Скачать презентацию Лекция 32 Первосвященническая молитва Иисуса Христа Моление в Скачать презентацию Лекция 32 Первосвященническая молитва Иисуса Христа Моление в

33 Н.З.pptx

  • Количество слайдов: 7

Лекция 32. Первосвященническая молитва Иисуса Христа. Моление в Гефсиманском саду. Лекция 32. Первосвященническая молитва Иисуса Христа. Моление в Гефсиманском саду.

Первосвященническая молитва Иисуса Христа Ин. 17, 1 -5 – Молитва Христа о Себе 1. Первосвященническая молитва Иисуса Христа Ин. 17, 1 -5 – Молитва Христа о Себе 1. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2. так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. 3. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 4. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Зигабен: «когда употребляет выражение дал еси и т. п. , то конечно, говорит о Себе Блж. Феофилакт: «Справедливо прибавляет: «на земле» . Ибо на небесах Он был прославлен, Иоанн Златоуст: «Естество плоти еще не было прославлено, так как оно не Свт. Блж. Златоуст: «Что же значит: всякия плоти? Ведь известно, что не все уверовали. Иоанн Златоуст: «Но ведь дело только было еще начато или даже еще и не начато: как Зигабен: «И действительно, вечную жизнь доставляет Богопознание, соединенное с Свт. Иоанн Феофилакт: «Теперь, после увещания, Он обращается к молитве, научая нас в Блж. Феофилакт: «Показывает и то, в чем состоит слава Его и Отца; слава Божия в уничиженно и для объяснения различных планов Божественного Домостроительства, будучи поклоняем от ангелов, а земля не знала его. А как Сын всем возвестил о Нем, то и искушениях оставлять все и прибегать к Богу. Так как словами: в мире скорбни будете же Он говорит: соверших? Это – или потому, что Он с Своей стороны сделал все, или верой и добрыми делами» . сподоблялось еще нетления и не приобщалось царского престола. Посему-то и говорит: Сколько от Него зависело, – все уверовали. Если же не внимали словам Его, то в этом вина том, чтобы уверовала и была облагодетельствована всякая плоть. Ибо благодать не как об этом уже сказано несколько раз, – или же Он говорит это, как Человек» . говорит: Я прославил Тебя, посеяв богопознание по всей земле и совершив то дело, которое Он поколебал души учеников, то молитвою опять ободряет их. А впрочем, евангелист и потому, что о будущем говорит, как уже о совершившемся, или – что всего лучше «прославь Меня» , то есть Мое человеческое естество, которое теперь не в чести, не учащего, но не принимающих (учения)» . Блж. Феофилакт: Дарование жизни «это - власть Единородного и Божества. Ибо давать ограничится одними только иудеями, но прострется на всю вселенную» . Ты поручил Мне. Ибо дело воплощения Единородного было - освятить нашу природу, Лопухин: «Истинная вечная жизнь состоит, таким образом, только в богопознании. Но не называет этого действия молитвою, но как говорит? Возведе очи Свои на небо. сказать – потому, что все действительно было уже совершено, когда положен был которое будет распято, и возведи оное в ту славу, которую Я - Слово и Сын Твой - имел Свт. Иоанн Златоуст: «Он намерен был послать Апостолов к язычникам; а чтобы они не жизнь, и притом вечную, может только Бог» . низвергнуть миродержца, которого прежде боготворили, насадить богопознание между Христос не мог высказать такую мысль, потому что истинное богопознание не Значит, по его словам, это скорее была беседа с Отцом» . корень благ, из которого непременно должны были произрасти плоды, и Он уже у Тебя прежде бытия мира. Ибо естество человеческое Он с Собою посадил на престоле Свт. Иоанн «Если же некоторые не уверовали и не получили вечной жизни, то это их почли этого нововведением, – так как Он говорил: несмь послан, токмо ко овцам Зигабен: Златоуст: «А когда, – спрошу я еретиков, – Он получил эту власть? Сам Он тварью» . ограждает человека от оскудения любви (1 Кор. 13: 2). Правильнее будет сказать соприсутствует, соприкасается тому, что должно было совершиться впоследствии» . царском, и теперь поклоняется Ему всякая тварь» . говорит: после распятия и воскресения, так как тогда сказал: дадеся Ми всяка власть. погибшим дому Израилева (Мф. 15, 24), – Он показывает, что это угодно и Отцу. Таким собственная вина. Бог Отец благоволил, чтобы Сын всех покорил через веру в Себя, чтобы Свт. Иоанн Злаоуст: «Снова показывает нам, что Он не неволею идет на крест. Иначе поэтому, что здесь под «познанием» понимается не только теоретическое усвоение Шедше научите вся языки (Мф. 28, 19). Что ж? Ужели Он не имел власти над делом образом Он и их (Апостолов) тогда назидал, и тех, которые будут после, и такою все стали под ярмо Его заповедей. Сын Божий также всем людям дал через апостолов как бы Он стал молиться о том, чтобы это сбылось, и называть крест славою не истин веры, а влечение сердца к Богу и Христу, истинная любовь» . Блж. Феофилакт: «Он сделал то, что больше всего: всадил в нас корень добра, победив Своим? Ужели Он только сотворил людей, а власти над ними после сотворения не имел? чрезмерностию уничижения всегда ясно внушал, что Он говорит приспособительно» . Свое Евангелие, которое сообщило бы всем людям познание Бога, или что то же – вечную «Наступил час Моих страданий: дай Мне проявить в этот час всю силу любви Моей к только для Самого Распинаемого, но и для Отца? Так действительно и было: не Сын диавола, и Самого Себя предал всепожирающему зверю - смерти, а от этого корня по Но и в предшествующие времена Он, как видно, все делает Сам: одних наказывает как жизнь (Если же некоторые не покорились вере, не приняли закона, то конечно, они сами Тебе и к созданному Тобой миру, дабы через предстоящий Мне подвиг искупления Блж. Феофилакт: «Когда слышишь: дал еси, приях (Ин. 10, 18), и тому подобное, то Блж. только прославился, но и Отец. До креста даже и иудеи не знали Его: Израиль же, Феофилакт: «Назвал Отца «Единым истинным Богом» для отличия от лжеименных необходимости пойдут и плоды богопознания. Итак, говорит, Я совершил дело, потому грешников; других, обращающихся, исправляет: еда утаю, говорит, от Авраама раба виновны в своей погибели, так как Спаситель никого не принуждает насильно)» . человечества явилась слава Твоя» . сказано, Мене не позна (Ис. 1, 3); а после креста притекла вся вселенная» . понимай так, что это сказано по снисхождению. Ибо, всегда остерегаясь говорить Сам о богов языческих, а не отделяя Самого Себя от Отца (прочь такая мысль!)» . что Я посеял, посадил корень, а плоды вырастут» . Моего, яже Аз творю (Быт. 18, 17); а иных и удостаивает чести как праведников. Или Себе что-нибудь великое, Он снисходит к немощи слушателей. И как они соблазнялись тогда Он имел, а теперь потерял и опять получил? Но какой демон может сказать это? » . слыша о Нем великое, то Он возвещает то, что для них доступно» .

Ин. 17 , 6 -19 – молитва Христа о Своих учениках 6. Я открыл Ин. 17 , 6 -19 – молитва Христа о Своих учениках 6. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили «Теперь объясняет, что значат слова: Я прославил Тебя на земле, - Блж. Феофилакт: слово Твое. 7. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, именно: Я возвестил имя Твое. Как же Сын возвестил? Ибо Исаия еще говорил: «клянитесь Зигабен: «были Твои, как Бога. И Мне их дал еси… как равному с Тобою. Речь идет об Блж. Феофилакт: « «Они сохранили слово Твое» , потому что поверили Мне и не вняли 8. апостолах. И этими словами Иисус Христос показывает, что Он не противится Богу, и ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я Богом истинным» (8, 1). Но мы много раз говорили, что если тогда имя Божие и было иудеям. Ибо кто верит Христу, тот сохраняет слово Божие, то есть Писание, Закон. Ибо исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. известно, то одним только иудеям, и притом не всем, а теперь говорится о язычниках, что только по воле Отца апостолы уверовали в Сына» . Писание возвещает о Христе. Еще иначе. Все, что говорил Господь ученикам, 9. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. что им будет известно имя Божие, так как Христос дал уже семена богопознания, принадлежало Отцу. Ибо Я, говорит, говорю не от Себя (Ин. 14, 10)» . Зигабен: «Ныне, т. е. после того как выслушали Мое учение, ученики разумеша то, что Я 10. Блж. Феофилакт: и «Он говорит это Отцу не для чего-нибудь другого, а только ради их, И все Мое Твое, Твое Мое; и Я прославился в них. Блж. Феофилакт: « «Ты дал Мне» , показывается, что Я не похитил их, но Ты соизволил, низложив диавола, введшего идолослужение. И иначе. Если и знали Бога, то знали не как говорю и чему учу, от Тебе суть, все – это Твои заповеди, и что у Меня нет ничего Своего, 11. Отца, а только как Творца; но Сын возвестил о Нем, как Отце, и словами и делами дав Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, чтобы они познали, что Он любит их и печется о них, - говорит: Я молю и прошу о них, а чтобы они пришли ко Мне. Посему не вражду, но единомыслие и любовь имеешь Ты, Отче, Свт. Иоанн Златоуст: «так как Он многократно говорил: Твои суть, и Ты Мне их дал еси, то, особенного и чуждого Тебе. Затем Иисус Христос говорит, откуда ученики узнали это» . которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. не о мире. Ибо этим Я, без сомнения, доказываю, что люблю их, когда не только то, что у знать о Самом Себе» . ко Мне» . чтобы не подумал кто-нибудь, что власть Его недавняя и что Он только теперь принял 12. Когда. Феофилакт: «Им естественно было опечалиться, коль скоро они остаются без Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я Меня Самого, даю, но и Тебя прошу, хранить их» . Аверкий: «Господь молится о Своих учениках, чтобы Отец Небесный взял их под Свое Блж. их, – Он, устраняя эту неправую мысль, говорит» . сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. особое покровительство в этом враждебном для них мире, в котором они остаются помощника. Он объявляет им, что Он вручает их Отцу и Его дает им в хранителя, и 13. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою одни, после отшествия Господа, и сохранил их чистыми и святыми в духовном единении затем говорит Отцу: так как Ты призываешь Меня к Себе, то храни их Сам «во имя Зигабен: «Когда Я был в мире, как Человек, потому что как Бог Я был в нем всегда, – тогда Зигабен: «Не о всем мире Я молю Тебя, но только об уверовавших в Меня, потому что Зигабен: «Я имею даже власть над Твоими, как над Своими, подобно тому как и Ты имеешь совершенную. Твое» , то есть Твоею помощью и силою, которую Ты дал Мне» . веры и любви между собой, единении, подобном единению Бога Отца и Бога Сына» . неуверовавшие не хотят, чтобы Я молился за них» . Я сохранял их Твоею силой от падения» . власть над Моими, как над Своими. Или: Я прославился в данных Мне учениках, которые 14. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от Лопухин: «Христос намеренно говорит Свою молитву о них вслух, пока еще остается с мира. признают Меня Господом своим, покланяются Мне и признают Меня Богом» . Блж. Феофилакт: «В чем же хранить? «Чтобы они были едино» . Ибо, если они будут ними «в мире» . Пусть они слышат, пусть знают, Kому Он их поручает. Это знание, что Блж. молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Лопухин: «Христос есть Ходатай всего мира (1 Тим. 2: 5– 6) и хочет спасти всех людей 15. Зигабен: «Я передал ученикам Твое слово, т. е. то, которое содержится в Евангелии, и Не Феофилакт: «Как же, Господи, никого не погубил Ты, когда Иуда погиб, и многие иные иметь любовь друг к другу, и не будет между ними разделений, то они будут Сам Отец стал их покровителем, сохранит их от упадка духа при надвигающихся отошли обратно (Ин. 6, 66)? Со Своей стороны, говорит, Я никого не погубил. Что только (Ин. 10: 16). Но в настоящий момент Его мысли заняты судьбой только тех, которые 16. Они не от мира, как и Я не от мира. злые люди возненавидели их, так как по своему незлобию ученики уже не принадлежали к непобедимы, и ничто не одолеет их. И не просто, чтобы были едино, но так как Я и Ты испытаниях» . Лопухин: «Kонечно, для того чтобы защитить учеников от ненависти мира, можно бы их зависело от Меня, Я ничего не оставил без исполнения, но соблюдал их, то есть всячески 17. их числу. И прежде Господь говорил к ученикам: аще от мира бысте были, мир убо свое Освяти ихпоручены Ему и которые должны продолжать на земле Его дело» . истиною Твоею; слово Твое есть истина. имели одно мудрствование и одно желание» . Блж. Феофилакт: «Они, говорит, нуждаются в сильной поддержке, ибо у них, ставших взять из мира. Но мир не может обойтись без них, он должен через них получить весть о старался сохранить их. Если же они сами собою отпадают, это нисколько не относится 18. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. любил бы (Ин. 15, 19). И там, и здесь под миром Он разумеет злых людей, по причине их Блж. Феофилакт: «Слова «освяти их истиною Твоею» , означают нечто и иное, именно; гражданами небесными, ничего нет общего с землею. И как весь мир будет обращаться с совершенном Христом искуплении. Поэтому Господь просит, чтобы в предстоящей Блж. Феофилакт: «Сделай их святыми чрез преподание Духа, сохрани их в правоте слова и к Моей вине» . 19. Иотдели их для слова и проповеди и соделай их жертвою; пусть они послужат этой за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. любви к миру и удовольствиям его. Так как учеников Моих, говорит Иисус Христос Богу Лопухин: « «Во имя Твое» : правильнее читать «в имени Твоем» . В имени Божием или, ними, как с чужими, то Ты, Небесный, уже помоги им, как гражданам небесным» . Лопухин: «Освящение апостолам нужно ввиду их высокого призвания: они посылаются апостолам деятельности зло не победило их» . догматов и наставь их, и научи истине. Ибо святость состоит в хранении правых «Господь просит освятить их словом Божественной истины, т. е. сообщить им особые Отцу, возненавидели за Твое слово, то Ты и сохраняй их» . иначе, в Самом Боге апостолы найдут опору для сохранения такого единения между истине, пусть посвятят ей собственную жизнь» . Блж. Феофилакт: « «Чтобы и они» , как и Я, «были освящены» и принесены Тебе, Богу, не как Христом с великими полномочиями, как был послан Отцом в мир и Сам Христос» . догматов» . Зигабен: «Я добровольно приношу Себя в жертву, чтобы и ученики Мои принесены были в благодатные дары для успешного служения распространению учения истины по всему собой, какое существует между Отцом и Сыном. А это единение им крайне нужно, для жертвы подзаконные, закалаемые в образе, но «истиною» . Итак, освяти и посвяти души Зигабен: «Он молится Отцу за учеников, чтобы они более ободрились, зная, что они не истинную жертву» . миру. Говорит, что Он посвящает Себя за них, т. е. приносит Сам Себя в жертву, дабы того чтобы вся их деятельность была успешна. Только едиными усилиями они смогут учеников, и сделай их истинными приношениями, или укрепи их потерпеть и смерть за умрут, прежде чем исполнят дело проповеди» . они последовали стопам Его и стали бы свидетелями и жертвами за истину» . одержать победу над миром» . истину» .

Ин. 17, 20 -26 – молитва Христа за всех верующих в Него 20. Не Ин. 17, 20 -26 – молитва Христа за всех верующих в Него 20. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, 21. да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. 22. Аверкий: которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. И славу, «Такое единение всех христиан в вере и любви сможет содействовать тому, Лопухин: «Здесь указаны три предмета или три цели, на которые устремлено внимание 23. молящегося Христа (три раза употреблена частица ἵνα – чтобы). Первая цель заключена в Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня что и весь мир придет к вере во Христа, как в Мессию. Это мы и видим в первые века Блж. Феофилакт: «Какую славу дал Он? Славу чудес, догматов учения и еще славу и возлюбил их, как возлюбил Меня. просьбе: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» . Единение верующих понимается христианства: глядя на жизнь первых христиан и иудеи и язычники, кроме совершенно единомыслия, «да будут едино» . Ибо эта слава больше, чем слава чудес. Как мы изумляемся здесь, очевидно, как согласие в побуждениях и цели их духовных стремлений. Kонечно, такого в 24. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Блж. Феофилакт: «Сим показывает, что апостолы вмещали в себя и Отца. Ибо Я, ослепших Духовно и ожесточившихся сердцем, пленялись возвышенной красотой пред Богом, потому что в Его естестве нет ни восстания, ни борьбы, и это величайшая точности единения, какое существует между Отцом и Христом, между людьми быть не Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. говорит, в них; а Я в Себе имею Тебя, следовательно, и Ты в них. В другом же месте Христова учения и становились сами христианами» . слава: так, говорит, и они да будут славны тем же, то есть единомыслием» . может. Но, во всяком случае, это высшее единство между лицами Божества должно 25. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал говорит, что Отец и Сам Он придут и обитель сотворят (Ин. 14, 23)» . Блж. Феофилакт: «Итак, сказав, что они будут в безопасности, что они будут святы, что восприниматься верующими как идеал. Вторая цель определена словами «и они да будут в Нас Меня. многие уверуют чрез них, что они получат великую славу, говорит теперь и о наградах, и едино» . Верующие только тогда смогут сохранить взаимное единение, когда будут пребывать 26. Блж. Феофилакт: «Говорит: Отче Праведный! Я желал бы, чтобы и все люди получили И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и венцах, предлежащих им по отшествии отсюда. «Хочу» , говорит, «чтобы там, где Я, и в Отце и Сыне: единение, существующее между Отцом и Сыном, будет содействовать и Я втакие блага, каких Я просил верным, но они не познали Тебя и потому не получат той них. укреплению единства между верующими. Третья цель – особенная: «да уверует мир, что Ты они были» » . Зигабен: «И сказах им имя Твое… имя Отца» . славы и тех наград» . послал Меня» » . Аверкий: « 25 и 26 стихи представляют собою заключение первосвященнической молитвы, в котором Господь обращается к Богу Отцу, как к Всеправедному Мздовоздаятелю. Господь «Не сказал: да получат славу Мою, но: «да видят» , ибо для человека величайшее Блж. Феофилакт: «Как же открою? Ниспослав им Духа, который наставит их на всякую указывает здесь на превосходство верующих над остальным миром в том, что они «познали Блж. Феофиалкт: «Здесь Он опять ободрил души апостолов тем, что они будут иметь наслаждение - созерцать Сына Божия. И в этом - слава для всех достойных. . . Показывает истину. И когда они узнают, Кто Ты, тогда любовь, которою Ты возлюбил Меня, будет в Бога» , а потому они способны к восприятию даров Божественной любви. Господь и просит, Лопухин: «Сын высказывает теперь не просьбу, а желание ( «хочу» ), чтобы верующие – не много учеников. . . утешает их, объявляя, что они для многих будут виновниками веры и же этим, что тогда будут созерцать Его не так, как ныне они видят Его, не в них, и Я в них. Ибо они узнают, что Я не отчужден от Тебя, но весьма любим, что Я чтобы Бог Отец отличил их перед миром Своими щедротами и сделал их соучастниками той только апостолы – были вместе с Ним и созерцали бы Его славу. Очень вероятно, что спасения» . уничиженном виде, но в славе, которую Он имел прежде сложения мира. Имел же Я, истинный Сын Твой и соединен с Тобою. Узнавши же это, они соблюдут веру в Меня и любви, которую Он имеет к Сыну: «да любы, еюже Мя возлюбил еси, в них будет» . Для этого Христос говорит здесь о Своем втором пришествии на землю, пришествии во славе (Мф. говорит, эту славу потому, что Ты возлюбил Меня» . любовь, и, наконец, я пребуду в них за то, что они таковы, что Тебя познали и Меня чтут, Сам Господь Иисус обещает «быть в Них» , дабы любовь Отца, неразлучно пребывающая на 24, 30)» . как Бога. И они веру в Меня сохранят непоколебимою» . Сыне, от Сына и ради Сына простиралась и на тех, в ком пребывает Сын. Так, любовь «Говорит опять о единомыслии, и с чего начал, то есть с любви, тем и заканчивает речь всеобъемлющая, всесозидающая будет и всесовершающей в вечном славном Царстве Отца и и говорит: «да будут все едино» , то есть да имеют мир и единомыслие, и в Нас, то есть Сына и Святаго Духа» . по вере в Нас, да сохранят полное согласие» .

Моление о Чаше Иисуса Христа в Гефсиманском саду Мф. 26, Сказав Мк. 14, 32 Моление о Чаше Иисуса Христа в Гефсиманском саду Мф. 26, Сказав Мк. 14, 32 -42 Лк. 22, 39 -46 Ин. 18, 1. 36 -46 сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где 36. Потом приходит с ними сад, Пришли в селение, Сам и ученики Его. пошел по 39. И, выйдя, был 32. в который вошел Иисус на место, называемое Гефсимания; и Он обыкновению на гору Елеонскую, Гефсимания, и говорит сказал ученикам Своим: за Ним последовали и ученики Его. ученикам: посидите тут, пока посидите здесь, пока Я 40. Придя же на место, сказал им: Я пойду, помолюсь там. помолюсь. Лопухин: «Некоторые толкователи (из древних – блж. молитесь, чтобы не впасть в 37. Феофилакт, Евфимий Зигавин, и большинство новых) искушение. И, взяв с Собою Петра и 33. И взял с Собою Петра, обоих сыновей Зеведеевых, Иакова и Иоанна; и начал относят это сравнение только к величине и густоте 41. И Сам отошел от них на начал скорбеть и тосковать. ужасаться и тосковать. вержение камня, и, преклонив капель пота. Но такое явление едва ли заставило 38. Тогда говорит им Иисус: 34. И сказал им: душа Моя евангелиста Луку особенно упомянуть о нем: в этом колени, молился, душа Моя скорбит смертельно; побудьте 42. говоря: Отче! о, если бы Ты еще нет ничего необычайного. Лучше толкуют те, смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. благоволил пронести чашу сию которые видят здесь указание на действительное и бодрствуйте со Мною. 35. И, отойдя немного, выделение с лица Христа капель крови. За пал на мимо Меня! впрочем не Моя воля, 39. правильность такого понимания говорит и греческое но Твоя да будет. И, отойдя немного, пал землю и молился, чтобы, если Блж. Феофилакт: «А скорбит и тоскует благопромыслительно, дабы уверовали, что Он был на лице Свое, молился и возможно, миновал Его час слово, переведенное по-русски выражением «капли» – 43. Явился же Ему Ангел с небес и истинным человеком, ибо человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть говорил: Отче Мой! если сей; θρόμβοι. Оно означает не просто «капли» , но сгусток укреплял Его. вошла в человеческий род не по природе; поэтому природа человеческая боится смерти и «Он и не отходит на дальнее расстояние, но находится вблизи трех учеников, чтобы, возможно, да минует « Не всех берет учеников, а только троих, которым показал славу на свернувшейся жидкости. Поэтому можно сказать, что 44. И, находясь в борении, Блж. Феофилакт: Меня 36. и говорил: Авва Отче! все бежит от нее. Скорбит вместе с тем и для того, чтоб утаить Себя от дьявола, чтоб слыша Его, они помнили о том, что Он делает, и, впадши в искушения, сами бы молились чаша сия; впрочем не как Я возможно Тебе; пронеси чашу прилежнее молился, и был пот Его, душевное напряжение Христа, Его душевные Фаворе, дабы, видя Его молящимся и скорбящим, не соблазнились. Однако и сих оставляет и, дьявол напал на Него, как на простого человека, и умертвил Его, а чрез это и сам был бы подобно Ему» . хочу, но как Ты. сию мимо Меня; но не чего Я страдания были так сильны, что с лица Его катились как капли крови, падающие на отойдя, молится наедине» . «Страдание Свое Он называет чашею или по причине успения, или же по причине того, что низложен» . хочу, а чего Ты. капли кровавого пота, такие темные и густые, что их землю. оно соделалось причиною нашего веселия и спасения. Желает, чтобы мимо прошла чаша можно было издали видеть при ярком сиянии луны, сия, или для того, чтобы показать, что, как человек, Он по естественным законам Свт. Иоанн Златоуст: « Он имел обыкновение молиться без них. Делал же это Он для того, «Христос желает, да будет воля Отча, дабы и мы научились, что хотя бы природа и освещавшей лицо Христа» . отвращается от смерти, или потому, что не желал, чтоб евреи согрешили столь тяжко, отвращала нас, но должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю. » . чтобы и нас научить доставлять себе во время молитвы безмолвие и совершенный покой » . что за их грех случилось бы разрушение храма и гибель народа» .

40. И приходит к ученикам и находит их 37. Возвращается и находит их 45. 40. И приходит к ученикам и находит их 37. Возвращается и находит их 45. Встав от спящими, и говорит Петру: так ли не могли спящими, и говорит Петру: молитвы, Он вы один час бодрствовать со Мною? Симон! ты спишь? не мог ты пришел к 41. бодрствуйте и молитесь, чтобы не бодрствовать один час? ученикам, и нашел впасть в искушение: дух бодр, плоть же 38. Бодрствуйте и молитесь, их спящими от немощна. чтобы не впасть в искушение: печали 42. Еще, отойдя в другой раз, молился, дух бодр, плоть же немощна. 46. и сказал им: Аверкий: «Ученикам предстояло великое искушение, великое испытание их веры, а потому Блж. Иероним: « Невозможно, чтобы душа человеческая не подвергалась искушению. говоря: Отче Мой! если не может чаша сия 39. И, опять отойдя, молился, что вы спите? Господь и убеждает их в необходимости бодрствовать и молиться, чтобы преодолеть это Бодрствуйте и молитесь, чтобы не быть искушаемыми, а: чтобы не впасть в искушение, миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да сказав то же слово. встаньте и искушение. «Дух бодр, плоть же немощна» – значит: душа ваша расположена к борьбе с т. е. чтобы искушение не преодолело, не победило и не удержало вас в своих сетях. » . будет воля Твоя. 40. И, возвратившись, опять молитесь, чтобы этим искушением и способна побороть его, но человеческая природа немощна и, при 43. И, придя, находит их опять спящими, нашел их спящими, ибо глаза у не впасть в ослаблении бодрствования и молитвы, способна к великому падению» . ибо у них глаза отяжелели. них отяжелели, и они не знали, искушение. 44. И, оставив их, отошел опять и что Ему отвечать. Зигабен: «отяжелели не только от сна, но и от печали, как сказал Лука (22, 45), так как помолился в третий раз, сказав то же слово. 41. И приходит в третий раз и они уже были убеждены в смерти Спасителя» . и 45. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел «Трижды становился Господь на молитву. В первый раз Он молился об отвращении от вот, приблизился час, и Сын Человеческий час: вот, предается Сын Него чаши страданий, во второй раз Он изъявил уже прямую покорность воле Божией, и предается в руки грешников; Человеческий в руки грешников. Ему послан был Ангел, чтобы окончательно укрепить Его в этой воле, после чего Он в 46. встаньте, пойдем: вот, приблизился 42. Встаньте, пойдем; вот, Свт. Иоанн Златоуст: « в руки грешников, - служат к ободрению их духа, показывая, что полной решимости воскликнул: «буди воля Твоя» . Помолившись в третий раз, Он пришел предающий Меня. приблизился предающий Меня. совершающееся над Ним есть дело злобы грешников, а не Его вины в каком-либо грехе» . к ученикам предупредить их о приближении предателя: «спите прочее и почиваете: се Зигабен: «И этим показал, что умер добровольно. Зная наперед, что идут против Него приближися час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» : показывая, что не Зигабен: «Молился второй и третий раз, показывая, что должно чаще молиться и не вместе с предателем, не только не убегает, но даже спешит выйти навстречу им, имеет нужды в их помощи, когда намерен был предаться, Он говорит: теперь уже ослабевать. Приходит во второй раз к ученикам, чтобы изобличить слабость их. Так как говоря: пойдем к ним» . спите; или произносит это, чтобы пристыдить их, как бы так говоря: «вот предатель после упрека они не только не исправились, но так заспались, что не могли даже приблизился; если вам угодно и время позволяет спать, спите» (Блаж. Феофилакт). » . отвечать Ему» .

Домашнее задание Прочитать следующие отрывки: • Взятие Христа под стражу (Мф. 26, 47 -55; Домашнее задание Прочитать следующие отрывки: • Взятие Христа под стражу (Мф. 26, 47 -55; Мк. 14, 43 -52; Лк. 22, 47 -53; Ин. 18, 2 -12). • Суд над Господом у первосвященников Анны и Каиафы (Ин. 18, 12 -23; Мф. 26, 57 -60; Мк. 14, 53 -65; Лк. 22, 54; 63 -65). • Отречение Петра (Мф. 26, 69 -75; Мк. 14, 66 -72; Лк. 22, 55 -62; Ин. 18, 16 -18; 25 -27). • Суд синедриона (Мф. 26, 59 -75; Мк. 14, 53 -72; Лк. 22, 5471; Ин. 18, 13 -27). • Погибель Иуды Предателя (Мф. 27, 3 -10). • Христос на суде у Пилата и у Ирода (Мф. 27, 1 -2; 11 -26; Мк. 15, 1 -15; Лк. 23, 1 -25; Ин. 18, 28 – 19, 16).