Презентация лекция 14,15 крит. мыш.pptx
- Количество слайдов: 55
Лекция 14, 15. Творческое мышление План: 1. Определение творчества. Чувствительность, синергия и интуиция. Творчество как познавательный процесс. 2. Генерирование, исследование, оценка. Поощрение творчества. Стратегии творческого мышления.
1. Определение творчества. Чувствительность, синергия и интуиция. Творчество как познавательный процесс. • Творчество (креативность) — это трудное для определения слово. • Мы говорим «Это творчество» , если человек сделал нечто такое, что можно назвать необычным, но в то же время значимым и полезным. • Таким образом, творчество определяется через последствия процесса, а не как сам процесс.
• Критерий необычности, равно как и критерий уместности требуют обсуждения: а насколько идея необычна и в какой степени она уместна? • Так как оба этих критерия весьма относительны, то относительно и само понятие творчества. • Это означает, что любую деятельность можно назвать более или менее творческой. • Способность к творчеству не есть черта, которая либо отсутствует, либо присутствует у человека.
• Творчество — это множество процессов, которые следует рассматривать в едином контексте. • Один или несколько из этих процессов привносят новизну в привычные действия — в том числе и при выявлении и формулировке задачи, выработке и оценке всевозможных решений.
• Сложность определения понятия творчества связана и с тем, что люди часто расходятся во мнении, что можно назвать «необычным» , «хорошим» и «полезным» — эти понятия очень относительны. • Все зависит от позиции наблюдателя. • Легко понять, почему творчество столь неуловимый, ускользающий предмет для обсуждения. • Для того чтобы идея или результат какой-либо деятельности были признаны творческими, необходимо, чтобы окружающие в первую очередь признали их необычными, хорошими или полезными.
• Принц (Prince, 1970) предложил свое поэтическое определение творчества «Творчество — это несогласованная гармония, прогнозируемое потрясение, привычное откровение, знакомый сюрприз, щедрый эгоизм, уверенное сомнение, непоследовательное упорство, жизненно важный пустяк, дисциплинированная свобода, пьянящее постоянство, повторяющееся начинание, тяжелая радость, предсказуемая рулетка, эфемерная твердость, одинаковое разнообразие, требовательное потакание, ожидание неожиданного, привычное удивление» .
• Гарднер (Gardner, 1989) в своем определении творчества добавил еще одно условие. • Он считал, что творческий человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества. • Это дополнительное условие исключает из творческого процесса понятие «удачи» , потому что случайные или редкие действия не следует учитывать при подсчете регулярного результата.
• Творческая деятельность делает нашу повседневную жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс математики и прочих наук. • Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. • Если мы делаем это эффективно и необычно — значит, нас по праву можно назвать творческими людьми.
• Впервые на различие между латеральным и вертикальным мышлениями указал Эдвард де Боно в 1968 г. (De. Bono, 1968). • Лучше всего оно иллюстрируется старой басней, которая рассказывается на протяжении нескольких поколений. • Давным-давно, когда должника, не возвратившего деньги в срок, могли запросто посадить в тюрьму, один купец в Лондоне имел несчастье задолжать ростовщику огромную сумму денег.
• А старый уродливый ростовщик полюбил прекрасную юную дочь купца. • И он предложил сделку, сказав, что простит купцу его долг, если тот отдаст ему дочь. Купец и его дочь пришли в ужас от такого предложения. Тогда коварный ростовщик решил предоставить их судьбу провидению. • Он сказал, что положит в мешок один черный и один белый камень, а девушка должна будет вытащить один из них.
• Если камень окажется черным, она станет женой ростовщика, а ее отцу будет прощен весь его долг; если же белым, то она останется с отцом, а ему долг все равно простится. • Если же она откажется вытаскивать камень, ее отец будет брошен в тюрьму, а ей самой придется голодать. • Купец, которому ничего другого не оставалось, неохотно согласился. • Все вместе они отправились в сад купца, к дорожке, посыпанной камнями.
• Ростовщик, нагнувшись, стал выискивать камни нужного цвета. • Девушка, от страха став наблюдательней, хотя и разговаривала в это время с отцом, заметила, что ростовщик положил в мешок два черных камня. • Затем он предложил девушке вытянуть камень и тем самым решить свою участь и участь отца.
• Чтобы вы сделали на месте девушки? • Если вы будете обдумывать эту проблему тщательно, прямолинейно и по всем правилам логики — т. е. используя вертикальное мышление, то это вам не поможет. • Типичный ответ после вертикального размышления будет: девушке нужно или пожертвовать собой или уличить ростовщика в мошенничестве.
• Но вот какое решение предлагает де Боно: девушке нужно изобразить неловкость и, вытаскивая камень, уронить его на дорожку. • А затем, обратив на злодея невинный взор, предложить определить цвет утерянного камня, посмотрев, какой же остался. • Ну, а поскольку остался черный камень, то ростовщику ничего не остается, как либо признать, что девушка вытащила белый камень, либо что он мошенник.
• Практически все соглашаются, что такое решение можно назвать необычным, но единственно правильным для девушки. • Латеральное мышление это размышление «вокруг» проблемы. • «Латеральное мышление генерирует идеи, а вертикальное мышление их разрабатывает» (De. Bono, 1968, р. 6). • Латеральное мышление иногда используют как синоним творчества или создания новых идей, в то время как вертикальное мышление есть усовершенствование и развитие уже существующих идей.
• Творчество (креативность) можно описать с помощью трех S: чувствительность (sensivity), синергия (synergy) и интуиция (serendipity) (Parnes, Noller, & Biondi, 1977). • Чувствительность — это использование наших чувств, наших «окон в мир» , с помощью которых мы осязаем, нюхаем, пробуем на вкус и видим. • Высказываются гипотезы, что те, кого называют творчески одаренными личностями воспринимают действительность гораздо отчетливее, чем все остальные — однако лично у меня нет никаких данных, подтверждающих это.
• Все же кажется, что то, на что большинство из нас просто не обращает внимания, творческие личности замечают и запоминают. • Одной из черт такого человека является то, что он творчески подходит не только к решению задач, но и к их постановке.
• Посмотрите на рис. 1. • Он называется «Жена и теща Боринга» . • Угадайте почему? • Приглядитесь. • Видите ли вы двух женщин, молодую и старую, на этом рисунке?
Рис. 1. Жена и теща Боринга
Попробуйте сосчитать зубцы вилки на рис. 2.
• Они исчезают по мере того, как вы их считаете, не так ли? • Это фигуры, которых не существует в действительности — они рождены воображением художника. • Задумывая их, художник ощущал присутствующие в картинках детали как что-то хорошо известное, но в то же время и необычное. • Возможно, это является примером обостренной чувствительности к зрительному восприятию.
• Синергия — это соединение на первый взгляд несовместимых вещей в единое целое — полезное и функционирующее. • По своей сути она близка к «бисоциативному мышлению» Кестлера (Koestler, 1964), в котором соединяются две несовместимые прежде системы отсчета. • Если вы сможете соединить две идеи из различных областей знаний таким образом, что они успешно начнут работать в новом контексте, значит, вы продемонстрируете наглядный пример синергии.
• Гордон (Gordon, 1961) в свое время предлагал для содействия творческому подходу к постановке и решению задач собирать вместе людей различных профессий. • Для того чтобы уметь совмещать различные идеи, нужно обладать обширными навыками и знаниями. • Один из аргументов в пользу гуманитарного обучения состоит в том, что оно предоставляет широкий набор знаний — это позволяет смотреть на мир под разными углами и высказывать здравые мысли в различных областях знаний.
• Слышали ли вы анекдот о двух одноклассниках, встретившихся через 25 лет после окончания школы? • После того как они поговорили о всех новостях своей жизни, один из них спросил приятеля, есть ли у него дети. • В ответ тот печально ответил: «Да, один жив, а другой женат» .
• Слушатель ожидает услышать «один жив, а другой мертв» , и неожиданное сочетание «жив и женат» , являясь «изюминкой» этой шутки, часто вызывает невольный смех. • Неожиданные сочетания (синергия) способствуют созданию хороших шуток и творческих идей.
• Если в творчестве нет ничего особенного, значит, можно его понять и предсказать его проявления с помощью обычных когнитивных структур. • Некоторые психологи предлагают рассматривать творчество (креативность) как простой процесс решения задачи — просто должно выполняться условие, что и сама задача, и ее решение будут новы и уместны (Sternberg, 1988).
• Исходя из этой точки зрения, творческое мышление является многостадийным процессом, включающим постановку задачи, выяснение того, что именно важно в этой задаче, и нахождение нового пути ее решения. • Перкинс (Perkins, 1988) настаивал на том, что процесс поиска и отбора является неотъемлемой частью творчества, хотя этими же самыми средствами мы пользуемся и для решения своих повседневных задач.
• Задача постановки задачи • Все великие изобретатели были большими мастерами ставить перед собой задачи. • Они находили их там, где их никто не видел. • Например, зачем людям электричество, когда вполне хорош и газ? • Или зачем нам разъезжать в каких-то железных коробках с моторами, когда есть извозчики на лошадях? • Все мы слышали в школе про великих изобретателей прошлого — таких, как Бенджамин Франклин и Томас Эдисон. • И в наше время изобретатели не сдаются и также находят себе задачи.
• В Соединенных Штатах ежегодно проводится Конференция изобретателей, призванная выявлять наиболее талантливые изобретения наших дней. • Среди прочих изобретений на конференции были представлены двухсторонняя зубная щетка для чистки зубов — любым из ее концов можно чистить зубы; портативный душ с горячей водой для кемпингов — он легок и нагревает воду от солнца; ночные пижамы с подсветкой, а также электрическая печь, выпекающая булки — вам нужно всего лишь смешать необходимые ингредиенты.
• Отбор релевантной информации • Практически каждый творческий акт влечет за собой ранее неизвестные пути определения и отбора информации, необходимой для достижения цели. • Обычно мы связываем понятие творчества с искусством и наукой, однако оно может и должно присутствовать и в обыденной жизни — начиная с распределения своих финансов таким образом, чтобы их хватило до конца месяца, и кончая тем, как заставить учителя принять не вовремя сданную работу.
• Давайте рассмотрим отношения супругов, которые явно нуждаются в совете. • Жена жалуется, что муж проводит слишком много времени на работе. • Она говорит, что если он ее действительно любит, то должен больше бывать дома. • Муж жалуется на то, что у него очень много работы и, чтобы справляться, он вынужден подолгу задерживаться на службе. • Если жена любит его, она должна его понять. • Существует много возможных путей постановки этой задачи.
• Супруги могут задаться вопросом: • «А не подать ли нам на развод? » Но возможны другие формулировки: • 1) Что нам сделать, чтобы больше времени проводить вместе? • 2) Как доказать другу свою любовь? • 3) Как мужу справляться со своими делами, проводя на работе все же меньше времени? • 4) Как им научиться справляться с такой ситуацией в целом? • 5) Действительно ли так важна для мужа эта работа? и • 6) Что может делать жена в отсутствие мужа, чтобы не чувствовать себя одинокой и обиженной?
2. Генерирование, исследование, оценка. Поощрение творчества. Стратегии творческого мышления. • Если творческое мышление всего лишь разновидность повседневного решения задач, значит, должны быть основные принципы, применяемые во всех областях знания. • Используют ли танцор, ученый, учитель и писатель одни те же процессы в своем творчестве или для каждой отдельной задачи применяется свой особый подход?
• Несмотря на очевидные различия, всем им приходится генерировать идеи решения своих задач и исследовать «пространство задачи» — этим термином определяются все возможные цели и пути, ведущие от исходного положения к цели. • Финк, Уард и Смит (Finke, Ward & Smith, 1992) создали двухфазную модель процесса решения задач, состоящую из генерирования идей и их исследования.
• Для того чтобы ожидалось появление творческого решения, творческие личности должны быть по-настоящему увлечены и преданы идее. • Левин (Levin, 1994) назвал желание работать над задачей «принятием личных обязательств» , что подразумевает тесную связь между мотивацией, трудолюбием, потраченным временем и желанием изучать возможные варианты.
• Оценка решений также является творческим актом, потому что на этом этапе человек должен определить, получено ли правильное решение (Doolittle, 1995). • Эффективная оценка необходима для того, чтобы разорвать замкнутый круг генерирования все новых идей и их исследования, в котором может оказаться человек, решающий задачу. • Заметим, что взгляд на творчество (креативность) как на решение задач подключает к этому процессу и другие уровни познания.
• Инсайт был описан как неожиданная находка решения; инкубация — как период времени, в течение которого человек не работает над задачей активно, после чего в голову удивительным образом приходит удачное решение. • Эти две стадии процесса решения задачи часто связывают с творческими решениями. • Несмотря на то что оба процесса «скрыты от любопытного взора» и кажутся загадочными, их можно проверить в рамках основной когнитивной модели.
• Психологи называют процессы «думания о. . . » или «воспоминания о. . . » распространением активации. • У людей с более обширной сетью знаний будет больше областей для распространения активации, а лучший способ развить густо переплетенную сеть знаний — иметь много взаимосвязанных знаний.
• Если вы хотите проявить творческие способности в науке, вам придется приобрести знания в данной области, чтобы при решении задачи была доступна необходимая информация. • Для того чтобы создать новую идею, нужна именно густо переплетенная сеть знаний, скудные знания принесут скудные мысли (Tardiff & Sternberg, 1988).
• Рис. 3. Пример того, как информация в памяти сплетается в огромную сеть знаний. • В процессе творчества эти связи замечаются, а также создаются новые.
• Способность использовать информацию, хранящуюся в памяти, позволяет нам творить и за пределами того, чему нас научили. • Аналогии лежат в основе большей части нашего привычного повседневного мышления, наших художественных произведений и научных достижений. • Стернберг (Sternberg, 1977) заметил, что «рассуждение по аналогии распространено повсюду. • Мы мыслим по аналогии всякий раз, когда принимаем решение о чем-то новом, проводя параллель со старым.
• Мы используем аналогии для того, чтобы понять мир. • Они помогают нам понять новое, соотнося его с уже известным; они позволяют связывать мысли; они являются основой творческого мышления. • Проведение аналогий — это один из способов узнать неизведанное. • Однако это способ весьма далекий от совершенства.
• Приводя аналогию, внимательно проанализируйте, на чем именно основаны сравнения. • Если я скажу, что вы похожи на своего брата только потому, что у вас тоже два глаза — вы, естественно, возразите, что количество глаз — это совсем не то, что нужно сравнивать. • В то же время если я скажу, что вы с братом похожи тем, что оба бездельники и жадины — вы также будете возражать, но в данном случае само сравнение было уместным.
• Метафора — это аналогия, подмечающая сходство абсолютно несходных вещей: (Различие между метафорой и сравнением в грамматике здесь не рассматривается, как не имеющее отношения к делу. ) • Когда Шекспир писал «Моя любовь, как красная, красная роза» , он писал метафорично, ведь розы и любовь абсолютно не похожи.
• Аналогии усиливают творческий процесс, помогая человеку, решающему задачу, комбинировать элементы двух понятий, изначально признанных абсолютно несходными (Gilhooly, 1987; Halpern, 1987 a, 19876). • Например, если я скажу, что атом похож на миниатюрную солнечную систему, вы можете использовать свои знания о солнечной системе, чтобы сделать некоторые заключения об атоме.
• Творческое мышление, как и любую другую деятельность, следует рассматривать в социальном контексте, а именно этот факт часто упускается в литературе, посвященной процессам познания. • Амабайл вместе со своими коллегами изучила те факторы внешней среды и социальные факторы, которые способны повышать или понижать способности к творчеству.
• К сожалению, ученые пришли к выводу, что большая часть происходящего в школе или на работе не способствует развитию творчества. • Они обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу как любимое занятие. • Эти люди работают многие часы, движимые любопытством и желанием достичь своей цели. • Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики.
• Такой вид мотивации называется внутренней мотивацией, так как она исходит от самого индивидуума. • И напротив, мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний хорошей оценки или денег.
• Амабайл с коллегами говорит, что, для того чтобы наилучшим образом подтолкнуть человека к творчеству, нужно создать вокруг него обстановку, максимально повышающую его внутреннюю мотивацию.
• Шесть условий, при которых внутренняя мотивация обычно убивается: • а) постоянная оценка; • б) надзор; • в) вознаграждение; • г) соревнование; • д) ограниченный выбор (например, ограниченный выбор материалов); • е) внешние факторы, влияющие на выбор работы.
• В большинстве учебных заведений и практически на всех рабочих местах работает только внешняя мотивация — школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата. • Конечно, невозможно полностью избавиться от внешних побудителей — даже если они и ограничивают выбор и творческую деятельность. • И все же в школе и на работе следует так организовывать внешнюю среду, чтобы она способствовала проявлению творчества; смещала акцент с внешней мотивации к работе на внутреннюю.
• Но при этом следует учитывать, что кроме этих изменений во внешней среде для повышения творческого потенциала человека нужны и определенные навыки. • Нельзя стать способным ученым, великим писателем или талантливым художником, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области. • Итак, если вы хотите повысить свой творческий потенциал, вам не обойтись без специальных знаний.
• Творчеству способствуют некоторые личностные качества. • Так как творчество (креативность) — это создание нечто необычного и нового (как мы определили это понятие), творческая личность не должна быть подвержена конформизму и не должна в штыки встречать перемены. • Вероятно, это то, что входит в понятие «эксцентричности» художника или ученика.
• Творческая личность должна характеризоваться самомотивацией. • В школах чаще всего весь процесс обучения построен на системе поощрений не творческих учащихся, так как многие традиционные задания абсолютно не требуют проявления творчества. • Творческие же люди сами себя поощряют и находят удовольствие в самом процессе творчества.