Скачать презентацию Лекция 2 История культурологической мысли 2 часа Скачать презентацию Лекция 2 История культурологической мысли 2 часа

История мысли_2012.ppt

  • Количество слайдов: 39

Лекция 2. История культурологической мысли (2 часа) Лекция 2. История культурологической мысли (2 часа)

ПЛАН • • Введение Антропологические теории культуры. Эволюционизм и диффузионизм. Историческая типология культуры. Циклические ПЛАН • • Введение Антропологические теории культуры. Эволюционизм и диффузионизм. Историческая типология культуры. Циклические теории культуры или теории локальных цивилизаций. Основные культурологические школы XX в.

Введение История развития культурологической мысли можно проследить начиная с периода Античности. Однако современное понимание Введение История развития культурологической мысли можно проследить начиная с периода Античности. Однако современное понимание культуры как особого явления, его исследование и формирование самостоятельных культурологических школ относится к XIX – XX вв.

Основные направления или школы в культурологии: • эволюционизм (Л. Морган, Э. Б. Тайлор, Г. Основные направления или школы в культурологии: • эволюционизм (Л. Морган, Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрэзер) • диффузионизм (Ф. Гребнер, Л. Фробениус, Ф. Ратцель) • структурный функционализм (Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун, К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида) • психологическое направление, психоаналитическая антропология (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Юнг, В. Вундт) • игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Г. Гессе) • • семиотическое направление (Э. Кассирер, Ю. Лотман) методологическое направление (А. Л. Кребер, К. Клакхон) культурная антропология религиозная культурология (Ж. Маритен, Э. Жильсон, М. Бубер) • историческая типология культур или теория локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин)

Антропологические теории культуры. Эволюционизм и диффузионизм Антропологический подход к изучению культуры. Начало систематического изучения Антропологические теории культуры. Эволюционизм и диффузионизм Антропологический подход к изучению культуры. Начало систематического изучения культуры как особой формы организации жизни человека в ряде европейских стран обычно датируется примерно 50 – ми годами XIX в. Оформление изучения культур в самостоятельную дисциплину способствовал ряд условий: открытие европейцами в 18 – 19 вв. все новых и новых земель и продолжение колониальной экспансии Англией, Францией и другими странами. Утверждение европоцентризма в европейской общественнополитической и философской мысли. Разработка проблем теории и истории культуры в трудах философов эпохи Просвещения создало достаточно широкую теоретическую базу для продолжения исследований.

Утверждение эволюционного мировоззрения благодаря появлению космогонической гипотезы И. Канта (1755), и П. Лапласа (1796), Утверждение эволюционного мировоззрения благодаря появлению космогонической гипотезы И. Канта (1755), и П. Лапласа (1796), в астрономии, эволюционного подхода в геологии, применение принципа развития в биологии Ж. Ламарком (1809), К. Бэром (1829 – 1837) и построение обще органической теории эволюции Ч. Дарвином и А. Уоллесом (50 – е годы) На основе этих исследований постепенно сложился антропологический подход к изучению культуры. Он сформировался в XIX в. Антропология (от греч. anthropos) – учение о человеке, наука о природе и происхождении человека. Антропогенез (от греч. anthropos, genesis происхождение, корни, истоки) – процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

Эволюционизм и диффузионизм Эволюционизм Идея эволюции утвердилась в различных областях знания, вытесняя из них Эволюционизм и диффузионизм Эволюционизм Идея эволюции утвердилась в различных областях знания, вытесняя из них полу богословские взгляды и, в частности, в область изучения человека и культуры. Эволюция как всеобщий термин означает развитие, развертывание (от лат. Evolutio), плавное накопление изменений, которые постепенно, от одной стадии к другой, ведут к усложнению уровня организации в социальных и иных системах. Для понимания истории культуры идеи эволюционизма оказались очень привлекательными. Они давали возможность восстановить «связь времен» , показать зависимость современности от истории культуры. Опираясь на многочисленные факты из жизни народов, эволюционизм обретал доказательность в своих выводах, столь необходимых в гуманитарных науках.

Теоретические идеи эволюционистов • • Единство человечества создает основу для всеобщности его культуры как Теоретические идеи эволюционистов • • Единство человечества создает основу для всеобщности его культуры как необходимого условия и способа жизнедеятельности. При всем многообразии и самобытности жизни народов, культуры разных народов понятны людям, ибо состоят из единообразных элементов. Существуют универсальные элементы культуры, среди них: хозяйственный уклад жизни, создание орудий труда, образование семьи для продолжения рода, передача из поколения в поколение легенд, верования, обычаи и законы поведения, произведения искусства и нравственные нормы.

 • • Все культуры не только равноправны, но и равноценны, среди них нет • • Все культуры не только равноправны, но и равноценны, среди них нет высоких или низких, достойных и ли презренных - каждая неповторима, уникальна. Культуры эволюционируют, развиваются, народы могут находиться на разных ступенях или стадиях этого процесса. Можно воспроизвести путь культурных изменений, найти их проявления в настоящем. В культуре ничто не умирает навсегда, ни одна ступень не отбрасывается полностью. Древние формы традиционной культуры используются и в последующие эпохи Эволюционизм, во многом, понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению. Механизмы адаптации (биологические или культурные) и составляют эволюционное развитие.

Эдуард Тайлор – основатель эволюционизма Эдуард Бернет Тайлор (1832 -1917) – всемирно признанный классик Эдуард Тайлор – основатель эволюционизма Эдуард Бернет Тайлор (1832 -1917) – всемирно признанный классик эволюционной теории и истории культуры. В 1871 издается фундаментальный труд Тайлора «Первобытная культура» , в которой он изложил свою эволюционистскую концепцию развития культур. Тайлор сформулировал одно из первых определений культуры. Он признавал возможность регрессивных изменений в культуре в результате исторических или природных катаклизмов, но при этом утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Он был убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общественном развитии, что и цивилизованные (европейские страны), от невежественного состояния к просвещенному, когда все большую роль должны играть рационалистическая наука и идеология.

При исследовании культуры Тайлор стал применить естественнонаучную систематику. Единицы изучения для него - отдельные При исследовании культуры Тайлор стал применить естественнонаучную систематику. Единицы изучения для него - отдельные элементы культуры: материальной - орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани или духовной - мифы, жертвоприношения, ритуалы и т. д. Все явления культуры Тайлор уподоблял “видам растений и животных, изучаемых натуралистами”. Задача этнографа-культуролога, как ее понимал Тайлор, напоминает работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать их с помощью географического и исторического распределения, составить из них генетические ряды.

 • В изучении культуры Тайлор сделал акцент на анализе ее духовной стороны, религии, • В изучении культуры Тайлор сделал акцент на анализе ее духовной стороны, религии, магии и связанных с ними обрядов. Он является автором анимистической теории религии. «Анимизм» – наделение душой природы, общества и самого человека. • Создал теорию «пережитков» – явлений, сохранившихся от древнейших времен. На основе таких следов более древней культуры можно было реконструировать прежние культуры. В начале XX в. эволюционизм утратил доминирующие позиции.

Диффузионизм и культурные контакты Диффузионизм (взаимопроникновение, рассеивание) – направление в социальной или культурной антропологии Диффузионизм и культурные контакты Диффузионизм (взаимопроникновение, рассеивание) – направление в социальной или культурной антропологии исходящей из того, что в основе общественного развития лежит процесс заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Средствами распространения чужой культуры являются: завоевания, торговля, колонизация, иммиграция, добровольное подражание, а также внутренние факторы развития.

Основоположник теории диффузионизм – Ф. Ратцель – нем. исследователь (1844 -1904). Основное значение уделялось Основоположник теории диффузионизм – Ф. Ратцель – нем. исследователь (1844 -1904). Основное значение уделялось географическому распространению предметов. Два способа перемещения культуры: 1 – полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса; этот вариант, используя терминологию американских ученых, он назвал аккультурацией; - перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.

Положения диффузионизма, как направления в культурологии, акцентируют свое внимание на взаимовлиянии культур; их изменения Положения диффузионизма, как направления в культурологии, акцентируют свое внимание на взаимовлиянии культур; их изменения путем заимствования; идея об одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества. Современный диффузионизм – Тур Хейердал норвежский ученый. Его путешествия на плоту “Кон –Тики” – через Тихий океан и на папирусной лодке “Ра” – через Атлантический доказали возможность таких путешествий в древности.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР. ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ • Историческая типология культур представляет выявление определенных исторических ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР. ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ • Историческая типология культур представляет выявление определенных исторических периодов ее развития и классификации по различным основаниям. • Исторический (диахронный) подход к периодизации развития культуры. • Развитие культуры в пространственном (синхронном) измерении.

Циклические концепции культуры (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин) • Циклические концепции культуры (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин) • ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 -1885) , русский ученый, биолог, философ, автор оригинальной концепции развития культуры как культурно-исторических типов. • Он выдвигает идею о разнородности цивилизаций, наличии множества несхожих, «своеземных» культурно-исторических традиций. • Свои взгляды Данилевский подробно излагает в книге «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» . Первые главы были напечатана в 1869 г. в журнале «Заря» , отдельное издание – в 1871 г. с помощью Н. Н. Страхова. В 18881895 гг. вышло еще 3 издания. В 1864 г. он уезжает в Крым. Умер Данилевский в 1885 г. в возрасте 63 года.

Книга «Россия и Европа» включает 17 глав. Он ставит дискуссионные вопросы «Европа ли Россия? Книга «Россия и Европа» включает 17 глав. Он ставит дискуссионные вопросы «Европа ли Россия? » , «Гниет ли Запад? » , «Цивилизация европейская тождественна ли общечеловеческой? » , «Почему Европа враждебна России? » , «Европейничанье – болезнь русской жизни? » . Данилевский поднимает три круга проблем: 1 -он предостерегает об опасности всеобщей вестернизации культуры, потери самобытности, утраты российских национальных корней и истоков; 2 – теоретически обосновывает концепцию культурноисторических типов, законов их движения и развития, утверждение идеи многообразия культур. Каждая вносит вклад в культурное наследие; 3 – обосновывает будущее славянского культурноисторического типа, характер славянской религиозности, способности к государственности, отношение к свободе, наукам и искусству, внутренние источники силы России. В центре книги проблема «Восток – Запад - Россия» .

Данилевский считает, что не все народы способны создать собственную самобытную культуру. В истории выработалось Данилевский считает, что не все народы способны создать собственную самобытную культуру. В истории выработалось только десять культурноисторических типов: 1 -египетский, 2 - китайский, 3 - ассирийско вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитский, 4 - индийский, 5 - иранский, 6 еврейский, 7 - греческий, 8 - римский, 9 - новосемитский или аравийский, и 10 - германороманский, или европейский. Классификация культурно-исторических типов. Первые пять цивилизаций - египетская, китайская, халдейская, индийская и иранская квалифицировались Данилевским как культурами подготовительные.

Еврейский, греческий и римский культурноисторический тип были одноосновными. Германо-романский культурно-исторический тип признавался двухосновным. Другие Еврейский, греческий и римский культурноисторический тип были одноосновными. Германо-романский культурно-исторический тип признавался двухосновным. Другие народы не оставили после себя «положительного» следа; они либо действовали в качестве «бичей Божьих» , разрушителей дряхлых цивилизаций» (таковы гунны, монголы, турки), либо составляли «этнографический материал» для других культурно-исторических типов (как, например, финны).

Законы развития культурно-исторического типа Жизнь и развитие народов Данилевский сравнивает с развитием человека: детство, Законы развития культурно-исторического типа Жизнь и развитие народов Данилевский сравнивает с развитием человека: детство, отрочество, молодость, зрелость, старость, дряхлость. Каждый культурно-исторический тип проходит стадиальные фазы развития – древний, средний и новый период. По истечении определенного срока наступает смерть культуры. Данилевский сформулировал пять законов движения и развития культурно-исторического типа или условий его возникновения и развития. • Первый закон гласил: для возникновения цивилизации необходимо, чтобы народ обладал соответствующими «духовными задатками» - имел родственный язык, благодаря которому обеспечивались возможности общения и передачи культурного наследия через устную или письменную память.

 • Второй – необходима политическая независимость, обладание политической свободы для поддержания самобытности культуры • Второй – необходима политическая независимость, обладание политической свободы для поддержания самобытности культуры и предотвращения ее ассимиляции. • Третий – каждая культура уникальна. «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа» . • Четвертый - полнота и богатство культурно-исторического типа зависят от разнообразия входящих в него этнографических элементов, «когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств» . • Пятый – Данилевский представляет себе развитие цивилизаций по типу развития растения: период роста, цветения и плодоношения. Период роста цивилизаций всегда неопределенно продолжительнее периода цветения и плодоношения, после которого она истощает свои жизненные силы и больше не возобновляется.

Виды культурной деятельности. Данилевский выделяет четыре вида культурной деятельности. • Первая – религиозная, объединяющая Виды культурной деятельности. Данилевский выделяет четыре вида культурной деятельности. • Первая – религиозная, объединяющая собой отношение человека к Богу, наличие твердой веры, понятия о судьбе и определяющая нравственность народа. • Вторая – культурная, включающая отношения теоретические, научные, эстетические, художественные, технические и промышленные. • Третья – деятельность политическая. • Четвертая – общественно-экономическая.

 • Ранние культуры были слитны, синкретичны, в них не было четкого разделения этих • Ранние культуры были слитны, синкретичны, в них не было четкого разделения этих видов деятельности. • Последующие цивилизации развивали преимущественно одну из сторон деятельности, «основ» . • К «одноосновным» культурам он относит: еврейскую – религиозную, греческую – собственно культурную, римская – политическую. • Германо-романский тип, или европейский – «двухосновный» - особые достижения в науке и промышленности. • России он отводит роль объединителя культурного движения славянства. Любое сближение с Западом считал Данилевский опасно для будущей славянской цивилизаций, так как Запад пришел к своему тупику. Славянская цивилизация сможет преодолеть односторонность предшествующих культурно исторических типов.

Освальд ШПЕНГЛЕР (1880 – 1936), немецкий ученый, историк и математик, автор книги «Закат Европы» Освальд ШПЕНГЛЕР (1880 – 1936), немецкий ученый, историк и математик, автор книги «Закат Европы» (1914), которая выдержала за короткий срок более 30 изданий. Полное название книги - «Закат Европы» . Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность» (Гештальт – нем. – образ, форма, облик, целостность) Шпенглер обсуждает те же вопросы, что и Данилевский: о дискретном характере истории, о судьбе и своеобразии великих культур, о причинах их расцвета и гибели. Все культуры имеют равное значение в общей картине истории. Культуры развиваются в разных условиях и совершенно отличаются друг от друга формами: пластикой, живописью, религией, наукой, хозяйством и укладом жизни. Отсюда в каждой культуре свой образ, который создают символы и знаки, свой стиль.

 • Культура – антитеза жизни - возникает из стремления самовыражению коллективной души народа. • Культура – антитеза жизни - возникает из стремления самовыражению коллективной души народа. Она рождается на фоне определенного ландшафта и выбирает свой «первосимвол» , из которого как из эмбриона, формируются затем все ее органы и ткани. • Шпенглер предлагает свою классификацию культур. • Он насчитывает в истории 8 культурных типов: 1) египетский, 2) вавилонский, 3) индийский, 4) китайский, 5) греко-римский «аполлониевский» 6) византийско-арабский (магический), 7) западноевропейский – «фаустовский» , 8) культуру майя в Центральной Америке • Считал, что формируется «русско-сибирский» тип культуры.

 • Судьба культуры непосредственно связана с ростом и развитием. • Каждая культура – • Судьба культуры непосредственно связана с ростом и развитием. • Каждая культура – цивилизация живет 1000 – 1500 лет от рождения до смерти. Культура и цивилизация отличаются друг от друга как живое тело и мумия. Человек культуры живет внутренней жизнью, ощущает мир как судьбу. • Шпенглер проводит четкое различие между культурой и цивилизацией. У каждой культуры свои собственные уникальные признаки. Цивилизация же – завершающий этап развития. «Греческая душа и римский интеллект» - так различаются культура и цивилизация.

Душа культуры • Шпенглер создает портреты великих культур, каждая из которых имеет свою душу: Душа культуры • Шпенглер создает портреты великих культур, каждая из которых имеет свою душу: • Аполлоновская – античная; • фаустовская – западноевропейская; • магическая – арабская. Шпенглер считает, что постичь культуру можно только путем проникновения в ее смысл, значения, символы.

 • Шпенглер подобно Данилевскому выступает против «европоцентризма» , признавая, однако, за европейцами одно • Шпенглер подобно Данилевскому выступает против «европоцентризма» , признавая, однако, за европейцами одно преимущество. Для европейца – интеллигента и философа, культура не может представать с одной-единственной точки зрения. • Шпенглер считает, что история не должна больше «вращаться вокруг Европы» как Солнце не должно вращаться вокруг Земли. • Культурология Шпенглера имеет высокую познавательную ценность, обладает яркостью и живостью изложения и весьма привлекательна, однако его философско-мировоззренческая основа еще более пестра и эклектична, чем у Данилевского.

ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889 -1975) – англ. Историк, философ, дипломат и общ. Деятель, создавший ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889 -1975) – англ. Историк, философ, дипломат и общ. Деятель, создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. В основе мировоззрения Тойнби – религиозный взгляд на историю. Основной труд Тойнби – «Постижение истории» в 12 тт. Первые 6 томов были опубликованы в 1934 – 1939 гг. , и еще 6 томов до 1961 г. Неизменные черты родовой природы человека составляют, по Тойнби, основу единства истории, просматривающегося в многообразии локальных цивилизаций. К их числу Тойнби относит присущие человеку сознание, волю, способность к различению добра и зла, религиозность. Именно религия и задает возможность сплачивания людей в истории, их единства в поиске финального смысла бытия.

Главное понятие, вокруг которого Тойнби организует весь свой конкретно-исторический материал – цивилизация. Цивилизация рассматривается Главное понятие, вокруг которого Тойнби организует весь свой конкретно-исторический материал – цивилизация. Цивилизация рассматривается Тойнби в качестве единицы членения исторического процесса. Она отождествляется с таким состоянием общества, при котором появляется творческая элита, свободная от вовлеченности в воспроизводство материальной жизни. Принадлежащие к ней администраторы, профессиональные солдаты и священники наделены, по мнению Тойнби, даром мистического прорыва, ведущего к универсализации всемирно-исторического процесса. Именно они создают неповторимый духовный облик каждой цивилизации, находящий свое воплощение и ее специфических символах.

 • Классификация цивилизаций у Тойнби основана на двух критериях: общность религии и степень • Классификация цивилизаций у Тойнби основана на двух критериях: общность религии и степень удаленности от того места, где данная культура первоначально возникла. • Он называет около трех десятков цивилизаций среди них 13 развитых цивилизаций, из которых до нашего времени сохранилось лишь 5 действующих: западно-христианская, православнохристианская, исламская, индуистская, дальневосточная (китайская). • Каждая цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии: возникновение, рост, надлом и распад, после чего она гибнет, а ее место занимает другая цивилизация.

Он разделяет цивилизации на три поколения. • Первое поколение - примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Он разделяет цивилизации на три поколения. • Первое поколение - примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, срок их жизни короток. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы – государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство – у них отсутствуют. Эти культуры размножаются и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.

 • В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут • В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок; возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда; утверждается сложная система рангов и статусов. • Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей. • К цивилизациям второго поколения Тойнби относит четыре: египетско-шумерская, минойская, китайская, южноамериканская.

 • Первоначально Тойнби полагал, что античная история дает единственно уникальный образец, выявивший все • Первоначально Тойнби полагал, что античная история дает единственно уникальный образец, выявивший все грани процесса, проходимого локальной цивилизации. Позднее он выдвинул еще две классические модели цивилизационного развития - китайскую (универсальное государство прерывается периодами торжества разъединительной тенденций и беспорядка), и диаспорическую, связанную с существованием в истории народов (армяне, евреи, левантийцы), живущих среди других народов, но не теряющих черты собственной самобытности. • Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее – на основе возникшего в ее недрах христианства – формируется третичная, западноевропейская.

Основная схема эволюции по Тойнби: локальная цивилизация проходит следующие стадии: • Генезис - Рост Основная схема эволюции по Тойнби: локальная цивилизация проходит следующие стадии: • Генезис - Рост - Надлом- Распад цивилизации. • Становление цивилизации происходит по принципу Вызов – Ответ. Вызов социальноприродного окружения и достойный Ответ позволяет культуре развиваться и переходить к следующему этапу развития. Генезис цивилизации Тойнби связывает с деятельностью «творческого меньшинства» , способного принять вызов и дать на него подобающий ответ. Вслед за рождением цивилизации идет ее рост и расцвет, осуществляемый творческой элитой, ведомой мистическим «жизненным прорывом» .

Конкретные примеры «Вызовов» , известные в истории – иссушение или заболачивание почв, наступление враждебных Конкретные примеры «Вызовов» , известные в истории – иссушение или заболачивание почв, наступление враждебных племен, вынужденные изменения места жительства, войны, катастрофы. Наиболее распространенные ответы: переход к новому типу хозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии, науки, техники. • Тойнби выдвигает двухтактную модель Ухода-и. Возврата как нарушение гармонии большинства и творческого меньшинства. Проявление недоверия, «непризнания идей гения» современниками, что создает ситуацию вынужденного Ухода.

 • Критерии роста цивилизаций – увеличение ее духовной независимости и самоидентификации. • Надлом • Критерии роста цивилизаций – увеличение ее духовной независимости и самоидентификации. • Надлом ее Тойнби связывает с утратой силы и самоуспокоенностью элиты… Проведение реформ без закрепления их в повседневности, традициях. • Ощущение большинством неустойчивости, неопределенности перемен. Вторая причина Надлома – потеря инициативы. • Внутренний взрыв может привести после Надлома к Распаду цивилизации.

 • Как уже отмечалось, Тойнби, подобно своим предшественникам признает циклическую схему развития цивилизаций: • Как уже отмечалось, Тойнби, подобно своим предшественникам признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, расцвет, надлом и разложение. • Однако следование этой схеме не является фатальной, гибель цивилизаций возможна, но не неизбежна. Её можно избежать, если правящие элиты смогут преодолеть свою ограниченность и эгоизм, предвидеть последствия своих действий; усилится влияние и авторитет ученых на политическую жизнь; • религия распространит свое влияние на политику, экономику и повседневную жизнь. • Путь выхода из кризиса Тойнби называет преображением, понимая под ним религиозное возрождение и создание универсального государства.