Скачать презентацию Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте. Скачать презентацию Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.

Презентацмия Л 2 Политология.ppt

  • Количество слайдов: 27

Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте. План лекции 1. Политические идеи Древнего Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте. План лекции 1. Политические идеи Древнего Востока. 2. Политические учения Древней Греции и Рима. 3. Политические учения Средневековья и Возрождения. 5. Политические учения Нового времени и Просвещения. 6. Современные политические учения.

1. Политические идеи Древнего Востока. В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов 1. Политические идеи Древнего Востока. В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и Западе восходит к мифологическим истокам. Космос в отличие от хаоса упорядочен благодаря присутствию и усилиям богов. Земные порядки, согласно древним мифам, неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного государственного устройства, их взаимоотношений между собой и с богами, их прав и обязанностей.

Социально-политическая мысль Древней Индии: 1. Брахманизм: мировой закон (рита) определяет строение общества, место, роль Социально-политическая мысль Древней Индии: 1. Брахманизм: мировой закон (рита) определяет строение общества, место, роль и положение (в том числе и правовое) различных варн. Все варны и их члены должны следовать божественно предустановленной для них дхарме закону, долгу, правилу поведения ( «Законы Ману» ).

2. Буддизм: отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике 2. Буддизм: отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Равнодушие к реальным политико-правовым явлениям. 3. Трактат «Артхашастра» (IV-III в. до н. э. )полезность как ведущий принцип политических действий, соответствующих задачам сильной, карающей власти, целям сохранения системы варн.

Социально-политическая мысль Древнего Китая Конфуцианство: государство – это большая семья, где император - строгий, Социально-политическая мысль Древнего Китая Конфуцианство: государство – это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Основной регулятор поведения в государстве - мораль, а главная цель государственной политики – воспитание хороших нравов. Легизм (законники) - нравственное воспитание людей недостаточно, главный акцент- на строгие законы и суровые наказания.

2. Политические учения Древней Греции и Рима. Выдающуюся роль в истории формирования политических учений 2. Политические учения Древней Греции и Рима. Выдающуюся роль в истории формирования политических учений сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. Усилиями древнегреческих исследователей был совершен переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально логическому способу его познания и объяснения.

Политические идеи Платона: • 1)естественное происхождение государства; • 2)залог стабильности государства - разделение труда Политические идеи Платона: • 1)естественное происхождение государства; • 2)залог стабильности государства - разделение труда по склонности души; • 3) в государстве должно быть три сословия: правители-философы, охранники-стражники и работники (землевладельцы и ремесленники) • 4)переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Политические взгляды Аристотеля: • 1) человек - политическое существо; • 2)классификация форм государственного устройства Политические взгляды Аристотеля: • 1) человек - политическое существо; • 2)классификация форм государственного устройства по числу властвующих; • 3) правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, цель- общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, цель – корыстные интересы власть имущих; • 5)залог стабильности государства - большой слой средне обеспеченных граждан; • 6)идея верховенства закона.

Политические идеи периода эллинизма и Др. Рима: Эпикур: главная цель государственной власти – в Политические идеи периода эллинизма и Др. Рима: Эпикур: главная цель государственной власти – в обеспечении взаимной безопасности людей. Стоицизм: государство-это естественное объединение людей, а не искусственное, условное, договорное образование. Космополитизм человек – гражданин вселенной. Идея смешанного правления.

Полибий: циклический характер смены форм государства: монархии, тирании аристократии, олигархии, демократии, охлократии. Цицерон: республиканский Полибий: циклический характер смены форм государства: монархии, тирании аристократии, олигархии, демократии, охлократии. Цицерон: республиканский принцип построения государства, основы теории правового государства.

3. Политические учения Средневековья и Возрождения. Особенности политической мысли Средневековья: • 1) господство католической 3. Политические учения Средневековья и Возрождения. Особенности политической мысли Средневековья: • 1) господство католической церкви в духовной жизни; • 2) социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей; • 3)обоснование теологической теории политической власти.

 • Аврелий Августин - все социальные, государственные и правовые институты появились вследствие греховности • Аврелий Августин - все социальные, государственные и правовые институты появились вследствие греховности человека. Все люди деляется на 2 разряда: живущие по законам плоти (Град земной) и по законам духа (Град Божий). • Фома Аквинский - признавал естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Сущность власти - отношения господства и подчинения, и такой порядок - от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.

Характерные черты политической мысли эпохи Возрождения: 1)освобождение политической науки от теологии; 2)развитие гуманистических начал Характерные черты политической мысли эпохи Возрождения: 1)освобождение политической науки от теологии; 2)развитие гуманистических начал в политической теории; 3)анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

Н. Макиавелли: 1) впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; 2)в основе политического поведения человека Н. Макиавелли: 1) впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; 2)в основе политического поведения человека – выгода, интерес, сила; 3) для достижения своих целей в политике все средства хороши; 4) политика аморальна, мораль и политика не совместимы.

Родоначальники социалистической идеологии Томас Мор и Томмазо Кампанелла: государство без частной собственности, на принципах Родоначальники социалистической идеологии Томас Мор и Томмазо Кампанелла: государство без частной собственности, на принципах гуманизма, свободы, равенства, социальной справедливости.

5. Политические учения Нового времени и Просвещения. Характерные черты политической мысли Нового времени и 5. Политические учения Нового времени и Просвещения. Характерные черты политической мысли Нового времени и Просвещения: 1) Формирование либеральной политической идеологии; 2) Обоснование необходимости разделения властей; 3) Анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; 4) Формирование концепции прав человека и гражданина.

 • Томас Гоббс: догосударственное состояние человека характеризуется «войной всех против всех» , государство • Томас Гоббс: догосударственное состояние человека характеризуется «войной всех против всех» , государство возникло в результате общественного договора; сторонник сильного государства в форме абсолютной монархии с полным контролем власти над обществом. • Джон Локк: основоположник либерализма. Развивал идеи договорного происхождения государства, естественного права, народного суверенитета, выделил законодательную и исполнительную власти.

 • Шарль Луи Монтескье: верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на • Шарль Луи Монтескье: верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друга. • Франсуа Мари Аруэ Вольтер – сторонник «просвещенного» абсолютизма. Главные социально-политические и правовые принципы - свобода, собственность, законность, гуманность. • Ж. Ж. Руссо: 1) главное зло - частная собственность; 2) первым разграничил государство и гражданское общество; 3) доказывал необходимость прямого народного правления.

 • И. Кант – государство – это объединение многих людей, подчиненных правовым законам. • И. Кант – государство – это объединение многих людей, подчиненных правовым законам. • Ф. Гегель - заложил теоретические основы концепции гражданского общества, которое характеризуется системой потребностей и правосудием, основывается на частной собственности и общем равенстве. Главная функция гражданского общества - защита свободы и частных интересов граждан.

 • К. Маркс, Ф. Энгельс: 1) государство не существовало вечно; 2) государство – • К. Маркс, Ф. Энгельс: 1) государство не существовало вечно; 2) государство – орудие господствующего класса; 3) в результате классовой борьбы между основными антагонистическими классами (буржуазией и пролетариатом) будет совершена социальная революция, в процессе которой будет ликвидирована частная собственность, государство отомрет и будет установлено самоуправление народа.

 • Ф. Ницше: движущая сила общественного развития – это волевое устремление к власти. • Ф. Ницше: движущая сила общественного развития – это волевое устремление к власти. А. де Токвиль: теория демократии Нового времени. Демократия – это общемировая тенденция. Ее преимущества: способствует благополучию наибольшего числа граждан. Недостатки: эгоизм, политическая апатия граждан, растущее безразличие к общественным проблемам.

6. Современные политические учения. Макс Вебер: государство есть такое отношение господства людей над людьми, 6. Современные политические учения. Макс Вебер: государство есть такое отношение господства людей над людьми, которое опирается на легитимное насилие как средство. Гаэтано Моска: концепция нового политического класса – правящего меньшинства, которая стремится узаконить и рационализировать свое господство. Два типа элиты: аристократическая, или закрытая, и демократическая, или открытая,

Вильфредо Парето: закон циркуляции элит. «Элита львов» - сила как средство удержания власти; «элита Вильфредо Парето: закон циркуляции элит. «Элита львов» - сила как средство удержания власти; «элита лис» - власть посредством убеждения. Р. Михельс – теория олигархизации власти. «Железный закон олигархии» правящее меньшинство существует в любой организации и имеет власть над большинством.

Йозеф Шумпетер – новая теория демократии ( «элитарная демократия» ). 1). Политика - продолжение Йозеф Шумпетер – новая теория демократии ( «элитарная демократия» ). 1). Политика - продолжение и отражение экономики; 2) Политический процесс похож на рыночный: избиратели - те, кто предъявляют требования, политики и бюрократы - те, кто эти требования удовлетворяют.

Даль Роберт Алан: плюралистическая теория демократии (полиархия). Полиархия - особый тип режима правления в Даль Роберт Алан: плюралистическая теория демократии (полиархия). Полиархия - особый тип режима правления в современном обществе (отличается от демократии). Особенности: 1) относительно высокая терпимость к оппозиции; 2) относительно широкие возможности влияния на поведение правительства, включая устранение должностных лиц мирными средствами.

Теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер): демократическая система политической власти еще Теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер): демократическая система политической власти еще не существует в полном объеме, необходимо добиваться всеобщего эффективного вовлечения масс в процесс принятия политических решений.

 • 1)футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон); • 2)концепция постиндустриального общества (Д. • 1)футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон); • 2)концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский); • 3)концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда); • 4)концепция национального интереса (Г. Моргентау); • 5)теория элитарной демократии; • 6)силовая концепция власти.