Лекция_11_1_Природа_Дух_антропология.ppt
- Количество слайдов: 30
ЛЕКЦИЯ 11_1 «ПРИРОДА И ДУХ: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ n 1. 2. 3. 4. О понятии «природа человека» Индивидуальное и социальное. Отношения биологического и социального в человеке. Биологические предпосылки социальных свойств и способностей. Агрессия, ее причины и средства снижения.
О ПОНЯТИИ «ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА» «Природа человека» - существенное, постоянное, устойчивое, присущее всему человеческому роду. Это качества и свойства, которые определяют: Ø основные особенности жизни людей, Ø устройство общества, Ø закономерности развития общества, культуры, цивилизации. Природа человека – это общие родовые свойства, присущие всем людям во все времена человеческой истории. Сущность человека состоит в его стремлении властвовать над своей биологической природой. n
1. Индивидуальное и социальное
КОНЦЕПЦИИ ОТНОШЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО n n Социологизм - только индивид зависит от общества, но не наоборот. Личность является продуктом социальной среды, а сознание индивида есть отражение общественного сознания. История деперсонифицируется, деиндивидуализируется. Психологизм - нет ничего в обществе, чего бы не было в психике людей, нет никаких социальных закономерностей отдельных от сознания и поведения людей. Общество можно объяснить наблюдая жизнь личностей.
ОТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО Многопланово. • Индивид» и общество как отношение части и целого образует пространство межиндивидуальных взаимодействий. • Отношение индивидуального как единичного и общего - надиндивидуального образует «надиндивидуальное пространство» или социум. 1. Совпадение динамики социальных процессов и личностных изменений. 2. Подобие индивидуального и социального, внешнего и внутреннего (индивид возвращает то, что получает от общества).
2. Отношения биологического и социального в человеке
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ «Философская антропология» (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Роттакер, Г. -Э. Херстенберг )
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА n n Объективистские - человек и окружающий его мир, смысл всякого бытия познается из самого объекта, мира, а человек понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой разумности, вечных идей и сущностей, божественного провидения, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимости. Субъективистские - бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного «Я» , через него, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого, индивидуального, а в конечном счете, и всякого другого бытия, в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека: в спонтанно-разумной деятельности, в духовно-нравственных, подсознательноиррациональных силах, волевых импульсах и стремлениях.
ДИАЛЕКТИКО_МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА n n Марксистская философия исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения служит развиваемая концепция антропогенеза, учение о сочетании биологической и социальной сущности человека: теория предметно-практической деятельности как определяющей формы взаимодействия человека с окружающей средой.
ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК n n n это особое, биосоциальное, предметно-деятельное, мыслящее существо. это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития. Природа человека – это общие родовые свойства, присущие всем людям во все времена человеческой истории. Эти свойства следующие: человек есть единство индивидуального и социального. Он не может существовать без общества, вне определенной культуры, но он также не может не быть индивидуальностью, личностью, наделенной сознанием и волей.
ЧЕЛОВЕК n Ø Ø единство природного и культурного, надприродного. Сущность культуры состоит в регуляции биологического начала в человеке. n Биологическое в человеке проявляется: в инстинктах: самосохранения, агрессии и др. в сфере способностей: физическая сила и ловкость, интеллект, языковые способности, воля в темпераменте: экспрессия, эмоциональность, агрессивность, импульсивность и др. врожденных особенностях психики и соматики, в генетической предрасположенности к определенной патологии. n Ø Ø Социальное в человеке проявляется как наличие культурных норм, установок, стереотипов знания и навыки, приобретенные в процессе социализации самостоятельно выработанные убеждения потребность принадлежать какой-либо социальной общности и в тоже время обладать в ней известной автономией, самоценностью.
ЧЕЛОВЕК n n Ø Ø n Отношение биологического и социального дифференцировано и индивидуализировано. В системе интегральной индивидуальности оно существует в двух вариантах: биологическое как основание социальных качеств (иерархия), биологическое как взаимодействующее с социальным: координация, кооперация, конкуренция. Исследование биосоциальных связей - это знание природы человека, границ его возможностей и размаха индивидуальных различий. Без чего невозможно понять, насколько человек способен к изменениям, каковы перспективы развития индивидуальности.
СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
3. Биологические предпосылки социальных свойств и способностей
• ЭКСПРЕССИЯ (выразительные движения). Выразительные движения предшествовали звуковой речи и служили средством общения и взаимодействия человека. • ТЕМПЕРАМЕНТ. Генотип определяет состояние таких черт темперамента, как активность, общительность, эмоциональность и некоторых их производных: интроверсия - экстроверсия, социабельность, невротизм. • Темперамент – только элемент в системе факторов, детерминирующих поведение и определяющих формирование индивидуальных личностных свойств. • Другими элементами являются способности (интеллект), потребности и условия среды.
4. Агрессия, ее причины и средства снижения
ТЕОРИИ АГРЕССИИ • Теория инстинкта, которая рассматривает агрессивное поведение как врожденное (З. Фрейд). • Теоретики – эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая человека (Ч. Ломброзо). • Теория фрустрации. Фрустрация – это состояние неудовлетворенности какой-либо социальной потребности личности. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. • Теория социального опыта или социального научения трактует агрессию как явление социальное.
ПОНЯТИЕ «АГРЕССИЯ» • Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда другому лицу (жертве). • Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. • Агрессию следует рассматривать как поведение, а не как эмоцию, мотив или установку. Негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают злонамеренное поведение. Однако, целенаправленность на причинение ущерба - обязательный признак агрессии. Случайное нанесение ущерба, действия врачей и родителей не есть агрессия (эти действия совершаются ради пользы). • •
СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АГРЕССИИ НАКАЗАНИЕ. Грозящее наказание может служить эффективным средством предотвращения агрессии, но лишь в том случае, 1) если агрессор не находится в степени крайнего озлобления, или 2) если это наказание, которое он ожидает, действительно для него сурово; 3) если выгода от совершения агрессии не слишком велика или 4) если человеку нечего терять. Удержать от агрессии наказание может, если оно сразу следует за совершением агрессивных действий. КАТАРСИС. Существует мнение, что если приведенному в ярость индивиду дать возможность «выпустить пар» в социально допустимой или законной форме, то это снизит агрессию. ДЕМОНСТРАЦИЯ И ПРИЗЫВ К СДЕРЖАННОСТИ. Этот способ может только снизить частоту или интенсивность проявления агрессии. КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ. Провоцирует агрессию убеждение во враждебности окружающих, а дальше действует схема «око за око – зуб за зуб» . ИНДУКЦИЯ РЕАКЦИЙ, НЕСОВМЕСТИМЫХ С ГНЕВОМ ИЛИ ОТКРЫТОЙ АГРЕССИЕЙ. Н-р, юмор, скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и т. д.
1. ВЫВОДЫ Природа человека – это общие родовые свойства, присущие всем людям во все времена человеческой истории. 2. Эти свойства следующие: человек есть единство индивидуального и социального. Он не может существовать без общества, вне определенной культуры, но он также не может не быть индивидуальностью, личностью, наделенной сознанием и волей. 3. Человек есть единство природного и культурного, надприродного. Сущность культуры состоит в регуляции биологического начала в человеке. 4. Биологическое в человеке проявляется в: Ø в инстинктах: самосохранения, агрессии и др. Ø в сфере способностей: физическая сила и ловкость, интеллект, языковые способности, воля Ø в темпераменте: экспрессия, эмоциональность, агрессивность, импульсивность и др. Ø врожденных особенностях психики и соматики, в генетической предрасположенности к определенной патологии. 5. Социальное в человеке проявляется как: Ø наличие культурных норм, установок, стереотипов Ø знания и навыки, приобретенные в процессе социализации Ø самостоятельно выработанные убеждения Ø потребность принадлежать какой-либо социальной общности и в тоже время обладать в ней известной автономией, самоценностью.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Алексеев П. В. , Панин А. В. Философия. Учебник. – М. , 2000. Бэрон Р. , Ричардсон Д. Агрессия. Спб. Москва - Харьков Минск, 1997. Веккер Л. М. Психика и реальность. – М. , 2000. Гуревич П. С. Философия культуры. – М. , 1998. Камю А. Творчество и свобода. – М. , 1990. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. -Симферополь, 1998. Спиркин, А. Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин. – М. , 2007. Радугин, А. А. Философия: Курс лекций / А. А. Радугин. - М. : Центр, 2004. Рубчевский К. В. Социализация личности. – Красноярск, 2002. Философия: Учебное пособие /Под ред. В. П. Кохановского Ростов-на-Дону, 2001. Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - М. , 2005. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М. , 1994. Фрейд З. Психология бессознательного. - М. , 1990. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. – СПб. , 1997. Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. - СПб. , 1995.