19. Н. З.pptx
- Количество слайдов: 5
Лекция 19. Насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами. Шествие Иисуса Христа к ученикам по воде.
Мф. 14, 13 -21 Мк. народа пятью хлебами и двумя. Ин. 6, 1 -13 Лк. 9, 10 -17 Насыщение пяти тысяч 6, 30 -44 рыбами 13. И, услышав, 30. И собрались Апостолы к Иисусу и 10. Апостолы, 1. После сего пошел Иисус удалился рассказали Ему все, и что сделали, и возвратившись, Иисус на ту сторону оттуда на лодке в чему научили. рассказали Ему, что они моря Галилейского, в пустынное место 31. Он сказал им: исцелил сперва многих недужных, однако ученики, и то видя, не сделали; и Он, взяв их с окрестности Свт. Иоанн Златоуст: «хотя Христоспойдите вы одни в один; а народ, пустынное место и отдохните немного, Собою, удалился особо Тивериады. ожидали чуда над хлебами. Столько еще были они несовершенны! Ты же заметь мудрость услышав. Иероним: «Он призывает апостолов к преломлениюпустое место, близ — ибо много было приходящих и в хлеба, чтобы 2. За Блж. о том, как прямо Он ведет их к вере. Не сказал вдруг: Я напитаю их; величиеони. Ним последовало Учителя, этому чуда было более не скоро бы пошел за Ним из отходящих, оничто и есть им было того, что сам Он [хлеба] не имеет» . народа, так были свидетелями города, называемого множество явственно, так как поверили. Иисус же говорит: «дадите вы им ясти» . городов пешком. некогда. Вифсаидою. потому что видели 14. И, выйдя, Иисус 32. И отправились в пустынное место в 11. Но народ, узнав, чудеса, которые Он увидел множество лодке одни. говорит, - им вы есть» . Говорит это не потому, что не знал, какую пошел за Ним; и Он, творил над больными. Блж. Феофилакт: «Дайте, людей и сжалился 33. Народ увидел, но они того, чтобы, приняв их, беседовал с 3. Иисус оказалось, бедность испытывали апостолы, как для отправлялись, когда они скажут «не имеем» , взошел на над ними, и исцелил Он приступает их; и бежали туда ними о Царствии гору и там что и многие узнали к совершению чуда по нужде, а не из любви к славе» . сидел с больных их. пешие из всех городов, и предупредили Божием и требовавших учениками Своими. 15. Когда же настал их, и собрались к Нему. исцеления исцелял. 4. Приближалась же вечер, приступили к 34. Иисус, выйдя, увидел множество 12. День же начал Пасха, праздник Нему ученики Его и народа и сжалился над ними, потому что склоняться к вечеру. И, Иудейский. сказали: место здесь они были, как овцы, не имеющие приступив к Нему, 5. Иисус, возведя очи и пустынное и время пастыря; и начал учить их много. двенадцать говорили увидев, что множество уже позднее; отпусти 35. И как времени прошло много, последовали отпусти народ, Ему: толпы, оставляя народа идет кт. Блж. Свт. Иоанн Златоуст: «Христос всех исцеляет, и не спрашивает здесь о вере, потому что е. Иероним: «Господь был в пустыне; за Ним города свои, Нему, народ, чтобы они ученики Его, приступив к Нему, говорят: чтобы они пошли говорит Филиппу: прежнее поведение и разнообразие учений. Иисус же, выйдя, показывает, вчто оставили города, где исцеленные показывают свою веру уже тем самым, что пришли к Иисусу, толпы, хотя имели пошли в селения и окрестные селения желание пойти, номесто здесь. Его и дойтиа времени уже даже принуждал их и тому голод» . Своего и не имели пустынное, до конца; посему Спаситель и выходитнамместа хлебов, из купить тщательно искали силы не оставляли, когда деревни ночевать ик купили себе пищи. много, — чтобы их накормить? идет навстречу, подобно тому как, - согласно изображенному в другой притче, - Он выбегает Свт. Иоанн Златоуст: «Заметь, что Господь всякий 16. Но Иисус сказал 36. отпусти их, чтобы они пошли в раз удалялся, когда Иоанн достали пищи; потому 6. Говорил же это, навстречуим когда он умерщвлен, ииселенияиудеи услышали, что Иисус Он умилосердился над приносящему покаяние сыну (Лк. 15, 20). И увидев мы здесь в пустом испытывая его; ибо толпы людей, им: небыл предан, окрестные деревни когда и купили была на северной стороне нужно Лопухин: «Вифсаида расположена чтоверой непосредственно следовала и ними и «Он сделал это, чтобы сохранить Себя до времени, более удобного для Креста. Другие Зигабен: исцелил недужных между ними, чтобы за чаще поступать поидти, приобретает многих учеников. Ему угодно было полной вы дайте им себе хлеба, ибо им нечего есть. Сам знал, что хотел Галилейского озера, несколько выше месте. Иоанна. Иордана. Она изъясняют, что Иисус услышалвремя вполненаграда» . впадения в сказал. Кроме того, Марк сказал и о том, что Ирод считал 13. Но Он него им: вы сделать. Его за есть. 37. Он сказал им в ответ: человечески, пока не пришловыстроенавы дайте им Филиппом, который, в честь обнаружить божество Свое. тетрархом о Потому и причинебыла приказывал никому не говорить, дайте. Он покой ученикам, возвратившимся третьей ученикам он вновь этого удаления, именно, что Он желал дать Христос» . есть. что им есть. дочери Августа Юлии, назвал город Юлией. Он находился на с проповеди» . восточном берегу Иордана» .
17. Они же говорят И сказали Ему: разве нам Они сказали: у нас 7. Филипп отвечал Ему: им на двести Свт. Иоанн Златоуст: «Итак, хлеба динариев нет более пяти взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делаядовольноэто честь. Ему: у нас здесь пойти купить динариев не им чрез будет хлеба, Впрочем, хлебов на двести столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, только пять Он сделал это неи дать им есть? хлебов и двух рыб; чтобы каждому из них досталось хотя Блж. они не остались в неверии-и не забыли о бывшем, когданаходятся в худом состоянии и Феофилакт: «Пять тысяч это пять чувств, которые собственные их руки будут и две рыбы. 38. Но Он спросил их: сколько разве нам пойти понемногу. врачуются пятью хлебами. Ибо так каккупить чувствтом» . 8. то творил бесчисленные пять пищиодля болело, Один из учеников Его, Андрей, Блж. Феофилакт: «Смотри, пойдите, любит чрево. Тогда как Иисуссколько ран, столько ии брат как народ свидетельствовать 18. Он сказал: у вас хлебов? пластырей. Мне рыбы - эточудеса, узнав, удивлялись. людей? из-за пищи говорят: Сей Но. Ему: Две посмотрите. Они, они не другая - Апостол. есть Тот самые поразительные слова рыбарей: одна рыба. А Евангелие, Симона Петра, говорит некоторые принесите их всех сих - вот под Пророк; не обвиняют уже Его пятокнижие Моисея, их было сюда. пятью хлебами разумеют в нарушении субботы, неесть книгу здесь есть у одного мальчиказа и сказали: пять хлебов и две 14. Ибо то мстят уже за нарушение. Левит, Чисел 9. Бытия, Исход, закона, но пять Евфимий Зигабен: «Преломив пять хлебов, Иисус Христос отдал их; ячменныхэтих хлебов но куски и две не могли хлебы считают Его не только пророком называют, то, чегорыбки; 19. Второзаконие. Двенадцать коробов было взято апостолами и понесено. Ибоно и считают но что И велел народу рыбы. столь великим, чтооколо пяти тысяч хлебов умножались 39. Тогдаучеников. Удивительное царства» . только для такого множества? понять, то не и вместили апостолы» . возлечь намы, простой народ, съесть, то есть человек. Но. И понесли это их было достаточно для траву и, в руках повелел им достойным чудо! Он насыщения народа, но остался большой излишек; осталось взяв пять хлебов и рассадить всех отделениями сказал ученикам двенадцать полныхвелите им возлечь. 10. Иисус сказал: корзин, чтобы двенадцать апостолов носили эти корзины и чтобы слугами и Было же на томтакого чуда травы. рыбы, воззрел на зеленой траве. Своим: рассадите их свидетелями месте много они имели не толькорядами по но и рамена» . возлегло людей числом около свои руки, на небо, 40. И сели рядами, по сто и Итак благословил и, по пятидесяти. пяти тысяч. преломив, дал 41. Он взял пять хлебов и две 15. И сделали так, и 11. Иисус, взяв хлебы и воздав хлебы ученикам, а рыбы, воззрев на небо, рассадили всех. благодарение, роздал ученикам, а ученики народу. благословил и преломил 16. Он же, взяв пять ученики возлежавшим, также и рыбы, 20. И ели все и хлебы и дал ученикам хлебов и две рыбы и сколько кто хотел. насытились; и Своим, чтобы они раздали воззрев на небо, 12. И когда насытились, то сказал набрали им; и две рыбы разделил на благословил их, ученикам Своим: соберите оставшиеся оставшихся кусков всех. преломил и дал куски, чтобы ничего не пропало. двенадцать 42. И ели все, и насытились. ученикам, чтобы 13. И собрали, и наполнили грехи, отверз рай и ввел в него разбойника, когда коробов. Свт. Иоанн Златоуст: «когда отпускалпроизошло умножениедвенадцать коробов кусками от пяти полных; Блж. Иероним: 43. И набрали кусков хлеба и раздать народу. «В преломлении Господа хлеба. Если бы хлебы не были 21. полновластно отменял от рыб двенадцать 17. наели, и а евших было остатков ветхий закон, воскрешалмногочисленные крохи, то они не обнаруживал И многих мертвых, укрощал море, могли бы у тех, ячменных хлебов, оставшимися разломлены, не были разделены на куски и Блж. Иероним: «Они получили повеление расположиться на траве, или, - по сказанию другого около пяти тысяч «Здесь есть у одного мальчика пять хлебови одному Богу, а не другому кому, полных коробов. тайны сердечные, отверзал очи, - каковые насытились все; (Ин. 6, 9). Подели. по моему мнению, дела свойственны которые ним, Блж. Иероним: - на земле, помножество: толпу людей с детьми и женщинами. Таким образом напитать столь великое пятидесяти и по сто (Лк. 9, 14), чтобы, поправ плоть свою и блеск евангелиста, человек, разумеется Моисей. А евших хлебы Егооставшихся у нихкогдаоба Завета, или число два, 14. Тогда люди, умножить хлебы, ни прикроме из 44. Было же под не видим одном этих действий двумя рыбами молящимся. А намеревался видевшие чудо, преломляется закон вместеи подобно сухомумы понимаем или и в среду их вносятся тайны, ее, и похоти мира сего, с пророками, разделяется на куски, себе, они через покаяние это сену поработив их женщин и детей. около пяти тысяч мужей. кусков набрано сотворенное Иисусом, небо, как что было гораздо маловажнее всех и пророкам). Итак, апостолы прежде страдания сказали: в относящиеся к закону (или: закону прежде исчисленных действий, тогда взирает на. Спасителя так что остающийся возвыситься к совершенной вершине стократного числа (т. е. принесли по пятидесятницы моглицелым, и в своем прежнем состоянии не могший напитать людей, ондолжно двенадцать коробов. мною выше, так и в научение подтверждение Своего посольства от Отца, по замеченномуистинно Тот Пророк, Которому и блистания молниеносного Евангелия, имели только пять хлебов и две рыбки, которые разделении на части напитывает множество язычников» . стократный плод» . придти в мир. наше, не прежде приступать к трапезе, как воздав благодарение Подающему нам пищу» . вращались в соленых водах и волнах моря» .
Шествие Иисуса Христа по воде Мф. 14, 22 -34 Мк. 6, 45 -53 Ин. 6, 15 -21 22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих 45. И тотчас понудил учеников 15. Иисус же, узнав, Четвертая и отправиться прежде Его на часов утра. В течение девяти часов ученики спридти, стража ночи была- около трех волнение-жизнь, возмущаемая злыми духами, трудом Блж. Феофилакт: «Корабль это земля, Своих войти в лодку и войти в лодку что хотят ночь Зигабен: «ученикичетвертую(стадия приблизительно равна 182 имеющему такую То есть и Свт. Иоанн 25 или чрезвычайно удивлялись Христу, как человеку, или. Сам простер руку и его Златоуст: «Но почему Господьто есть куняться ветрам, а 192 метрам). силу, не велел концу веков, другую Христос. Первая проплыли другую сторону, пока Он отпустит народ. нечаянно взять -неведение. «В 30 стадий стражу» , отправиться вперед на явился 23. И, отпустивтем как скорее должнынужнапоклониться Ему, какпокапророки, четвертая - опять взошел что были -сторону к Вифсаиде, Когда. Он между народ, Он Потомуна гору всемогущемусделать царем, Богу. Желая поддержал -Петра? с Авраамом, вторая былалюбви ко км. странности дела, подумали, что Петрова и стража завет чувству ввиду закон тленность тела с нашей стороны есть Блж. Феофилакт: и вечеромже, самой необыкновенноститретья - увлекала его в глубину. Блж. Феофилакт: «Ученики оставалсягорячей но Моисея, вера. Петр хочет тотчас ина гору «По пламенела в примерно 4, 5 – 5, 7 Христу Блж. Иероним: и предыдущим душе его, помолиться наедине; и божественное действие останавливается. Итак, желаяудалился прежде отпустит пятью хлебами они показать, что Господа. недостаток, то «Вера к. Ибо Ончудом насыщения инарод. пришел и жил не узнали того, что показать, пришествие других приблизиться Нему. не узнали Его поискушению, тому, вера с нами, чтобы и что пред он привидение, ибо Он верует, 46. И, Иисускак только Сам ходит умножилась» . что отпустив там один. ними на краткое времяспас обуреваемых, когдапо чтобычтогору по водам, но поему один. Поэтому прибавил: не разумеша бо а хлебех. виду не их, пошел на была ночь, так мы, подвергаетсяпроизвело такую перемену, непонимания, и его Господь говорит: должно, не Блж. страха. Бога, поклонились Ему. помолиться. говоря: причину Который не же настал стремлениене. Господь же преждеивсего ободряет их, 24. причине Феофилакт: «Не тотчас явился пред ними «придтиукротить Я» , их былослучилось с А познавбыла уже сказал «повели мне ее Обрати внимание икна то, что то, научая всескоро лодка Его какветра, но Петрово маловерие но с целью Тебе» . Первое что. Когда может, на средине моря, ходить» , Присоединил и «это бурю, 16. бы знаком даст это: маловере, почто усумнелся еси? Следовательно, признакно была посреди раскаяние. ученики билоговоря: бе потому бахвальства, второе же есть он легко любви ко Христу» . вечер, тоесли бы Его волнами, удалении бед и переносить «неотречение, затем обращение и Иисус в Как что ветер был Петром на море, их окаменено. Но мымужественно, лишь только вошел стражи, ибо просить об бо сердцепредзнаменовало его 47. Вечером лодкаоколобы против ветра, судно, на их говорим, что устоял четвертой бойтесь» » . противный. Феофилакт: что совершенноот неморя, Петр, апоочередно, то естьучеников морю как случилосьразделялась ночь уввоинов, ослабелаивера» . на земле. так чтосошли к было то, «Не сказал Марк; потом же, когда окаменение «повели мне придти к нем Тебя» , так здесь Блж. говорил смело: «не отрекусь усомнился а Он один говорит: сердца отчасти. Ибо там четыре части стражу ночи пошел к ним 48. И увидел их бедствующих в стерегущих несколько, каждая стража 25. В четвертую жепроизошло то, о чем написал Матфей. Нужно знать, что иногда сердце в лодку, 17. и, войдя смягчено, испугался, настолько и не веровал. три часа» . насколькоморю. как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь спаси меня» , ту он продолжалась Когда же закричал: им Иисус, Тебепо «Так какиони не могли узнать Его по лицу из-за ночнойветер «Господи!допускает, им идя по воде» : плавании, отправились на Зигабен: уврачевал свое неверие. Почему и слышит: потому что темноты, они Он подает учеников делалось тверже, и по морю, был противный; иногда же а не «неверный» . Итак, они не могли понимать, допустил утонуть, то понимали» . в а около – мягче, то этим увидев «Господь подостлал дал ему руку и «маловерный» , силу. и и там чрез 26. И ученики, он утопал; здесь Господь Петру море, показывая Свою сторону моря, Блж. чтобы Феофилакт: Его идущего освободивший их отне знакомый в призрак; и от четвертой стражиибо ветерстраха» . голос, отрешились от страха, и другого утих» . Капернаум. того ночи подошел. Но смотри: Петр, встревожились и говорили: это лодке извлек его из глубины отречения» . к и покаяние победив большее, бывшие ветра. Так морю, и хотел страха вскричали. разумею море, испугалсяним, идя по слаба природа человека! И тотчас, темно, а Становилось как испугался, начал тонуть. Ибо ослабела вера, тонуть» . 27. Но Иисус тотчас заговорил с ними и когда миновать их. тогда Петр начал Иисус не приходил к сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. 49. Они, увидев Его идущего по ним. 28. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это морю, подумали, что это призрак, 18. Дул сильный Ты, Свт. Иоанн Златоуст: к Тебе по воде. для молитвы взошел на гору; а ученикиветер, иборются с повели мне придти «Итак, Христос и вскричали. опять море 29. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, 50. Ибо все видели Его и волновалось. волнами и воде, чтобы подойти как и прежде. Но тогда во время бури Христос был с ними на Петр пошел попретерпевают бурю, к Иисусу, испугались. И тотчас заговорил с 19. Проплыв около 30. но, корабле, а теперь они одни. Господь постепенно и мало-помалу ведет ихдвадцати пяти или видя сильный ветер, испугался и, ними и сказал им: ободритесь; это к большему, и Блж. Феофилакт: «Но Онвсе мужественно. Я, не презирать мирскиевдостоинства. Он удаляется, научая. Поэтому-то, когда они первый раз подвергались они нас бойтесь. начав утопать, закричал: Господи! спаси тридцати стадий, приучает переносить на гору один только, не взяв и место высадки былодля успокоить их; Вифсаиды (западной) Лопухин: «По всей с ними, хотя ниспал, чтобы тем самым того, чтобы испытать любовьих к и вероятности, одного из учеников, несколько южнее теперь же, ведя их, меня. 51. И вошел к ним в лодку, и увидели Иисуса, опасности, был 31. Иисус тотчас простер руку, поддержал его ветерли называлось не только Галилейское озеро, и утих. И они чрезвычайно идущего по морю Капернаума. Словом Геннисарет или Геннисар они отсутствие буре большему терпению, смотря по тому, снесут от них, попускает. Его» . застигнуть их среди к поступает иначе: уходит и говорит ему: маловерный! зачем ты изумлялись приближающегося носившее еще названия оставалось никакой надежды кв себе и дивились, западный берег озера, моря, так что им не «моря Галилейского» , «моря Тивериадского» , но и ночь оставляет их спасению, чудом над усомнился? 52. ибо не вразумилисьи на всю лодке, и испугались. 32. Блж. Иероним: «Ученикам Ондумаю, из самых плодороднейших мест Палестины» . Он сказал им: И, когда вошли они вбывший одним хотелхлебами, залив и побудил их сесть на корабль; этими бороться снекогда лодку, ветер утих. переплыть потому что сердце их Вот почему Он не волнами, - чем, приказал тронуть жестокое их сердце. 20. Но 33. Бывшие же в явилсяподошли, как говорит евангелист, в четвертую стражу не бойтесь. было окаменено. это Я; нощи » . тотчас лодке к что они словами показывается, ним, но, неохотно оставили Господа, так как они не 21. Они из любви поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын 53. И, переправившись, прибыли желали хотели к Наставнику отделиться в землю Геннисаретскую и от Него даже на одно мгновение» . Божий. принять Его в лодку; и 34. И, переправившись, прибыли в землю пристали к берегу. тотчас лодка пристала Геннисаретскую. к берегу, куда плыли.
Домашнее задание Прочитать следующий отрывок: • Беседа о Хлебе жизни (Ин. 6, 22 -71).
19. Н. З.pptx