32 Н.З.pptx
- Количество слайдов: 10
Лекция 32. Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками.
Наставление учеников в Сионской горнице Ин. 13. 31 -38 31. Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. 32. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. 33. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, Свт. Иоанн Златоуст: « Этим Он ободряет поверженные в уныние души учеников и куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь. убеждает не только не сетовать, но даже радоваться. Быть преданным смерти и 34. Заповедь новую даю вам, да любите друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите Свт. Иоанн Златоуст: «показывает, что Его смерть есть преставление и переход к победить смерть – это действительно великая слава» . друга. месту, куда не допускаются тела, подверженные тлению. Говорит же это для того, 35. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Зигабен: «Древняя заповедь повелевала любить ближнего, как самого себя, а эта Блж. Феофилакт: «иной мог спросить: Господи! почему Ты выдаешь любовь за новую чтобы и возбудить в них любовь к Себе, и сделать ее более пламенною » . 36. Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не Блж. Феофилакт: « Он прославился чрез чудеса, совершившиеся на Кресте, именно: когда повелевает любить больше, чем самого себя, потому что Иисус Христос так возлюбил заповедь, когда мы знаем, что любовь заповедана и в Ветхом Завете? Прибавляет: «как Зигабен: «Так как истинный ученик подражает учителю, то действительно можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. солнце померкло, камни распались, завеса раздралась, и все прочие знамения нас, что и Самого Себя не пощадил, а умер за нас. Некоторые изъясняют это иначе: Я возлюбил вас, так и вы да любите друга» . Как, говорит, Я возлюбил вас даром, без отличительная, характерная черта христианина, самый верный признак -наличие 37. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу совершились» . Блж. Феофилакт: « Петр, от великой горячности сделавшись дерзновенным, когда древняя заповедь гласила: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага предварительных заслуг, даже и тогда, как естество человеческое было во вражде с истинной любови, которая есть основание всякой добродетели» . за Тебя. услышал, что Господь говорит: «куда Я иду, туда вы не можете идти» , твоего (Мф. 5, 43), а теперь Спаситель заповедует любить всех, даже и врагов» . Богом и разлучении, Я однако же принял оное на Себя и освятил: так и вы любите друг 38. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не «Но Петр так неудержим в стремлении, что и Христу противоречит. Недовольствуется спрашивает: «куда Ты идешь? » Он как бы так говорит Христу: что это за путь, друга даром; а если брат оскорбит тебя, ты не помни этого. Видишь ли, новая заповедь пропоет петух, как отречешься от Меня трижды. тем, что получил добрую надежду пойти за Христом впоследствии, но настаивает на которым я не могу идти? Спрашивает об этом, не столько желая узнать, куда Он идет, состоит в том, чтобы любить ближнего даром, хотя бы и ничем не были ему должны» . своем и самоуверенно говорит» . сколько выражая прикровенно ту мысль, что хотя бы Ты пошел путем труднейшим из всех, я и тогда последую за Тобой. Так он любил всегда быть вместе с Христом!» . Свт. Иоанн Златоуст: «Что ты говоришь, Петр? (Христос) сказал: не можеши, а ты говоришь: могу? Итак, ты узнаешь на самом опыте, что твоя любовь, без помощи свыше, ничто. Отсюда ясно, что Христос и падение Петра допустил для его же пользы. И прежними действиями Он хотел вразумить его; но так как Петр оставался при своей горячности, то хотя Он и не довел его и не побудил к тому, чтобы он отрекся, однако ж оставил его без помощи, чтобы он познал свою немощь» .
Предсказание об отречении ап. Петра Мф. 26, 31 -35 Мк. 14, 27 -31 Лк. 22, 31 -38 31. Тогда говорит им 27. И говорит им Иисус: 31. И сказал Господь: Симон! се, Иисус: все вы соблазнитесь о Мне сатана просил, чтобы сеять вас как о Мне в эту ночь, ибо в эту ночь; ибо написано: пшеницу, написано: поражу пастыря, и 32. но Я молился о тебе, чтобы не оскудела пастыря, и рассеются овцы. вера твоя; и ты некогда, обратившись, стада; 28. По воскресении же утверди братьев твоих. 32. по воскресении же Моем, Я предваряю вас в 33. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я Моем предварю вас в Галилее. готов и в темницу и на смерть идти. Галилее. 29. Петр сказал Ему: если и 34. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не Блж. Феофилакт: «сатана просил, чтобы » сеять» вас, то есть смущать, портить, 33. Петр сказал Ему в все соблазнятся, но не я. пропоет петух сегодня, как ты трижды «Всю дальнейшую речь Господа о взятии искушать; но «Я молился» . Не думайте, - говорит, - что все это совершенство от вас ответ: если и все 30. И говорит ему Иисус: отречешься, что не знаешь Меня. влагалища и меха и покупке ножа (или меча), самих. Ибо диавол напрягает все силы, чтобы отторгнуть вас от Моей любви и сделать соблазнятся о Тебе, я истинно говорю тебе, что 35. И сказал им: когда Я посылал вас без конечно, нужно понимать не в буквальном предателями. Господь обращает сию речь к Петру, потому что он был и дерзновеннее никогда не соблазнюсь. ты ныне, в эту ночь, мешка и без сумы и без обуви, имели ли смысле, а в символическом. Господь просто прочих, и вероятно возгордился обещаниями Христовыми. Поэтому, смиряя его, Господь 34. Иисус сказал ему: прежде нежели дважды предупреждает их о том, что наступает крайне вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в говорит, что сатана много усиливался против них. «Но Я молился о тебе» . Хотя ты и истинно говорю тебе, что в пропоет петух, трижды тяжелый для них период жизни, и они должны чем. поколеблешься несколько, но в тебе сохранятся семена веры, и хотя дух искусителя эту ночь, прежде нежели отречешься от Меня. приготовиться к нему сами, что их ожидает и 36. Тогда Он сказал им: но теперь, кто «По всем четырем Евангелистам Христос предрекает Петру, что он отречется от Него потрясет листья, но корень жив, и вера твоя не оскудеет. » И ты некогда, обратившись, пропоет петух, трижды 31. Но он еще с большим голод, и жажда, и бедствия, вражда со стороны имеет мешок, тот возьми его, также и в предстоящую ночь трижды, прежде нежели пропоет петух, причем по Марку, прежде утверди братьев твоих» . Это удобно понять, именно: так как Я к тебе первому отречешься от Меня. усилием говорил: хотя бы суму; а у кого нет, продай одежду свою и людей; если и Сам их Учитель будет в глазах нежели пропоет петух дважды. Эта большая точность св. Марка объясняется, конечно, обратился со Своим словом, то, - после того как оплачешь свое отречение от Меня и 35. Говорит Ему Петр: хотя мне надлежало и умереть купи меч; этих людей причтен к злодеям, то чего же тем, что он писал свое Евангелие под руководством самого Ап. Петра. Первое пение придешь в раскаяние, - утверди прочих. Ибо это прилично тебе, который первый исповедал бы надлежало мне и с Тобою, не отрекусь от хорошего могут ожидать они? Апостолы, по 37. ибо сказываю вам, что должно петухов бывает около полуночи, второе – пред утром; след. , смысл этого тот, что еще Меня камнем и утверждением Церкви» . умереть с Тобою, не Тебя. То же и все говорили. исполниться на Мне и сему написанному: наивности, поняли все сказанное Господом до наступления утра Петр трижды отречется от своего Учителя и Господа. Видимо, отрекусь от Тебя. буквально, и говорят: «се ножа зде два» . Видя, и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, отречение Петру Господь предрек два раза: в первый раз еще на вечере, о чем Подобное говорили и все что не понимают Его, Господь прекратил этот приходит к концу. рассказывают св. Лука и св. Иоанн, а второй раз – уже по выходе с вечери, по дороге в ученики. 38. Они сказали: Господи! вот, здесь два разговор словами: «довольно есть» » . Гефсиманию, о чем сообщают св. Матфей и св. Марк» . меча. Он сказал им: довольно.
Ин. 16. гл 1. Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. 2. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить Блж. Феофилакт: «Когда апостолы услышали о верховном Петре, что он отречется, место вам. естественно, на них напало смущение. Посему Господь утешает их и утишает смущение 3. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, «Господь сказал Петру: после ты пойдешь за Мною. Чтобы прочие не подумали, что это сердца. Потом, ученики как бы сказали; как же нам не смутиться, когда наступят для нас где Я. обещание дано одному только Петру, а им нет, Господь говорит, что и вас примет та же такие затруднения? Он отвечает: «веруйте в Бога, и в Меня веруйте» , и все ваши 4. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. страна, которая примет Петра. Посему не нужно смущаться из-за места. Ибо много Зигабен: «Я, говорит Иисус Христос, пойду, чтобы приготовить место вам, т. е. чтобы затруднения разрешатся, и смущение утишится чрез веру в Бога и в Меня» . 5. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? обителей «в доме Отца Моего» , то есть под властью Отца. Под «домом» разумей власть обновить восход на небеса, куда никто из людей никогда не восходил, – однако Я опять 6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через и начальство. Если же бы не было обителей, то Я пошел бы и приготовил бы вам» . «Видишь ли, сколь велика сила Единородного? Он и другим дает силу творить дела больше приду во второе Свое пришествие и вас, воскресших из мертвых, возьму к Себе, чтобы Меня. тех, которые Сам творил. Потому что Я к Отцу Моему иду, то есть теперь уже вы вечно со Мною царствовать» . 7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Блж. Феофилакт: «Господь видит, что у них на мысли - спросить и узнать, куда Он идет. будете творить чудеса, ибо Я уже отхожу. - Объясняя нам, как верующий в Него может 8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Посему дает им повод спросить об этом. Вы, говорит, знаете, куда Я иду, и путь знаете, и творить великие и чудные дела, говорит: «если чего попросите во имя Мое» , Здесь 9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня тем приводит их к вопросу. Посему Фома и говорит: «Господи! мы не знаем, куда Ты идешь; «Во Христе – полное откровение Бога, как и раньше Он говорил Иудеям: «Аз и Отец едино показывает нам способ чудотворения: всякий может творить чудеса чрез прошение и видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? и как можем знать путь? » Фома говорит это от большого страха, а не от желания есма» (Ин. 10: 30). И ученики Господа, зная Христа, должны знать и Отца. Правда они плохо молитву и призывание Его имени. Так и апостолы сказали хромому: «во имя Иисуса Христа 10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от следовать за Господом, как Петр. Посему Христос, желая показать, что следовать за Ним знали Христа, но постепенно приближались к этому знанию, каковое Господь дал им встань и ходи» (Деян. 3, 6). Посему не сказал: о чем ни попросите, Я умолю Отца, и сделает, Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. удобно для них и приятно, объявляет, куда Он идет и какой путь. Идет Он к Отцу, особенно на Тайной вечери. Сходный по характеру с Фомой и так же отличавшийся но: «Я сделаю» , показывая собственную Свою власть. «Да прославится Отец в Сыне» . 11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. а «путь» есть Сам Он - Христос. Если путь есмь Я, то вы чрез Меня, без сомнения, Блж. Феофилакт: « Филипп! ты желаешь видеть Отца телесным глазом и думаешь, что рассудочностью, Филипп сказал тогда Господу: «покажи нам Отца, и довлеет нам» , 12. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и «При условии, что ученики, любя Господа, будут соблюдать Его заповеди, Господь обещает взойдете к Отцу. Я не только путь, но «и истина» ; посему вам нужно быть бодрыми, «Господь выражает как бы сожаление непонятливости Филиппа и внушает ему Меня ты уже видел. А Я тебе говорю, что если бы ты видел Меня, то видел бы и Его. А разумея, конечно, под этим чувственное видение, какого удостаивались, напр. , пророки» . больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. послать им Утешителя, Который пребудет с ними во веки, Духа Истины, Который как бы потому что Мною не будете обмануты. Я еще «и жизнь» ; посему, если и умрете, смерть ненужность его просьбы, поскольку в Нем – через дела Его, через учение Его, через самую как Его ты ныне не видел, то не видел и Меня, как должно смотреть на Меня: ты видел «Я умолю Отца и даст вам Утешителя, то есть Я умилостивлю за вас Отца и примирю « «Мир» как совокупность неверующих в Господа и враждебных Ему людей, во всем чуждый 13. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. заменит имя Христа и благодаря Которому они будут иметь постоянное таинственное не воспрепятствует вам прийти к Отцу. Итак, бодрствуйте, ибо всякий чрез Меня Богочеловеческую личность Его – они давно должны были познать Отца. » . Меня телесно, так как Я имею и тело, но Божественного существа ты не видел; посему Его с вами, враждебными Ему по причине греха, и Он, умилостивленный Моей смертью за и противоположный Духу-Утешителю, не может принять Его, а с Апостолами Он пребывал 14. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. общение со Христом» . «Все же это Он говорит ученикам для утешения их и в подтверждение, что Он по смерти не приходит к Отцу. И как в Моей власти приводить к Отцу, то вы, без сомнения, придете к ты не можешь видеть телесно и существа Отца. Ни Меня, ни Отца невозможно видеть вас и примиренный с вами, пошлет вам Духа » . благодаря общению их с Господом во время земной Его жизни, и в них будет, чтобы 15. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. погибнет, не уничтожится, но опять останется в своем достоинстве и будет на небесах. Ибо Я, Нему. » . телесно. Ибо видевший Меня видел и Отца. Можешь и яснее понимать так: Я «Господь обещает им наделить их силою чудотворения, исполняя все, что они в молитве пребывать с ними во веки, когда сойдет на них в день Пятидесятницы» . 16. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, говорит, иду к Отцу; Я не уничтожусь, но отхожу туда, где жизнь блаженнейшая. Хотя Я и единосущен Отцу. Итак, кто Меня видел, то есть познал, тот познал Отца. Ибо, когда будут просить у Него: молитва во Имя Господа Искупителя будет творить чудеса» . 17. Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы умру, но нисколько не явлюсь бессильным; напротив, и других облеку силой творить дела одно существо и естество, тогда одно и познание» . знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. большие. И чего ни пожелаете, дам вам » .
18. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. 19. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. «прииду к вам» , и видимым образом после воскресения и таинственным через духовное 20. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. общение в таинстве причащения, при посредстве Духа Святаго. » . 21. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен «Не думайте, что уже не увидите Меня. Ибо Я не удалюсь от вас навсегда. Я приду и не будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. оставлю вас сиротами. А чтобы они не думали, будто Он по-прежнему им и всем явится 22. Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не с телом, говорит: «мир уже не увидит Меня» . Вы только одни увидите Меня по «Он говорит им как бы так: вы думаете, что из любви скорбите о Моей смерти, а Я, миру? воскресении. «Ибо Я живу» ; хотя Я и приму смерть, но Я воскресну. «И вы будете жить» , напротив, признак любви поставляю в том, чтобы вы не скорбели. Итак, кто любит 23. Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит то есть, увидевши Меня, возрадуетесь и, как бы после смерти, оживете от Моего «Иуда подумал, что как мертвых мы видим во сне, так и Он явится им; посему и Меня, тот имеет заповеди Мои, и не только имеет, но и соблюдает их, чтобы не пришел его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. явления. Или и так: как Моя смерть послужила к жизни: так и вы, хотя умрете, говорит: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? » Говорит это от вор - диавол и не похитил это сокровище, ибо нужна тщательная осторожность, чтобы 24. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но оживете. Итак, не скорбите ни обо Мне умирающем, ни сами о себе» . сильного изумления и ужаса» . не потерять их. Какую же награду получит тот, кто любит Меня? «Он возлюблен будет пославшего Меня Отца. Отцем Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам» » . 25. Сие сказал Я вам, находясь с вами. «Господь объясняет, что Он говорит о Своем таинственном духовном явлении Своим 26. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит последователям, повторяя прежнюю мысль о необходимости для этого любить Его и «Господь духовным взором Своим видит приближение к Себе врага Своего «князя мира сего» вам все, что Я говорил вам. исполнять заповеди Его. Мир же, не любящий Его и не исполняющий заповедей Его, – сатаны в лице Иуды со спирой и в Гефсиманском саду, когда диавол совершил нападение на 27. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается неспособен к такому духовному общению с Господом» . «Все это ученикам теперь может быть неясно, но когда придет Утешитель, Дух Господа, искушая Его страхом мучений и смертного часа – последняя попытка отклонить сердце ваше и да не устрашается. Святый, Егоже послет Отец во имя Христово, Он наставит Апостолов – научит их всему Господа от совершения Им искупительного подвига для спасения человечества. Господь 28. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то «Оканчивая пасхальную вечерю, глава семейства говорил присутствующим: «мир вам» , а и напомнит им все, чему учил их Христос: откроет им тайну жизни духовной, жизни во говорит при этом, что диавол в Нем «не имать ничесоже» , т. е. , по безгрешности «мир оставляю вам» , говоря им как бы так: какой вам вред от смятений мира, доколе вы возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. затем вечеря заключилась пением псалмов. Господь, следуя обычаю, также преподает им Зигабен: «Другие люди, умирая, оставляют своим родственникам деньги и имущество, а Зигабен: «Очевидно, что Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает Христе» . Христовой, не может в Нем найти ничего, над чем бы он мог господствовать» . «Так как Господь видел, что апостолы не совсем надеются на воскресение Его, даже и не в мире со Мною? Ибо Мой мир не таков, каков бывает у мира. Этот мир часто бывает 29. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. мир, но высший мир, по сравнению с тем, какой обыкновенно дает мир, во зле лежащий: сердце храмом и жилищем Божиим, зрится в этом храме, зрится не телесными очами, а Иисус Христос оставил Своим ученикам мир: мир, говорит Он, оставляю вам, чтобы вы знают, что оно такое, и посему сильно скорбят и смущаются при мысли о разлуке с Ним, вреден и бесполезен, но Я даю такой мир, по которому вы друг с другом будете в мире и 30. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. «мир мой даю вам» – это мир, который совершенно, уравновешивает все силы были в мире и между собою, и со Мною, и чтобы вам нисколько не препятствовало и не умом, зрится духовно. Образ зрения непостижим для новоначального и необъясним для снисходит к их слабости и говорит: Я сказал вам, что Я пойду и опять приду; и однако же будете составлять одно тело. А это сделает вас сильнее всех. Хотя многие восстанут 31. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, человеческого духа, вносит полную гармонию во внутреннее настроение человека, него словами. Прими обетование верою: в свое время познаешь его блаженным опытом. » . вредило возмущение мира» . вы еще скорбите, ибо не доверяете Мне, что Я, хотя и умру, однако не оставлю вас в на вас, но вы при единодушии и взаимном мире нисколько не пострадаете» . пойдем отсюда. успокаивает всякое смятение и возмущение, это тот именно мир, о котором пели Ангелы скорбях ваших. Ныне же, услышав, что Я иду к Отцу Моему, которого вы считаете в Рождественскую ночь. Поэтому Апостолы и не должны ничем смущаться или великим и большим Меня, вы должны радоваться, что Я отхожу к Нему, большему Меня устрашаться. » . и могущему уничтожить все бедствия» .
Беседа Христа с учениками на пути в Гефсиманию Ин. 15 гл. 1. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. 2. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, «Отец – виноградарь, как собственник винограда, возделывающий его сам и через других: очищает, чтобы более принесла плода. Он ниспослал на землю Сына Своего, насадив Его, как плодоносную Лозу, чтобы одичавшие и 3. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. «Ветви, не приносящие плода, отсекаются: кто не доказывает веры своей делами, бесплодные отрасли человечества, срастясь с этой Лозой, принимали от Него новые соки и 4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет извергается из общества верующих, иногда еще в сей жизни, окончательно же в день Суда; сами становились бы плодоносными» . «Всякий человек, который чрез веру стал частью корня, соединился с Господом и соделался на лозе: так и вы, если не будете во Мне. верующие же и приносящие плоды очищаются силою и действием Св. Духа, искушениями стелесником Ему, должен и плод приносить, то есть вести жизнь добродетельную, так 5. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без «Апостолы Христовы уже очистили себя, слушая учение Господа, но для поддержания и разного рода и страданиями, дабы еще более усовершиться в нравственной жизни» . что если кто-нибудь имеет только голословное исповедание веры, а не приносит плода Меня не можете делать ничего. усовершения этой чистоты, они должны постоянно заботиться о том, чтобы быть чрез соблюдение заповедей, тот делается ветвию мертвою; ибо «вера без дел 6. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и едино со Христом. Только тот, кто состоит в постоянном духовном общении со Христом, мертва» (Иак. 2, 29). Итак, всякий верующий дотоле находится во Христе, доколе верует; бросают в огонь, и они сгорают. может приносить плоды христианского совершенства. «Без Мене не можете творити ибо, говорит, всякую ветвь, которая во Мне, если она не приносит плода, « Он желает, чтобы мы любили друга не просто и как случилось, но так, как Он 7. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет ничесоже» » . «Ветви, не приносящие плода, «собирают и бросают в огонь, и оне сгорают» . Время, когда Отец «отсекает» , то есть лишает общения с Сыном, а приносящую плод «очищает» » . возлюбил нас. Вместе с этим указывает нам путь, как нам соблюдать заповеди, именно: вам. говорил это Господь, было временем очистки виноградных садов и, может быть, перед чрез соблюдение одной заповеди - заповеди о любви. Как же говорит: любите друга и 8. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. глазами Господа и учеников были огни, на которых горели сухие ветви виноградных лоз. вы так же, как Я возлюбил вас, то сим указывает меру и совершенство любви. Ибо нет 9. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Это был выразительный образ духовно-засохших людей, которым в будущей жизни больше сей любви, как если кто душу свою положит за друзей. Посему и вы полагайте 10. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца «Славу Бога и Отца составляет достоинство учеников Сына Его. Ибо, когда светил пред уготован огнь геенский» . души друг за друга, как и Я умираю за вас» . Моего и пребываю в Его любви. человеками свет апостолов, тогда прославляли и Отца Небесного (Мф. 5, 14 -16). Плод «любит Его тот, кто соблюдает заповеди Его. Всем этим Он показывает, что они будут в 11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. апостолов суть и те народы, которые их учением приведены к вере и стали прославлять Бога» . безопасности тогда, когда будут вести чистую жизнь. » . 12. Сия есть заповедь Моя, да любите друга, как Я возлюбил вас. «Господь обещает ученикам, что если они пребудут в постоянном духовном общении с 13. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ним, всякая молитва их, конечно, сообразная с волей Божией, будет исполнена. Но для этого необходима им пребывать постоянно в любви Христовой и исполнять заповеди Его. Выражением же пребывания учеников в любви Христовой служит их взаимная любовь друг к другу, которая должна простираться до готовности отдать жизнь свою за ближнего» .
14. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. 15. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. 16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и «Взаимная любовь между учениками делает их друзьями между собой, а так как союз чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. этой взаимной любви их во Христе, Который возлюбил их той же любовью, то они, 17. Сие заповедаю вам, да любите друга. делаясь друзьями другу, делаются друзьями и Христа» . 18. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. « Я, говорит, люблю вас настолько, что открыл вам неизреченные тайны. Ибо Я 19. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от сообщил вам все, что слышал от Отца Моего. Сказав, что доказательством любви мира, потому ненавидит вас мир. Моей к вам служит сообщение вам тайн, прибавляет и другой признак 20. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, « если ненавидят вас, это нисколько не ново, ибо Меня возненавидели прежде вас. любви. «Я, говорит, вас избрал» , то есть не вы пристали к Моей дружбе, но Я к вам, и Я будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Посему вы должны находить великое утешение и в том, что становитесь общниками первый возлюбил вас. Как же Я оставлю вас на последующее время? - «И поставил 21. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Моими в перенесении ненависти. Вам, говорит, напротив, нужно было бы скорбеть в вас» , то есть Я насадил вас, «чтобы вы шли» , то есть, чтобы вы росли, умножались, 22. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения том случае, если бы мир, то есть злые люди, любил вас. Ибо, если бы они любили вас, расширялись, распространялись и приносили плод » . «Ободряя учеников в ожидающих их скорбях, Господь вновь напоминает о предстоящем во грехе своем. это было бы знаком того, что и сами вы имеете с ними общение в той же злобе и ниспослании им Утешителя, Духа Истины, иже от Отца исходит, Который через 23. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. лукавстве. А теперь, когда злые ненавидят вас, вы радуйтесь. Ибо они ненавидят вас Апостолов будет свидетельствовать миру о Христе. Утешителя пошлет Господь Иисус 24. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы за добродетель» . «Если бы Я не приходил, если бы не говорил, они могли сказать: мы не слыхали. А теперь Христос, по праву искупительных заслуг Своих, но пошлет не от Себя, а от Отца, ибо «Далее Господь в стихах 18 -27 и 1 -3 ст. 16 главы пространно предупреждает учеников о тех греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. злоба их неизвинительна. Я же не только учение преподавал, но и дела творил, каких вечное происхождение Духа Святаго не от Сына, а от Отца: «иже от Отца исходит» » . гонениях со стороны враждебного Христу мира, которые их ожидают. Они не должны 25. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. никто другой не делал, например чудо над слепым, над Лазарем и прочие подобные. Какое смущаться этой ненавистью мира, зная, что их Божественный Учитель первый подвергся 26. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца же у них оправдание? . И Моисей (Втор. 18, 18 -21) заповедует слушаться того, кто чудеса этой ненависти: ненависть эта понятна, потому что Господь выделил учеников из мира, исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; творит и учит благочестию. А они теперь и видели такие дела, и однако возненавидели который любит только то, что принадлежит ему, что соответствует его духу всякого греха, 27. а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. и Меня, и Отца Моего. Ненависть их родилась от одной только злобы, а не от иной злобы и лукавства. В гонениях со стороны мира ученики должны утешать себя мыслью, что причины» . они не больше своего Господа и Учителя» .
Ин. 16 гл. 1. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. 2. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. 3. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. «Все это «Глаголах вам, да не соблазнитеся» , т. е. , чтобы вера ваша в ожидающих вас 4. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал гонениях не поколебалась. Эти гонения будут доходить до того, что вас будут отлучать вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. «Господь говорит ученикам, что до озарения своего благодатию Духа Святаго, они от синагог и даже считать богоугодным делом убивать вас. Иудейский фанатизм 5. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? неспособны как следует понять и усвоить все, что Он должен сказать им, но Дух действительно дошел до такой степени ослепления. Иудеи были убеждены, что «кто 6. Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Святый, когда придет «наставить их на всякую истину» , т. е. будет руководить ими в проливает кровь нечестивых, тот делает то же, что приносящий жертву» . Так жертвой 7. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не труднопостигаемый для них сейчас области христианской истины. Все эти откровения этого фанатизма пал св. первомученик Стефан. Гонитель Савл, ставший потом ап. приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, Духа Святаго будут почерпнуты из того же источника Божественной мудрости, как и Павлом, тоже думал, что участвуя в убийстве христиан, он делает угодное Богу» . 8. и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: учение Иисуса Христа: Он будет говорить, как и Христос, то, что «слышал от Отца» , «Господь в утешение их начал объяснять им, насколько важно для них и для всего мира 9. о грехе, что не веруют в Меня; как от Первоисточника Божественной истины. Этими действиями Духа Святаго Его отшествие, ибо только в этом случае придет к ним Утешитель, который обличит 10. о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; прославится Христос, потому что Он будет учить тому же, чему учил Христос» . мир о грехе, о правде и о суде. «Обличит» употреблено здесь в смысле: «выведет « Он «обличит мир о грехе» и покажет, что они, не веруя, грешат. Ибо, когда увидят, 11. о суде же, что князь мира сего осужден. наружу» , «доведет до сознания неправоту, преступление, грех» . «Обличит и «о правде, что Я иду к Отцу Моему» , то есть докажет им, что Я, будучи что Дух руками учеников совершает особенные знамения и чудеса, и после того не 12. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. «Таким образом, при помощи Духа Святаго, Апостолы одержат великую нравственную «Обличит «о суде, что князь мира сего осужден» тем, что Мною осужден и побежден праведен и безукоризнен по жизни, умерщвлен ими несправедливо, и доказательство сего уверуют: как же они не будут достойны осуждения и не будут повинны в величайшем 13. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя победу над миром сим, во зле лежащим, хотя он и будет гнать и преследовать их. Это князь мира сего… диавол осужден и всем доказано, что он побежден Мною. Ибо Я не смог в том, что Я иду к Отцу. Так как они убьют Меня, как безбожника и беззаконника, то Дух грехе? Ныне они могут говорить, что Я сын плотника, сын бедной матери, хотя Я и говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. предречение Господа исполнилось, когда робкие прежде и боязливые ученики, бы совершить это, если бы не был сильнее его, и не был свободен от всякого греха. Чем докажет им, что Я не таков; ибо, если бы Я был противник Богу и преступник Закона, Я не совершаю чудеса. А тогда, когда Дух во имя Мое совершит такие дела, неверие их будет 14. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. разбежавшиеся в разные стороны при взятии Господа и сидевшие потом «страха ради же это доказано? Тем, что с пришествием Духа все верующие во Христа попирали князя удостоился бы чести у Бога и Законодателя, и притом чести не временной, но вечной» . неизвинительно» . 15. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. иудейска» в запертой горнице, после сошествия на них Духа Святаго, мужественно и мира и посмеивались над ним. А отсюда видно, что Христом он осужден гораздо 16. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. неустрашимо проповедовали о Христе перед многотысячными толпами народа, прежде» . 17. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не свидетельствовали о Нем по всему миру и ничего уже не боялись, будучи даже «ведомы увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу? пред царей и владык мира» » . 18. Итак они говорили: что это говорит Он: «вскоре» ? Не знаем, что говорит.
19. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? 20. Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы «Для Христа идти ко Отцу означает возвратиться в то состояние, в каком Он был до печальны будете, но печаль ваша в радость будет. воплощения, как Ипостасное Слово. Эти слова поразили учеников своей ясностью; они с особым 21. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит удовлетворением отметили то, что Господь говорит теперь с ними прямо, не употребляя младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. прикровенной приточной речи, и выразили свою горячую веру в Него, как истинного Мессию. 22. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и Это была искренняя и глубокая вера, но взор Господа видел несовершенство этой веры, не « чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и радости вашей никто не отнимет у вас; озаренной еще Духом Святым. «Ныне ли веруете? » – спрашивает Он: «нет, теперешняя ваша что печаль кратковременна, а радость бесконечна, – обращается к примеру из 23. и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни вера еще несовершенна, она не выдержит первого же испытания, которому скоро, через «Господь видел, что ученики, обремененные печалью, не совсем поняли слова Его; обыкновенной жизни и говорит: жена, егда раждает, скорбь имать» . попросите Отца во имя Мое, даст вам. несколько часов всего, должна будет подвергаться, когда вы «разыдетеся кийждо во своя, и посему предлагает им яснейшее учение о Своей смерти. «Вы» , говорит, «восплачете и 24. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была Мене единаго оставите» . «Все это я сказал вам, – заканчивает Свою прощальную беседу « «В той день» , т. е. сошествия Св. Духа, с какового дня Апостолы вступят в постоянное возрыдаете» о том, что Я умру на Кресте, «а мир возрадуется» , то есть иудеи, совершенна. Господь, для того, чтобы вы «имели во Мне мир» , чтобы не пали духом в часы предстоящих духовное общение со Христом, им станут ясными все Божественные тайны, и всякая мудрствующие мирское, возрадуются, что уничтожили Меня, врага своего; но «печаль Зигабен: «В той день, т. е. когда придет Утешитель, Мене не вопросите ничесоже из 25. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам испытаний, помня, что я предупреждал вас обо всем этом заранее. В духовном общении со молитва их будет исполняться, в довершении полноты их радости» . ваша в радость будет» , а радость иудеев, напротив, обратится им в печаль, когда по того, о чем вы теперь спрашиваете, именно – камо идеши? покажи нам Отца и т. п. , притчами, но прямо возвещу вам об Отце. Мной вы будете находить необходимое спокойствие Духа» » . воскресении будет славиться имя Мое. Вы будете печальны, но эти страдания Мои, о потому что все это вы узнаете от Утешителя, но, призвав имя Мое, вы получите все, о 26. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: которых вы печалитесь, будут радостью всего мира и спасением» . чем ни попросите » . 27. ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. 28. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. 29. Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. 30. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему «Как же Он победил мир? Низложив начальника мирских страстей. Ибо все Ему покорилось веруем, что Ты от Бога исшел. и уступило. Как с поражением Адама вся природа осуждена, так с победою Христовою 31. Иисус отвечал им: теперь веруете? победа простерлась на всю природу, и во Христе Иисусе нам дарована сила наступать на 32. Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня змей и скорпионов, и на всю силу вражескую» . оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. 33. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Домашнее задание Прочитать следующие отрывки: • Первосвященническая молитва (Ин. 17, 1 -26).
32 Н.З.pptx