Инф Лек 3,4,5 Основные понятия информатики.pptx
- Количество слайдов: 72
Лекция 3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ
План 1. Информационная модель 2. Алгоритм 3. Системы счисления 4. Классификация компьютеров 5. Основные области применения вычислительной техники
П. 1 Информационная модель Моделью называется материальный или идеальный образ некоторой совокупности реальных объектов или явлений, полученный отбрасыванием всех несущественных и концентрацией внимания только на некоторых важнейших с точки зрения решаемой задачи атрибутах рассматриваемых предметов или явлений.
При решении задач в различных областях деятельности приходится строить различные модели. В информатике рассматриваются в основном информационные и математические модели.
Примеры: Информационная модель личности. Личный листок по учету кадров. В этом документе отражаются такие атрибуты сотрудников, как фамилия, имя и отчество, дата рождения, пол, образование, домашний адрес и т. д. А такие атрибуты, как цвет глаз, рост, вес, в личном листке никак не отражаются. Можно считать, что этот документ представляет собой информационную модель личности сотрудника учреждения.
Информационная модель печатного издания. В библиотеке на каждое печатное издание заводится библиографическая карточка. В ней отражаются инвентарный и каталожные номера, название, фамилия автора или авторов, год и место издания, том, номер и т. д.
Понятие математической модели очень близко к понятию информационной модели, и многие специалисты рассматривают математическую модель как специфический, частный случай информационной модели. Характерной чертой математической модели является необходимость привлечения математических соотношений, уравнений, ограничений для адекватного описания рассматриваемых явлений или связей между объектами.
Пример: Необходимо определить виновника аварии. В некоторых случаях может помочь измерение длины тормозного пути, по которому, с учетом состояния дорожного покрытия, погодных условий и некоторых других факторов, можно с помощью специальных математических соотношений определить скорости машин, участвовавших в происшествии. Строится математическая модель ситуации, включающая в себя такие атрибуты, как длина тормозного пути, вес и габариты машин, состояние дорожного покрытия, специальные коэффициенты, учитывающие погодные условия, и математические соотношения, связывающие между собой все рассматриваемые величины. Выполнив необходимые математические расчеты, можно решить поставленную задачу и с большой долей уверенности определить виновника аварии.
Отвлечение от несущественных деталей, о котором шла речь выше, принято называть абстрагированием. Таким образом, абстрагирование является одним из важнейших инструментов при построении модели какой-либо предметной области. Естественно, что при абстрагировании осуществляется определенное огрубление реальной действительности.
П. 2 Алгоритм Последовательность действий, которую необходимо выполнить над исходными данными, чтобы достичь поставленной цели, принято называть алгоритмом. Алгоритм – это конечная последовательность указаний на языке понятном исполнителю, задающая процесс решения задач определенного типа и ведущая к получению результата, однозначно определяемого допустимыми исходными данными.
Слово «алгоритм» происходит от имени ученого IX века Муххамеда бен Аль-Хорезми ( «аль-хорезми» -> «алгоритм» ), который описал правила выполнения арифметических действий в десятичной системе счисления. Словом «алгоритм» потом и стали обозначать эти правила вычислений. Однако с течением времени понятие алгоритма видоизменялось и в XX веке под ним стали понимать какуюлибо последовательность действий, приводящую к решению поставленной задачи.
Свойства алгоритма Дискретность (в данном случае, разделенность на части) и упорядоченность. Алгоритм должен состоять из отдельных действий, которые выполняются последовательно друг за другом. Детерминированность (однозначная определенность). Многократное применение одного алгоритма к одному и тому же набору исходных данных всегда дает один и тот же результат. Формальность. Алгоритм не должен допускать неоднозначности толкования действий для исполнителя. Результативность и конечность. Работа алгоритма должна завершаться за определенное число шагов, при этом задача должна быть решена. Массовость. Определенный алгоритм должен быть применим ко всем однотипным задачам.
Исполнитель и разработчик алгоритма Разработчик алгоритма в конечном итоге должен описать алгоритм в допустимых командах определенного исполнителя (той машины, которой будет поручено выполнение алгоритма). Совокупность команд, которые данный исполнитель может выполнять, называется системой команд исполнителя. Объекты (данные), над которыми исполнитель может выполнять действия, формируют среду исполнителя.
Язык блок-схем Алгоритм можно описать разными способами: словами, на языке программирования, а также с помощью блок-схем. На языке блок-схем каждый шаг алгоритма описывается с помощью соответствующей фигуры, а последовательность выполнения шагов определяется линиямисвязями. Блок схемы читаются сверху вниз и слева направо.
Прямоугольник – выполнение действия (например, c = a + b) Ромб – проверка условия (например, a > b). Если условие выполняется, то алгоритм идет по линии «да» , если не выполняется – то по линии «нет» . Скругленный прямоугольник – начало и конец алгоритма Скошенный прямоугольник – ввод-вывод данных (например, получение значения переменной, вывод результата на экран монитора).
Алгоритмические структуры (типы алгоритмов) Следование. Предполагает последовательное выполнение команд сверху вниз. Если алгоритм состоит только из структур следования, то он является линейным. Ветвление. Выполнение программы идет по одной из двух, нескольких или множества ветвей. Выбор ветви зависит от условия на входе ветвления и поступивших сюда данных. Цикл. Предполагает возможность многократного повторения определенных действий. Количество повторений зависит от условия цикла. Функция (подпрограмма). Команды, отделенные от основной программы, выполняются лишь в случае их вызова из основной программы (из любого ее места). Одна и та же функция может вызываться из основной программы сколь угодно раз.
Описание различных алгоритмических структур на языке блок-схем Ветвление if Это самый простой тип ветвления. Если результат вычисления выражения-условия возвращает true (правда), то выполнение алгоритма идет по ветке «Да» , в которую включены дополнительные выражениядействия. Если условие возвращает false (ложь), то выполнение алгоритма идет по ветке «нет» , т. е продолжает выполняться основная ветка программы.
Ветвление if-else Если выражение-условие возвращает true (правда), то выполнение алгоритма идет по ветке «Да» , если условие не выполняется (false), то выполнение идет по ветке «Нет» . При любом результате выражения-условия нельзя вернуться в основную ветку программы, минуя дополнительные действия.
Ветвление if-else Количество условий может быть различно. Если выполняется первое, то после выполнения действий, программа переходит к основной ветке, не проверяя дальнейшие условия. Если первое условие возвращает ложь, то проверяется второе условие. Если второе условие возвращает правду, то выполняются действия, включенные в вторую ветку конструкции. Последнее условие проверяется лишь в том случае, если ни одно до него не дало в результате true. Данную алгоритмическую конструкцию (if – else) не следует путать с алгоритмической конструкцией «Выбор» .
Цикл while Пока условие выполняется (результат логического выражения дает true), будут выполняться действия тела цикла. После очередного выполнения вложенных действий условие снова проверяется. Для того чтобы выполнение алгоритма не зациклилось, в теле цикла (помимо прочих действий) должно быть выражение, в результате выполнения которого будет изменяться переменная, используемая в условии. Тело цикла может ни разу не выполнится, если условие с самого начала давало false.
Цикл do В этом цикле первый раз условие проверяется лишь после выполнения действий тела цикла. Если условие возвращает true, то выражения-действия повторяются снова. Каким бы ни было условие, тело данного цикла хотя бы раз, но выполнится.
Цикл for Данный цикл также называют циклом «Для» (for). В его заголовке указывается три параметра: начальное значение переменной (от), конечно значение (до) и ее изменение с помощью арифметической операции на каждом «обороте» цикла (шаг).
Алгоритм Евклида (нахождение наибольшего общего делителя) Алгоритм Евклида – это алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (НОД) пары целых чисел. Наибольший общий делитель (НОД) – это число, которое делит без остатка два числа и делится само без остатка на любой другой делитель данных двух чисел. Проще говоря, это самое большое число, на которое можно без остатка разделить два числа, для которых ищется НОД.
Описание алгоритма нахождения НОД делением Большее число делим на меньшее. Если делится без остатка, то меньшее число и есть НОД (следует выйти из цикла). Если есть остаток, то большее число заменяем на остаток от деления. Переходим к пункту 1.
Найти НОД для 30 и 18. 30/18 = 1 (остаток 12) 18/12 = 1 (остаток 6) 12/6 = 2 (остаток 0). Конец: НОД – это делитель. НОД (30, 18) = 6
Системы счисления. Позиционная и непозиционная системы счисления Система счисления – это способ записи чисел. Обычно, числа записываются с помощью специальных знаков – цифр. Арабская СС : используются цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и это позиционная система счисления. Римская СС– I, V, X, L, C, D, M и это непозиционная система счисления.
В позиционных системах счисления количество, обозначаемое цифрой в числе, зависит от ее позиции, а в непозиционных – нет. Например: 11 – здесь первая единица обозначает десять, а вторая – 1. II – здесь обе единицы обозначают единицу.
345, 259, 521 – здесь цифра 5 в первом случае обозначает 5, во втором – 50, а в третьем – 500. XXV, XVI, VII – здесь, где бы ни стояла цифра V, она везде обозначает пять единиц. Другими словами, величина, обозначаемая знаком V, не зависит от его позиции.
Сложение, умножение и другие математические операции в позиционных системах счисления выполнить легче, чем в непозиционных, т. к. математические операции осуществляются по несложным алгоритмам (например, умножение в столбик, сравнение двух чисел).
В мире наиболее распространены позиционные системы счисления. Помимо знакомой всем с детства десятичной (где используется десять цифр от 0 до 9), в технике широкое распространение нашли такие системы счисление как двоичная (используются цифры 0 и 1), восьмеричная и шестнадцатеричная. Следует отметить, важную роль нуля. «Открытие» этой цифры в истории человечества сыграло большую роль в формировании позиционных систем счисления.
Основание системы счисления – это количество знаков, которое используется для записи цифр. Разряд - это позиция цифры в числе. Разрядность числа - количество цифр, из которых состоит число(например, 264 - трехразрядное число, 00010101 - восьмиразрядное число). Разряды нумеруются справа на лево (например, в числе 598 восьмерка занимает первый разряд, а пятерка - третий).
Итак, в позиционной системе счисления числа записываются таким образом, что каждый следующий (движение справа на лево) разряд больше другого на степень основания системы счисления.
Двоичная система счисления В двоичной системе счисления используются всего две цифры 0 и 1. Другими словами, двойка является основанием двоичной системы счисления. (Аналогично у десятичной системы основание 10. )
Восьмеричная система счисления Восьмери чная систе ма счисле ния — позиционная целочисленная система счисления с основанием 8. Для представления чисел в ней используются цифры от 0 до 7. Восьмеричная система часто используется в областях, связанных с цифровыми устройствами. Характеризуется лёгким переводом восьмеричных чисел в двоичные и обратно, путём замены восьмеричных чисел на триплеты двоичных. Ранее широко использовалась в программировании и вообще компьютерной документации, однако в настоящее время почти полностью вытеснена шестнадцатеричной.
Шестнадцатеричная система счисления (шестнадцатеричные числа) — позиционная система счисления по целочисленному основанию 16. Обычно в качестве шестнадцатеричных цифр используются десятичные цифры от 0 до 9 и латинские буквы от A до F для обозначения цифр от 1010 до 1510, то есть (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F).
П. 4 Классификация компьютеров Рассмотрим две наиболее распространенные в настоящее время схемы — классификация по поколениям, соответствующая историческому процессу развития вычислительной техники, и классификация по применениям.
Классификация по поколениям К настоящему времени принято выделять поколений вычислительной техники.
Первое поколение К первому поколению относят машины, построенные на электронных лампах накаливания. В эту группу входят машины, созданные в период, начинающийся с электронной вычислительной машины «EDSAC» и заканчивающийся примерно в конце пятидесятых годов. Если судить с современной точки зрения, то можно сказать, что эти машины стоили очень дорого, занимали огромные площади, были не совсем надежны в работе, имели маленькую скорость обработки информации и могли хранить очень мало данных. Создавались они в единичных экземплярах и использовались в основном для военных и научных целей. Типичная скорость обработки данных для машин первого поколения составляла 5 -30 тысяч операций в секунду.
Второе поколение Ко второму поколению относят машины, построенные на транзисторных элементах в период с конца пятидесятых и до середины шестидесятых годов. У этих машин значительно уменьшились стоимость и габариты, выросли надежность, скорость работы и объем хранимой информации. С появлением специальных алгоритмических языков существенно упростилось применение машин для решения практических задач в различных областях. Машины стали использовать для стандартных инженерных расчетов, в экономической деятельности для оптимизации работы отдельных предприятий и даже отраслей, и во многих других областях. Типичные представители машин второго поколения - IBM-7090 (США), ATLAS (Великобритания), БЭСМ-4, М-220, Минск -32, БЭСМ-6 (СССР). Скорость обработки данных у машин второго поколения возросла до 1 миллиона операций в секунду.
Третье поколение Машины третьего поколения выполнены на так называемых интегральных схемах, которые сокращенно обозначают ИС. Интегральная схема представляет собой электрическую цепь определенного функционального назначения, которая с помощью специальной технологии размещается на очень маленькой кремниевой (или какой-либо другой подходящей по свойствам) пластинке — «основе» .
Площадь такой схемы — порядка одного квадратного сантиметра, но по своим функциональным возможностям интегральная схема эквивалентна сотням и тысячам транзисторных элементов. Из-за очень маленьких размеров и толщины интегральную схему иногда называют микросхемой, а также чипом (chip — тонкий кусочек). Переход от транзисторов к интегральным схемам вызвал соответствующие изменения в стоимости, размерах, надежности, скорости и емкости машин.
Начиная с третьего поколения, вычислительные машины становятся повсеместно доступными и широко используются для решения самых различных задач. Характерным для этого времени является коллективное использование машин, так как они все еще достаточно дороги, занимают большие залы и требуют сложного и дорогостоящего обслуживания. Правда, доступ к возможностям машины уже организуется и с индивидуально используемых устройств — терминалов (terminal -конечный пункт), которые находятся на некотором удалении от основного оборудования машины, иногда даже на рабочих местах пользователей.
В состав терминала, как правило, входят клавиатура, используемая для набора данных и выполнения простейших операций по управлению работой компьютера, и дисплей, служащий для отображения текущей ситуации и полученных результатов вычислений. Носителями первичной информации все еще являются перфокарты и перфоленты, хотя уже значительный объем информации сосредоточивается на магнитных носителях — дисках и лентах. Скорость обработки информации у машин третьего поколения достигла нескольких миллионов операций в секунду.
Четвертое поколение ЭВМ В первой половине семидесятых годов происходит переход от обычных интегральных схем к схемам с большей плотностью монтажа — большим интегральным схемам (БИС). Если обычные интегральные схемы эквивалентны тысячам транзисторных элементов, то большие интегральные схемы заменяют уже десятки тысяч.
Отличительная черта четвертого поколения — наличие в одной машине нескольких (обычно 2 -6, иногда до нескольких сотен и даже тысяч) центральных, главных устройств обработки информации — процессоров (от слова process — обработка), которые могут дублировать друга или независимым образом выполнять вычисления. Такая структура позволяет резко повысить надежность машин и скорость вычислений. Другая важная особенность — появление мощных средств, обеспечивающих работу компьютерных сетей. Это позволило впоследствии создавать и развивать на их основе глобальные, всемирные компьютерные сети.
Пятое поколение ЭВМ О проекте создания машин этого поколения, рассчитанном на десять лет, объявили в начале восьмидесятых годов японские разработчики. За ними в эту стратегическую гонку втянулись ученые США, СССР и ряда стран Западной Европы. Было заявлено, что к началу 90 -х годов будет создано принципиально иное по стилю обработки информации и взаимодействия с пользователем поколение машин. Если ранее человек тщательно и подробно формулировал машине последовательность действий по обработке информации, то теперь машина по поставленной перед ней цели должна самостоятельно составить план действий и выполнить их.
Такой способ решения задач принято называть логическим программированием. Кроме того, планировалось ввести общение с машиной на уровне естественного языка. Однако решить полностью весь комплекс задач проекта не удалось и до сих пор. Хотя имеются впечатляющие достижения по каждому из направлений проекта, возникли определенные финансовые и технические трудности. Кроме того, усилия значительной части разработчиков были переключены на микропроцессорную технику и развитие сетевых технологий.
Классификация по применениям ЭВМ Персональный компьютер — это настольная электронно -вычислительная машина индивидуального использования. В 1999 году был введен в действие международный стандарт «спецификации РС 99» , который определяет классификацию, а также требования к аппаратным и программным средствам персональных компьютеров. Термин «спецификация» означает формализованное описание свойств, характеристик и функций некоторого объекта. Таким образом, «спецификации РС 99» представляют собой описание характеристик персональных компьютеров (PC — сокращение английского словосочетания personal computer), сформулированное в 1999 году. Сразу же отметим, что классификация персональных компьютеров, предложенная в стандарте РС 99, сохранилась и в стандартах, принятых в последующие годы.
Согласно указанным стандартам вводится пять категорий персональных компьютеров (в скобках указаны соответствующие официальные термины): пользовательский, потребительский, массовый компьютер (Consumer PC), предназначенный для работы, в основном, в домашних условиях; офисный, деловой компьютер (Office PC) предназначен для выполнения канцелярской работы в составе компьютерных сетей предприятия, организации и т. д. ; мобильный, переносной, портативный компьютер (Mobile PC) предназначен для специалистов, которые используют компьютерные технологии в поездках, во время деловых встреч и т. д. , когда использование стационарных машин затруднено или вообще невозможно; рабочая станция (Workstation PC) используется в качестве сервера в компьютерных сетях, а также как рабочий инструмент разработчиками программных средств, конструкторами, то есть там, где предъявляются повышенные требования к ресурсам компьютера; игровые или развлекательные компьютеры (Entertainment PC) используются для игр, а также для высококачественной работы со звуком и видеозаписями.
Мини-ЭВМ — состоит из машин, используемых для работы в условиях реального производства, для управления поточной линией, цехом, для обеспечения работы научной лаборатории или относительно небольшого учреждения. Как правило, мини-ЭВМ выполнена в виде нескольких напольных стоек, содержащих все ее устройства. В настоящее время мини-ЭВМ практически полностью вытеснены из употребления более мощными и дешевыми персональными компьютерами.
Группа универсальных ЭВМ характеризуется возможностью решать подавляющее большинство задач обработки информации и практически неограниченными возможностями ее хранения. Универсальные машины (соответствующий англоязычный термин mainframe — главный каркас, центральное строение) применяются как центральное звено в системах управления производственным циклом, для обеспечения работы крупных НИИ, организаций и учреждений. В последнее время часто используются как ведущий элемент глобальных и локальных сетей, который предоставляет свои вычислительные ресурсы подключенным к сети персональным компьютерам. Как и группа мини-ЭВМ, эта группа машин постепенно вытесняется мощными персональными компьютерами.
Супер. ЭВМ используются для решения задач так называемых предельных классов, для которых требуется колоссальное сосредоточение вычислительных мощностей. Это задачи метеопрогноза в планетарных масштабах, задачи расчета и проектирования современных самолетов и космических кораблей, задачи из области ядерной физики и космогонических исследований, задачи управления системами противоракетной и космической обороны, задачи обеспечения работы глобальных сетей общемирового значения и т. Д. Во всем мире насчитывается не так много машин класса супер. ЭВМ в силу их чрезвычайно высокой сложности и стоимости.
П. 5. ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Сферы применения вычислительной техники: Военное дело, например системы противоракетной обороны, космические системы. Моделирование физических явлений и исследование моделей с помощью ЭВМ. Например, задачи термоядерного синтеза, космогонические модели. Моделирование чаще всего применяется в тех случаях, когда проведение прямого физического эксперимента либо слишком дорого, либо в принципе невозможно. Обработка конкретных экспериментальных данных при проведении математических, физических, химических, биологических, социологических, исторических, археологических и т. д. исследований. Решение задач метеопрогноза.
Автоматизированные рабочие места (АРМ) специалиста, например АРМ бухгалтера, руководителя, врача и т. д. Системы автоматического проектирования, обеспечивающие поддержку работы инженераконструктора, существенно повышающие производительность его труда и сокращающие сроки разработок. Широко применяются при проектировании таких изделий, как космические челноки «Буран» , «Шаттл» , современные сверхзвуковые самолеты и т. д. Управление работой отдельных станков (станки с числовым программным управлением), роботы (роботы на ликвидации Чернобыльской аварии, роботы, ухаживающие за больными, роботы-художники), робототехнические линии, цеха и заводы-автоматы. Автоматизированные системы планирования и управления производством, начиная с отдельных предприятий и кончая управлением целыми отраслями (железнодорожный транспорт, авиация и т. д. ).
Получение изображений внутренних частей непрозрачных тел, в том числе в медицине — компьютерная томография и на производстве — контроль качества, не разрушающий изделия. Системы массового обслуживания и информационносправочные системы. Например, системы резервирования и продажи авиа- и железнодорожных билетов. Обслуживание крупных спортивных мероприятий — мировых и европейских чемпионатов, Олимпийских игр. Базы данных правовой информации (быстрый доступ к нормативным актам, указам и постановлениям правительства, статьям Уголовного и других кодексов), криминалистические базы данных, хранящие сведения о преступниках и т. д. Банковские и биржевые компьютерные системы. Библиографические компьютерные системы. Подготовка различных документов, отчетов и других печатных материалов, рекламное дело. Компьютерная верстка и подготовка к изданию газет, журналов, книг. Аранжировка музыкальных произведений, цветомузыка. Скульптура и архитектура.
Компьютерный дизайн разрабатываемых устройств, помещений. Компьютерный подбор прически, модели одежды. Компьютерная мультипликация и анимация ( «оживление» изображений — воспроизведение последовательности изображений, создающее впечатление движения). Машинный перевод с различных естественных языков. Например, еще в 1985 году демонстрировалась система машинного перевода, работавшая с 4 языками и словарным запасом в 260 000 слов (человек в среднем активно использует 3000 -5000 слов). Лингвистика, расшифровка неизвестных языков. Криптография — шифровка и расшифровка документов, доступ к которым должен быть ограничен. Компьютерная геодезия и картография. Обучающие, тестирующие и контролирующие программы. Цифровая аудио- и видеозапись. Бытовые применения, игровые программы. Новые средства связи, базирующиеся на локальных и глобальных сетях.
Гипертекст При работе с различного рода словарями и справочниками достаточно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда в определении или переводе какого-либо слова, термина встречается ссылка «смотри. . . » , отсылающая читателя за получением дополнительной информации в какое-то другое место. Например, в словаре иностранных слов дано следующее определение термина «информация» : «Информация [ < лат. ; см. Информировать] — 1) сообщение о чёмл. ; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи, например, генетическая информация» . Встретив такую ссылку (см. Информировать), приходится, перелистывая множество страниц справочника, искать термин, на который дана ссылка. Технология гипертекста значительно облегчает, а точнее, полностью автоматизирует получение дополнительной информации, связанной с такого рода ссылками. Читателю достаточно только определенным образом указать на выбранную ссылку, все остальное выполнит специальная программа.
Гипертекст представляет собой текст со ссылками, читаемый с помощью специальной программы, которая автоматически находит в компьютере связанную с выбранной ссылкой дополнительную информацию и выводит ее на экран дисплея. Ссылки в гипертексте принято называть полями. Полями могут быть встречающиеся в тексте символы, понятия, словосочетания, изображения. Как правило, поля отличаются от остального текста более ярким или интенсивным цветом. Выбор любого поля в гипертексте приводит к выполнению какого-либо действия, например, автоматическому поиску определения выделенного в поле термина. Это определение может в свою очередь содержать произвольное количество новых гипертекстовых ссылок — полей. С полем может быть связано выполнение какой-либо дополнительной программы, проигрывание фрагмента аудио - или видеозаписи. После выполнения связанных с полем действий можно вернуться в исходное место или перейти дальше по новой ссылке, встретившейся в вызванном фрагменте гипертекста. Гипертексты широко используются в различного рода справочных системах, обучающих программах, электронных учебниках.
Мультимедиа представляет собой совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих создание звуковых и визуальных эффектов, а также влияние человека на ход выполнения программы, предусматривающей их создание.
Сети Сетью ЭВМ называется объединение двух и более вычислительных машин с помощью специальных электрических или оптоволоконных кабелей, обычных телефонных линий, радиосвязи, спутниковой или иных средств связи. По этим линиям связи можно осуществлять обмен информацией между любыми включенными в сеть компьютерами.
Электронная почта Электронное письмо - текстовое сообщение, которое по каналам связи передается от компьютера отправителя к компьютеру адресата, где письмо и будет ожидать, пока его не прочитают.
Средства общения (социальные сети, микроблоги) Facebook Вконтакте Мой мир Одноклассники Твиттер New Space Google+ Instagram