3 Отечеств. философия 2011-12.ppt
- Количество слайдов: 84
Лекция № 3 по теме: Отечественная философия
Лектор – полковник вн. сл. , канд. философ. наук, доцент Киричек Александр Владимирович e-mail: kirichek 70@mail. ru
План лекции 1. Этапы развития и характерные черты русской философии 2. Русская философская мысль 11 -18 го веков 3. Философско-социологические взгляды «славянофилов» и «западников» 4. Эпоха расцвета отечественной философии
Вопрос 1. Этапы развития и характерные черты русской философии
Основные черты русской философии 1. Стремление к поиску нравственной правды, в центре внимания -- вопросы добра и справедливости, смысла жизни и поиска путей спасения. 2. Стремление к целостному познанию мира, опираясь на все познавательные способности души: разум, чувства, веру, интуицию, мистический опыт.
Главные сквозные идеи русской философии: 1. Идея соборности. Соборность -- принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» . 2. Идея эсхатологическая как вера в предельный смысл истории, в возможность переустройства общества на началах добра и справедливости. 3. Мессианская идея -- вера в особую спасительную миссию русского народа.
Этапы развития русской философии: 1. Русская средневековая философия (11 - 17 вв. ). 2. Русская философия эпохи Просвещения (18 - 3. 4. 5. 6. нач. 19 в. ). Расцвет русской философии (1830 -е гг. – 1922). Русская философия в эмиграции (1922 – 1991). Русская философия в Советском Союзе (1922 – 1991). Постсоветская российская философия (1991 – по наст. время).
ВЫВОД по 1 вопросу:
1. Русская философская мысль всегда отличалась нравственноантропологическим характером, ей изначально было присуще стремление к поиску нравственной правды. В центре внимания русских любомудров постоянно находились вопросы добра и справедливости, смысла жизни и поиска путей спасения.
Вопрос 2. Русская философская мысль 11 -18 -го веков
Главные события духовной истории Руси в 11 -18 веках 988 – Крещение Руси князем Владимиром 1157 - Перенесение иконы «Богоматерь Владимирская» Андреем Боголюбским во из Вышгорода во Владимир 1335 - Основание Троице-Сергиевой лавры Сергием Радонежским 1380 - Куликовская битва – первая крупная победа над татаро-монголами 1420 - Создание Андреем Рублевым иконы «Троица» 1520 -е – Обоснование Филофеем идеологемы «Москва – Третий Рим»
Главные события духовной истории Руси в 11 -18 веках 1564 - Начало книгопечатания на Руси 1589 - Учреждение патриаршества на Руси 1653 - Начало церковного раскола 1686 - Открытие Славяно-греко-латинской академии в Москве 1721 - Упразднение патриаршества и учреждение Синода 1725 - Создание Российской Академии наук 1755 – Открытие Московского университета
Илларион (Русин) (? – ум. 1055) – первый из русских киевский митрополит, автор первого оригинального философского сочинения на Руси - «Слово о законе и благодати» (1037 -1050 гг. )
Центральные идеи и задачи «Слова» : 1. Обоснование преимуществ христианства перед язычеством. 2. Христианство выступает религией свободы. 3. Равенство русских среди других цивилизованных народов. 4. Вера в грядущее процветание Руси.
Кирилл Туровский (1130 – 1182) - епископ г. Турова, его речи стали вершиной древнерусского красноречия. Центральная тема – прославление человека как вершины творения.
Владимир Мономах (1053 – 1125) – великий князь, полководец, мыслитель-гуманист. Главное сочинение – «Поучение» , основная тема которого – обязанности власти. Создал образ идеального христианского правителя, живущего по заповедям Божиим.
Серапион Владимирский (? – 1275) - епископ Владимира. В своих «Словах» и проповедях осуждал греховную жизнь соотечественников, которая и стала причиной «гнева Божьего» -- нашествия татаро-монголов. Главная тема – борьба за духовное очищение народа.
Сергий Радонежский (1314 или 1322 - 1392) - величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества, основатель и игумен Троице-Сергиевой обители. Своей праведной жизнью снискал еще при жизни огромное уважение современников, хотя ничего не писал.
«…он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил» . (Епифаний Премудрый «Житие Сергия Радонежского» )
Андрей Рублев. «Троица»
Нил Сорский (ок. 1433 - 1508) - духовный лидер нестяжателей, последователь исихазма, проповедник аскетизма. Всякую собственность считал противоречащей монашеским обетам, отсюда его протест против монастырских имуществ.
Икона «Неопалимая Купина»
Иосиф Волоцкий (1439/40 - 1515) - лидер иосифлян, основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря. - Сторонник самодержавной власти и усиления роли церкви в политической и экономической жизни. - Защищал право Церкви на владение землей и богатое убранство храмов.
Филофей (ок. 1465 - 1542) - старец псковского Елиазаровского монастыря. В своих посланиях царям (Василию III и Ивану IV) обосновал идеологему «Москва – Третий Рим» : было два Рима, две церкви, и обе они пали, ныне же появилась церковь нового, третьего Рима, возглавляемая русским самодержцем, а четвёртому Риму уже не быть.
Левитан И. «Тихая обитель»
Патриарх Никон (1605 - 1681) - инициатор церковной реформы, приведшей к расколу и появлению старообрядцев.
Васнецов А. «Расцвет Кремля»
- Юрий Крижанич (1617 - 1683) славянский ученыйэнциклопедист (по происхождению – хорват), один из первых сторонников идеи «славянского единства» (панславизма). Создал «общеславянский язык» ( «крижанику» ) и использовал его в своих книгах.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) выдающийся русский поэт и ученыйэнциклопедист. В области философии стоял на позициях деизма, атомизма и естественнонаучного материализма. –
Философские взгляды Ломоносова • Бог - устроитель мироздания, создатель законов Вселенной, но Он не вмешивается в ход естественных процессов. • Наука должна заниматься изучением творения, а религия – изучать самого Творца. • В основе природы лежит закономерное движение протяжённых, непроницаемых, шарообразных частиц материи ( «элементов» ), из которых составляются «корпускулы» . • В социальной философии – сторонник европеизации России и сохранения самобытности России, развития русского языка и культуры.
Достижения и заслуги Ломоносова: • Создал русскую оду философского и высокого гражданского звучания • Стал автором первой научной грамматики русского языка • Открыл закон сохранения материи и движения • Исключил теплород и флогистон из числа химических элементов • Возродил искусство мозаики и производство смальты
Достижения и заслуги Ломоносова: • Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов • Опубликовал первое в России руководство по металлургии • Открыл атмосферу на Венере • Основал Московский университет (1755) • Разработал проект реформ «О сохранении и размножении русского народа» (1761)
Александр Николаевич Радищев (1749 -1802) - русский мыслитель, яркий и последовательный критик крепостничества ( «Путешествие из Петербурга в Москву» , 1790). - Автор первого в России философскоантропологического произведения: «О человеке, его смертности и бессмертии» (1795).
Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) известный публицист и издатель, масон и гуманист. Издавая журналы и книги, учредив первую публичную библиотеку, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению, а вместе с ним и общественное мнение» . Осуждал крепостное право, взяточничество, неправосудие и другие «язвы» россиийского общества.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Русская оригинальная философская мысль зародилась в 11 веке в связи с утверждением христианства на Руси. Первым оригинальным отечественным мыслителем следует признать митрополита Иллариона, который в своей работе «Слово о законе и благодати» поставил вопрос об исторической судьбе Руси, показал позитивное значение христианства для духовной и социальной жизни русского народа.
2. Важнейшей идеей, ставшей доминантой русского самосознания на протяжении всей истории России, стала идеологема «Москва – Третий Рим» , обоснованная в 16 веке старцем Филофеем.
Вопрос 3. Философские взгляды «славянофилов» и «западников»
Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860) - духовный лидер славянофилов. Центральная тема – учение о Церкви. Подлинный идеал церковной жизни сохраняет только православие, гармонически сочетая единство и свободу и, тем самым, реализуя центральную идею Церкви — идею соборности.
«Соборность – это свободное единство основ Церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности» .
«Россия стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественнейшей страной, а к тому, чтобы стать самым христианским из всех человеческих обществ» .
Иван Васильевич Киреевский (1806 – 1856) - известный философ-славянофил. Центральная идея - цельность духовной жизни. Именно в цельности состоит главное достоинство русского ума и характера.
«Посредством объединения в одно гармоническое целое всех духовных сил (разума, чувства, эстетического смысла, любви, совести и стремления к истине) человек приобретает способность к мистической интуиции, которая делает для него доступной надрациональную истину о Боге и мире»
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 -1854) - духовный предшественник западников. В работе «Философические письма» (1836) подверг резкой критике прошлое и настоящее России, за что был объявлен сумасшедшим и подвержен домашнему аресту.
Главные мысли Чаадаева: • Глубокий скептицизм по отношению к прошлому, настоящему и будущему России: «Отшельники в мире, мы ничего ему не дали, ничего не взяли у него, не приобщили ни одной идеи к массе идей человечества…» • Мы «существуем лишь для того, чтобы преподать великий урок миру» . • Корень всех бед России -- в неправильном, искаженном понимании христианства: «Хотя мы и христиане, не для нас созревали плоды христианства» .
Наиболее видные западники: • Виссарион Григорьевич Белинский (1811 -1848) • Тимофей Николаевич Грановский (1813 - 1855) • Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885) • Александр Иванович Герцен (1812 - 1870).
Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) - духовный лидер западников, который, однако, в середине жизни разочаровался в Западе и пришел к оригинальной концепции «русского социализма» , основанного на общинных традициях русского народа.
СЛАВЯНОФИЛЫ 1) приверженность православной религии, рассмотрение её как единственно верной, как религии свободы; 2) разработка философии с опорой на христианскую религию и традиции восточной патристики; ЗАПАДНИКИ 1) критика религии вообще и православной церкви -- в частности, вплоть до атеизма; 2) разработка философии с опорой на науку и учения представителей немецкой классической философии;
СЛАВЯНОФИЛЫ ЗАПАДНИКИ 3) вера в особый исторический путь России, связанный с реализацией русским народом высокой миссии, состоящей в духовном водительстве в мире, а также вера в нравственную чистоту русского крестьянства; 3) признание отсталости России от европейских стран и утверждение необходимости её движения по западному пути развития, усвоения достижений передовых стран Европы;
СЛАВЯНОФИЛЫ ЗАПАДНИКИ 4) негативное отношение 4) восторженное к Петру I и идеализация отношение к допетровской Руси; преобразованиям Петра I, «прорубившего окно» в Европу; 5) критика самодержавия 5) критика западной и призывы к его цивилизации за ликвидации. бездуховность, стяжательство, индивидуализм, ошибочную веру.
ВЫВОД по 3 вопросу:
1. Главной проблемой русской философии первой половины 19 -го века стал вопрос о путях развития России, ее исторической миссии и судьбе. Диаметрально противоположные ответы на этот вопрос давали западники во главе с Герценом, ратовавшие за европейский путь развития России, и славянофилы, представленные Киреевским и Хомяковым, выступавшие за сохранение общинного образа жизни, движение России по особому пути под водительством Православной церкви.
Вопрос 4. Эпоха расцвета русской философии (2 -я половина 19 – начало 20 века)
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 – 1881) • Стоял на позициях христианского гуманизма. • Прославился как тонкий знаток человеческой души. • Настаивал, что люди добры от природы.
• • Взгляды Достоевского В «Легенде о Великом Инквизиторе» защищал свободу человека, которая «дороже хлеба» . В «Притче о слезинке ребенка» настаивал, что жизнь одного ребеночка дороже счастья всего человечества. В своих романах показывал, что сердце человека – арена борьбы между Богом и Дьяволом. Верил, что «красота спасет мир» !
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 – 1910) Вошел в историю философии как христианский реформатор и анархист, противник цивилизации и основоположник этики ненасилия.
Взгляды Толстого • В духе Руссо призывал вернуться к простой, народной жизни и отказаться от государства, церкви, собственности, искусства и даже от семьи и брака. • Считал главной заповедью: «Не противься злому» , которую возвёл в абсолют, считая, что насилие недопустимо никем, никогда и ни при каких условиях. • Смысл жизни состоит в Любви к Богу.
СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич (1853 - 1900) – основоположник «философии всеединства» , крупнейший русский философ XIX века.
Взгляды В. С. Соловьева • Смысл жизни человека состоит в делании Добра, познании Истины, творчестве Красоты. • Любовь – единственный способ преодоления эгоизма, любовь не ослепляет, а позволяет нам увидеть в Любимом лик Бога. • Истина – не есть свойство знания, Истина есть сущее само по себе, она постижима не одним только разумом, а совокупным действием всех душевных сил человека. • Социальный идеал – вселенское братство как «свободная теократия» , основанная на объединении Востока и Запада, православия и католицизма.
Основные идеи «философии всеединства» • Идея жизнестроительной философии – она должна служить жизни, помогать человеку решать насущные задачи жизни. • Идея цельного знания как свободной теософии, объединяющей в гармоническое целое науку, философию, религию. • Идея всеединства как свободного гармонического объединения всех отдельных, частных проявлений бытия.
Основные идеи «философии всеединства» • Идея богочеловеческого процесса как движения человека к Богу, в ходе которого злое и разрозненное бытие превращается в «положительное всеединство» . • Идея приоритета духовного над материальнобиологическим: удовлетворение биологических потребностей разделяет людей, обусловливает конкуренцию и эгоизм, и только реализация духовных интересов (познавательных, эстетических, нравственных) объединяет людей.
Михаил Нестеров. Философы (отец П. Флоренский и С. Булгаков)
• Русский космизм – одно из самых самобытных направлений отечественной философской мысли, аналогов которому нет на Западе. • Русский космизм -- целый поток русской культуры, включающий не только философов и учёных, но и поэтов, музыкантов, художников. • В узком смысле, космизм -- синтез философских и научных учений, объединённых общим представлением о взаимосвязи и взаимодействии Человека и Природы, Человечества и Вселенной.
ФЁДОРОВ Николай Фёдорович (1829 – 1903) – основоположник русского космизма, оказал большое влияние на Толстого, Достоевского, Соловьева. Отличался крайним аскетизмом и предельной добротой.
• • Взгляды Фёдорова: Главное зло человеческой жизни – это смерть. Преодоление зла смерти есть главная задача, «общее дело» всех людей. Воскрешение предков – центральная задача «общего дела» , высший моральный долг «сынов» по отношению к «отцам» . Воскрешение понимается Фёдоровым как апокатастазис, т. е. как всеобщее спасение: даже великие грешники и преступники будут прощены.
Какое отношение воскрешение предков имеет к освоению космоса?
ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857 – 1935) Отец теоретической космонавтики: обрисовал контуры космической ракеты и вывел уравнение её движения, предложил целый комплекс изобретений в области ракетно-космической техники, дал прогноз освоения межпланетного пространства.
Основная идея русского космизма – идея «активной (управляемой) эволюции» : наступает новый этап развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.
ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863 - 1945) Выдающийся геолог и минералог. Академик (с 1906), первый Президент Академии наук Украины (1918), основатель и первый ректор Таврического университета (1918), лауреат Сталинской премии (1943).
ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897 – 1964). Основоположник гелиобиологии. Главная идея – Солнечная активность заметно влияет на жизнь человека и общества. Обнаружил влияние атмосферного электричества на человека и животных.
КОРОЛЕВ Сергей Павлович (1906 – 1966) Отец практической космонавтики. Пока он был жив, мы опережали США в «космической гонке» по всем направлениям.
Н. Федоров – сын князя Гагарина (1828 – 1903) К. Циолковский (1857 – 1935) С. П. Королев (1906 – 1966) Ю. А. Гагарин (1934 – 1968)
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 – 1948) – Экзистенциалист и христианский персоналист. Страстно утверждал ценность Свободы, Творчества, Личности. Непримиримый критик коммунизма и тоталитаризма.
• • Философия свободы Бердяева: Двумя субстанциями мира выступают: Свобода, коренящаяся в небытии, и Бог как источник бытия. Свобода возвышает человека, но вместе с тем она и трагична, поскольку может привести ко злу, и трудна, ибо связана с риском и ответственностью. Большинство людей не готовы к свободе, не стремятся к свободе, не нуждаются в ней. Свобода порождает творчество, которое выступает одной из высших ценностей.
Главный пафос философии Бердяева – возвышение личности! «Священно не общество, не государство, не нация, а человек!» Главный завет философа таков: «Будьте человечны в одну из самых бесчеловечных эпох мировой истории, храните образ человека, он есть образ Божий»
ШЕСТОВ Лев Исаакович (1866 - 1938) Яркий критик науки и разума с позиций христианской веры. Полагал, что через веру человек может получить все, что хочет, даже невозможное.
Философия невозможного Шестова: • Наука со своими вечными законами закабаляет человека, запирает его в «мир необходимости» . • Вера дает человеку надежду на чудо, на то, что даже невозможное может стать возможным: «если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море» , то она послушалась бы вас» (Лк, 17: 6). • Люди не получают того, чего хотят, потому что их вера слаба, идет не из самого сердца. • Главными врагами человека в борьбе за невозможное являются разум и мораль, которые требует от него смирения и повиновения.
Главная мысль Шестова такова: Бог означает, что всё возможно!
Литература для подготовки к семинарам: • Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М. : Юристъ, 2004. С. 135 -168, 334 -337. • Киричек А. В. Русская философская мысль XI – начала XX вв. – М. : АГПС, 2010.
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Какие этапы прошла в своём развитии отечественная философская мысль? Что характерно для каждого из них? 2. Каковы характерные особенности русской философской мысли? 3. Какая философская проблематика преобладает в древнерусской литературе? Каких древнерусских мыслителей Вы знаете? Каковы их идеи? Актуальны ли они для современной России? 4. В чём состоит смысл и историческое значение идеологемы «Москва – третий Рим» ? Когда и при каких условиях она возникла? Кем была обоснована?
5. Какой вклад внёс в отечественную культуру М. В. Ломоносов? В чём специфика его материализма? 6. Каковы социально-политические и антропологические воззрения А. Н. Радищева? 7. Как Вы думаете, почему П. Я. Чаадаев скептически относился как к прошлому, так и к будущему России? 8. В чем принципиальная разница между воззрениями «западников» и «славянофилов» на историческое развитие России?
9. Каковы представления Ф. М. Достоевского о сущности и предназначении человека? 10. В чем заключается философский смысл «Легенды о Великом инквизиторе» и притчи о «слезинке ребенка» в романе Достоевского «Братья Карамазовы» ? 11. Каковы этические взгляды Л. Н. Толстого? Насколько они актуальны в наше время? Как взаимосвязаны философские искания Толстого с особенностями его биографии?
12. Каковы важнейшие идеи философии В. С. Соловьёва (в частности, о природе прекрасного, смысле любви, назначении истории)? Почему свою философию он называл «философией всеединства» ? 13. Как Вы относитесь к важнейшим положениям философии Н. Ф. Фёдорова ( «общее дело» , «воскрешение предков» , «сыновний долг» , «регуляция природы» )? Как Вы думаете, осуществимы ли его идеи на практике? 14. Почему Н. Ф. Федоров считал освоение космоса «сыновним долгом» землян?