Лекторий 2.pptx
- Количество слайдов: 26
Лекция 2. Соборные послания ап. Петра, послание ап. Иуды
Св. ап. Петр († 67 г. ) Симон, сын рыбака Ионы из Вифсаиды. Брат ап. Андрея Первозванного.
Первое послание апостола Петра Авторство: Послание написано Петром, апостолом от 12 -ти, учеником Иисуса Христа, о чем сообщается в начальном приветствии: Петр, Апостол Иисуса Христа (1 Петр. 1: 1). Послание рано вошло в канон. Цитаты из послания есть уже в Писании мужей апостольских, Поликарпа Смирнского, Иринея Лионского, Тертуллиана, Оригена – все ссылаются на это послание. Уже ко II – III веках появляется в сирийском переводе Пешито. В современной мировой библеистике общепринято авторство ап. Петра.
Адресат послания Пришельцам, рассеянным в Каппадокии, Асии и Вифинии (1: 1). Понте, Галатии, Существует две основные точки зрения относительно адресата послания. 1. Написано иудео-христианским церквям Малой Азии (Ориген, Евсевий Кесарийский, свт. Епифаний Кипрский, блж. Феофилакт Болгарский, блж. Иероним Стридонский). В послании более 20% текста (23 стиха из 105) – цитаты из Ветхого Завета. 2. Написано языко-христианским (Павловым) церквам, а обращение рассеяния приведено в иносказательном плане, Церковь как новый Израиль, не имеющий обитания на земли, а имеющий Отечество на небесах (большинство современных исследователей).
Причины написания: Адресаты подвергались гонениям и терпели скорби от окружающего их общества. Апостол Петр утешает их, объясняет смысл страданий. Возможно ап. Петр пишет эти послания церквям, основанным ап. Павлом, когда последний уже был в заключении и не мог общаться с ними. Тогда можно рассматривать послания как утешение общинам, оставшимся без своего пастыря.
Время и место написания: Послание написано в период: 64 -67 гг. Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне (5: 13). То есть имеется указание откуда письмо написано – из Вавилона. Здесь следует толковать Вавилон, как иносказательный образ Рима (Евсевий Кесарийский, блж. Иероним, блж. Феофилакт, Евмений).
Основные темы Первого послания апостола Петра О скорбях или положении христиан в этом мире: О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений (2: 12). Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (3: 16). Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного (4: 12). Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется (4: 14).
Христос – живой Камень Церкви и и все верующие как камни дома духовного (2: 4 -8) Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (2: 4 -5).
Царственное священство Род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (2: 9 -10).
Сошествие Христа во ад Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (3: 18 -20). Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (4: 6).
Почитание властей Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти. . . Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (2: 13, 17 -18).
Второе послание апостола Петра Авторство: Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа (2 Петр. 1: 1). В современной зарубежной библейской науке подлинность послания отвергается.
Время написания: После первого послания, незадолго до своей кончины (64 -67 гг). Зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне (1: 14). Место написания: Указаний в самом послании нет, вероятно написано из Рима (как и Первое послание).
Адресат послания: Общины Малой Азии, которым ап. Петр писал и Первое свое послание. Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные (3: 1). Причины написания: Полемика с лжеучителями, предостережение от ложных учений. возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения (3: 17). 2. Подтверждение апостольских посланий, включение их в число писаний. Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях (3: 15 -16). 1.
Основные темы Второго послания апостола Петра Познание Бога и как результат этого обожение (1: 2 -4, 8 -11, 3: 18): Через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества (1: 3 -4). Лествица добродетелей (1: 5 -7): Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
Об истинности преподаваемого им учения и для подтверждения этого упоминание события Преображения Господня (1: 16 -21) Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (1: 16 -17).
Об истинных и ложных учителях наказании последних (2: 1 -22, 3: 3 -4) и Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель…знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания… Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. (2: 1, 9, 12, )
О конце мира (Апокалипсис ап. Петра) (3: 7 -13) У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. (3: 8, -10)
Послание апостола Иуды Авторство: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова (1: 1). Иуда, брат Господень, брат Иакова Праведного, апостол от 70 ти.
Время написания: Конец 60 -х годов. Место написания: Вероятно из Рима, хотя есть предположения что могло быть написано и из Палестины (Иерусалима). Адресат: Церкви Малой Азии, к которым обращался ап. Петр в своих письмах.
Причины написания послания Вначале апостол имел намерение наставить в вере читателей, но узнав об усилившейся у них деятельности лжеучителей, пытается своим посланием предостеречь от пагубного заблуждения и призывает крепко держаться веры Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд. 3).
Основные идеи послания ап. Иуды Особенностью послания является множество точек соприкосновения со второй главой Второго послания ап. Петра. Обличение лжеучений (Иуд. 3 -19): Вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа (Иуд. 4). Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей (Иуд. 11). Возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа (Иуд. 17 -19).
Призыв пребывать к любви, которая по отношению к заблуждающим должна выражаться в обличении: Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом (Иуд. 21 -23).
Другой важной особенностью послания является цитирование апокрифов: «Вознесение Моисеево» : Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: `да запретит тебе Господь‘ (Иуд. 9). Книга Еноха (Енох. 1: 9): О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: `се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники (Иуд. 14 -15).
Сравнение послания ап. Иуды и 2 главы послания ап. Петра Из Иуд. 4. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. . Господь. . . 6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. 7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, 8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и Из 2 Петр. 2, 1. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. 2, 4. Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 2, 6. и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 2, 10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки,
Из Иуд. Из 2 Петр. 10 А сии злословят то, чего не знают; 2, 12 Они, как бессловесные животные, что же по природе, как бессловесные водимые природою, рожденные на уловление животные, знают, тем растлевают себя. и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. 11. Горе им, потому что идут путем 2, 15 Оставив прямой путь, они Каиновым, предаются обольщению мзды, заблудились, идя по следам Валаама, сына как Валаам, и в упорстве погибают, как Восорова, который возлюбил мзду Корей. неправедную, 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. 12. Это безводные облака, носимые 2, 17 Это безводные источники, облака и ветром; осенние деревья, бесплодные, мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак дважды умершие, исторгнутые; вечной тьмы. 13 свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. 17. Но вы, возлюбленные, помните 3, 2. . . чтобы вы помнили слова, прежде предсказанное Апостолами Господа реченные святыми пророками, и заповедь нашего Иисуса Христа. Господа и Спасителя, преданную Апостолами 18. Они говорили вам, что в последнее вашими. время появятся ругатели, поступающие по 3 Прежде всего знайте, что в последние своим нечестивым похотям. дни явятся наглые ругатели, поступающие по
Лекторий 2.pptx