Bioethics Lec 2 120928.ppt
- Количество слайдов: 49
Лекция № 2 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА к. м. н. , доцент Боева А. В.
Вопросы: 1. Биологический и моральный статус человеческого плода. 2. Этические проблемы искусственного прерывания беременности. 3. Законодательство об абортах. 4. Взгляды основных религий мира на прерывание беременности.
Биологический и моральный статус человеческого плода Если обратиться к биологии термином «эмбрион» обычно называют оплодотворенную яйцеклетку вплоть до 8 недель беременности. На первых днях после оплодотворения клеточные деления образуют группу одинаковых клеток, кроме того, чуть позже образующийся бластоцист еще не прикреплен к стенке матки, что позволяет некоторым современным специалистам говорить не об эмбрионе, а о преэмбрионе.
Приблизительно на 14 день появляется первичная полоска, сразу после чего можно увидеть ранние признаки нервной системы. Это послужило основанием для положения, вошедшего в законодательство многих стран, что граница 14 дней есть последний срок, когда возможно проведение исследований на человеческих зародышах.
Взгляды на статус эмбриона по своему статусу эмбрион это личность (сторонники «сохранения жизни» ); это лишь потенциальная, а не реальная личность вплоть до самого рождения (сторонники «свободного выбора» ).
критерии для определения морального статуса эмбриона внутренняя ценность, жизнеспособность, рациональность, реакция на раздражители. Выбор критерия «реакция на раздражители» как основы для определения морального статуса плода и его права на жизнь позволяет выработать рациональную моральную оценку прерывания беременности.
Итак, принимая, что эмбрион и зародыш человека являются потенциальной личностью, мы наделяем их уважительным отношением и правом на жизнь, при этом такое право становится все сильнее по мере развития плода, а на определенном этапе, во время третьего триместра беременности, оно настолько сильно, что последствия уничтожения плода соотносимы с убийством, а извлеченный плод может рассматриваться как пациент.
До недавнего времени считалось, что ребенок "оживает" именно тогда, когда мать почувствует первые толчки плода. Но современные исследования убедительно свидетельствуют о том, что ребенок начинает двигаться намного раньше, а началом его жизни и беспрерывного развития является миг зачатия.
Пять с половиной недель беременности Длина зародыша ребенка 10 -12 мм. Глаза четко обозначены темными кругами. Конечность развилась в маленькую ручку. Через пуповину кровь с кислородом и питательными веществами поступает к зародышу.
Шесть недель Ребенок уже начинает двигаться, на целых 12 недель раньше от того времени, когда мать почувствует эти движения. Сердце ребенка бьется с частотой 140 -150 ударов в минуту, вдвое чаще, чем у мамы.
Одиннадцать недель Вес ребенка приблизительно 30 г, длина 6 см. Сердце начинает биться на 18 -25 день. Маленькое существо может морщиться, менять выражение лица и даже улыбаться. Совершенствуются все системы организма
Двенадцать недель Зародыш хорошо «устроился» в матке, мозг и нервная система начинают играть важную роль. Трехмесячный ребенок похож на новоприбывшего во вселенную "космонавта" в специальной капсуле со снабжающей привязью и всем необходимым для жизни и развития. В большинстве случаев мать может беззаботно двигаться.
Шестнадцать недель 11 -15 недельный зародыш вырастает ежемесячно на 515 см. Ребенок уже умеет схватывать чтото ручками, плавать и даже переворачиваться
Восемнадцать недель Длина зародыша достигает 20 см. Посмотрите на ручку, это настоящее произведение искусства. Большой палец уже хорошо развит, ребенок уже умеет сосать его. Малыш становится активным и энергичным; напрягая мышцы, отталкивается ручками и ножками. Теперь мать ощущает его движения.
Реакция плода на раздражители формируется во втором триместре беременности (3 6 месяцев). Поэтому обычно только моральная оценка раннего прерывания беременности (в ее первой трети) более терпима, признается, что женщина имеет право быть автономной в принятии решения, как о применении противозачаточных средств, так и о раннем прерывании беременности, они как бы приравниваются друг к другу.
Этические проблемы искусственного прерывания беременности В «Клятве» Гиппократа сформулировано четкое запретительное предписание по поводу прерывания беременности; в Древней Греции практика абортирования была распространенной, и предписание данное вошло в этический кодекс; в Древнем Риме позднего периода, когда установкой, доминирующей в мировоззрении, стал гедонизм, отношение к рождению детей было скорее негативным Вплоть до возникновения христианства, эмбрион не имел статуса и признаваемой ценности.
В Средневековой Европе отношение к абортам полностью определялось влиянием церкви. Поэтому если женщиной было произведено изгнание плода, который уже обнаруживал признаки «одушевленности» , то наказание было таким же, как за убийство рожденного и некрещеного ребенка, то есть как за тяжкое преступление. Это была смертная казнь для матери, а нередко и для других участников абортирования, если их вина была доказана. Такое положение дел сохранялось в странах с католическими традициями до 18 19 вв.
Аргументы противников абортов каждое человеческое существо, даже ребенок в утробе матери, получает право на жизнь непосредственно от Бога; жизнь человека начинается в момент зачатия, не зря на Востоке даже возраст человека отсчитывается с момента зачатия, а не с момента рождения; ни одно человеческое существо не имеет права отнимать жизнь у других, тем более – безвинных человеческих существ.
Сторонники крайней позиции не признают никаких исключений: аборт не допустим, даже если беременность и роды опасны для жизни матери (болезни сердца, почек); аборт недопустим , даже если беременность наступила в результате изнасилования. Аргумент-ребенок не виноват, почему же он должен страдать.
1. Первой заповедью христианской нравственности является заповедь любви. Аборт есть нарушение заповеди любви, причем в самой ее человечески глубинной сути – через убийство матерью своего ребенка. Такой подход несет в себе бескомпромиссное осуждение плодоизгнания, приравнивая находящийся в чреве матери зародыш к живому человеческому существу, убийство которого является и нарушением ветхозаветной заповеди «Не убий!» , и новозаветной заповеди любви.
2. Возможна чуть более мягкая позиция, когда аборт считают допустимым только в определенных случаях (например, беременность опасна для жизни матери или оказалась результатом изнасилования либо инцеста), а также полагают, что он не должен быть главным методом контроля рождаемости. Допустимость исключений аргументируется необходимостью учитывать интересы матери и ее желание. В первом случае – при медицинских противопоказаниях – нарушается право матери на жизнь (и здоровье). Во втором – при изнасиловании – отсутствует добровольное согласие женщины. Ведь мать тоже человек, она тоже имеет право на жизнь, здоровье, свободу.
Упомянутые позиции – крайняя и смягченная – достаточно сильно отличаются одна от другой. Однако обе они оставляют неизменным главный исходный тезис: зародыш – человеческое существо, потому имеет право на жизнь, и, поэтому аборт есть убийство.
Дополнительные аргументы указывают на то, что мать биологически и социально ответственна за ребенка, так как он – беспомощное существо, перед которым у обоих родителей есть особая ответственность, так как оно не чужое им существо, поэтому здесь существует не только биологический, но и моральный долг – долг сильного защищать и заботиться о слабом.
Против разрешения абортов выдвигают еще один довод – то, что эмбрион или плод будет безвинной жертвой: новый организм никогда не просил о том, чтобы его зачинали или рождали, но если уж он появился и живет, то у него есть неоспоримое право на защиту от посягательств на его жизнь. Ø Противники абортов указывают и на то, что «каждый ребенок может быть для кого то желанным» и логической альтернативой аборту могло бы быть усыновление ребенка, что в нравственном отношении лучше. Ø
Много внимания противники абортов уделяют риску, сопровождающему искусственное прерывание беременности: осложнения у матери; осложнения у детей, родившихся у женщин, делавших аборты; психоэмоциональные проблемы ( «постабортный синдром» ). Американская ассоциация врачей психологов внесла постабортный синдром в классификацию психических заболеваний еще в 1977 году.
Нарушение правила информированного согласия также имеет место: врачи совсем не информируют или даже дезинформируют беременных женщин, принявших решение об искусственном прерывании беременности, о степени зрелости плода и даже о сущности самого этого медицинского вмешательства. При этом эмбриологические данные о развитии плода обладают большой эмоциональной силой: сердцебиение возникает у плода на 18 -й день после зачатия, на 21 -й день у него имеется замкнутая система кровообращения, на 40 -й день можно обнаружить электрические импульсы головного мозга, на 6 – 7 -й неделе плод начинает самостоятельно двигаться, в 8 недель он начинает сосать палец, в 11 -12 недель он активно дышит в околоплодных водах.
Следует подчеркнуть особую значимость трех из названных фактов: начала сердцебиения, самостоятельного дыхания (в медицине считается, что с утратой именно этих функций человек умирает) и появления электрической активности мозга (согласно действующему в нашей стране законодательству, смерть мозга человека является достаточным критерием для констатации смерти человека).
Есть такой логический конструкт, как аргумент скользкого склона. Он основан на предположении, что уже первый шаг вниз по такому склону сам по себе как будто безобидный, неизбежно приведет к соскальзыванию все дальше и дальше в том же направлении.
Еще один вариант этой аргументации – утверждение, что легализация абортов будет разрушать общество, подрывая основы семьи и обесценивая человеческую жизнь; многие даже сравнивали такую легализацию с массовыми убийствами в лагерях нацистской Германии.
Аргументы «за» разрешение абортов Их аргументы складываются из двух видов. 1. Первые, называемые критическими, призваны оспорить доводы оппонентов. 2. Есть также позитивные аргументы сторонников абортов. Они базируются на концепции прав человека, в том числе репродуктивных прав. Репродуктивные права в определенном смысле явля ются основополагающими правами, в особенности – для женщин.
Защитники права на аборт исходят из того, что: правительству не следует вмешиваться в частную жизнь женщин, решая за них судьбу наступившей беременности; каждая женщина должна иметь выбор – сделать ей аборт или нет, и никто не должен быть вправе принуждать женщину к сохранению беременности против ее воли; наличие у женщины выбора по поводу собственной беременности никого не принуждает к тому или иному решению;
никто не должен по требованию закона рисковать своим здоровьем, при полном запрещении абортов многие беременные женщины подвергались бы опасностям, связанным с вынашиванием плода и родами, а также с криминальными абортами. не следует производить на свет нежеланных детей; запрет на аборты есть форма дискриминации женщин.
если правительству позволено будет вводить ограничения с целью обеспечить право на жизнь каждой зиготе или каждому эмбриону, то дело может дойти и до принудительного регулирования образа жизни беременных женщин; Если мы установить полный запрет на аборты, то вынудим женщин делать это втайне. Кроме криминализации ситуации это повысит риск осложнений вплоть до гибели женщин.
В стане сторонников разрешения абортов нет полного единодушия. Существует целый ряд вопросов спорных, по которым «либералы» расходятся в мнениях: Ø Их смущает предложение разрешить аборт в случаях врожденных аномалий, в том числе генетических, так как не ясно, где провести разграничительную линию. Ø Следует ли прерывать беременность, если врожденный дефект позволяет прожить долгую жизнь, но она будет отягощена болезнью? Ø На каких стадиях беременности еще можно производить аборты?
Законодательство об абортах Обобщенно можно выделить четыре типа законов: 1. Самое либеральное законодательство разрешает «аборт по просьбе» (мало стран, среди которых РФ). 2. Довольно свободные законы разрешают аборт по многочисленным медицинским и социальным показаниям (в шести странах Европы: Англия, Венгрия, Исландия, Кипр, Люксембург, Финляндия). 3. Довольно строгие законы разрешают аборт лишь при некоторых обстоятельствах: угроза физическому или психическому здоровью женщины, инкурабельные дефекты плода, изнасилование и инцест (в Испании, Польше, Португалии и Швейцарии). 4. Очень строгие законы, которые или вообще запрещают аборты или разрешают их в исключительных случаях, когда беременность представляет непосредственную опасность для жизни женщины (в Северной Ирландии, до недавнего времени – в Республике Ирландии и на Мальте).
Если же говорить о мире в целом, то в 98% стран аборт разрешен в целях спасения жизни женщины, в 62% – в целях сохранения ее физического или психического здоровья, в 42% – в случаях беременности после изнасилования или инцеста, в 40% – по причине дефективности плода, в 29% – по экономиче ским и социальным причинам, и только в 21% – по просьбе.
В России одно из самых либеральных законодательств об аборте. Статья 36 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» разрешает Ø «аборт по просьбе» до 12 недель беременности; Ø по социальным показаниям – до 22 недель; Ø по медицинским показаниям – независимо от срока беременности, причем перечень социальных показаний достаточно широк. Если беременная женщина не имеет социальных показаний, разрешение на производство позднего аборта ей может быть выдано врачебной комиссией «в индивидуальном порядке» .
Взгляды основных религий мира на прерывание беременности Взгляды на аборт католической церкви Общеизвестна непримиримая позиция по отношению к абортам католической церкви, которая во многих случаях стоит во главе движения противников абортов. Данная позиция является неизменной на всем протяжении существования церкви и, несмотря на некоторую либерализацию подходов к другим проблемам современного мира, в этом вопросе остается последовательной.
Взгляды на аборт в православном богословии В православном богословии, когда речь идет о нравственных вопросах, на первое место чаще всего выдвигается самая жизнь Основателя христианства, как воплотившая в себе идеал совершеннейшего пути к спасению. Церковь не считает правильным утверждение, что плод есть всего лишь часть материнской ткани: «Это не ее тело; это тело и жизнь другого человеческого существа, вверенного ее материнским заботам для кормления» .
Взгляды на аборт в протестантской церкви Церковь Адвентистов Седьмого Дня (одно из направлений протестантизма) опубликовала в 1990 г. «Заявление Консенсус» по аборту Комитета «Христианский взгляд на Человеческую Жизнь» . Здесь изложен компромиссный подход к проблеме аборта, отражающий, с одной стороны, ответственность христиан за защиту человеческой жизни на дородовой стадии, а с другой – необходимость обеспечения личной свободы женщин. Да, человеческая жизнь на предродовой стадии – величайший дар Божий. Однако решения, касающиеся жизни, должны приниматься в контексте падшего мира.
Взгляды на аборт в исламе В «Исламском кодексе медицинской этики» говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются. Ислам предоставляет плоду некоторые права, например, право наследования: если беременная женщина приговорена к смерти, приговор приводится в исполнение лишь после того, как она родит и выходит своего ребенка» .
Взгляды на аборт буддизма Согласно буддизму, убить – значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинается с заповеди: «Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное» . Решение проблемы природы и статуса эмбриона в буддизме таково: «зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа» , а потому аборт «соответствует уничтожению жизни независимо от стадии» .
Взгляды на аборт иудаизма Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще – нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, если беременность угрожает физическому здоровью матери, это обстоятельство должно быть принято во внимание.
В "Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви", важнейшего итогового документа Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, содержится обращение, призывающее признать за врачом право отказаться от совершения аборта.
«Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта» .
Совет считает, что соблюдение права врача отказаться от производства аборта по религиозным и этическим соображениям относится к такому же соблюдению личных прав граждан, как свобода совести.
Конституция РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (Статья 28).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ