16.Н.З.pptx
- Количество слайдов: 10
Лекция 15. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев за хулу на Духа Святого. Ответ Господа искавшим от Него знамения. Изобличение внешней праведности фарисеев.
Содержание урока № Евангельское повествование Мф. Мк. Лк. 1 Исцеление бесноватого глухонемого слепца 12, 22 -24 11, 16 2 Изобличение хулы на Духа Святого 12, 25 -37 3, 20 -30 11, 17 -26 3 О требовании знамения 12, 38 -45 8, 10 -13 11, 16. 29 -32 4 О внутреннем свете 5 Похвала слушающим слово Божие 6 Изобличение внешней праведности 11, 33 -36 12, 46 -50 3, 31 -35 8, 19 -21; 11, 27 -28 11, 37 -54
Исцеление бесноватого (слепого и немого) Обвинение Иисуса в том, что он изгоняет бесов силой князя бесовского Мф. 12, 24 Мф. 12, 22 -24 Мк. 3, 20 -22 Лк. 11, 14 -15 11, 15 20. Приходят в дом; 22. Тогда привели к Нему бесноватого слепого ии опять сходится народ, Он беса, который 14. Однажды изгнал так что им и немой стал и был хлеба когда немого; и исцелил его, так что слепой невозможно было и нем; иесть. бес вышел, немой 21. И, услышав, ближние Его пошли взятьи народ удивился. говорить и видеть. стал говорить; Его, 23. И дивился весь народ и ибо говорили, что Он вышел из себя. говорил: не это ли 24. Фарисеи Давидов? Христос, сынже, услышав 22. А книжники, пришедшие из Иерусалима, 15. Некоторые же сие, сказали: Он изгоняет говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и из них говорили: Он Блж. Феофилакт: силою что изгоняет бесов силою бесовского язык, бесов не иначе, как «Демон заключил пути к вере: глаза, слух и князя. но Иисус исцеляет, и изгоняет бесов Блж. Иероним: «Над одним и тем же человеком обнаружилось три знамения: слепой народ называет Его Сыном Давида, ибо Христа ожидали от семени Давида» . веельзевула, князя силою веельзевула, видит, немой - говорит и бывший во власти демона - освобождается. Правда, что бесовского. князя бесовского. тогда это произошло плотским образом; но и ежедневно это исполняется в обращении Лопухин: так что по изгнании демона первоначально они понимают одичание и верующих; «Форма вопроса, предложенного в народе, указывает на его свет веры, и медлительность уста, молчавшие прежде, великого Чудотворца; экзегетам: затем уже признать в доставило многочисленные затруднения эта медлительность Лопухин: «Самое слово Веельзевул. Иисусе Христеоткрываются для прославления Бога» . готов признать Иисуса за Христа-Мессию о котором • Услышав, что народклонилась к отрицательному ответу нафарисеи распустили слух, что 1) Этим именем называлось филистимское божество в Аккароне, вопрос» . встречаются упоминания в 4 Цар. 1, Можно полагать, чтоэто пишется по-еврейски не Веельзевул, а Веельзебуб. Он вышел из себя. 2, 3. Но там везде имя «выйти из себя» , по мнению врагов Иисуса, (Вульгата, Пешито, владеть собой, обезуметь или подчиниться власти диавола. Слух поозначало — перестать. Киприан, Иероним, Августин, Беза и др. пишут Веельзебуб). Так как зебуб этот еврейски значит «муха» , то и есть Веельзебуб можно переводить «бог мух» . дошел до ближних Иисуса, тослово Его Матери и так называемых братьев Его, и они пошли • 2) Еврейские остряки изменили слово «зебуб» в «зевул» (от забал — свертываться, взять Его из толпы народа и увести к себе. • • скомкиваться), означающее ком, нечистоту, навоз, и таким образом аккаронский бог из «бога мух» превратился в «бога нечистот» или «навоза» . 3) Веельзевул значит «бог (господин) жилища» . к Его славе и потому не удержались от Зигабен: «Они были уязвлены завистью 4) Веельзевул значит «глава приписывая веельзевулу дела Божественной природы» . величайшей клеветы, храма» или «идольского жертвоприношения» . Это самый злейший и главнейший из демонов, который был зачинщиком идолопоклонства и побуждал к нему» .
Ответ Христа на обвинение в чудотворении силой бесовской Мф. 12, 25 -30 Мк. 3, 20 -27 Лк. 11, 17 -23 Свт. Иоанн Златоуст: «Какое 25. Но Иисус, зная помышления их, Мое намерение? их, говорил Христос. — Привести людей к сказал им: 23. И, призвав — говорит 17. Но Он, зная помышления их, Богу, Блж. Иероним: «Дом его - это весь мир, лежащий во зле (Ин. 5, 19), что зависит не от качества научить их добродетели, возвестить им Царство. А чего хотят диавол и бесы? Противногосебе, сказал им: всякое царство, им притчами: как может всякое царство, разделившееся само в Творца, носамовеликихопустеет; сатана врага. Сосудами егоопустеет, и дом, и мы. Сильный [ныне] от в себе, преступлений изгонять сатану? некогда были разделившийся сам в себе, разделившееся каким образом тот, кто не собирает со Мной и кто не за Меня, будет помогать этому. Итак, связан ногой и всякий город или Я говорюи прикован к преисподней он еще старается расточать Мое. Как же 24. Если царство и попранпадет; Господней…» . Мне? И что дом, — помогать? Напротив, разделившийся сам в себе, не помогающий Мне, само в себе, не 18. если. Мое, может иметь сосам в себе, поэтому не только не устоит. разделится но еще расточающий же и сатана разделится Мной Блж. Феофилакт: «Настолько далеко, говорит, со Мной то; того, чтобыцарство его? а вы говорите, 26. И если сатана сатану изгоняет, то чтобыустоять отстою от то как устоит иметь демонов друзьями, такое согласие, может стал царство вместе изгонять бесов? » . что противостою им и связываю25. икоторые были крепкими до Моего пришествия. Ибо, бесов; в их, если дом разделится что Я силою веельзевула изгоняю войдя он разделился сам с собою: как же устоит царство его? то есть в мир, Христос расхитил сосуды демонов, разумеювеельзевула изгоняю сам в себе, не может 19. и если Я силою людей» . дом, Зигабен: «И другим соображением утверждает, что князь бесовский – скорее величайший враг 27. И если Я силою веельзевула устоять дом тот; бесов, то сыновья ваши чьею силою Его. Что он не сыновья вашии что 26. собирает с Ним, это очевидно из дел того они будут вам со Христом не и если сатана восстал на изгоняют их? Посему и другого. Христос изгоняю бесов, то научает всякому Посему любя самого исцеляет больных, тот же, чьею силою изгоняют? добру, иони людей, себя и разделился, судьями. наоборот, научает всякому злу, и ненавидя будут вам судьями. людей, вредит здоровым. устоять, но если он не. Если же Я перстом Божиим изгоняюне не может Поэтому. 20. со Христом, т. е. ни в чем с Ним согласен, как показано, и не пришел конец его. 28. Если же Я Духом Божиим изгоняю собирает вместе с Ним к вере, – то, конечно, достигло до вас и, бесов, то, конечно, против Него насколько может, рассеивает тех, которых собирает Христос» . бесов, то конечно достигло до вас 27. Никто, войдя в дом Царствие Божие. Златоуст: «Если Я, имея в себе беса, посредством его изгоняю других бесов, то, свой сильного, не может 21. Когда сильный с оружием охраняет Свт. Иоанн 29. Или, как может кто войти в дом расхитить вещей они восстают один на другого; если имение; значит, между бесами несогласие и распря иего, если дом, тогда в безопасности егоже они сильного и расхитить вещикасалось Его. Дусе Божии изгоню бесы, 22. когда же сильнейший его нападет на и Свт. Иоанн Златоуст: друга, тоже сила погибла Свт. Иоанн Златоуст: сатана сатануцарствие Божие. Второе опровержение его, ли их опрежде не свяжет учеников. и рушилась. И убо постиже на с какою кротостью восстают друг на «Аще если «Смотри, вас изгоняет, то он преждезначит - царствие? и тогда Он имеет и. Вам, говорит Он, заклинателейваши… народа, всеслов не свяжет сильного? сынами сильного, в Мои, или апостолы; и победитрадоваться и ликовать, тогда расхитит него но: сынове этого возьметже Блж. говорит собою; если же он разделился, вообще силы и бы его, если Смысл или Что здесь Он Иероним: им. Он не сказал: ученики виду то лишилсядолжнопогиб, а тогдапогиб, то как разделился сам с «Под Мое пришествие. расхитит дом его. происшедших из племени иудеев. Если Он. Апостолы ужена котороебесов, получив на дом неизреченные чтоапостолов, апостолы чьею силоюего. изгнать блага, ооружие его, заклинателей, которые и Я пришел даровать те великие может и изгоняют бесов? имеет в видудревле возвещали пророки, которых изгоняли он надеялся, и Его следующий: другого? » . 30. Кто не содемонов через призывание имени Божия, то Своим мудрым вопросом Он только против разделит похищенное у дел, изгоняли настало время вашего благоденствия; а их. Они вооружались не против принуждает их что Мною, тот против но фарисеи не обвиняли вы поступаете напротив, и ненего. но не то власть от Спасителя; Меня; и принимаете благ, но еще клевещете и выдумываете ложные обвинения на Того, против Меня; и кто не собирает 23. Кто не со Мною, тот Кто предлагает исповедать, «Я со Мною, тот Духа показать, Если же, - говорит Он, каксынах ваших изгнание но даже лица. Поэтомуне это дело хочу иметь сообщником дьявола, - - в бы так говорит Он, - демонов Христос, не Свт. Иоанн: что толькожелая Святого. что одна зависть причиною их обвинения, указывает и расточает. Иероним: «Город «Спаситель, желая показатьто самих Он знает и является следствием не не себя, не могут твердо стоять… Свт. Блж. Иоанн Златоуст: и царство, восставшие Мне им, чтособирает со Мною, тот расточает. приписывается не демонам, а Богу, то почему во против же самое деяние самые мысли их, не вам их» . на апостолов. Если Я, как вы говорите, изгоняю бесов силою Веельзевула, то тем более они, как веду с ним брань и связываю его; доказательством служит то, что Я расхитил сосуды его. Если упоминает Той жевосстает против самого себяничегобудут судьяминихврагом демонов, их ото власть от Меня. Однако же не обнаруживаетявляется и связал его силу как том, в чемимеет Своим другомвы и если подобногозлобы, но опровергает то они обвиняли Его, и они сами демон их об вашими» . Итак, «Он сатана самой Зигабен: еслина только бесы его подчиненные, Аз о можно пленить последних, когда Почему получившие. Златоуст: «Ев. Матфей говорит: ащекнязя. Дусе Божии но даже не говорите. он сам диавол. Иоаннначальник, а не Причины. Поэтому то какбесовского, изгоню бесы; а Лука: аще Аз о не Свт. есть не возражения, кончина мира, что обвиняете, совести уличить их лжи» . должнапобежден и покорен? такую власть, что не может не имеютвойтиво что он таков Если жевеличайшего врага. бесы, - показываясобственной ихужеихбесов не потому, высочайшей силы и вы Меня, наступить предоставляя так как сатану сильным есть дело враждебные силы, будет ужедаровавшего им Христос называет в нем а кто-либо места от обвинений? по персте Божии изгоню Отсюда следует, этим, что изгнание освобождаете в дом сильного и есть сильного, – так похитить Мои, ноохраняемыесим, если наперед не свяжетмир для Божие, для веруют в— до вас. ученики благодати. одного которых между собойпонятными каждому, и прибавил по нашей природе, нет, —будучивраждасказалпрежнююдостигло. . . Царствие людей» . но Он не нами Менябы, особеннойсосуды, указывая на вамипросто: получив одинаковоекакую он имел того, расхитил и Он не его рода и большую Начинает Христос Свои опровержения примерами, власть, образование, над чтобы сами т. е. Мне, то очевидно, что былине радуетесьпризнать себя неправыми. их» . прогонялвынуждены они беспечности» . своим благам? » . бы бесов, если бывсенародносвязал князя, укрепляющего прежде не повинуютсяневраги Его. Итак, что же выосудят тех, которые делают и говорят противное» .
Изобличение хулы на Духа Святого Мф. 12, 31 -37 Мк. 3, 28 -30 Лк. 11, 24 -26 31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся 28. Истинно говорю 24. Когда нечистый дух Блж. Феофилакт: «Поистине, такое помышление явилось у вас от человекам, а хула на Духа не простится человекам; вам: будут прощены выйдет из человека, то того, что вы ныне в большем общении с бесами. Нечистый дух 32. если кто скажет слово на Сына Человеческого, сынам человеческим ходит по безводным жил в вас иесли же кто скажет на Духа Святаго, не и убивали пророков. прежде, когда вы служили идолам простится ему; все грехи и хуления, местам, ища покоя, и, не Потом, по-видимому, он вышел из вас. А ныне опять возвратился простится ему ни в сем веке, ни в будущем. какими бы ни хулили; находя, говорит: «в дом свой» , то есть в ваши души, его хорошим; 29. но то есть хулить возвращусь в дом мой, с » семью» духами, кто будет 33. Или признайте дерево хорошим и плод многими (ибо число » семь» в Писании часто или признайте дерево худым и плод его худым, ибо употребляется в Духа Святаго, тому не откуда вышел; значении » много» ), и Лука для вас последнее что, первого. Ибо Лопухин: «евангелист дерево познается по плоду. сделал хотел объяснить, хуже собственно, будет прощения 25. и, придя, находит его тогда, когда вы служилите обычныеубивали бесов, которые представляют собой вы можете изгнания 34. Порождения ехиднины! какидолам, выговорить пророков, но еще не вовек, но подлежит он выметенным и убранным; доброе, будучи злы? оскорбления Сыну Божию, экзорцисты исцеляливо наносили явного Ибо от избытка сердца говорят уста. вечному осуждению. 26. тогда идет и берет с совершались и учениками фарисеев. Эти ради вас явившемуся 35. плоти. Ачеловек из доброго сокровища выносит Добрый не навсегда, а только на время и господства. Сие сказалпри 30. сатаны Он, собою семь других духов, человека ныне какая надежда на спасение, когда вы остаетесь над доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. потому что говорили: в злейших себя, и, войдя, той же неблагодарности и дерзости не в силах» . как Сын людьми уничтожить были и после того, 36. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое Нем нечистый дух. живут там, — и бывает для воплотился и ради вас совершает чудеса? » . Свт. Иоанн: «вы, говорит день суда: скажут люди, дадут они ответ в Спаситель, будучи худыми деревами, не можете приносить и доброго человека того последнее плода. Потому Я и не удивляюсь, что высвоих произносите такие слова. А порождениями ехидн назвал 37. ибо от слов своих оправдаешься, и от слов хуже первого. их потому, что они хвастались своими предками. Итак, чтобы показать, что нет им от того осудишься. Свт. Афанасий: «Если в божественных Писаниях будем многое разуметь буквально, то впадем в никакой пользы, Он отсекает их от сродства с Авраамом и дает им других предков, имеющих нечестивые хулы. Таково и теперь предложенное изречение Господа. Ибо, если иже речет слово такой же нрав, как они, и таким образом благородства, которым они Зигабен: «Всякий, ктоиему; то почему же сам лишает их того т. е. кто скажет хулу на Меня, на Сына, отпуститсясогрешит против Моего человечества, отвергийся Его пред человеки, Сыннет греха, который побеждал бы его. Но кто сказал, что Архиеп. Аверкий: «Милосердиеесть слово несообразноетружусь и все прочее, что свойственно и соблазняясь тем, что Я, как говорили о гордились» . с делом, всяк грех и Христа же, Который Свт. Иоанн: «Праздное много. Божие бесконечно, 9)? И еще: если ложное, дышащее Божий. Я Свт. Иоанн Златоуст: «Выслово человек, ем, пью, что Я обманщик, что дела, хула отпуститсявам Мне, Блж. отвержен будет пред Ангелы могли оклеветать чудеса, как злые Я противникклеветою, а Феофилакт: «Так как иудеи не Божии (Лк. 12, сплю, противится самой спасающей благодати упорно отвергает самое это милосердие, и слово, например: возбуждающее неприличный смех, кто упорно человеческой почему как подобного за праздное Господь говорит: Почему, иже речет брату также, по итоприроде, дадим ответ идемонам, тослово (Мф. 12, 36)? или и Меня признавайте это прощу изъяснению некоторых, и пустое терплю, раскаетесь; но хула на Духачто Я сделался наказания, не отпустится совершил их, хулили, как человек делаю человеком: не потребую вашего грех такогоесли вы и кто будет утверждать, человек погибает. Божией, для того нет милосердия, бесстыдное, неблагопристойное» . не такой остается непрощенным, и человеком, уроде, Почему же? Потому, что которые как он сделал это прекрасны, получиливы а такой, конечно, получит прощение, так суть22)? . . . «ижебыл, а о зложелательству, срамное, Мои, Христа не знали, кто Он аще по Духе или если уже и своему: деревом, и тогда геенне кающимся. — повинен будет хорошим будут (Мф. 5, речет слово Это намеренное противление чудеса огненнейкто, видяплод, Божественные дела, которые спасающей благодати Божией, которая есть в сердцена Сына Блж. Феофилакт: хулу по незнанию истины. Но срамословит, то знай, чтоблагодать Святаго «Когда видишь, что кто-либо произносил эту т. е. деревом, Его, говорили пророки, Мои, очевидно, будут худыми. исвоем он Мои по внушению Духа, и в самые достаточное познание. Все, что ни и плод, или чудеса говорили Ветхом признаете Меня худым на тело то назвал хулой против. Ибо осмелюсь сказать, что Но чудеса, человеческого» , «отпустится ему» . Святаго Духа, слово это естьтого. Ибо то, что выходит имеет не то, что один только Бог, припишет их веельзевулу, какне теперь делаете, и таким может совершать «праздноено много болеепонятия о Божестве Его, на что Меня это выходит выпока не снисшел на них то Блж. Иероним: о говорит, Господь понятие. слово, произносимое Духа» . наружу, не знаете, Дух пользу говорящего и Завете плоды, вы не имели ясное то есть все имели называетесовершенного — Если уже вы доброе дерево. Ибо дерево узнается блаженные ученики Нем оченьдобрыми; следовательно, и Я - говорите, только от избытка, хулу против скрывает внутри себя сокровище, открывает здесь называет кто образом скажет и простится. Но которые хулят о пустом и рассказываем только некоторую слушающего, когда тот, плодам, бесов и этомупротив Божества дело Божество отвергнет несомненно знаете, мы, оставив важное, говорим Духа Святого, то(Котороечеловек Христово, «Почему этот грех нечто изгонятьподобносовершать исцеления есть, Духа Святого. Итак, ни в сей век ни в и Я-по Моим чудесам» . по Святой в день Пятидесятницы. Духа Святого илибудущий? Потому что, еслидревние басни. Но часть кто Подобно этому и тот, ктозлонамеренный, сознательно оскорбляющийчто-нибудь Духомчто «о веельзевуле, князе. Святого. Потому неоткуда тем «не отпуститсясердце» . Святым), – тот, как явнобесовстем, изгонит бесы» , взяться у него и покаянию, без тот, его. действия спасающей благодати Св. Духа, то и наказание ваше, как здесь, Бога и там, занимается шутовством и говорит доброе, гораздо больше носит в своем ни в сей не Меня только поносите, но и Духа возбуждает других к хохоту, и произносит так и очевидные и говорят, согрешающий неизвинительно, не получит прощения» . постыдное, тот повинен в произнесениибудущий» . покаяться» . неизбежно» . которого нет спасения: он не может век, ни в уже праздного, но преступного слова» .
О требовании знамения Мф. 12, 38 -45 Мк. 8, 10 -13 Лк. 11, 16. 29 -32 38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев 10. И тотчас войдя в 16. А другие, искушая, сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя лодку с учениками требовали от Него знамения с знамение. Своими, прибыл в неба. 39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и пределы Далмануфские. 29. Когда же народ стал прелюбодейный ищет знамения; и знамение не 11. Вышли фарисеи, сходиться во множестве, Он дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; начали с Ним спорить и начал говорить: род сей лукав, 40. ибо как Иона был во чреве кита три дня и требовали от Него он ищет знамения, и знамение ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли знамения с неба, не дастся ему, кроме знамения три дня и три ночи. искушая Его. Ионы пророка; 41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и 12. И Он, глубоко 30. ибо как Иона был осудят его, ибо они покаялись от проповеди вздохнув, сказал: для знамением для Ниневитян, так Иониной; и вот, здесь больше Ионы. чего род сей требует будет и Сын Человеческий для 42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и знамения? Истинно рода сего. Блж. Феофилакт: «Когда говорит, Иона после выхода из чрева кита проповедовал, ему поверили, а осудит его, ибо она приходила от пределов земли говорю вам, не дастся 31. Царица южная восстанет на Я по воскресении Моем не встречу веры с вашей стороны; поэтому и будете осуждены послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь роду сему знамение. суд с людьми рода сего и ниневитянами, которые поверили рабу Моему -И, оставив их, опять осудит это они сделали, Ионе помимо знамений, и их, ибо она приходила больше Соломона. 13. несмотря «Югом что были из человека, которую вошелналодку и. Царств (10, 1) назвалаи. Савою. Эта на то, называетварвары. Вы воспитались в книга 43. Зигабен: Когда нечистый дух выйдет Эфиопию, то ходит третья пророках, видели пределов землиповерили от знамения не послушать Мне, Владыке» . на Соломона зде, потому что Соломон пострана находилась ища покоя, и не находит; Сказал: и се, боле ту сторону. мудрости Соломоновой; и вот, безводным местам, на пределах вселенной. отправился 44. тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я и земли; тот беседовал оздесь больше Соломона. а был царь одной Иудеи, а Христос – Царь неба человеческой мудрости, вышел. И, – о Божественной. Показав, таким образом, путем сравнения чрезмерное лукавство их, 32. Ниневитяне восстанут на Этот придя, находит его незанятым, Блж. убранным; «Лукавым родом» называет их, как льстецов суд с родом сим и осудят его, Феофилакт: и коварных выметенным и предсказывает в притче бедствия, какие должны их постигнуть» . людей, «прелюбодейным» - как отступивших от Бога и соединившихся с демонами. Знамением называет 45. тогда идет и берет с собою семь других духов, ибо они покаялись от Блж. Иероним: «Хотим видетьбывает для недавно неба (Мк. сердце. Может быть, они хотели, Зигабен: «Когокакживут там; и от Тебя знамение Он, сойдя в 8, 11): земли - разумею преисподнее по безрассудной дерзости Ибо с называли имеющим беса, теперь льстиво Свое воскресение, «она, несмотря на явление. злейших себя, и, войдя, необыкновенноестоль многие трудности, оставив свой народ и царство, Иониной, вот, Блж. как во время Илии сошел огонь с высоты, а может быть, - какпроповеди Самуила, и они чтобы. Иероним: во время Ионы. - а не называют Учителем, знамение, больше целью место, ад последнее хужеэто было знамение, человека тогов- Иудею, чтобы после стольких чудес желают необычайное, здеськонечно, не сне бывало Зигабен: «Действительно, и первого. Так будет и си знамение видеть принесла ему многиечасти, так разумей подарки. пришла в третий день восстал изпремудрость Соломона, и и ночамикак никогда молнии, послушать мертвых. Под тремя днями хотели, чтобыночи. Он умер в пятницу-это один Лука (11, 16) говорит: друзии же искушающе, уверовать, а в летнее время вопреки естественным особенностям в гробу мертвым, этим злым родом. поставить в затруднение Господа. день; субботу лежал места блистали вот и полные дни и такого Воскресения из мертвых. Это знамение дано было неверующим иудеям, т. е. совершено Впрочем, под именем Ниневии и царицы Саба прикровеннобудто фарисеи не вера язычников вере гремели раскаты грома и лились потоками дожди; как предпочитается могли похулить и знамения от это чудо, чтобы они вполне уверились, что Христос есть Всемогущий Бог» . другой день; ними. Него искаху с небесе. Они. Его еще мертвым. Так насчитывается трое неполных было пред ночь на воскресенье застала предполагали, что земные знамения Он совершал народа израильского» . подобные знамения, утверждая, что они происходятобычай так считать время» . Богом» . волшебством, а знамения и неба, конечно, не может совершить, не будучи дней и ночей. Ибо с мы часто имеем от различных неведомых волнений воздуха» .
О внутреннем свете Лк. 11, 33 -36: Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием. Блж. Феофилакт: «По моему мнению, Он говорит так: фарисей! ты имеешь знание - это светильник. Тебе следовало воспользоваться сим знанием к тому, чтобы самому признать чудеса и другим объявить и объяснить, что они суть дела Сына Божия, а не веельзевула. Но вы, фарисеи, не захотели сделать сего, а око души, то есть ум, доселе прямой, искривили и затемнили. Ибо как око тела, каково само, таковым делает и тело, например, если оно чисто, то и тело светло, а если оно темно, то и тело мрачно, так же точно и душа располагается по состоянию ума. Если око и свет, полученные ей от Бога, начинают омрачаться завистью или любостяжанием, вообще сказать, любовью к вещественному, то и она омрачается» .
Похвала слушающим слово Божие Мф. 12, 46 -50 Мк. 3, 31 -35 Лк. 8, 19 -21; 11, 27 -28 46. Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. 47. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. 48. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? 49. И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50. ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. 31. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. 32. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. 33. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? 34. И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35. ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. 19. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. 20. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. 21. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. 27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Свт. Иоанн Златоуст: «Это говорит Он не потому, чтобы стыдился Матери Своей, или отвергал родившую Его; но желал этим воспринимающих того учения в разумном чреве души и не Зигабен: «Матерью назвал их, какпоказать, что от слово нет ей никакой пользы, если она в свое исполнит всего его; а братьями, – деле, поступок ее Небесному от излишней ревности к время рождающихдолжного. В самом как усыновленных происходил. Отцу чрез веру во Христа, а Свт. своим. (Дроздов): показать народу свою Матери хотите вы отвлечь она еще правам. Филарет. Ей хотелось «Для чего волею земнойвласть над Сыном, о Котором. Меня от не ставших сонаследниками Его Царства. Потом объясняет эту речь» . исполнения воли Отца и приступила не сии две воли влекут в разные неосмотрительность думала высоко; а потому Небесного? Когдаво время. Итак смотри, какаястороны — Я знаю и тотчас покажу, братьев! из них и с какоюбы войти и слушать вместе с народом, или, Матерь со стороны ее и которой Им надлежало решительностью должно следовать. Кто если не Моя и братья Мои? Кто же они? Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, зовут его хотели этого сделать, дожидаться окончания беседы, и потом уже подойти. Но они тот Мне брат, и сестра и матерь (Мф. 12, 50)» . вон, и притом при всех, обнаруживая чрез это излишнюю ревность к правам своим и желание показать, что они с большою властью повелевают Им» .
Изобличение внешней праведности (Лк. 11, 37 -54) 45. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. 37. Когда вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: на людей бремена и 52. Горе Он вам, фарисеям, что даете горе, Его кналагаете сами пришел и возлег. 46. Но Он сказал: и это, один фарисей просил что с мяты, руты Онвсяких овощей, 42. Но горе говорил вам, законникам, десятину себе обедать. и не вошли, и 38. Фарисей воспрепятствовали. что Он не умыл рук перед обедом. входящим же удивился, увидев, неудобоносимые, любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. нерадите о суде и а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. 39. Но Господьговорил имныне книжники ивнешностьначали блюдаотцы ваши: к очищаете, а 47. Горе вам, сказал ему: что любитепророкам, которых избили приветствия в 53. Когда Он что строите это, вы, фарисеив чаши и сильно приступать 43. Горе вам, фарисеям, гробницы ипредседания синагогах и внутренность ваша у Него ответыделах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они 48. сим высобраниях. Нему, вынуждая исполнена хищения лукавства. на многое, народных свидетельствуете о сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? 40. Неразумные! не Тот же ли, Кто им гробницы. избили пророков, под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы 54. подыскиваясь а вы строите 44. Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда— как гробы скрытые, над книжники и 41. Горе вам, премудростьфарисеи, лицемеры, чтоквы все будет у вас Апостолов, и чисто. 49. Потому и обвинить Его. ходят и не. Божия сказала: пошлю ним пророков и которыми люди знают того. из них одних убьют, а других изгонят, 50. да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, 51. от. Феофилакт: «Фарисеи именно для того, чтобы не преступить Закона, давали десятину и с крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, Блж. Феофилакт: «смотря на неразумный их обычай - умываться пред вкушением пищи, научает, говорю. Феофилакт: « «Ключом разумения» Господь назвал учение и руководство посредством а самых незначительных очищена добрыми кто упрекал их в мелочности, они очищает на Закон, Блж. вам, взыщется от рода и если что душа должна быть предметов, сего. делами, так как полоскание водой ссылалисьне душу, который могущего приводить ко Христу. Ибо Закон, без в всего. Поэтому тела вместе с телом Закона, повелевал приносить священникам десятину со воде и омытие Господь и говорит: как тело. Они, безрассудные, думали, что чрез погружение сомнения, служит руководителем ко сим Феофилакт: «Фарисеи считались подвижниками и отсеченными примером чаши… убеждает Христу (Гал. душа Итак, так надлежало вам творить суд Закон, Божию. Поскольку фарисеи очищается и 3, 24). их. Поэтому Господь воспользовался прекраснымаот прочих, а законники были Блж. вы не пренебрегаете, законники по-видимому объяснялии любовь между тем злонамеренно были неправосудны, притеснялипользы, и сирот, вопросы из чиста, а. Они (законники)сами они ина удерживали ключ нет никакой вдовиц если чаша Закона, Закона. внутри наполнена всякой фарисея, учителя и для желающих разрешали то Господь говорит: должно вам налагали книжники ичто как разумения и не отворяли дверейснаружи чрез которые могли быиметь «суд» , Блж. есть правосудие. ко Христу. же онислужит сами если, при омывании тела, душа. Одни перстом Феофилакт: «Кто. Поскольку Закон том презрительны и кхрамом и дверьбремен и говорят, тогрязью, так тяжелые и неудобоносимые; случае, не дотрагивались дорассуждения простирая народ прийти же был Захария, были а дверью между Богу, эта этих остается людей бремена нет никакой пользы и в которого убилико Христу. Но без алтарем? исполнена что этото естьнечистоты, делам, то Господь заповедуетстороны Закона и намекиз же он ничего руку к сами ничего сын Иодаев, которого что заповедовали прочим. Божию» » . заключенной, священным не соблюдали из того, побили камнями, «любовь Когдаобразом не всякой если кто-нибудь не объяснит премрачной им иметь сделал таким книги своим, давнишний Захария, например, хищения и лукавства. Господькак известно на две Царств отворит отец Предтечи. истинно тяжелыми, так как господствующие страсти иудеев: словом » хищение» - на любостяжание, словом » лукавство» не (2 Пар. 24, 20 -21). чему учит, говорят, что этодвери» . ученикам Он не исключил из ряда дев делает из того, Другие же тогда бремена кажутся Богородицу после не можетзависти. Итак, - Господьнет пользы, если душа находится в таком на и учитель того, как выполнить их. никакой обнаруживает также, что где и - потомки дажезависть и следствия она родила Христа, и поставил ее на том же месте, иудеи они стояли; Блж. Феофилакт: «Они (фарисеи) любили, чтобы всякийалтарем. За этоот Авеля котором вы а это место было его злобы, когда говорит, что душу, Кто сотворил им честь и Так как состоянии. Безрассудные! Не Тот же ли сотворил и вся кровь, пролитая тело, наего. Захарии, Каина и наследники между храмом и внешним медным человек отдавали убили до чтобы в народных собраниях называли говорит, - царя своего, Господь же говорит: не желали Авеля» . некоторые ожидали сего. Вы, - их титулом: учитель. и душубратьев ваших, как и он -бытькак так много останавливаетесь? будущего убивали пророков, очищать. Потомподобны гробам, взыщется от рода во Христе Поэтому вы должны а другие между тем вы научает их, под которые полны всякой гнилости, а снаружи на за то, что он утверждал, что как Он, указав властью царя, то поэтому убили этого святого имилостыню. Смотри, по наружности Дева очищается внутренность, именно: указывает блещут мрамором; люди пожалуй, родилаих не и узнают, какими правилами обе страсти их, разумею зависть и хищения. Ибо а если без знали, что на милостыню, врачуетони руководствуются в жизни (почему они ходят), кто истинно родился Христос, будущий Царь их, что было им противно, ибо они желали быть бы царя» . то отвратились бы того, кому он творит скверности» . милостив, тот не будет ни похищать у по причине внутреннеймилостыню, ни завидовать ему» .
Домашнее задание Прочитать следующие отрывки: • Чудесное укрощение бури на море (Мф. 8, 23 -27; Мк. 4, 35 -41; Лк. 8, 22 -25). • Исцеление Гадаринских бесноватых (Мф. 8, 28 -34; Мк. 5, 1 -20; Лк. 8, 26 -39). • Исцеление кровоточивой. Воскрешение дочери Иаира (Мк. 5, 21 -43; Лк. 8, 40 -56).
16.Н.З.pptx