Скачать презентацию Лекция 3 ХРАМ Основные структурные признаки 1 Канонический Скачать презентацию Лекция 3 ХРАМ Основные структурные признаки 1 Канонический

Лекция.Храм.ppt

  • Количество слайдов: 34

Лекция 3 ХРАМ Основные структурные признаки 1. Канонический тип храма 2. Расположение сюжетов в Лекция 3 ХРАМ Основные структурные признаки 1. Канонический тип храма 2. Расположение сюжетов в интерьере храма 3. Структурные особенности композиции храма 4. Форма и строение православного храма

Церковный канон – свод правил, в соответствием с которым в условной символической форме, были Церковный канон – свод правил, в соответствием с которым в условной символической форме, были выражены догматы христианской веры. Иконографический канон - свод правил, в соответствием с которым изображались и располагались в пространстве храма основные эпизоды священной истории. Музыкальный канон – песнопения, состоящие из заглавных (ветхозаветных ирмосов и тематически развивающих их стихир или тропарей

Летописное повествование о выборе веры Древней Русью в изложении Нестора вводит в контекст формирования Летописное повествование о выборе веры Древней Русью в изложении Нестора вводит в контекст формирования основ формирования религиозности художественный фактор – эмоционально-поэтический. Послы древнерусского князя вернувшись из Константинополя сказали о соборе Св. Софии : « Не знаем, где мы были , то ли на небе , то ли на земле» .

Собор Св. Софии в Константинополе 532 -537 гг. Н О В Ы Й С Собор Св. Софии в Константинополе 532 -537 гг. Н О В Ы Й С И Н Т Е З

ФОКИДА, ГРЕЦИЯ М О Н А С Т Ы РЬ С В. Л У ФОКИДА, ГРЕЦИЯ М О Н А С Т Ы РЬ С В. Л У К И (ХОСИОС ЛУКАС) Планы церквей Хосиос Лукас: 1) Кафоликон 2) Феотикон Восточные фасады церквей Кафоликона (слева) и Феотикона

Интерьер Интерьер

Своды под хорами В расположении сюжетов существовала строгая иерархия, олицетворявшая восхождение к абсолюту. Ближе Своды под хорами В расположении сюжетов существовала строгая иерархия, олицетворявшая восхождение к абсолюту. Ближе к земле располагались земные избранники – отцы церкви , мученики, святители, цари, епископы.

Кафоликон. Мозаики конхи и вимы Возвышаясь над первым уровнем и превосходя его в размерах, Кафоликон. Мозаики конхи и вимы Возвышаясь над первым уровнем и превосходя его в размерах, как связующее звено между церковью земной и церковью Небесной, в алтарной нише представала Богоматерь в позе Оранты или с младенцем Христом на руках

Объединяющим центром грандиозной теологической системы выступал образ Христа-вседержителя в центральном куполе. . В простенках Объединяющим центром грандиозной теологической системы выступал образ Христа-вседержителя в центральном куполе. . В простенках барабана = апостолов (учеников Христа) и пророков. На парусах главного купола помещались четыре евангелиста – «Столпы церкви» .

В 11 в. к основным сюжетам присоединились двенадцать сцен т. н. «праздничного цикла» : В 11 в. к основным сюжетам присоединились двенадцать сцен т. н. «праздничного цикла» : Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Вознесение, Сошествие Св. Духа (Пятидесятница), Успение Богородицы. Они стали обязательными и приобрели классическую иконографию. Располагаясь в рукавах главного креста, тромпах и нишах, они образовывали на уровне второго яруса замкнутый круг. Ассоциируясь с различными временами года , на которые падало празднование того или иного события евангельской легенды, сюжеты праздничного цикла символизировали круговращение времени. Рождество Стретенье

Собор Св. Софии в Константинополе 532 -537 гг. Утверждение о том, что собор Св. Собор Св. Софии в Константинополе 532 -537 гг. Утверждение о том, что собор Св. Софии в Киеве создам по образу и подобию собора Св. Софии в Константинополя с многих искусствоведов озадачивало Древнерусские храмы и иконы отличались от византийских «неподобным подобием» . Собор Св. Софии в Киеве. ХІ в. Древнерусский храм был развитием византийского с его центрическим купольным построением, которое имело в плане священные фигуры круга, прямоугольника и креста. Если киевская София была еще вполне "греческой", то с XII века церкви Руси приобретают самобытный характер.

КИЕВСКАЯ РУСЬ НАСЛЕДНИКИ Киев. Собор Св. Софии ХІ в. КИЕВСКАЯ РУСЬ НАСЛЕДНИКИ Киев. Собор Св. Софии ХІ в.

Мозаика центрального свода собора Софии Киевской Киев, Собор Св. Софии. Боковой неф. Мозаика центрального свода собора Софии Киевской Киев, Собор Св. Софии. Боковой неф.

Иоанн Златоуст. Мозаика паруса собора Софии Киевской Иоанн Златоуст. Мозаика паруса собора Софии Киевской

Конструктивная схема Крестово-купольного храма Преимущества крестовокупольной архитектуры в том, что она позволяет создавать, в Конструктивная схема Крестово-купольного храма Преимущества крестовокупольной архитектуры в том, что она позволяет создавать, в зависимости от условий, достаточное большое количество вариантов, менять масштабы здания при неизменности центрального ядра. Его

Конструктивная схема крестово-купольного храма Центральное ядро схемы составляет опирающийся на четыре свободностоящие опоры купол Конструктивная схема крестово-купольного храма Центральное ядро схемы составляет опирающийся на четыре свободностоящие опоры купол на барабане , от которого крестообразно , ориентируясь по сторонам света, расходятся «рукава» равноконечного греческого креста - прямоугольные помещения, перекрытые сводами, как правило , цилиндрическими. Этот крест с куполом в центре был вписан в квадрат плана. Поэтому по углам здания, между наружными стенами и рукавами креста образовывались четыре ячейки квадратной формы; в развитом типе здания они также перекрывались сводами. В таком архитектурном решении было достигнуто единство утилитарной и образной системы с духом христианского мировозрения и характером культового действия.

Сравнительно небольшой одноглавый древнерусский храм XII-XV веков, получивший широкое распространение, отличался изяществом и строгостью Сравнительно небольшой одноглавый древнерусский храм XII-XV веков, получивший широкое распространение, отличался изяществом и строгостью внешнего облика. Киев. Кирилловская церковь. 1146 г.

Владимир-Волынский. Успенский собор, 1160 г. план Владимир-Волынский. Успенский собор, 1160 г. план

Успенский собор Троице-Сергиєвской лавры Успенский собор Троице-Сергиєвской лавры

ПРОСТРАНСТВО И ОБРАЗ Схема устройства Пространства храма Все церковные здания делятся на алтарное пространство, ПРОСТРАНСТВО И ОБРАЗ Схема устройства Пространства храма Все церковные здания делятся на алтарное пространство, которое занимает полукруглую апсиду, где помещаются алтарь и "горнее место" для епископа, сам храм, или место для молящихся, и притвор, где в древности стояли неофиты, ожидавшие крещения. Объединение искусств, включенных в храмовое действо, осуществлялась на основе литургической символики. Она выступала главным системообразующим принципом культового синтеза искусства

ПРОСТРАНСТВО, ОБРАЗ, СИМВОЛ Символическое значение разных частей культовой постройки. Своды и купола олицетворяли небо, ПРОСТРАНСТВО, ОБРАЗ, СИМВОЛ Символическое значение разных частей культовой постройки. Своды и купола олицетворяли небо, пространство у пола – землю, алтарь символизировал рай, западная половина – ад. Схема движения прихожан во время праздничного богослужения

Развитый тип иконостаса сложился в 13 -15 вв. ИКОНОСТАС 1. Икона Тайной Вечери 2 Развитый тип иконостаса сложился в 13 -15 вв. ИКОНОСТАС 1. Икона Тайной Вечери 2 -3. Царские врата 2. Икона Благовещения Богородицы и Архангела Гавриила 3. Иконы 4 -х Евангелистов 4. Икона Спасителя 5. Икона Божьей Матери 6. Дьяконские врата 7. Икона патрона церкви 8. Другие иконы

Алтарь, или престол, имеет в православных храмах кубическую форму (библейский символ Алтарь, или престол, имеет в православных храмах кубическую форму (библейский символ "вселенскости"). Позади него находится семисвечник. АЛТАРЬ 1. Престол (трон Божий) 2. Жертвенник 3. Запрестольная икона и горнее место 4. Иконостас 5. Солея 6. Амвон – центральная часть солеи

ПРЕСТОЛ И ЖЕРТВЕННИК 1. Потир 2. Дискос 3. Звездица 4. Малые покровцы 5. Большой ПРЕСТОЛ И ЖЕРТВЕННИК 1. Потир 2. Дискос 3. Звездица 4. Малые покровцы 5. Большой покровец-воздух 1. Пелена, накрывающая престол 2. Св. Евангелие 3. Антиминс 4. Напрестольный крест 5. Дарохранительница 6. Крестильная шкатулка 7. Семисвечник 8. Евхаристический платок для вытирания уст после св. причастия

Облик православного храма создавался веками, приобретая в каждую эпоху свой неповторимый характер. Чернигов. Пятницкая Облик православного храма создавался веками, приобретая в каждую эпоху свой неповторимый характер. Чернигов. Пятницкая церковь, конец 12 – начало 13 вв. Восстановлена П. Д. Барановским

Владимир. Церковь Покрова на Нерли. 1165 г. Четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм. Владимир. Церковь Покрова на Нерли. 1165 г. Четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм.

Владимир. Успенский собор нач. ХІІІ в. После пожара 1185 г. площадь Успенского собора (1158 Владимир. Успенский собор нач. ХІІІ в. После пожара 1185 г. площадь Успенского собора (1158 -1160 гг. ) была увеличена почти в два раза. Епископскому собору не подобает светское узорочье и языческая жизнерадостность.

Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково близ Москвы. 1547 г. Построена в ознаменование принятия Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково близ Москвы. 1547 г. Построена в ознаменование принятия Иваном Грозным царского титула. Монументальный столп с причудливыми архитектурными формами окружен четырьмя меньшими башнеобразными объемами. Пять обособленных восьмиугольных в плане церквей образуют каноническую схему пятиглавия.

Московская школа. , сер. 17 в. Церковь Покрова в Филях, 1693 г. Московская школа. , сер. 17 в. Церковь Покрова в Филях, 1693 г.

Московская школа. конец 17 в. Церковь Знамения в Дубровицах, 1690 -1704 гг. Московская школа. конец 17 в. Церковь Знамения в Дубровицах, 1690 -1704 гг.

Слобожанщина, конец 17 в. Харьков, Покровский собор, 1689 г. Слобожанщина, конец 17 в. Харьков, Покровский собор, 1689 г.

Москва. Покровский собор. Зодчие Барма и Постник. 1555 -1561 гг. Взаимосвязанная группа из 9 Москва. Покровский собор. Зодчие Барма и Постник. 1555 -1561 гг. Взаимосвязанная группа из 9 объемов на общем подклете соединена переходами. Главный вход выделен раскидистыми лестницами с рундуками. Придел Василия Блаженного, крытые галереи , колокольня были пристроены позднее. Увековечил победу русских войск над Казанским ханством.

Список терминов: Апсида Канон Столбы иконография Крестово-купольная система литургия Конха собор Неф соборность Нартекс Список терминов: Апсида Канон Столбы иконография Крестово-купольная система литургия Конха собор Неф соборность Нартекс трапезная Подпружная арка хоры Паруса свода престол Свод