Скачать презентацию Лекция 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ Скачать презентацию Лекция 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ

Лекция 1_03_Междуречье.pptx

  • Количество слайдов: 17

Лекция 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ *** МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕЖДУРЕЧЬЯ Лекция 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ *** МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕЖДУРЕЧЬЯ

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ Культура (от лат. cultura – воспитание, образование, развитие) – совокупность абсолютных КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ Культура (от лат. cultura – воспитание, образование, развитие) – совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. Культура в нашем курсе означает исторически сложившийся уровень развития человека и общества, находящий выражение в самосознании, поведении и организации деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Цивилизация (от лат. civilis –гражданский, государственный, что в свою очередь происходит от civitas – город) – уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ Для формирования цивилизации необходимо наличие определенных условий. Их можно объединить в ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ Для формирования цивилизации необходимо наличие определенных условий. Их можно объединить в четыре группы: – географические, определяющие территориальное единство цивилизации. На начальном этапе формирования территория должна обеспечивать достаточный ресурсный потенциал, обладать хорошими транспортными возможностями и обеспечивать возможность защиты; – экономические, позволяющие создать достаточную материальную базу для развития общества. В случае первых цивилизаций экономической базой общества было земледелие на орошаемых землях с использованием рабского труда; – религиозные факторы, обеспечивающие духовное единство цивилизации. Для первых цивилизаций характерен политеизм (многобожие), прямо происходящий из племенных культов. При объединении племен в союзы, а затем при слиянии их в одном государстве племенные пантеоны богов объединялись, боги более сильного племени становились главными божествами, другие же превращались во второстепенных божков. Главные боги обеспечивали защиту всех жителей страны; – политические, которые обеспечивают стабильность жизни общества. Первые цивилизации сформировались в условиях военно-рабовладельческих деспотий, и лишь позже политические системы стали приобретать большее разнообразие.

ФАКТОРЫ СОХРАНЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ Факторы, обеспечивающие преемственность существования человеческих сообществ, государств и цивилизаций, можно объединить ФАКТОРЫ СОХРАНЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ Факторы, обеспечивающие преемственность существования человеческих сообществ, государств и цивилизаций, можно объединить в три группы: – антропологические, создающие особый единый тип населения за счет смешения племенных признаков народов, первоначально создавших цивилизацию. Чем активнее происходит этот процесс, тем больше представитель цивилизации склонен поддерживать ее существование и достижения, противопоставляя их другим культурам; – языковые. Развитие и существование цивилизации предполагает активную связь между отдельными ее представителями и территориями, что возможно только при наличии единого языка; – культурные, которые включают в себя все аспекты обыденной жизни, от устройства жилищ и преобладающей одежды до брачных и похоронных обычаев.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - по географическому признаку: деление на цивилизации европейского региона (точнее, Средиземноморья и КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - по географическому признаку: деление на цивилизации европейского региона (точнее, Средиземноморья и Европы), цивилизации Востока и цивилизации Нового Света. – историко-хронологический: на цивилизации древнего мира и античности, средневековые и современные. - по генетически-территориальному признаку (А. Тойнби)

ВАЖНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ Цивилизации Передней Азии и Средиземноморья: Шумеро-Вавилонская или цивилизация Междуречья Тигра и Евфрата ВАЖНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ Цивилизации Передней Азии и Средиземноморья: Шумеро-Вавилонская или цивилизация Междуречья Тигра и Евфрата (IV-I тысячелетия до н. э. ) Древнеегипетская или цивилизация долины Нила (IV-I тысячелетия до н. э. ) Античная цивилизация Греции (III-II тысячелетие до н. э. – I в. н. э. ). Эллинистическая цивилизация (II в. н. э. – VI-VII вв. н. э. ). Римская цивилизация (V в. до н. э. – V в. н. э. ). Цивилизации Востока: Цивилизация Китая. (III тысячелетие до н. э. – середина II тысячелетия н. э. ). Цивилизация Индии (середина III тысячелетия до н. э. – середина II тысячелетия н. э. ). Цивилизация Японии (иногда выделяют цивилизацию Кореи). Цивилизация Юго-Восточной Азии. Цивилизация островов Индонезии. Средневековые цивилизации: Византийская цивилизация (IV в. – XV в. ). Цивилизация Ислама (VI в. – до настоящего времени). Цивилизации Нового Света: Цивилизация майя (I тысячелетие до н. э. – XVII в. ). Цивилизация доколумбовой Мексики (XII в. – XVIв. ). Цивилизация Анд (XIV в. – XVIв. ). Европейская цивилизация, в которую входят две нерасторжимые цивилизационные структуры: Западноевропейская цивилизация (IV в. – до настоящего времени). Восточноевропейская Православная цивилизация (XI в. – до настоящего времени).

ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ И КАЛЕНДАРЬ Каждая из цивилизаций устанавливала свою собственную систему исчисления времени. Основные системы ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ И КАЛЕНДАРЬ Каждая из цивилизаций устанавливала свою собственную систему исчисления времени. Основные системы летоисчисления: византийская, которая была принята до 1700 г. в России и до 1821 г. в Греции – летоисчисление от сотворения мира, которое датировали 5509 г. до н. э. ; древнееврейская – летоисчисление также от сотворения мира, которое датировали 3761 г. до н. э. ; римский календарь, летоисчисление в котором ведется от основания Рима – 753 г. до н. э. ; юлианский и григорианский календари, летоисчисление в которых ведется от Рождества Христова; исламский календарь, летоисчисление в котором ведется от 622 г. – Хиджры, исхода Магомета из Мекки.

СИСТЕМЫ ПИСЬМЕННОСТИ Пиктографическая, отображающая какую-либо Пиктографическая информацию в виде рисунка или последовательности рисунков. Идеографическая. СИСТЕМЫ ПИСЬМЕННОСТИ Пиктографическая, отображающая какую-либо Пиктографическая информацию в виде рисунка или последовательности рисунков. Идеографическая. В ней отдельному слову Идеографическая соответствует условный знак, часто развившийся из рисунка. Силлабическое (слоговое) письмо. В нем отдельным письмо значком изображается последовательность звуков, соответствующая фонетическому слогу. Фонетическое (буквенное) письмо, в котором письмо каждому звуку соответствует один знак.

МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ МЕСОПОТАМИИ Основные понятия и термины Шумеры, ассирийцы, вавилоняне Клинопись Эмпирическое врачевание МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ МЕСОПОТАМИИ Основные понятия и термины Шумеры, ассирийцы, вавилоняне Клинопись Эмпирическое врачевание Теургическая медицина Астрология Медицинское законодательство Рецептурные справочники

ИСТОРИЯ МЕЖДУРЕЧЬЯ 2 -ая половина IV тыс. до н. э. — появление чётких признаков ИСТОРИЯ МЕЖДУРЕЧЬЯ 2 -ая половина IV тыс. до н. э. — появление чётких признаков цивилизации. Города окруженные стенами, с царским дворцом, храмами богов, ремесленными кварталами. Появление письменности. XXVIII в. до н. э. — город Киш становится центром Шумерской цивилизации. XXIII в. до н. э. — объединение шумерского и аккадского государств аккадским царём Саргоном I. XXI в до н. э. — исчезновение шумеров как народа. XIX—XVIII вв. до н. э. — возвышение нового царства со столицей в Вавилоне. Объединение Хаммурапи Месопотамии и Сирии. XVI в. до н. э. — возникновение в верхнем течении Тигра ассирийского царства с главными городами Ассуром и Ниневией. 743— 735 гг. до н. э. — царствование Набонассара. Начало регулярных астрономических наблюдений. 729 г. до н. э. — захват Вавилона ассирийским царём Тиглатпаласаром III. 680— 669 г. до н. э. — царствование ассирийского царя Асархаддона. II в. до н. э. — Вавилон уже мёртвый город и лежит в руинах. I в. до н. э. — последние дошедшие до нас клинописные таблички.

МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ МЕЖДУРЕЧЬЯ Причиной возникновения болезней в Месопотамии считали либо гнев богов МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ МЕЖДУРЕЧЬЯ Причиной возникновения болезней в Месопотамии считали либо гнев богов и козни демонов, либо несоблюдение здорового образа жизни (употребление несвежей пищи, загрязненной нечистотами воды, купание в грязных водоемах и т. п. ). Из-за различных взглядов на причину болезней в Месопотамии существовало и два основных подхода к лечению болезней. Для болезней, вызванных богами, к больному приглашался практикующий теургическую медицину врач-священнослужитель – ашипу. Определив причину болезни, он предсказывал ее исход. Процесс лечения представлял собой сложный ритуал: заклинатели читали магические тексты, от имени больного приносились жертвы богам, жрец изготавливал амулеты, защищающие от болезни; но одновременно с этим использовались и лекарственные средства.

МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ МЕЖДУРЕЧЬЯ Для лечения болезней, вызванных естественными причинами приглашали врача-практика – МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ МЕЖДУРЕЧЬЯ Для лечения болезней, вызванных естественными причинами приглашали врача-практика – асу. Врачевание асу было направлено на облегчение симптомов болезни. Целью его лечения было «остановить лихорадку и жар» , «отвести отеки» , «заставить болезнь уйти» , «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т. п. Асу использовали богатый арсенал лекарственных растений, а также ряд средств животного происхождения. В состав их рецептов входили дикорастущие и специально возделываемые лекарственные травы (эфедра, алтей, тимьян, горчица, тмин), иву, манну (леканору), коренья, семена (около 50 видов зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), плоды деревьев (сливы, груши, фиги, инжир, финики), кедровый бальзам, хвою пихты и сосны, минеральные средства (квасцы, гематит, сера, минеральные соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, раковины моллюсков, шкуры коз и ягнят, молоко, органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть), экскременты птиц, овец и т. д.

МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ МЕЖДУРЕЧЬЯ Судя по сохранившимся данным, врачи сами занимались сбором лекарственного МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ МЕЖДУРЕЧЬЯ Судя по сохранившимся данным, врачи сами занимались сбором лекарственного сырья, составляли лекарства, используя достаточно сложную технологию: средства для внутреннего употребления варили на меду, пиве, уксусе, воде, мази и свечи изготавливали на твердом бараньем или козьем жире. Техника применения лекарств была очень разнообразна: их наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов. Так, в одной из табличек описывается болезнь, похожая на ангину, и предписывается следующий метод лечения: «… привяжи пять лекарств… к полоске из кожи ягненка и оберни ее вокруг шеи больного, и он будет чувствовать себя лучше» .

РЕЦЕПТУРА И ОПИСАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ Во второй половине третьего тысячелетия до н. э. в РЕЦЕПТУРА И ОПИСАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ Во второй половине третьего тысячелетия до н. э. в Месопотамии появляются первые труды по фармакогнозии: “Šammu šikinšu” – «Описание растений» . В этом источнике описано около 30 видов лекарственных растений. В конце 3 -го тысячелетия до н. э. возникает принцип рецептурного описания лекарств и способов их применения. В 1889 г. при археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов – Ниппура (в 160 км от современного Багдада) была найдена небольшая глиняная табличка, получившая в литературе название по месту обнаружения. Она датируется приблизительно XXII веком до н. э. В табличке 145 строк, представляющих 15 прописей лекарственных средств, начертанных клинописью на шумерском языке. В текстах таблички отсутствуют упоминания о богах или демонах, она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах Древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст рецептов краток и изложен предельно простым языком. Единственным недостатком этого рецептурного справочника является то, что он не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВРАЧА В ОБЩЕСТВЕ Для большинства правовых систем того времени характерно применение lex ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВРАЧА В ОБЩЕСТВЕ Для большинства правовых систем того времени характерно применение lex talionis – принципа воздаяния за нанесенный вред той же мерой ( «око за око» ). Поэтому врачу, чье вмешательство привело к увечью пациента, должны были нанести такое же увечье. Такая практика упоминается в первом сборнике законов, регламентирующих деятельность врачевателя – в древневавилонских законах царя Хаммурапи: « 218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и (тем) умертвил этого человека, либо сделал надрез в области nakkāptu (брови или виска) этому человеку бронзовым ножом и (тем) погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку» . Но в том же сборнике законов вводится и правовая норма о вознаграждении врачевателю за успешное лечение травм или удачно выполненный им «надрез бронзовым ножом» в области лба или глазницы: « 215. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и спас человека или сделал надрез в области nakkāptu (брови или виска) этому человеку бронзовым ножом и спас глаз человека, то он должен получить десять сиклей серебра. 216. Если больной – мушкенум, то он платит пять сиклей серебра. 217. Если больной – чей-нибудь раб, то господин раба платит врачевателю два сикля серебра» . Интересным в этих законах является и то, что медицинская помощь доступна для всех членов общества. Причем для легких случаев медицинская помощь в храмах была практически бесплатной.

ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖДУРЕЧЬЯ Система письменности – идеографическое/силлабическое письмо на глиняных табличках (клинопись). Каждый грамотный ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖДУРЕЧЬЯ Система письменности – идеографическое/силлабическое письмо на глиняных табличках (клинопись). Каждый грамотный человек имел собственную печать, которая представляла собой каменный или металлический цилиндр, на поверхности которого были вырезаны изображения и клинописные знаки, составляющие имя владельца. В VII веке до н. э. в Ассирии, по приказу царя Ашшурбанапала было создано первое крупное собрание письменных источников (так называемая «библиотека» Ашшурбанапала). Изобретение шумерами солнечных часов позволило осуществить деление суточного времени на более короткие промежутки – часы. В Ассиро-вавилонской цивилизации было принято деление суток на 12 дневных и 12 часов. Позже час был разделен на 60 минут, а минута – на 60 секунд. Впервые занявшись астрономическими наблюдениями, жрецы Шумера и Вавилона заложили основу календаря. Была достаточно определена продолжительность года, год разделен на 12 месяцев по 30 дней. В Междуречье выделили на небе 12 зодиакальных созвездий, причем их современные названия имеют тоже вавилонское происхождение. С историей этой цивилизации связано деление окружности на 360 градусов: в Междуречье была принята шестидесятиричная система счисления, а горизонт делился на шесть секторов.

ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖДУРЕЧЬЯ Привычная нам семидневная неделя также была введена в Вавилоне – как ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖДУРЕЧЬЯ Привычная нам семидневная неделя также была введена в Вавилоне – как продолжительность одной фазы Луны. Дни недели находились под покровительством планет, каждая из которых занимала свое место на семи небесах (ближе всего к Земле находилась Луна, далее по мере удаления шли Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн): суббота – Сатурна (Нинурты), воскресенье – Солнца (Уту, Шамаша), понедельник – Луны (Нанны, Сина), вторник – Марса (Нергала), среда – Меркурия (Набу), четверг – Юпитера (Мардука), пятница – Венеры (Инанны, Иштар). Неделя изображалась в виде графика – семиконечной звезды, – которая позже получила название «звезды магов» . Одним из следствий изучения звездного неба было появившееся у жителей Междуречья убеждение, что боги (в их планетной ипостаси) влияют на жизнь каждого человека, а значит, расположение планет в переломные моменты жизни отражает будущую судьбу. Именно из этих верований возникла и развилась астрология, в том числе использовавшаяся и для медицинских целей. Первоначально в Междуречье использовались только каменные орудия труда. Связано это было с относительной бедностью этой территории металлами. Но уже в позднешумерийское время начинается выплавка меди, затем бронзы (в значительной степени, повидимому, из привозного сырья), а в середине II тысячелетия до н. э. в Ассирии начинается выплавка железа. Дороговизна металла привела к активным поискам новых металлов и методов их получения. Профессия кузнеца оказалась окруженной тайной и поклонением, многие технологии в это время передавались изустно. К середине I тысячелетия до н. э. была разработана технология выплавки семи основных металлов. Поскольку известно было семь планет, то каждой планете соответствовал и один из семи металлов, что и привело позже к возникновению в алхимии идеи о взаимном превращении (трансмутации) металлов.