Скачать презентацию Лекция 13 Тема Архитектура стран Западной Европы Скачать презентацию Лекция 13 Тема Архитектура стран Западной Европы

13.Архитектура Средневековья Романская Франция.ppt

  • Количество слайдов: 87

Лекция № 13. Тема: Архитектура стран Западной Европы в средние века (XI-XIV вв. ). Лекция № 13. Тема: Архитектура стран Западной Европы в средние века (XI-XIV вв. ). Романский период. 1. Архитектура дороманского периода (V-Xвв. ) 2. Романская архитектура XI-XII вв. 2. 1 Строительные приёмы и конструкции 2. 2 Типы сооружений. Культовое строительство 2. 3 Градостроительство Литература: 1. ВИА (12 т. ) – 3 т. 2. ВИИ (6 т. ) – 2 т. , кн. 1 3. Станькова Я. , Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М. : Стройиздат, 1984 4. Бартенев И. , Батажкова В. Очерки истории архитектурных стилей. М. : «Изобразительное искусство» , 1983 5. http: //lady-uspech. ru/frantsiya/carcassone 6. http: //ru. wikipedia. org/wiki/Капелла_Карла_Великого

1. Архитектура дороманского периода (V-Xвв. ) В конце V в. на территории современных государств 1. Архитектура дороманского периода (V-Xвв. ) В конце V в. на территории современных государств – Франции, Испании, Германии, Италии была образована империя франков. V – VIII вв. – династия Меровингов VIII –первая треть X вв. – империя Каролингов Вторая половина X - XI вв. – оттонский период Власть королей уменьшается, решающее значение приобретают знать и духовенство. Центральное место в архитектуре занимает строительство резиденций феодалов (Ахен, Вормс), каменных монастырей и церквей. Для церквей образцом служит базилика и раннехристианская центрическая композиция плана. Капелла Карла Великого в Ахене, построена по образцу храма Сан-Витале в Равенне. В дороманский период монастырь становится центром духовной и материальной культуры; новой церковной и хозяйственной единицей. Монастырский комплекс состоит : 1. монастырская церковь; 2. кельи вокруг двора; 3. дом настоятеля-аббата; 4. школа; 5. гостиница; 6. больница; 7. хозпостройки – амбары, мастерские, погреба.

кельи дом настоятеля-аббата двор больница монастырская церковь гостиница школа хозпостройки кельи дом настоятеля-аббата двор больница монастырская церковь гостиница школа хозпостройки

г. Ахен. Пфальц (укреплённое поместье), в 769 -794 гг. – резиденция Карла Великого. 1 г. Ахен. Пфальц (укреплённое поместье), в 769 -794 гг. – резиденция Карла Великого. 1 – дворец; 2 – дворцовая капелла; 3 – соединительная галерея; 4 – парадный двор перед дворцом; 5 – двор перед капеллой; 6 – дворцовый сад с водоёмом; 7 – служебные помещения.

ГЛОССАРИЙ • Крипта – подземное или полуподземное помещение, под хором романских церквей, для почётного ГЛОССАРИЙ • Крипта – подземное или полуподземное помещение, под хором романских церквей, для почётного места погребения, иногда в качестве часовен или дополнительных церквей • Нервюра – профилированное ребро готического свода • Нартекс – входное помещение в виде закрытой галереи или открытого портика в средневековых церквах • Травея – пространство нефа под одним крестовым сводом в романских и готических церквах • Трансепт – поперечный неф • Трифорий – верхняя продольная боковая декоративная галерея в готических соборах, открытая в средний неф тройными или двойными арочными проёмами • Хор – в западноевропейских церквах – место для певчих, располагался перед алтарной частью, в более позднее время – за алтарём • Клуатр – внутренний двор монастыря • Апсида – выступ здания, обычно полукруглый или многоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом • Баптистерий – крещальня, круглое или многогранное в плане здание для совершения обряда крещения иногда с бассейном в центре • Донжон – главная башня в средневековом укреплённом замке, служившая жилищем; с конца XI в. жилище феодала – отдельное здание, за донжоном сохраняются функции оборонительного сооружения и убежища в случае захвата оборонительных стен • Пфальц – укреплённое поместье феодала • Капелла – католическая часовня, домовая церковь, придел • Дормитории – спальни монахов • Сакристия – помещение для облачения духовенства

Ø Монастыри располагались поблизости от поселений (аббатство Сен. Дени и Сен-Жермен под Парижем) или Ø Монастыри располагались поблизости от поселений (аббатство Сен. Дени и Сен-Жермен под Парижем) или сами становились причиной возникновения городов. Ø Замки феодалов часто являлись градообразующим фактором. Интенсивное замковое строительство совпадает с завершением процесса становления феодального строя в Западной Европе. Ø Замок – мощное оборонительное сооружение, состоящее из главной дозорной и жилой на время осады башни – донжона, крепостных стен и хозяйственных построек. Укреплённое поместье – пфальц эпохи Каролингов.

Монастырь в Сант-Галлене (VIIв. ) в Швейцарии – пример монастырского комплекса дороманского периода с Монастырь в Сант-Галлене (VIIв. ) в Швейцарии – пример монастырского комплекса дороманского периода с регулярной планировочной структурой. Сант-Галленский монастырь. 1 – церковь; 2 – клуатр; 3 – дормитории; 4 – трапезная и кухня; 5 – хозпостройки; 6 – дом настоятеля; 7 – школа; 8 – странно-приимный дом; 9 – больница; 10 – капеллы и кладбища; 11 – огороды; 12 – жилища ремесленников; 13 – конюшни.

Мон Сен-Мишель Мон Сен-Мишель

Каркассон, XIIв. На правом берегу р. Од расположен Верхний город, на левом – Нижний Каркассон, XIIв. На правом берегу р. Од расположен Верхний город, на левом – Нижний город. 1 – площадь; 2 – церковь св. Винцента; 3 - церковь Сен-Мишель.

Каркассон. Общий вид. Каркассон. Общий вид.

Франция. г. Каркассон, замок Франция. г. Каркассон, замок

Замки Замки

Средневековые замки. Замок Гизор /Франция/ XI в. и разрез донжона в Лоше, конец X Средневековые замки. Замок Гизор /Франция/ XI в. и разрез донжона в Лоше, конец X в.

Средневековый замок в Германии Средневековый замок в Германии

замок Бодиам замок Бодиам

1. Крепость Аккерман 2. Генуэзская крепость 3. Крепость Хотинская (славяне) 1. Крепость Аккерман 2. Генуэзская крепость 3. Крепость Хотинская (славяне)

2. Романская архитектура XI-XII вв. § § § В раннее средневековье догматы церкви пронизывали 2. Романская архитектура XI-XII вв. § § § В раннее средневековье догматы церкви пронизывали общественную и личную жизнь человека. Быть вне церкви – значило быть вне общества, вне закона. В этих условия здание церкви приобретало огромную роль. В христианских храмах, в отличие от языческих, главным становится не объёмно-пластическая, а пространственная характеристика сооружения. Организация внутреннего пространства была подчинена двум основным задачам: а) – обширное помещение базилики должно быть местом объединения верующих б) – средой, которая соответствовала бы впечатляющей торжественности обрядов нового богослужения. Слияние культового, мемориального помещения ( погребальные сооружения над местом захоронения героизированных личностей и погибших за христианскую веру – мартирии) с церковно-утилитарным сооружением (домом собраний и общей молитвы) способствовало появлению собственно церковного здания – базилики. Местом священнодействия в базилике служит пространство в части примыкающей к апсиде. Основное пространство, вытянутое в длину и разделённое двумя или тремя параллельными рядами колонн на центральный и боковые нефы, предоставлялось молящимся.

2. 1 Строительные приёмы и конструкции q Основным строительным материалом для возведения крупных построек 2. 1 Строительные приёмы и конструкции q Основным строительным материалом для возведения крупных построек служил камень местных пород, главным образом – известняк, разноцветные камни вулканического происхождения, гранит ( в Нормандии), для облицовки ( в Северной Италии) – мрамор. Кирпич применялся в северной Франции, Германии и Нидерландах. Внешние ряды из тёсаного камня укладывались также на растворе. q Кладка стен не оштукатуривалась и являлась важнейшим средством художественной выразительности, способствуя выявлению тектоники. q Плоское деревянное перекрытие главного нефа сменяется цилиндрическим сводом. Крестовые своды применялись в боковых нефах, но с начала XIIв. они начинают возводится и над главным нефом. q Романский крестовый свод почти всегда делался вспарушенным, что придавало ему большую жёсткость. q Купола, иногда возводимые на пересечении главного нефа с трансептом опирались на четырёхгранное основание с помощью парусов или тромпов. q Важный шаг в конструктивной системе перекрытий – сосредоточение усилий с помощью крестовых сводов и подпружных арок в отдельных точках и расчленение стены на собственно стену и столбы – контрфорсы, устанавливаемые в местах наибольшего действия распорных усилий.

Собор Сен Лазар в Отене (Бургундия). 1 -я половина 12 в. План. Собор Сен Лазар в Отене (Бургундия). 1 -я половина 12 в. План.

Планы романских соборов Собор в Авиньоне(Прованс), церковь Сен Пьер в Шовиньи (Пуату), церковь Нотр-Дам Планы романских соборов Собор в Авиньоне(Прованс), церковь Сен Пьер в Шовиньи (Пуату), церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране (Овернь). Планы.

Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма. Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма.

Полуциркульный свод и разрез. Полуциркульный свод и разрез.

реконструкция Клюни III реконструкция Клюни III

Церковь Сен Фрон в Перигё. План. Церковь Сен Фрон в Перигё. План.

Собор в Ангулеме. План. Собор в Ангулеме. План.

Капители и базы романской опоры. Капители и базы романской опоры.

Эволюция опоры от позднеримского храма до зрелой романской архитектуры Эволюция опоры от позднеримского храма до зрелой романской архитектуры

Германия Германия

Собор в Вормсе XI-XIII вв. /план/ Собор в Вормсе XI-XIII вв. /план/

 • • • • Соответствие композиции внешнего объёмно-пространственного решения с чётким членением внутреннего • • • • Соответствие композиции внешнего объёмно-пространственного решения с чётким членением внутреннего пространства и конструктивных элементов. Конструкция на фасадах подчёркивалась членением стен: угловым утолщением, лопатками и контрфорсами. Арочный мотив с полуциркульным завершением являлся господствующим в в разработке оконных и дверных проёмов. Фасады украшались декоративными поясками – аркатурами, иногда в сочетании со скульптурными фризами. На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми «перспективными» порталами, в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых полуциркульными архивольтами. Над средокрестием возводилась башня, которая становится обязательным элементом романской церкви. Архивольт – лицевая и нижняя поверхность арки, архитектурно оформленная. Атрий – (в раннехристианской архитектуре) окружённый портиками двор. Гурт – тяга, пояс, профилированное ребро. (см. нервюра) Контрфорс – вертикальный или суживающийся кверху выступ стены, противодействующий распору свода. Лопатка – вертикальный плоский выступ в стене, не имеющий базы и капители. Травея – пространство нефа под одним крестовым, сомкнутым сводом. Ратуша – здание городского самоуправления

Собор в Вормсе XI-XIII вв. Собор в Вормсе XI-XIII вв.

Собор в Вормсе (XI-XIIIв. ) Собор в Вормсе (XI-XIIIв. )

Собор в Вормсе XI-XIII вв. /план/ Собор в Вормсе XI-XIII вв. /план/

Интерьер романской церкви. (Мария-Лаах) Интерьер романской церкви. (Мария-Лаах)

Пизанский собор. Италия Пизанский собор. Италия

План Пизанского собора План Пизанского собора

Собор Сан-Марко Собор Сан-Марко

Франция. Церковь Сен Фрон в Перигё (1120 -1179 гг. ) В основу плана положен Франция. Церковь Сен Фрон в Перигё (1120 -1179 гг. ) В основу плана положен равноконечный крест с удлинённой западной частью несущей высокую многоярусную башню. Главный купол покоится на четырёх пилонах. План собора и интерьер аналогичны собору св. Марка в Венеции (XIв. ). Пять куполов почти одинаковой высоты.

Франция. Церковь Сен Сернен в Тулузе (XIXIIв. ) Многоярусная башня над средокрестием объединяет протяжённый Франция. Церковь Сен Сернен в Тулузе (XIXIIв. ) Многоярусная башня над средокрестием объединяет протяжённый главный неф и сильно вытянутые крылья трансепта. Полукруглые выступы капелл расположены на стене трансепта и на полукружии апсиды. Жилой дом в Клюни.

Собор в Шпайере XI-XII вв. Церковь в Лаах конец XI в. -XIIв. Собор в Шпайере XI-XII вв. Церковь в Лаах конец XI в. -XIIв.

Италия. Соборный комплекс в Пизе. Комплекс состоит из собора (арх. Бускетто, XI в. , Италия. Соборный комплекс в Пизе. Комплекс состоит из собора (арх. Бускетто, XI в. , Райнальдо, XII в. ), кампаниллы и баптистерия. Собор – пятинефный, центральный неф перекрыт плоским потолком, боковые – крестовыми сводиками. Нефы разграничены аркадами на колоннах с капителями. Над средокрестием – эллиптический купол. В облицовке использован белый и чёрный мрамор.

Монастырская церковь в Клюни. Длина 130 м. Монастырская церковь в Клюни. Длина 130 м.

1 2 3 1 – христианская антика, 2 – базилики каролинско-оттонские, 3 – романские 1 2 3 1 – христианская антика, 2 – базилики каролинско-оттонские, 3 – романские базилики, 4 – готический кафедральный собор 4

 • Шестичастный свод • Германия. Собор в Шпейере • Схемы романских планов и • Шестичастный свод • Германия. Собор в Шпейере • Схемы романских планов и системы перекрытий

Поперечный разрез готического собора Поперечный разрез готического собора

2. 3 Градостроительство • В X-XII вв. в период активного строительства городов, связанного с 2. 3 Градостроительство • В X-XII вв. в период активного строительства городов, связанного с дальнейшим развитием производительных сил и отделением ремесла от сельского хозяйства, феодальные замки стали центрами концентрации торгово-ремесленного населения. • Иногда городами становились сельские поселения, если в них были благоприятные условия для развития торговли и ремесла. • Многие средневековые города развились на основе добычи и обработке полезных ископаемых (Зальцбург, Инсбрук, Линц и пр. ). • Большое значение в развитии средневековых городов XII-XIII вв. имела торговля и ярмарочные центры. В раннее средневековье ярмарки были единственными местами обмена. Италия – ярмарка в Павии, Ферраре; Англия – Винчестерская; Германия – ярмарка в Лейпциге и Франкфурте-на-Майне, Русь – Новгород; Франция – Шампаньская ярмарка. К концу XIII в. большинство средневековых городов Западной Европы имело городские советы, в обязанность которых входило следить за взиманием налогов, осуществлять надзор за торговлей и ремеслом, распоряжаться финансами, следить за обороноспособностью города и его благоустройством.

В XIII в. в городе Магдебург было сформировано Магдебургское городское право. Города, построенные в В XIII в. в городе Магдебург было сформировано Магдебургское городское право. Города, построенные в соответствии с Магдебургским правом, получали самоуправление, льготы в отношении ремесла и торговли, право судопроизводства и взимания налогов. Они освобождались от феодальных повинностей и становились коллективными собственниками городской земли. Территория города делилась на примерно равные земельные участки, которые отдавались в «держание» жителям этого города. Большое внимание уделялось наследованию права пользования земельным участком. Закон строго следил, чтобы участок получали прямые наследники умершего, в противном случае участок отчуждался в пользу городской общины. Все эти правила имели целью предотвратить анархию в городском землепользовании и воспрепятствовать образованию крупных наделов в руках феодалов или разбогатевших бюргеров. В городах была достаточно чёткая архитектурно-планировочная структура, а также взаимосвязь архитектурных вертикалей с городским пространством улиц и площадей. Городской дом, ориентированный фасадом на улицу или площадь, представлял собой элемент нового архитектурного комплекса – фронта домов. Длинные ритмичные ряды фасадов в определённой степени унифицированных образуют по новому решённое пространство площади. Все городские ворота были увенчаны башнями, фиксирующими начало главных городских коммуникаций. Островерхие шпили церквей и башня ратуши указывали на местоположение главных площадей и соединяющих их улиц и давали возможность легко ориентироваться в городе.

г. Наумбург, X в. Возник как поселение у замка феодалов. 1 – гражданский центр г. Наумбург, X в. Возник как поселение у замка феодалов. 1 – гражданский центр 2 – церковный центр г. Мейсен. Рыночная площадь. 1 –здание ратуши; 2 –Фрауенкирхе; 3 – улица Бургштрассе, идущая к замку

Город Ришелье. Ратуша на главной площади. Город Ришелье. Ратуша на главной площади.