твоивкусил самого дна всю от иссоп, «Елиагу» . воистину человек час, самое еврейскомкак человек созданпроизносилось день, испил рода человеческогочашу помраченное! Так греха и них, взял губку, оставленность рода человеческого Тобой из-за этого. Каждый изподнеслинеустам и 36. А один побежал, Мой. И, сие сказав, Зигабен: были слова был голос, Об этом же необыкновенном солнечномлюдей, к чувствую час «Какой этокроме греха. этого потребовалось, чтобы распятый Иисусгрешный всю наполнил человеческих подобен нам во на небе Господь, Элои некоторые подумали, руце Иисуспредаю дух Мой. сходства этого всем, созвезды» . воссозидая некоторые понимали видны ядения, - то словом это показал Лука: Отче, в что Твои что Спаситель, затмении ибо это наложив на страданий. Для Впрочем, человека и, врачуя дух. так, зовет на помощьк уксусом грешный, начиная с Адама, все они во слышали наши знали, Я падение, пригвождается и, трость, наполнил все Мне, Я их и, уксусом Его. Возопил громким голосом, единения коим души ношу оставил взял насмешкам над Ним. чтобы губку «для Отцом. Весь гневнародвиудейский, грехи. Как до самой смерти силу Блж. Феофилакт: «Это первый. Господа послужил и всеиспустил о Божий, который, в Оних голос, с Богом чего Ты в себе, что к на себя всетак какк удостоились свободы, их Отче, самый чувствовал радостии греческий шестой Фаллос. шестой час» . нем своих письмах принимая на Себя лицо вопль говорит: пророка Илию. Поэтомуиудеев, в историк день и в новым поводом свидетельствует Своего Вспоминает давал беспомощно. Отцом, вседреву предаются Отцу. Ибо допротивен, предалось. Когда жеимел Ему диавол наложивна Него не оно все поддалось и и чтобы диавол на трость, был называл Бога естество должен был излитьсяпредан был погибели? » » . 30. видели, что возлагал Ареопагит, на грешное человечество, теперь иудеи человеческое, посколькутогда перед пришествием Мессии Как уже непить; держит, но этой состояла витом, чтоеще бывший язычником» . как. Иисус они такой грех идавал Ему смерти Христовой греху. бы Божественной правды, Дионисий чтоб сделал он Аполлофану св. 49. Язвительность власти, его Ему пожелал. Наконец, призывается громким вкусил. Онвсех и за а умер по Своей насмешкиуслышав, Я это чувствую всем существом; чувствую для смерть, другие говорили: постой, когда пить, говоря: постойте, говорит, подумал, что уксуса, «Стоявшийегососредоточился натехчто. Христе, и предал дух оставил Его» . жаждепросит у креста воин, смерть! над Господом, Бог как бы Свой не всказать: рукимоей безвыходно Он Блж. Иероним: над. Илии. Насмехаясь пор, что-то «И это В в большое правомучение исовершилось так, как Сын они как бы хотели ад, голосом Отца, душами, но с одном но ожидали прихода Илиясовершилось дело Иисус исполнилось пророчество: сказал: вот Он и посмотрим, придет ли сосуду с уксусом и, наполнив. Себе, и каждый из них. Иисусу. Очевидно Тебе: посмотрим, придет ли Илия «совершишася» , т. е. : (Пс 68: 22). Сделал. Мессии, предопределенноев насмешку, как бы в пить, побежал к я дерзающаялюдей, еще вполучили понес– Мессия, всех, и еще, меня укусом поруганный, все в это, какгубку, была позвана» . и зовет Илию Себе напоили распятый и их, всех и подойти, думает, чтои прежде аде им делали Он ее теперь вместо всех; не всех содержащиесяношу если бы не свободу» . к вопиет из Меня к это спасти Его. кислое. Мой! для чего снять Его. оставилъ? человеческого рода и воинов, вособенно в совершилось! Совете Божием, –которое былоискуплениеслужила увеличением муках, которые И, Боже Мой, Боже Его, или – чтобы. Меняобыкновенным питием римских. Его страдания» . меня Ты горечь уксуса оставил в смерти, в ее было облегчая вино, совершилось же, возгласив 50. Иисуспленил грех. И теперь, 37. Богом через смерть Мессии. за всех них и вместо всех них, и опять возопив преклонив главу, с Иисус на помощь» . вверг и же, погоду. Но первосвященники остановили его: «Постой! не давай Ему пить! Он жаркую примирения еговот, Я, человек Иисус, молюсь Тебе громким голосом, Боже Мой! для чего Ты Меня оставилъ? на милость и немилость смерти и греху. предал дух. вопию: Боже Мой, испустил дух. громко, испустил дух. зовет Илию, на него надеется; так подожди же, посмотрим, придет ли Илия спасти Уничтожь смерть и грех, и я буду вечно Твой, Господи, Боже мой! Уничтожь смерть и грех Моей Его» » . добровольной и человеколюбивой смертью, ибо Я ради них и за них предаю Себя на смерть, чтобы смертью попрать смерть, и избавить род человеческий от рабствования смерти и греху» .

Мф. 27, 51 -56 Мк. 15, 38 -41 Лк. 23, 47 -49 51. И Мф. 27, 51 -56 Мк. 15, 38 -41 Лк. 23, 47 -49 51. И вот, завеса в храме раздралась 38. И завеса в храме раздралась 47. Сотник же, видев надвое, сверху донизу; и земля надвое, сверху донизу. происходившее, потряслась; и камни расселись; 39. Сотник, стоявший напротив прославил Бога и 52. и гробы отверзлись; и многие тела Его, увидев, что Он, так возгласив, сказал: истинно Аверкий: «Это символизировало собой прекращение Ветхого Завета и открытие Нового Зигабен: «Землетрясением и расселинами в камняхсказал: Христос показал, что Онбыл бы усопших святых воскресли испустил дух, Иисус истинно человек этот мог Завета, который отверзал людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное» . 53. Своих противников погребсти и зарыть в земле, был Сын Божий. этого сделать по Своей и, выйдя из гробов по воскресении Его, Человек Сей но не пожелал праведник. благодатиград и явились многим. 40. Были тут и были уверовать и прославиться…» . и ради тех из них, которые должны женщины, которые 48. И весь народ, вошли во святый 54. Сотник же и те, которые «завеса» храма «раздирается» . между ними Блж. Феофилакт: «И с ним стерегли смотрели издали: Господь что сшедшийся на сие Прп. Феофилакт: «Стихиивсе бывшее, была и Мария Магдалина, иэтим показывает, что Блж. видя землетрясение «тела усопших святых восстают из гробов для свидетельства: Страждущий Иисуса, Иустин (Попович): не тогда поколебались, свидетельствуя, римлянам, попраноесть зрелище, видя и Святое Святых уже и будет недоступно, ноцарство смерти ивгреха уничтожено. И предано будет что смертью Богочеловекавоистину побеждена, Творец, весьма и говорили: смерть то, вместе с тем и Мария, наступит меньшего устрашились показываяеще Он показывает, что мать Иаковаизменениеи делах. И камни, то происходившее, осквернено. Или завеса, разлучавшая нас со еще: что смерть не в состояниичто раздираетсясемя истины, и умерщвленные уничтожить человеческое существо» . бия себя Онесть. Сын Божий. сердца язычников, расторглись и приняли был каменные Иосии, и Саломия, возвращался, святыми, живущими на небесах, то есть вражда и грех» . грехами восстали и вошли во святой которые и тогда, как Он был в грудь. 55. Блж. Феофилакт: смотрели издали вследствие вышний Иерусалим, ви явились многим, Там были также и «Язычник-сотник 41. град, в знамений верует вместе с бывшими при ходящим широким путем» . многие иудеи же, слушавшие закон иза Галилее, следовалиневерующими: 49. Все же, знавшие Его, нем; женщины, которые следовали пророков, остаются за Ним и таково злочестие! Иисусом. Иероним: «Храмовая завеса разодралась Ему, и другие многие, скрытые таинства из Галилеи, служа Ему; служили и открыла все прежде и женщины, Блж. Сотник этот впоследствии сделался мучеником за Христа» . Мученик Лонгин (память 16 56. между ними были Марияк. Магдалина и вместе с Ним силы, некогда предстоявшие в храме, из следовавшие за Ним закона, и они перешли язычникам. . . ангельские пришедшие в октября). Блж. Феофилакт: Иосии, и мать Мария, мать Иакова и «воскресение мертвых, случившееся при кресте Господа, давало знать Иерусалим. Галилеи, стояли вдали тогда воскликнули: Уйдем из этого жилища» . сыновей. Иероним: «Эти великие знамения во аде. Воскресшие тогда явились многим, прочее и смотрели на это. об Зеведеевых. Блж. освобождении душ, находившихся совершились, чтобы и земля, и небо, и все дабы случившееся не показалось мечтою; воскресли же что ради знамения; и прочее опять что Зигабен: «Раздранием завесызавеса означала, они землетрясение Божественная Бог мне кажется, показало распятие Господа Своего. А показал, чтоговорят, упразднение и явно, законной, а Блж. Феофилакт: «Раздираемаясобытия взираютот храма отступила буквы являются Свт. Иоанн Златоуст: «На эти говорят, что они воскресли после воскресения Христа и в жены, особенно сострадательные и умерли. Впрочем, внутреннее его, т. е. некоторые благодатьверующих, которые первоначально были сделается длямертвых, анекоюи всех доступным образами ичто раскроется усердие! Святое Святых Ним, гробамбуквою, как после, также то, что сетующие. Смотри каковоумирали. Не. Они следовалиподобнычтобы прислуживать Ему, и их все законное, что прежде закрывалось за это быть принято» . знаю, при нашествии римлян. видимым, другой раз не оставив прежниеот исполнилось впоследствиидолжно ли ясным теперь, исполнившись на завесою, - ичто и Него даже среди загадочное, станет они и видели Самое же лучшее все, прежде неясное и опасностей. Потому не отлучались пороки заблуждений и смягчив жестокосердие, признали Его Спасителем» . все: видели, как Он толкование: так как внутренняя сторона завесы служила образом неба, а внешняя – Христе. Можно и то сказать, что как был обычай у иудеев в случае богохульства возопил, как испустил дух, как камни расселись, и все прочее. И они первые видят Иисуса, образом земли, то раздрание завесы означало то, бы скорбя о смерти Бога, разорвал что уничтожена преграда между раздирать презираемый, пол первый наслаждается этот, столь одежды, так теперь и храм Божий, как созерцанием благ. В этом особенно небом и землею, т. е. вражда между Богом и человеком, и что небо стало доступно для одежду свою, завесу» . видно их и мужество. Ученики убежали, а эти жены присутствовали» . людей, потому что Иисус Христос, уничтожив эту преграду, возобновил нам этот доступ. Вообще же все совершившееся служило знаком гнева Божия, который обличал бесстыдство иудеев и предсказывал их погибель» .

Ин. 19, 31 -37 31. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы Ин. 19, 31 -37 31. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. 32. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. 33. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 34. но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. 35. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. 36. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. 37. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили. Это было предуказано в кн. Исход 12: 46: Пасхальный агнец, прообразовавший Господа Иисуса Христа, должен был быть снедаем без сокрушенияместе Иегова в лице Мессии Место заимствовано из кн. пр. Захарии 12, 10. В этом костей, а все оставшееся должно было быть предано и этот представляется, как пронзенный народом своим, огню. самый народ при взгляде на пронзенногоснятие Иисуса с креста происходило. Ним покаяние. Втор. 21, 23: рыданием. Оно Поспешное представляется приносящим пред по указанию с плачем и «. . . тело его не прикровенно указывают на обращение в тот же ко Христу пророчества. Богом всякий, должно ночевать на дереве, но выдумкиего Израиля день, ибо проклят времен, которое Зигабен: «Смотри, как чрез погреби иудеев исполняются в конце перед. Здесь зараз предрекает ап. случайно истекли эти повешенный на дерево, и незначения и далее говорит евангелист. Хотя не но – потому, Свт. исполняются два пророчества, как не. Павел в Рим. 11, 25 -26. источники, сокрушили в Иоанн Златоуст: «Не без оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе что из того и другого составлена иудеямудел» . знают посвященные в таинства: водою голеней Иисуса, однако же в угоду Церковь. Это пронзают Его, и вытекает кровь и вода. И это они возрождаются, а кровию и плотию питаются. Так, отсюда поругание свое начало удивительно. Они думали наругаться и над мертвым телом, но получают обращается таинства; и потому, когда ты приступаешьчудо» . им в к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра» . Аверкий: «Излияние воды и крови из прободенного ребра Христова есть знамение того, что Христос сделался нашим Искупителем, очистив нас водою в таинстве крещения и Своею Кровью, которой напояет нас в таинстве причащения» .

Семь слов на кресте 1. Молитва за распинателей «Прости им. Отче, ибо не ведают, Семь слов на кресте 1. Молитва за распинателей «Прости им. Отче, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23: 34) 2. Обещание благоразумному разбойнику райского блаженства «Днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23: 43) 3. Усыновление ученика матери «Жено, се сын твой. . . се мати твоя» (Ин. 19: 25 -27) 4. Вопль богооставленности «Боже Мой, вскую Мя еси Оставил» (Мф. 27: 46; Мк. 15: 34) 5. «Жажду» (Ин. 19: 28) 6. «Совершишася» (Ин. 19: 30) 7. Обращение к Отцу «Отче, в руце Твои предаю Дух Мой» (Лк. 23: 46; Мф. 27: 50; Мк. 15: 37)

Погребение Господа Иисуса Христа Мф. 27, 57 -66 Мк. 15, 42 -47 Лк. 23, Погребение Господа Иисуса Христа Мф. 27, 57 -66 Мк. 15, 42 -47 Лк. 23, 50 -56 Ин. 19, 38 -42 57. Когда же настал 42. И как уже настал 50. Тогда некто, именем 38. После сего Иосиф из вечер, пришел вечер, — потому что была Иосиф, член совета, Аримафеи — ученик богатый человек из пятница, то есть день человек добрый и Иисуса, но тайный из Аримафеи, именем перед субботою, — правдивый, страха от Иудеев, — Иосиф, который 43. пришел Иосиф из 51. не участвовавший в просил Пилата, чтобы также учился у Аримафеи, знаменитый совете и в деле их; из снять тело Иисуса; и Пилат Иисуса; член совета, который и Аримафеи, города позволил. Он пошел и снял 58. он, придя к сам ожидал Царствия Иудейского, ожидавший тело Иисуса. Пилату, просил тела Божия, осмелился войти к также Царствия Божия, 39. Пришел также и Зигабен: «Упомянутые жены, следуя за погребающими, сидели против гроба и смотрели, Иисусова. Тогда Пилату, и просил тела 52. пришел к Пилату и Никодим, — приходивший где и как полагалось тело, чтобы, возвратившись и приготовив благовония и масти, — Пилат приказал Иисусова. просил тела Иисусова; прежде к Иисусу ночью, отдать тело; ими и умастить тело. Когда Иисус Христос был погребен, наступил уже вечер, в 44. Пилат удивился, что 53. и, сняв его, обвил и принес состав из смирны осыпать 59. и, взяв тело, Он уже умер, и, призвав плащаницеюко положил его и алоя, литр около ста. который нельзя было идти и гробу» . Иосиф обвил его сотника, спросил его, в гробе, высеченном в 40. Итак они взяли тело чистою плащаницею давно ли умер? скале, где еще никто не Иисуса и обвили его 60. и положил его в 45. И, узнав от сотника, был положен. пеленами с благовониями, Свт. Иоанн Златоуст: «Для чего они сидят здесь? Они ничего еще не знали о Нем должным новом своем гробе, отдал тело Иосифу. 54. День тот был пятница, и как обыкновенно образом, ничего не представляли великого и высокого. Потому принесли они и. Иудеи. и при который высек он в 46. Он, купив плащаницу наступала суббота. погребают миро, скале; и, привалив «Преждечтобы, скрывался, теперь же дерзаети великое дело, положив 55. Последовали также иудеев, приступить и Блж. гробе бодрствовали, Иосиф когда утишится неистовство на 41. На том месте, где Он Феофилакт: и сняв Его, обвил Блж. Феофилакт: «Иосиф был человек весьма знаменитый и по своей знаменитости известен большойсвою за. Его. Видишь лии приняв на жен? столь тяжкую борьбу со всемиих? Видишьсаду плащаницею, в намастить к Видишь душу камень. Подумав, что гневи положил женщины, пришедшие с любовь был сад, иуже Учителя мужествоукротился, ли пламенную распят, Иудеями. ли и гроба, Пилату. Тело. Его во гробе, который был Иисусом когда ненавистный для них Иисус Как иудеев себя двери из Галилеи, и гроб новый, в котором щедрость в издержках самую великий. Иосиф безбоязненно приходитиирешимость на и как смерть? » . великолепное дар, дает ему Пилат Тело. Ибо Тело Христа, как мятежника умерщвленного, распят, вместе с Никодимом совершает не был положен. удалился. высечен в скале, и смотрели гроб, еще никто должнообразноне представлялипогребенным. Впрочем, будет обновление от смерти было привалил каменьнечто Нем ничего Божественного, будучи богатым, Иисуса быть брошено к двери полагалось тело Его; Иосиф, 42. расположены к Нему 61. Былановый. Оба они показывал то, об чрез гроб Господень погребение. а Там положили «Гроб же там возможно, человеку, потому что приносят такие благовония, его, преимущественно Мария Магдалина и золота дал Пилату. Получиввозвратившись же, которые пятницы Иудейской, 56. Тело, Иосиф чествуетради положив в новой только как кчто и гроба. и тления, и в нем мы все обновимся» . другаягробнице, в которой никогда никто не приготовили благовония и потому что гроб был Мария, 47. Мария же Магдалина имели силу надолго сохранять тело ибылдавать ему скоро предаться тлению» . не положен. И это было по промышлению которые сидели по и Мария Иосиева масти; кто-либо, что вместо Его воскрес другой Божию, чтобы воскресении злодеями, но Он и в субботу остались близко. Ис. 53, 9: «Ему назначили гроб со. Господа не сказалпогребен у богатого, потому что не сделал против гроба. смотрели, где Его в покое по заповеди. мертвец, погребенный там прежде Его» . полагали. греха, не было лжи в устах Его» .

Запечатывание камня в гробницу Иисуса Христа Мф. 27, 62 -66 62. На другой день, Запечатывание камня в гробницу Иисуса Христа Мф. 27, 62 -66 62. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63. и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64. итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать. «В Феофилакт: «В то время как закон повелевал, чтобы в день субботы никто не Блж. распоряжении членов синедриона находилась на время праздников стража из римских воинов, которой они пользовались для собираются к иноплеменнику Пилату, двинулся с места своего, - беззаконные иудеи охранения порядка и спокойствия, ввиду громадного стечения народа из вследствие то, злобы Пилат предлагает учил Аверкий: «Первым обмано» они. Они всех стран всвоейчто Господь Иисус Христосим, к о вместо законного собрания. называют здесь. Иерусалим. побуждаются прийти использовав эту стражу, а последним по Божию проповедь о Нем, Себе, как ои утвердить гроб, однако это было обманом –промышлению, дабы о Пилату Сыне Божием, Мессии, сделать все так, как они сами хотят» . как восставшем совершилось при свидетелях - врагах - и тогда, когдаони боятся больше, и воскресение из гроба Победителе ада и смерти. Этой проповеди гроб был запечатан в этом они правы были, что показала и вся дальнейшая история распространения и охраняем» . христианства» .

Домашнее задание Прочитать следующие отрывки: • Утро первого воскресного дня (Мф. 28, 1 -15; Домашнее задание Прочитать следующие отрывки: • Утро первого воскресного дня (Мф. 28, 1 -15; Мк. 16, 1 -11; Лк. 24, 1 -12; Ин. 20, 1 -18). • Вечер первого воскресного дня (Лк. 24, 12 -49; Мк. 16, 1214; Ин. 20, 19 -24).