Скачать презентацию Лекция 12 Русская философия Русская философия Скачать презентацию Лекция 12 Русская философия Русская философия

Философия ЛК 12 - Русская философия.ppt

  • Количество слайдов: 22

Лекция № 12 Русская философия Лекция № 12 Русская философия

Русская философия Русская философия

русская философия (XIX – XX вв. ) собирательное название философских концепций русских мыслителей Традиционно русская философия (XIX – XX вв. ) собирательное название философских концепций русских мыслителей Традиционно началом русской философии считают публикацию «Философических писем» Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России - высылку большевиками в 1922 г. последних представителей «старорежимной» философской школы.

Основная проблематика: Проблема человека; Космизм; Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути России Основная проблематика: Проблема человека; Космизм; Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом – специфическая проблема русской философии; Проблема власти и государства; Проблема социальной справедливости; Проблема идеального общества; Проблема будущего; Проблема творчества.

Основные черты русской философии: По мнению Н. О. Лосского – русского религиозного мыслителя, создателя Основные черты русской философии: По мнению Н. О. Лосского – русского религиозного мыслителя, создателя интуитивизма в философии • Космизм - восприятие космоса как единого целостного организма, противоположность хаосу; • Софиология - учения о Софии (Премудрости Божьей, Душе мира) – представители: С. Булгаков, В. Соловьев, П. Флоренский • Соборность, Интуитивизм, • Метафизичность, Реалистичность (онтологизм) • Религиозность, Нравственность

Этапы развития русской философии 1. Славянофильство и западничество 2. Народничество 3. Философия всеединства 4. Этапы развития русской философии 1. Славянофильство и западничество 2. Народничество 3. Философия всеединства 4. Религиозная философия – Софиология 5. Космизм

1. Славянофильство и западничество Славянофилы: Западники: ü А. С. Хомяков ü П. Я. Чаадаев 1. Славянофильство и западничество Славянофилы: Западники: ü А. С. Хомяков ü П. Я. Чаадаев ü И. В. Киреевский ü В. Боткин ü К. С. Аксаков ü П. Анненков ü Ю. Самарин ü Т. Грановский

Чаадаев П. Я. (1794 - 1856) Ø «Письма о философии истории» на франц. яз. Чаадаев П. Я. (1794 - 1856) Ø «Письма о философии истории» на франц. яз. - «Философические письма» Ø «Апология сумасшедшего» Его сторонники оформились в западников, а его критики - в славянофилов. Влияние Шеллинга, путешествовал по Европе Основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Не отрицает христианство, но считает, что его «Смысл России - быть уроком всему человечеству» . основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле» - метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники).

Философические письма (1829 -1831 гг. ) Первое письмо было опубликовано в журнале «Телескоп» в Философические письма (1829 -1831 гг. ) Первое письмо было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г. Автор выразил сожаление по поводу «отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода» , духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии» . Дает начало философскому осмыслению проблемы Отмечает значимость католической церкви, оставаясь православным. Николай I, после прочтения «Писем» : «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной - смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного» . Журнал был закрыт, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. Проходил ежедневное! освидетельствование, находясь под домашним арестом. Надзор полицейского лекаря за «больным» был снят в 1837, под условием, чтобы он «не смел ничего писать» .

Славянофилы утверждали существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия наличие у России Славянофилы утверждали существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития. неповторимость форм общественного развития русского народа в виде общины (характеризуется коллективным трудом и потреблением) и артели (добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности) отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков

Хомяков А. С. (1804 - 1860) особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия Хомяков А. С. (1804 - 1860) особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия Основной труд: «Записки о всемирной истории» (незавершен) Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. История народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи. В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм

2. Народничество (1860 - 1910 гг. ) Представители: А. И. Герцен Н. Г. Чернышевский 2. Народничество (1860 - 1910 гг. ) Представители: А. И. Герцен Н. Г. Чернышевский А. Григорьев Н. Н. Страхов П. Лавров Потери связи интеллигенции с народной мудростью, народной правдой Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном» , пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условия: слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Главной задачей воспитания Герцен считал Герцен Александр Иванович формирование гуманной, свободной личности, которая (1812 -1870 гг. ) - основатель живет интересами своего народа и стремится к движения народничества преобразованию общества на разумных началах.

3. Философия всеединства Представители: ü Владимир Соловьев, ü Сергей и Евгений Трубецкие, ü Сергей 3. Философия всеединства Представители: ü Владимир Соловьев, ü Сергей и Евгений Трубецкие, ü Сергей Булгаков, ü Павел Флоренский, ü Лев Карсавин ü Семен Франк Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом является смыслом существования всего живого на Земле. Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия и составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности.

Проявления всеединства В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари, Бога и Проявления всеединства В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари, Бога и человека; В гносеологическом отношении - это «цельное знание» , представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания - не только через познавательную деятельность, но через веру и интуицию. В аксиологии - абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы.

Соловьев Владимир (1853 -1900 гг. ) Основные труды: Соловьев Владимир (1853 -1900 гг. ) Основные труды: "Оправдание Добра» «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия»

Павел Флоренский (1882 - 1917) «Столп и утверждение Михаил Нестеров. Философы Павел Флоренский и Павел Флоренский (1882 - 1917) «Столп и утверждение Михаил Нестеров. Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Масло. 1917 истины» снятие противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли, управляющей миром

4. Религиозная философия Сергей Булгаков Василий Розанов (религиозно-философское общество) Дмитрий Мережковский (русский символизм) Николай 4. Религиозная философия Сергей Булгаков Василий Розанов (религиозно-философское общество) Дмитрий Мережковский (русский символизм) Николай Бердяев ( «Философия свободы» , «Смысл творчества» ) Успенский собор Московского Кремля

Николай Бердяев (1874 -1948) Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества» единственный механизм творчества - Николай Бердяев (1874 -1948) Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества» единственный механизм творчества - свобода. ввел и развил понятия: Ø царство духа, Ø царство природы, Ø объективация - невозможность преодолеть оковы царства природы, Ø трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Сергей Булгаков (1871 - 1944) Труды: «Философия хозяйства» «Свет Невечерний» «Философия имени» с 1918 Сергей Булгаков (1871 - 1944) Труды: «Философия хозяйства» «Свет Невечерний» «Философия имени» с 1918 г. – священник

5. Космизм Философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о Представители: 5. Космизм Философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о Представители: человеке как «гражданине Н. Ф. Федоров Мира» (1829 -1903) В Фс понятие Космизма связано с учением древних К. Э. Циолковский греков о мире как структурно(1857 -1935) организованном и упорядоченном целом. В. И. Вернадский В науке учение о Космизме (1863 -1945) основано на теориях о А. Л. Чижевский рождении и эволюции Вселенной (1897 -1964)

Николай Федоров ( Философия «общего дела» Воскрешение предков – патрификация Его осуществит Бог нашими Николай Федоров ( Философия «общего дела» Воскрешение предков – патрификация Его осуществит Бог нашими • Проект «регуляции природы» руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому ими можно заселить другие планеты. Замысел освоения космического пространства

Задание для самостоятельной работы Прокомментируйте высказывание: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Задание для самостоятельной работы Прокомментируйте высказывание: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - мы - народ исключительный» . (П. Я. Чаадаев) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!