Лекция 16 Проблема личности в философии.ppt
- Количество слайдов: 54
ЛЕКЦИЯ № 16. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ.
ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1. Индивид индивидуальность личность. Генезис личности. 2. Социализация личности. Автономность и целостность личности. 3. Структура и составные элементы личности. Физическая личность. Социальная личность. Духовная личность. 4. Социальные типы личности. 5. Деградация личности. 6. Осмысление проблемы свободы и ответственности личности. 7. Человек в информационно техническом мире 8. Анализ проблем бытия, сознания, познания, свободы личности в различных философских течениях.
ФИЛОСОФСКИЕ ПОИСКИ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ОСНОВНЫЕ ВЕХИ): а) древняя философия Востока: человек — часть природы; человек — часть Великой Триады ( «Небо — Человек — Земля» );
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ б) философия античности: человек — духовно телесное существо; человек — мера всего (Протагор); природа человека определяется его душой и телом, но с приматом души над телом (Платон); признание возможности и необходимости совершенствования человека; главное, решающее в человеке — интеллектуальная деятельность (Аристотель);
ФИЛОСОФСКИЕ ПОИСКИ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ОСНОВНЫЕ ВЕХИ): в) христианская философия Средневековья: человек — образ и подобие Божие; г) философия эпохи Возрождения — гуманизм и антропоцентризм: красота человека сообразна красоте Божественной;
ФИЛОСОФСКИЕ ПОИСКИ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ОСНОВНЫЕ ВЕХИ): д) ХVII век: «Я мыслю, значит, я существую» (Декарт); е) философия эпохи Просвещения — рационализм и критицизм: культ «автономного» человека, способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия; главное в человеке — чувственно-эмоциональная природа; роль интереса в деятельности людей (Вольтер, Гельвеций); люди действуют «ради любви к себе, а не к другим» ;
ФИЛОСОФСКИЕ ПОИСКИ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ОСНОВНЫЕ ВЕХИ): природа людей выводится из жизненных влечений и практических интересов, их «естественных» побуждений к самосохранению, богатству, почету, славе (Гоббс); ж) И. Кант — открытие нравственного императива: придание вопросу о человеке статуса основного вопроса философии; з) гуманистическая философия ХIХ в. : понимание человека как творца культуры, носителя всеобщего нравственного начала.
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци альной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяже нии многих веков используется понятие "личность" — совокуп ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на выков, ценностей, целей
Таким образом, человек — это социально биологическое су щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело века контролирует биологическое
Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож ных качеств, превращения в личность. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества: • гуманизм; • человечность; • честь; • совесть; • скромность; • великодушие; • справедливость; • верность; • иные качества. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества: • гуманизм; • человечность; • честь; • совесть; • скромность; • великодушие; • справедливость; • верность; • иные качества.
И общественно осуждаемые — негативные: • чванливость; • цинизм; • грубость; • тунеядство; • трусость; • нигилизм; • иные негативные черты.
К общественно полезным качествам относятся: • воля; • решительность; • мудрость; • умение; • установки; • убеждения; • патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше. Характерной чертой каждого человека, личности является на личиепотребностей и интересов.
Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть: • биологическими (естественными) в сохранении жизни, питании, размножении и др. ; • духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб щиться к ценностям культуры; • материальными обеспечить достойный уровень жизни; • социальными — реализовать профессиональные способно сти, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совер шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей важный компонент человеческого счастья.
Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтере сованность в чем либо. Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса.
Среди интересов выделяются: • личные (индивидуальные); • групповые; • классовые (интересы социальных групп рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); • общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке); • государственные; • интересы всего человечества (например, в недопущении ядер ной войны, экологической катастрофы и др. ).
Также интересы могут быть: • материальными и духовными; • нормальными и ненормальными; • долговременными и ближайшими; • разрешенными и неразрешенными; • общими и антагоническими.
Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию. Жизненная позиция — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:
пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам. • активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;
В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, КОНФОРМИСТСКАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ БЫВАЕТ: В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает: • авторитарно конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива); • групповая конформистская (отдельный человек, как и дру гие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе); • общественно конформистская (отдельный индивид подчиня ется нормам общества и "плывет по течению"); данное пове дение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.
АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ТАКЖЕ ИМЕЕТ СВОИ ГРАНИ: • активное, самостоятельное поведение по отношению к дру гим индивидам, но подчинение лидеру группы; • подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе; • игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах; • непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действитель ность
Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необ ходимо воспитание личности. Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания может вы ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма тический политический деятель.
Основные цели воспитания: • подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма териальную, духовную культуру, опыт); • развить общественно ценные качества личности; • стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще стве качества; • научить человека взаимодействию с другими людьми; • научить человека труду.
Огромную роль в воспитании личности со стороны современ ного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выстав ки, технические устройства и т. д. ).
ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕК Внешний анализ КАК ? Идеальный вариант + Внутренний анализ
Человек это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕК Одно из специфических свойств человек анализ самого себя А , зачем?
ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕК Природа - живой организм Человек-микрокосмос, сочетание стихий
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ 1 личность сущностные, наиболее Личность проявляется через значимые характеристики и оценивается относи- тельно принятых в обществе норм.
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.
Человеческий индивид, как субъект отношений и созна- личность тельной деятельности Устойчивая система социально- значимых черт, характеризую- щих индивида, как члена того, или иного общества. Общество
В ОБЫДЕННОМ СМЫСЛЕ ПОД «ЛИЧНОСТЬЮ» ПОНИМАЮТ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА, ОТОЖДЕСТВЛЯЮТ С ЧЕЛОВЕКОМ ВООБЩЕ. ЛИЧНОСТЬ Способна нести ответственность и решать проблемы; Контролирует поведение, обладает силой воли; Способна изменяться с течением времени. В обыденном смысле под «личностью» понимают характер человека, отождествляют с человеком вообще.
ЛИЧНОСТЬ – ЭТО КАЧЕСТВЕННО НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ОНО ФОРМИРУЕТСЯ БЛАГОДАРЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ. Личность проявляется во взаимодействии с окружающим миром: Однако во взаимодействии с окружающим миром личность не только проявляется, но и, как следует из определения, формируется. В процессе своей жизни и деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Поэтому личностью может быть человек, имеющий опыт социальных отношений, человек как общественное существо, как носитель качеств, которые отсутствуют у «маугли» .
В ОБЫДЕННОМ СМЫСЛЕ ПОД «ЛИЧНОСТЬЮ» ПОНИМАЮТ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА, ОТОЖДЕСТВЛЯЮТ С ЧЕЛОВЕКОМ ВООБЩЕ. Со словом "личность" обычно личность употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.
. «ЛИЧНОСТЬЮ НЕ РОЖДАЮТСЯ, А СТАНОВЯТСЯ» А. Н. ЛЕОНТЬЕВ. Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания.
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Индивидуальность – это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств (свойств). На уровне индивидуальности получают свое реальное и уникальное воплощение все названные качества человека.
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов).
ИНДИВИД От общего к частному От частного к общему Значения термина «ИНДИВИД» (через взаимоотношения человека и общества)
ИНДИВИД это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
СПЕЦИФИКУ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРИЧЕМ СПЕЦИФИКА ЭТА МОЖЕТ НОСИТЬ НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ИЛИ СЛУЧАЙНЫЙ ХАРАКТЕР.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ (ВНЕШНИЕ) 1. цвет кожи 2. антропо- метрия. 3. группа крови и др. Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приоб- ретенных свойств
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ отличия 1. внешние. 2. психологичес- кие 3. социальные 4. духовно- культурные
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ 1. темперамент 2. характер 3. интеллект. 4. потребности 5. способности 6. интересы. Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФСКИЕ ОТЛИЧИЯ Неповторимое своеобразие Неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.
Индивид выражает общие свойства человека, как организма. Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип.
Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению. Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется: а) деятель; б) лидер; в) индивид; г) человек; д) личность.
2. Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность: а) победитель конкурса эрудитов; б) человек высокого роста; в) «душа» коллектива; г) имеет нос с горбинкой; д) готов прийти на помощь в любую минуту.
Лекция 16 Проблема личности в философии.ppt