Лекция 2 семиотика культуры.pptx
- Количество слайдов: 41
Лекция 2. Семиотика и культура
Семиотика – это изучение знаков, смыслов. Этот подход рассматривает культуру как способ, средства и результаты человеческой деятельности. Все что создает человек и вся его культурная среда обитания имеет смысл, который выражается в особых функциях. Совокупности знаков составляют тексты, в которых зашифрована социальная информация, т. е. вложенное в них людьми значение или смысл.
Культура – мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и мир смыслов. Виды смыслов: Знание – информация о свойствах объекта, с развитием культуры. Главную роль в культуре играют достоверные проверенные знания, которые образуют науку. Ценности – фиксированная в человеческом сознании характеристика отношений объекта к человеку и человека к объекту.
Ценность – способность объекта удовлетворить человеческую потребность. Регулятивы – правила или требования в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность, они определяют принятые в данной культуре НОРМЫ.
Норма – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Норма - это 1) узаконенное правило, установление, признанный обязательным порядок организации дела, осуществления действий. 2) установленная, документально подтвержденная величина, определяющая нормативный уровень расходования ресурсов, получения доходов, прибыли, затрат времени, выработки продукции. Нормы – (лат. norma — дословно «наугольник» , переносное значение «правило» ), регулирующее правило, указывающее границы своего применения.
Семиотика Учение о (графических) знаках и символах, взаимодействующих между собой, образующих язык культуры Герменевтика – искусство перевода, способы истолкования текстов
Семантика – изучает знаковые системы как средство выражения смысла. - учение о знаках и знаковых системах
Артефакт (от лат. artefactum - искусственно сделанное) Предмет, изготовленный, сделанный человеком, воплощение какой-либо культурной формы в конкретном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении. Весь искусственный мир, созданный человеком, рожденных им мыслей, идей, найденные и используемые им средства и способы действий.
Знак – материальный объект, выступающий в коммуникативном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), заменяющий его. Знак – пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь. Внешнее обнаружение, признак чего-нибудь. Жест, движение которым сигнализируют, сообщают что-нибудь. Знаки – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
Культура может восприниматься как система знаков. Среди знаковых систем выделяют 6 основных:
Типы знаков Естественные Функциональные Иконические Конвенциональные Вербальные Знаковые системы записи
Естественные Вещи и явления природы Знаки-признаки (дым как знак огня)
Функциональные Возникают в процессе человеческой деятельности и основывается на способе употребления человеком Знаки-признаки И предметы и действия Техника, одежда, язык тела
Иконические знаки Знаки-образы Знаки-рисунки, картины
Символ – материальный культурный объект, выступающий в коммуникативном процессе как знак, значение которого является аналогом значения иного объекта. Символы (от греч. знак, примета): 1) в искусственных формализированных языках – понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства – универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством, содержит элемент художественного произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении; 3) в социокультурных науках – материальный или идеализированный культурный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение которого является аналогом значения иного объекта. Символы культуры – условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы.
Конвенциональные (условные) Обозначают предмет «по условию» Сигналы- знаки извещения или предупреждения (значение цветов светофора, навигационные сигналы) Индексы –условные обозначения каких -то предметов или ситуаций (показания приборов, картографические знаки) Системы конвенциональных знаков – геральдика, искусство
Вербальные знаковые системы – естественные языки – исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры, говорящего на нем народа.
Язык культуры – совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для осуществления коммуникативных процессов (производства культурных текстов) - это тексты, формы, знаки, символы, которые позволяют людям адаптироваться и реализовать себя в определенном социокультурном пространстве. Это универсальная форма осмысления реальности. – это совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений, инвариантных при любых преобразованиях), явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащих для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов).
Языки культуры - это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Вековые столбы – это четыре мраморных пирамидальных памятника с мемориальными досками. Каждый памятник – это повествование об эпохальных временах XVII – XX вв. На мемориальных досках отражена информация о самых значимых событиях города на Томи.
Герб Томска 1729 г. 1758 г. 1804 г. 1878 г.
«Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)» 1936 г. Картина была написана Дали в 1936 году, незадолго до начала гражданской войны в Испании.
«Тайная вечеря» 1955 г. «Тайная вечеря» — одно из самых удивительных полотен мастера. На нём представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной ( «Христос Святого Иоанна Креста» , 1951).
Украшения вепсов Украшения вепсянки носили на груди, поясе и руках, были как местного так и иноземного происхождения.
Кадриль Танец Кадриль создан специально для знакомства женщин и мужчин на вечере отдыха - во время его исполнения пары постоянно меняются партнерами по кругу и все танцующие постепенно имеют возможность немного пройтись в паре с каждым. Закадрить и улыбнуться, оказать уважение степенной даме и назначить свидание ее дочке - это танец кадриль!
В системе питания нанайцев преобладала рыбная пища, дополняемая мясом и продуктами растительного происхождения (зерно, овощи). Жили оседло. Жилища-большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позжерублёные избы, в тайге и на рыбалках-шалаши различных форм.
Проблемы смысла культуры (у каждой цивилизации своя модель мировоззрения, ментальности) способа трансляции и хранения языка культуры другим поколениям, как социальной памяти Возможность овладеть языком культуры и включиться в культурный контекст
Классификация языков Естественные языки Искусственные языки
Назначение языков культуры выразить ее смыслы, то содержание, которое не может быть выражено непосредственно и однозначно
Смысл то, что обеспечивает всеобщее сцепление знаков данного языка Смыслы имеют несколько уровней: «Здравый смысл» Глубинный уровень
Код культуры совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Дописьменный, книжный, экранный. Основной культурный код универсален.
КАРТИНА МИРА – одна из форм мировоззренческого отображения объективной реальности в общественном сознании, научный образ освоенной на практике действительности, компонент мировоззрения.
Культурная картина мира – система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.
Культурная картина мира — отражение реального мира через призму понятий, сформированных в процессе познания мира человеком на основе как коллективного, так и индивидуального опыта. Эта картина специфична для каждой культуры, возникающей в определенных природных и социальных условиях, отличающих ее от других культур.
Культурная картина мира складывается из тематически ясных, осмысленных и очевидных содержаний артефактов и неосознанных значений и личностных смыслов, а также опытов, переживаний, мотивов, оценок Выделяют научную, эстетическую, религиозную, правовую и т. п. картину мира на основе интуитивной
Спасибо за внимание